Календарно-тематическое планирование по русскому языку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Алкино-2 муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО
на заседании ШМО
Протокол №1 от « »августа 2016г.
Руководитель МО
__________ ДаяноваГ.Г.. СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________ Карачурина З.М.
« »августа 2016г. УТВЕРЖДАЮ
Директор СОШ c. Алкино-2
________ Батршина М.Т.
Пр. № от ____________2016г.
Календарно-тематическое планирование
учебного курса «Русский язык »
для 2 класса
УМК « Перспектива»
Составитель: учитель начальных классов
первой категории СОШ с. Алкино-2 муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
Кутлубаева Алия Фаритовна2016 -2017 учебный год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пДата Количество часов
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Региональное содержание предмета Примечание
по плану фактически 43 1 четверть. 17 Раздел «Мир общения»
Планируемые результаты( УУД):
Личностные: Проявлять: интерес к изучению темы; ценностное отношение к русскому языку как выразительному средству общения; осознанное желание к созданию текста и шифра для письма в рисунках
Метапредметные:
Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение; различать типы текстов и обосновывать своё суждение; использовать приобретённые знания для создания шифра и текста при оформлении письма в рисунках.
Регулятивные умения: исправлять ошибки в учебном тексте; учитывать правило при расположении слов в алфавитном порядке; выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью; использовать алгоритм оформления предложения на письме в зависимости от цели высказывания и интонации.
Коммуникативные умения: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.
Определять: виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; вид текста в зависимости от содержания. Писать орфограммы в новых словарных словах. Оформлять предложение на письме в зависимости от цели высказывания и интонации.
Предметные: Определять: виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; вид текста в зависимости от содержания. Писать орфограммы в новых словарных словах. Оформлять предложение на письме в зависимости от цели высказывания и интонации.
1 1.09 1 Мир общения. Собеседники. Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Составление устного рассказа
на тему «Как я провел лето»,
«Письмо бабуш-ке», «Осень в нашем лесу» ,« Появление башкирской письменности» .Составление предложений о родной школе, о красоте осенней природы Республики Башкортостан.
Использование загадок народов, населяющих РБ во время словарного диктанта. На минутке чистописания запись имен, встречающихся среди детей и взрослых в РБ.
Составление деформированных предложений, с использованием названий сел, рек, озер, деревьев, трав, встречаю-щихся на территории РБ.
Сравнение пословиц русского и башкирского народа.
2 2.09 1 История письма 3 3.09 1 Письменная речь. Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнёров (взрослый – ребёнок). 4 5.09 1 Условия письменного сообщения. 5 7.09 1 Учимся писать письма. Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Правильно оформить предложение на письме и в устной речи. 6 8.09 1 Слово, предложение и текст в речевом общении. Строить высказывание в устной и письменной форме.Активизировать лексический запас и обогащать словарь словами разных тематических групп.Использовать «вежливые» слова в общении 7 9.09 1 Слова с непроверяемым написанием.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. 8 10.09 1 Слово и предложение. Анализировать интонационно – звуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов.Активизировать лексический запас и обогащать словарь словами разных тематических групп. 9 12.09 1 Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи. Определять тип предложения по интонации и по цели высказывания. Осмыслять культурную значимость орфографически верной письменной речи. 10 14.09 1 Восклицательные и невосклицательные предложения. Учиться правильно оформить предложение на письме и в устной речи.Определять тип предложения по интонации и по цели высказывания. 11 15.09 1 Основные свойства текста. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Учиться использовать в речи слово и предложение для называния предметов и для передачи необходимой информации 12 16.09 1 Последовательность предложений в тексте. Контролировать свою речь в процессе общения.Учиться использовать в речи слово и предложение для называния предметов и для передачи необходимой информацииУмение ориентироваться в тексте. 13 17.09 1 Типы текстов. Составлять диалоги на заданные темы. Использовать в общении тексты разных типов составлять Формировать алгоритм своего действия. 14 19.09 1 Главный помощник в общении – родной язык. Выражать мысли; получать информацию. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий.Использовать в общении тексты разных типов 15 21.09 1 Богатства языка. 16 22.09 1 Диктант по разделу «Мир общения» Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. 17 23.09 1 Работа над ошибками. Контрольная работа по разделу «Мир общения» Выполнять работу над ошибками по плану. 26 Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение».
