Управление качеством образования в общеобразовательной школе посредством мониторинга
Управление качеством образования в общеобразовательной школе
посредством мониторинга
Т.Н. Хорошавцева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» , г. Бийск
Особенность современного состояния системы образования заключается в том, что ее реформирование происходит на фоне высокой динамики изменений в обществе. В этих условия неуклонно возрастает число новых проблем, над решением которых приходится работать образовательным организациям.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования, поэтому качество образования является приоритетом управленческой деятельности руководителя школы.
Если рассматривать качество образования в узком смысле, то это – качество результатов образовательного процесса, т.е. качество образованности учащихся, качество знаний, умений, воспитанности, владения процедурами творческой деятельности. Качество образования в широком смысле это – и качество результатов образовательного процесса, и качество реализации образовательного процесса, и качество условий его протекания.
Важнейшей характеристикой образовательного процесса является образованность выпускника школы. Это – мера достижения выпускником уровня развития отдельных свойств личности, который в наибольшей степени отвечает как потребностям его дальнейшего совершенствования и самореализации, так и сферам профессиональной подготовки.
Другими результирующими характеристиками качества являются:
- личностные достижения обучающихся и педагогов;
- результаты совершенствования образовательной системы школы;
- достижения школы;
- выполнение учебного плана, полнота реализации целевых и долгосрочных
программ;
- социальная эффективность деятельности школы и ее звеньев.
Под обеспечением качества образования понимаются все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности, необходимые для достижения уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены.
И в связи с этим очень важным является необходимость получения объективных сведений о качестве образования, которое обеспечивает каждая общеобразовательная школа.
Одна из основных задач, стоящих перед коллективом нашей школы – совершенствование управления качеством образования, а значит совершенствование мониторинга совокупности всех свойств качества образования, которые определяют его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности школьников.
Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
Мониторинг качества образования в нашей школе осуществляется под руководством администрации. Непосредственное проведение работ по сбору, систематизации и обобщению информации, написанию анализа возлагается на временные рабочие группы, формируемые из числа представителей управленческого звена школы, членов педагогического коллектива, руководителей школьных методических объединений, функциональных подразделений.
Объектами мониторинга выступают два блока:
1. Качество основных видов деятельности. Возможности и ресурсы.
Организация учебного процесса.
Методический потенциал.
Организация воспитательного процесса.
Содержание образования.
Материально-финансовые условия и образовательная инфраструктура.
Потенциал педагогических кадров.
Управление образовательным учреждением.
Качество результатов деятельности
Уровень обученности учащихся.
Воспитанность учащихся.
Личностные достижения педагогов.
Результаты совершенствования образовательного процесса.
Достижения образовательного учреждения. Уровень его влияния на социум.
Выполнение учебного плана и других запланированных мероприятий.
Социальная эффективность деятельности образовательного учреждения и его звеньев.
В мониторинговом исследовании используются разные способы и каналы получения информации для проведения оценивания и диагностики качества образования:
анализ статистических данных;
анкетирование;
экспертное оценивание;
анализ документов;
заключения, решения и оценки официальных структур управления образования.
Включение в программу мониторинга раздела «Возможности и ресурсы» обусловлено тем, что качество образования в школе наряду с реальным его состоянием должно рассматриваться и в аспекте потенциального качества. Диагностика, оценка возможностей и ресурсов позволит определить выбор стратегий улучшения качества.
Качество результатов, как один из блоков модели объекта мониторинга, в полной мере представляет собой реальное качество, его уровень.
В современны условиях конкуренции на рынке труда возрастание роли образования в жизни общества непосредственно связывается с повышением требований к его качеству. Актуальность проблемы повышения качества образования обусловлена также социокультурными изменениями в современном обществе, изменением государственной образовательной политики, где ставится задача достижения такого качественного уровня обучения и воспитания, который позволил бы подняться на новую ступень развития экономики, производства, качества жизни населения страны.
Литература
Степанова, Т.А. Мониторинг качества образования на школьном уровне [Текст]: сборник статей / Т.А. Степанова. – Ярославль: Изд-во Департамента образования Администрации Ярославской области, 2002. - 57 с.
Горшкова, Н.К. Мониторинг и управление качеством образования [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.К.Горшкова. – Самара: Изд-во Самарского государственного университета. – 2008. - С. 249-259.
15