Выступление из опыта работы Управление качеством языкового образования младших школьников
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОО В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Далидович Лариса Ивановна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №289 с углублённым изучением отдельных предметов»
В самом общем виде, не вдаваясь в проблемы лингвистики, психологии и методики, я бы ответила так: современный урок русского языка - это, во-первых, не один урок, а система уроков. Даже самый прекрасный, зрелищный открытый урок, который продемонстрировал учитель, все равно не позволяет оценить место этого урока в системе работы по изучению конкретного предмета в конкретном классе, подчеркиваю - в конкретном классе. А если это система уроков, то их последовательность должна быть обусловлена четкой научной логикой, чтобы не по желанию учителя, завуча или методиста изучалась та или иная тема, отбирались те или иные методы или формы организации урока, а эти темы, методы и формы были предусмотрены логикой самого курса, авторской логикой в первую очередь.
Во-вторых, современный урок русского языка ни в коем случае нельзя представить себе как урок, на котором ученики работают только фронтально: при стопроцентной фронтальной работе мы получаем (сами формируем) усредненного, безынициативного, пассивного ученика, работающего только по командам учителя: «Открой, прочитай, запиши, проверь» и т. д. Для реализации заявленных целей, достижения планируемых результатов освоения образовательной программы по русскому языку обязательны индивидуальная, парная, групповая работа. Именно эти формы организации урока должны превалировать над фронтальной работой (хотя отмечу, что фронтальная работа, безусловно, необходима, но не более чем в сорока процентах учебных занятий в течение учебного года).
В-третьих, обязательной составляющей современного урока русского языка является внимание к индивидуальным особенностям учащегося - уровню его развития, темпу работы, особенностям памяти и т. п. Только учитывая все психологические особенности ученика, учитель может отобрать и адресно направить конкретному ученику задание, упражнение или предложить такую форму их выполнения (индивидуальную, парную, групповую), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика.
В-четвертых, современный урок русского языка в начальной школе - это и обязательное знакомство с темами, которые не предполагают отработки, то есть темами, расширяющими кругозор ученика, формирующими его мотивацию к изучению предмета, направленные на зону его ближайшего развития, прогнозирующими продолжение изучения русского языка в среднем звене школы.
В-пятых, это формирование интереса к изучению языка, на котором говорит ученик. Причем у разных детей этот интерес может быть сформирован на разных основаниях: одному интересно, какой частью речи является то или иное слово, другому - почему мы пишем так, а не иначе, третьему - какова история происхождения слова, четвертому - как составить текст, чтобы быть максимально точно понятым, и т. д. Следовательно, программа, учебник, по которому работает учитель, должны учитывать все перечисленные аспекты.
Однако позволю себе подняться на еще более высокую ступень обобщения, точнее, на предполагаемую мотивацию к изучению русского языка, которая в идеале должна быть сформирована у ученика начальной школы при изучении русского языка: «Я изучаю русский язык, потому что это язык моей страны, язык, на котором говорят не только мои родители и друзья, но и все, кто живет в России. Мне интересно узнать, как этот язык устроен, какие единицы в нем выделяются, как эти единицы взаимодействуют между собой. Я бы хотел узнавать это, общаясь на уроке с одноклассниками, предлагая свои аргументы и принимая во внимание позицию своих друзей. Я бы хотел научиться писать грамотно, без ошибок, потому что грамотность - это показатель моей культуры. Мне бы хотелось научиться так выражать свои мысли в устной или письменной форме, чтобы мой собеседник однозначно понял меня, чтобы моя речь, устная или письменная, свидетельствовала о том, что я образованный, культурный человек. И всего этого я хочу достичь в сотрудничестве с учителем и моими одноклассниками».
Думаю, что, если хотя бы какая-то часть подобной мотивации (а в идеале вся) в процессе изучения русского языка будет сформирована у учеников начальной школы, можно утверждать, что реализованы цели, сформулированные стандартом второго поколения.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 2 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ»
УМК "Перспектива"
Цели и задачи урока:
- закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж], [ш].
- учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.
- упражнять детей в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У.
- развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.
- закреплять навык правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.
- воспитание аккуратности, усидчивости учащихся; формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных навыков;
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
- научатся относить объекты к известным понятиям
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
План урока:
I. Мотивация к учебной деятельности:
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
С добрым утром ,Россия !
И моря , и земля !
Солнце раньше проснулось
Встал пораньше и я.
Здравствуй, школа родная,
С добрым утром тебя!
Мне друзья улыбнулись-
Улыбнулся и я!
II. Формулирование темы урока, постановка цели:
– Мы с вами, ребята, продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка.
- А для чего мы изучаем русский язык?
- Начинаем урок с минутки чистописания. Но прежде отгадайте загадку:
Такие буквы нелегко произнести,
Преграда зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они...
– Что вы знаете о звуках, которые обозначают данные буквы?
– Девизом нашего урока будет пословица «Пишут не пером, а умом».
- Давайте запишем ее в тетради.
- Какие изученные орфограммы встретились в словах пословицы?
– Как вы понимаете значение пословицы?
- Какую еще пословицу о письме вы знаете?
- Прочитайте слова. Какие правила надо применить при написании этих слов?
- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:
Будем повторять
Будем учиться
- Русский язык, наш родной, поэтому мы должны грамотно говорить и писать по-русски.
- Это буквы согласных звуков.
- Звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые. Звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие.
- В слове пером безударная гласная е, проверим словом перья.
- Когда пишешь, думай над тем, что и как надо писать.
- Что написано пером, не вырубишь и топором.
Снежнка, пушнка, чшка, рощ, чдо, щка.
- Буквосочетания
жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Мы будем повторять правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.- Мы будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
III. Закрепление пройденного.
- Повторим правило написания этих сочетаний
1)- Вставьте пропущенные буквы в словах, запишите слова в тетради.
- Составьте предложение со словами снежинка, пушинка.
- Запишите предложение в тетрадях. Подчеркните орфограммы, которые мы сегодня повторяем.
- Слова - кто?что?, что делать ?какие ?
2). - Прочитайте стихотворение с доски.
- Почему вы засмеялись? Что необычное заметили?
- Какое правило поможет нам правильно написать слова?
- Спишите, исправляя ошибки.
3). - А сейчас работаем в группах.
- Каждая группа из карточек собирает слова.
- Затем по очереди каждый диктует по одному слову.
- Теперь меняемся тетрадями и проверяем написание слов.
- Какие карточки не использовали?
- Объясните значение слова чулан.
- Подберите синонимы к словам чумазый, чудесный.
- Жи-ши пиши с буквой и;
Ча-ща пиши с буквой а;
Чу-щу пиши с буквой у.
Белые сн..ж..нки лож..лись на землю как пуш..нки.
Догадайтесь – ка, ребятки,
Отчего ежЫ, ершЫ,
ЩЮки, чЯйки и волчЯта
Рассмеялись от душЫ.
Карточки
ши
на
жи
раф
мор
жи
щу
пать
чу
лан
пи
ща
чу
ма
зый
чу
дес
ный
встре
ча
чай
ник
до
бы
ча
жы
шы
чя
щя
чю
щю
Шина , моржи, жираф, щупать, чулан, пища, чумазый, чудесный, встреча, встречай, чайник, добыча.
- Чулан - помещение в доме, служащее кладовой.
- Чумазый – испачканный, грязный.
- Чудесный – волшебный, дивный, удивительный, красивый и др.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке .
– Вернёмся к девизу нашего урока «Пишут не пером, а умом». Итак, что для нас важно?
– Какие правила мы должны знать, чтобы правильно писать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?
– Закончите фразу:
Сегодня на уроке я научился
Знания, полученные на урок, пригодятся мне
Своей работой на уроке я (доволен или нет)
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Для нас важно не только красиво писать, но и грамотно.
15