Тема: Звуки и буквы
Планируемые результаты:
Личностные Проявлять: интерес к изучению темы; интерес к народным высказываниям, которые содержат пословицы; осознанное желание создавать карту удивительного города Звукобуквограда.
МетапредметныеПознавательные умения: анализировать звуки по группам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; соотносить услышанный звук с написанной буквой и обосновывать своё мнение; определять две функции гласных букв и, е, ё, ю, я в словах; определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании карты удивительного города Звукобуквограда.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя алгоритм; проверять правильность выполненного задания при работе в паре; выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения: комментировать собственные действия при выполне_нии задания; строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.
Предметные Выполнять звуко-буквенный анализ слова.
Писать: слова с мягким знаком в середине и в конце слова; слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ, используя правило; предложения со словами, в которых написание расходится с произношением; слова с буквой э и буквой й, выполняя деление слова для переноса.
Составлять и записывать ответы на вопросы, используя содержание текста
18 24.09 1 Гласные и согласные звуки и буквы Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно – образной схеме Звукобуквограда.Комментировать собственные действия при выполнении задания. Беседа о создании башкирской письменности .Составление предложений о красоте осенней природы Республики Башкортостан.
Использование загадок народов, населяющих РБ во время словарного диктанта.
На минутке чистописания запись слов –названий рек, озер Составление деформированных предложений, с использованием названий сел, рек, озер, деревьев, трав, встречаю-щихся на территории РБ.
Сравнение пословиц русского и башкирского народа. Запись пословиц, объяснение их значения. Выполнение звуко-буквенного разбора слов юрта, Юрюзань, Юрактау и других
Составление предложений о достопримечательностях нашего края.
Подбор и запись слов названий животных, растений, предметов быта нашего края, с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн,
На минутке чистописания запись слов –названий сел, городов. Республики Башкортостан 19 26.09 1 Алфавит. Роль алфавита. Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Классификация слов. Ориентировка в звуковой структуре слов. 20 28.09 1 Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи. Различать гласные и согласные звуки.Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности 21 29.09 1 Соотношения «звук-буква» в словах. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные).Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности 22 30.09 1 Правописание безударных гласных, парных согласных. Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. 23 1.10 1 Общение людей. Виды речи. Использовать предложения разных типов для выражения своих намерений; комментировать собственные действия при выполнении задания. 24 3.10 1 Звук [й’] и буква Й. Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. Формальная классификация: подбор слов с определенным звуком. Делить на части для переноса слова с буквой й. 25 5.10 1 Изложение по сказке К.Ушинского «Утренние лучи». Передавать содержание текста письменно без искажений. Правильно записывать предложения. 26 6.10 1 Работа над ошибками. Звук [э] и буква Э. Орфографически верно писать слова с буквой э; проводить сравнительный анализ. 27 7.10 1 Твёрдые и мягкие согласные звуки Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, и, ю, я. Звуковой анализ слов. Обобщение. Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций.
Выполнять работу над ошибками.
Звуковой анализ слов. Речевое высказывание и аргументировать своё мнение 28 8.10 1 Обучающее сочинение «Осень» 29 10.10. 1 Работа над ошибками. Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме. 30 12.10 1 Волшебный мягкий знак. Перенос слов. 31 13.10 1 Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И. . Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я.Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 32 14.10 1 Изложение текста «Галка» Письменно передавать содержание текста.
Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака Готовность слушать собеседника и вести диалог. Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака 33 15.10 1 Работа над ошибками. Способы обозначения мягких согласных звуков на письме. 34 17.10 1 Урок –игра по теме «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме» 35 19.10 1 Шипящие согласные звуки. Уметь писать орфограммы в новых словарных словах.Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 36 20.10 1 Правописание слов с сочетаниями жи-ши. Актуализировать знания о написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку 37 21.10 1 Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щуУметь объяснять, почему эти написания являются традиционными. Комментировать собственные действия при выполнении задания. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.Осознание алгоритма своего действия. Уметь классифицировать и исправлять ошибки 38 22.10 1 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН. Писать слова с орфограммами жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Проводить звуко – буквенный анализ слов, делить слова на слоги
Уметь записывать текст под диктовку
Определять количество слогов в слове; формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. Переносить слова по слогам. 39 24.10 1 Контрольное списывание. Правила деления слов на слоги. 40 26.10 1 Контрольный диктант за 1 четверть 41 27.10 1 Работа над ошибками Слог. Перенос слов. 42 28.10 1 Слог .Перенос слов. Словарный диктант 43 29.10 1 Закрепление изученного материала 39 2 четверть 16 Тема: Слог. Ударение. Безударная гласная.
Планируемые результаты:
Личностные:
Проявлять: интерес к изучению темы; эмоционально ценностное отношение к проблеме учеников «Лесной школы»; творческое отношение к процессу оформления письма ученикам сказочной «Лесной школы».
Метапредметные:
Познавательные умения: распределять слова по группам в зависимости от количе!ства слогов и обосновывать своё мнение; определять вариант переноса слова и обосновывать своё мнение; распознавать ударную и безударную гласную в слове и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при оформлении письма ученикам «Лесной школы».
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе; соотносить учебные действия с известным правилом; выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения: комментировать собственные действия при выполнении задания; строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве; адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.
Предметные: Выполнять перенос слова, используя правила. Выполнять деление слова на слоги. Определять ударный слог. Писать слово с безударной гласной, подбирая проверочное слово. Писать орфограммы в новых словарных словах. 44
5.11 1 Ударение.
Вести наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов - омографов. Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
Овладение передачи текста в письменном виде
Подбор и запись слов названий животных, растений, предметов быта нашего края, с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, 45 7.11 1 Ударение. Ударный слог. 46 9.11 1 Учимся писать изложение. «Синичка» 47 10.11 1 Работа над ошибками. Ударение. Закрепление 48 11.11 1 Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный слоги.
Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Комментировать собственные действия при выполнении задания. Составлять и записывать текст по наблюдениям с элементами описания Находить и объяснять орфограмму, использовать алгоритм её проверки. Подбирать проверочные слова 49 12.11. 1 Проверка слов с безударной гласной. 50 14.11 1 Родственные слова. 51 16.11 1 Смысловая связь в родственных словах. Составление текста «Первый снег» на основе своих наблюдений, описание красоты природы Республики Башкортостан.
Составление предложений о достопримечательностях нашего края.
На минутке чистописания запись слов –названий рек, озер Республики Башкортостан
52 17.11 1 Сочинение « Первый снег» 53 18.11 1 Работа над ошибками. Правописание безударных гласных. 54 19.11 1 Урок – игра «Знатоки русского языка». Подбирать проверочные слова. Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку. 55 21.11 1 Безударные гласные, непроверяемые ударением. Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарёмКомментировать собственные действия при выполнении задания Находить в слове букву, обозначающую безударный звук. Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку 56 23.11 1 Написание непроверяемых безударных гласных. 57 24.11 1 Обучающее изложение «Лев» 58 25.11 1 Работа над ошибками. Слова с двумя безударными гласными Комментировать собственные действия при выполнении задания .Осознание алгоритма своего действия. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. 59 26.11 1 Диктант по теме: «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме». . Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание безударных гласных в корне слова).Готовность слушать собеседника и вести диалог.Писать орфографически правильно слова с безударными гласными в корне слова.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Осознание алгоритма своего действия. 9 Тема: Звонкие и глухие согласные звуки
Планируемые результаты.
Личностные. Проявлять: интерес к изучению темы; творческое отношение к процессу создания лото «Парная согласная».
МетапредметныеПознавательные умения: различать парные согласные по звонкости и глухости и обосновывать своё мнение; распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании лото со словами, имеющими парные согласные.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова; выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; исправлять ошибки в учебном тексте.
Коммуникативные умения: формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные.
Строить словосочетания и предложения со словами, содержащими парные согласные.
Оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными.
Писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слова. Писать орфограммы в новых словарных словах.
60 28.11 1 Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки Взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение. Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. Различать звонкие и глухие парные согласные звуки.Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Составление предложений о достопримечательностях нашего края.
Использование названия растений, животных РБ с парной согласной в корне.
На минутке чистописания запись слов названий городов РБ
61 30.11 1 Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. 62 01.12 1 Парные согласные. 63 02.12 1 Звонкие и глухие парные согласные в конце слова. Понимать важность орфографического написания слов с парными согласными для общения и понимания письменной речи. Выполнять взаимопроверку. 64 03.12 1 Непарные по звонкости-глухости согласные. 65 05.12 1 Звонкие и глухие парные согласные в середине слова Объяснять выбор парной согласной букв формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога .Осознание алгоритма своего действия. 66 07.12 1 Способы проверки парных согласных в середине слова. 67 08.12 1 Проверка написания парных согласных в середине слова Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости – глухости согласными в корне Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение. 68 09.12 1 Закрепление пройденного материала. Использовать алгоритм проверки написания парных согласных. Умение объяснить способ написания. 9 Тема: Слова с удвоенными и непроизносимыми согласными
Планируемые результаты.
Личностные.
Проявлять: интерес к изучению темы; эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ани и Вани; творческое отношение к работе с кроссвордом.
МетапредметныеПознавательные умения: анализировать написание слов с удвоенной и непроизносимой согласной; определять слова, в написании которых есть удвоенная согласная; использовать приобретённые умения при решении кроссворда, имеющего слова с удвоенной и непроизносимой согласной.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; использовать алгоритм проверки написания непроизносимой согласной; учитывать правило переноса слов с удвоенной согласной; выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения: формулировать высказывание, используя термины; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата
Предметные.
Образовывать слова с удвоенными и непроизносимыми согласными. Использовать словарные слова с удвоенными и непроизносимыми согласными для составления предложений. Употреблять слова с удвоенными согласными в именах собственных.
Переносить слова с удвоенными согласными.
Писать: слова с удвоенными и непроизносимыми согласными; орфограммы в новых словарных словах 69 10.12 1 Слова с удвоенными согласными Использовать слова с удвоенной согласной в устной и письменной речи.Выполнять учебное задание в соответствии с целью.Переносить слова с удвоенными согласными. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласнымСоставление предложений о достопримечательностях нашего края.
Использование названий природных явлений.
На минутке чистописания запись слов названий городов РБ 70 12.12 1 Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов 71 14.12 1 Непроизносимые согласные. 72 15.12 1 Причины появления непроизносимых согласных в словах. 73 16.12 1 Правописание слов с непроизносимой согласной Применять алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной и обосновывать своё мнение. Проверять результат выполненного задания 74 17.12 1 Разделительный мягкий знак. Наблюдать за употреблением разделительного мягкого знака. Формулировать понятные высказывания с использованием терминов в рамках учебного диалога. 75 19.12 1 Две функции мягкого знака в словах. 76
21.12
1
Контрольное списывание. 77 22.12 1 Контрольный диктант за 2 четверть 10 Тема: Разделительные ь и ъЛичностные. Проявлять: интерес к изучению темы; эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ани и Вани; творческое отношение к процессу создания поздравительного письма; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные. Познавательные умения: различать две функции ь — показателя мягкости и разделительного — и обосновывать своё мнение; распределять слова на группы в зависимости от функции ь; определять слова, в написании которых пишется разделительный ъ, и обосновывать своё суждение; различать части текста сообщения (письмо, объявление) и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые умения при оформлении поздравительного письма. Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным правилом; выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата
Предметные Выполнять перенос при написании слов с разделительным ь. Писать:
слова с разделительным ь или ъ; предложения со словами, имеющими разделительный ь или ъ; поздравительное письмо и объявление. 78 23.12 1 Работа над ошибками. Разделительный ь и ь как показатель мягкости согласного.
Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком).Проверять учебное задание и вносить коррективы.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Сравнение пословиц русского и Использование слов названий явлений и предметов живой и неживой природы РБ с непроизносимой согласной в корне. 79 24.12 1 Разделительный ь в словах, обозначающих действие. Определять в слове место написания разделительного ь и обосновывать своё мнение.Проверять учебное задание и вносить корректировку. 80 26.12 1 Разделительный твёрдый знак. Определять слова, в написании которых пишется разделительный ъ, и обосновывать своё суждение. Различать части текста сообщения (письмо, объявление) и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые умения при оформлении поздравительного письма. 81 28.12 1 Написание поздравительного письма. 82 29.12 1 Закрепление изученного во 2 четверти. 51 3 четверть
83 14.01 1 Написание разделительного твердого знака. Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.Проверять учебное задание и вносить коррективы На минутке чистописания запись слов названий городов РБ Составление устного рассказа
на тему «Как я провел зимние каникулы.», письменного текста
«Поздравление для бабушки», объявления о потере питомца.
84 16.01 1 Написание объявления. Различать слова с разделительными ь и ъ и обосновывать своё мнение. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. 85 18.01 1 Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение» Различать звуки и буквы. Правильно ставить ударение в словах. Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. 86 19.01 1 Контрольный диктант по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. 87 20.01 1 Работа над ошибками. Взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение. Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. 20 Раздел «Слово и его значение».
Личностные
Проявлять: интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы; эмоционально-ценностное отношение к проблеме учеников Лесной школы; творческое отношение к процессу корректировки письма учащихся сказочной Лесной школы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы
Метапредметные Познавательные умения: определять различия существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение; определять различия синонимов, антонимов и омонимов и обосновывать своё мнение; определять в тексте фразеологизмы и обосновывать своё мнение; классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при корректировке письма учеников сказочной Лесной школы. Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять учебное задание, используя алгоритм работы со словарём; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: формулировать понятное для партнёра высказывание, используя многозначные слова, синонимы, антонимы и фразеологизмы; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата
Предметные Выполнять полный звукобуквенный анализ слова. Подбирать слова с общим значением к каждой группе. Распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения и по заданным признакам. Писать имена собственные и нарицательные в тексте. Редактировать текст с часто повторяющимися словами. Писать предложения, используя синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы 88 21.01 1 Что рассказало слово. Выполнять полный звукобуквенный анализ словаОсвоение норм и правил письма. Объяснить достоинства и недостатки в своей и чужой работе. Составление устного рассказа
на тему «Зима
в нашем лесу»
Составление предложений о достопримечательностях нашего края.
Использование названий рек, озер, сел, городов, гор находящихся на территории РБ
89 23.01 1 Понятийное (обобщающее) значение слова. Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко – буквенную форму. Выполнять учебное задание в соответствии с целью. 90 25.01 1 Слово- двусторонняя звуковая единица. Пользоваться орфографическим и толковым словарями. Формулировать понятные для партнёра высказывания 91 26.01 1 Разновидности толковых словарей. Различать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям.Формулировать понятные высказывания, используя термины.
Писать имена собственные в тексте. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Самоорганизация в решении проблемной ситуации. 92 27.01 1 Имена собственные и нарицательные. 93 28.01 1 Правописание имён собственных. 94 30.01 1 Слова с несколькими значениями. Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Проверять учебное задание и вносить корректировку. Использование загадок народов, населяющих РБ во время словарного диктанта.
95 1.02 1 Многозначные слова. Роль слов с переносным значением. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте. Формулировать понятное для партнёра высказывание. 96 2.02 1 Обучающее сочинение
« Зимний лес» Составлять связный текст о красоте нашего зимнего леса. Уметь правильно строить и записывать предложения. 97 3.02 1 Работа над ошибками. Слова похожие, но разные (омонимы). Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова. Учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности. На минутке чистописания запись слов названий растений, встречающихся на территории Республики Башкортостан.
Составление деформированных предложений, с использованием названий сел, рек, озер, деревьев, трав, встречаю-щихся на территории РБ
98 4.02 1 Слова, близкие по значению (синонимы). Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного заданияОсознание алгоритма своего действия; 99 6.02 1 Использование синонимов в речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях. Адекватно взаимодействовать в паре для представления результата.. 100 8.02 1 Роль слов-синонимов в речи. Определять синонимы и обосновывать своё мнение. Выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания 101 9.02 1 Слова, противоположные по значению (антонимы). Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль. 102 10.02 1 Сочинение «Моя любимая игрушка» Различать синонимы и антонимы в тексте и обосновывать своё мнение Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. 103 11.02 1 Устойчивые сочетания слов. Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи. Освоение способов сравнения своей работы с эталоном, способов нахождения и исправления ошибок. 104 13.02 1 Тематические группы слов. Распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы своими словами.Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 105 15.02 1 Обобщение изученного материала. 106 16.02 1 Повторение раздела «Слово и его значение». Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира. 107 17.02 1 Контрольная работа по теме «Слово и его значение» Учиться взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. 18 Раздел «Состав слова»
Личностные. Проявлять: интерес к изучению темы; эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ани и Вани; творческое отношение к процессу разгадывания шарады; осознание собственных достижений при освоении учебной темы
Метапредметные Познавательные умения: определять в слове морфемы и обосновывать своё мнение;
определять роль каждой части слова для выражения его значения и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при разгадывании словесной шарады.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное действие в соответствии с планом; соотносить учебные действия с алгоритмом; проверять задание и вносить корректировку в деформированный текст.
Коммуникативные умения: формулировать понятное высказывание, используя термины: приставка, корень, суффикс, окончание; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата
Предметные. Разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически.
Образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса.
Подбирать проверочные слова при написании слов с безударной гласной и парной согласной. Писать слова с разделительным ь или ъ.
108 18.02 1 Как собрать и разобрать слово. Наблюдать за строением слова на наглядно – образных моделях. Формирование умения аргументировать Составление предложений о достопримечательностях нашего края.
На минутке чистописания запись слов названий городов РБ
Запись пословиц башкирского народа, объяснение их значения. 109 20.02 1 Морфемный состав слова. Составлять наглядно – образные модели слова. 110 22.02 1 Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. Называть части речи. Выполнять взаимопроверку учебного задания. Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
Находить корень путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи).Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. 111 23.02 1 Правописание однокоренных слов. 112 24.02 1 Правописание безударных гласных звуков в корне слова. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне слова.Учиться регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму 113 25.02 1 Закрепление по теме корень. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов.Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения. 114 27.02 1 Корень- главная часть слова. Закрепление. Составление деформированных предложений, с использованием названий сел, рек, озер, деревьев, трав, встречаю-щихся на территории РБ
На минутке чистописания запись слов названий гор встречающихся на территории Республики Башкортостан.
115 29.02 1 Однокоренные слова. 116 01.03 1 Правописание слов с изученными орфограммами. 117 02.03 1 Обучающее изложение. Передавать письменно содержание текста без искажений, правильно оформлять предложения. 118 03.03 1 Работа над ошибками Приставка. Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи).Проверять учебное задание и вносить коррективы. 119 05.03 1 Употребление разделительного твёрдого знака. Формулировать понятное высказывание в рамках учебного диалога. Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков. Проверять учебное задание и вносить коррективы. Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи).Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Образовывать однокоренные и новые слова с помощью суффиксов 120 07.03 1 Разделительные твёрдый и мягкий знаки. 121 08.03 1 Суффикс. 122 09.03 1 Роль суффиксов в речи. 123 10.03 1 Окончание. Правильно употреблять окончание ( простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании.Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. 124 12.03 1 Обобщение знаний по теме «Состав слова» 125 14.03 1 Диктант по теме «Состав слова» 32 Раздел «Части речи».
Личностные. Проявлять: эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ани и Вани; творческое отношение к процессу оформления карты улицы Морфологическая в стране Грамматика; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные. Познавательные умения: определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение; строить предложения со словами — различными частями речи, отвечающими на заданные вопросы; определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания и умения при оформлении карты улицы Морфологическая в стране Грамматика.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять учебное задание с взаимопроверкой.
Коммуникативные умения: формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата
Предметные. Рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Писать: предложения со словами, обозначающими разные части речи; слова с предлогами; орфограммы в новых словарных словах. 126 15.03 1 Работа над ошибками. Что такое части речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно – образного и логического мышления. Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. Определять часть речи и обосновывать своё мнение. Использование словосочетаний прилагательное + существительное с использованием слов названий растений, встречающихся на территории Республики Башкортостан.
Составление устного текста о
природе родного края. 127 16.03 1 Части речи. 128 17.03 1 Общие признаки слов. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно – образного и логического мышления. Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. Определять часть речи и обосновывать своё мнение 129 19.03 1 Имя существительное.
130 21.03 1 Контрольный диктант за 3 четверть. Писать слова с изученными орфограммами. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Выполнять работу над ошибками. 131 22.03 1 Работа над ошибками.
Контрольное списывание 132 23.03 1 Составление словосочетаний с именами существительными. Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных.Определять существительные одушевлённые и неодушевлённые и обосновывать своё мнение.
133 24.03 1 Правописание собственных имён существительных. 42 4 четверть 134 4.04 1 Употребление заглавной буквы в именах собственных. Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных.Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы. Определять существительные одушевлённые и неодушевлённые и обосновывать своё мнение.
Формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя понятия. Определять число имён существительных.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. На минутке чистописания запись слов названий животных, встречающихся на территории Республики Башкортостан. 135 5.04 1 Категория числа имени существительного. 136 6.04 1 Обучающее изложение. «Люлька » Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Использование загадок народов, населяющих РБ во время словарного диктанта.
На минутке чистописания запись слов названий растений, встречающихся на территории Республики Башкортостан..137 7.04 1 Имена существительные с вариативными окончаниями 138 9.04 1 Диктант по теме: «Имя существительное». 139 11.04 1 Работа над ошибками. Глагол. Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение.
Определять число глаголов. свою точку зрения и оценки событий
Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы. 140 12.04 1 Тематические группы глаголов. 141 13.04 1 Изменение глаголов по числам. 142 14.04 1 Глаголы и нормы речевого этикета. 143 16.04 1 Изменение глаголов по временам. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Формулировать монологическое высказывание.
Использование словосочетаний прилагательное + существительное с использованием слов названий растений, встречающихся на территории Республики Башкортостан.
Составление устного текста о
природе родного края. 144 18.04 1 Роль глагола в образовании предложения. 145 19.04 1 Проверочная работа по теме: «Глагол». Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число, время глаголов. 146 20.04 1 Работа над ошибками Имя прилагательное Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. 147 21.04 1 Роль имён прилагательных в речи. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении.Проверять результат выполненного задания. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении.Проверять результат выполненного задания. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением .Проверять результат выполненного задания. Писать слова с изученными орфограммами 148 23.04 1 Число имени прилагательного. 149 25.04 1 Имена прилагательные тематических групп. 150 26.04 1 Сочинение-миниатюра. «Весеннее утро» 151 27.04 1 Работа над ошибками.Части речи (обобщение знаний). 152 28.04 1 Словесные средства создания художественного образа. 153 30.04 1 Предлог. Правописание предлогов. Писать слова с изученными орфограммамиГотовность слушать собеседника и вести диалог.
Писать слова с изученными орфограммами. Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Различать предлоги и приставки и обосновывать своё мнение. Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами. Составление деформированных предложений, с использованием названий сел, рек, озер, деревьев, трав, встречаю-щихся на территории РБ
154 2.05 1 Способы разграничения предлога и приставки. 155 3.05 1 Литературные нормы употребления предлогов в речи. 156 4.05 1 Контрольный диктант по разделу: «Части речи». 157 5.05 1 Работа над ошибками. Исправлять ошибки в деформированном тексте, используя правило написания предлогов и приставок. 17 Раздел: «Предложение. Текст».
Планируемые результаты.
Личностные. Проявлять: интерес к изучению темы; эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ани и Вани; творческое отношение к процессу оформления записки; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные. Познавательные умения: различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение; различать типы текстов и обосновывать своё суждение; различать главные члены предложения и обосновывать своё суждение; различать части записки и обосновывать своё суждение; использовать приобретённые знания и умения при оформлении записки.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять самопроверку, взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы.
Коммуникативные умения: формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;
согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата
Предметные. Определять связь слов в предложении и формулировать вопрос к каждому слову.
Выделять главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Оформлять предложение на письме в зависимости от цели высказывания и интонации. Графически выделять главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Выполнять корректировку текста.
Писать: записку, письмо, приглашение в соответствии с требованиями к их оформлению; слова с изученными орфограммами; орфограммы в словарных словах. 158 7.05 1 Предложение. Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации.Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. На минутке чистописания запись слов названий городов РБ
Запись пословиц башкирского народа, объяснение их значения 159 9.05 1 Главные члены предложения. 160 10.05 1 Второстепенные члены предложения. 161 11.05 1 Распространённое и нераспространённое предложения. 162 12.05 1 Связь и оформление предложений в тексте. Составлять текст с изученными орфограммами.Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами. 163 14.05 1 Типы текстов.
Письменно передавать содержание текста без ошибок. Составлять текст с изученными орфограммами.Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Писать орфограммы в словарных словах.
Составление предложений о достопримечательностях нашего края.Составление деформированных предложений, с использованием названийдеревьев,
трав, встречаю-щихся на территории РБ
Составление деформированных предложений, с использованием названий сел, рек, озер
встречающихся на территории РБ.Запись пословиц и поговорок. 164 16.05 1 Обучающее изложение. 165 17.05 1 Записка. Письмо. 167 19.05 1 Контрольный диктант 168 21.05 1 Работа над ошибками. Приглашение. 169
23.05 1 Контрольное списывание «Скворцы» 170 24.05 1 Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст» 5 Повторение изученного за год
Планируемые результаты.
Личностные. Проявлять: интерес к русскому языку; эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ани и Вани; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные. Познавательные умения: различать предложения различать главные члены предложения и обосновывать своё суждение; различать части речи и обосновывать своё суждение; использовать приобретённые знания и умения.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять самопроверку,взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы.
Коммуникативные умения: формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; огласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата
Предметные. Определять количествозвуков и букв, слогов в слове, связь слов в предложении и формулировать вопрос к каждому слову. Выделять главные члены предложения Оформлять предложение на письме в зависимости от цели высказывания и интонации. Выполнять корректировку текста.
Писать: слова с изученными орфограммами; орфограммы в словарных словах 171
25.05 1 Работа над ошибками. Словарный диктант Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности . Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Писать орфограммы в словарных словах. 172 26.05 1 Обобшение знаний по теме «Предложение. Текст» 173 28.05 1 Повторение по теме «Звуки и буквы. Слово и его значение» 174 30.05 1 Повторение по теме «части речи. Предложение» 175 31.05 1 Урок- путешествие «По океану речи» VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Учебная дисциплинаКласс Программа, кем рекомендована и когда Тип программы (государст -венная, авторская) Кол-во часов в неделю, общее кол-во часов Базовый учебник Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
«Русский
язык» 2 Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ. Предметная линия учебников системы. «ПЕРСПЕКТИВА». 1—4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е издание. М.:«Просвещение», 2011.
Государствен-
ная 5 час в неделю,
175 часов в год Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. – М.:Просвещение, 2012.
Климанова Л.Ф. Уроки русского языка: 2 кл., пособие для учителя/ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. – М.:Просвещение, 2008.
Электронное приложение к учебному пособию
«Русский язык»
Интернет-ресурсы.
1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа :http://www.gramota.ru2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
4. Детские электронные презентации. – Режим доступа :http://www.viki.rdf.ru5. Азбука для малышей с картинками. – Режим доступа : http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html
6.Сайт «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva7.Методическая помощь http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=70368.Раздел «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru/
Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. мультимедийный проектор.
3..Интерактивная доска
Информационно-коммуникационные средства.
Детский энциклопедический словарь» (CD)
Электронное приложение к учебнику «Русский язык» УМК «Перспектива» (CD)
Учебно-практическое оборудование.
1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Лента букв, Алфавит, плакат «Правильно сиди при письме»
3. Схемы для звуко - буквенного анализа и таблицы на основные правила ЖИ-ШИ ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ
4.Карточки с заданиями дл индивидуальной, парной, групповой работы
Основная литература для учителя:
1. Яценко И.Ф., Ситникова Т.Н., Рылова Н.А Поурочные разработки по русскому языку.2 класс – М.: ВАКО,2013г
2. Климанова, Л. Ф. Русский язык : учеб. для общеобразовательных учреждений.2 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2012.;
3. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь.2 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2014.;
4. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 2 класс : метод. пособие/ Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2012.
5.Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.
Дополнительная литература для учителя:
1. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : Новая школа, 1994.
2. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2006.
3. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учеб. пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : ИЦ «Добродея» : ГП «Саратовтелефильм», 2003.
4. Школьный словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев – М. : Эксмо-пресс, 2008.
5. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М. : Дрофа, 1999.
6. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М. : Цитадель-Трейд, 2010.
7. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. – М. : АСТ : СЛОВО, 2009.
8. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
Список литературы для учащихся:
1. Климанова, Л. Ф. Русский язык : учеб.для общеобразовательных учреждений.2 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2014.;
2. Михайлова С.Ю., Русский язык. Тренировочные и проверочные работы. Москва «Просвещение» 2015г
3. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку Начальная школа.2-4 классы- М.: Айрис –пресс, 2008г