Методические указания по выполнению самостоятельной работы по биологии
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Алатырский технологический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Методические указания (переработанные)
по выполнению самостоятельной работы
по биологии
для студентов специальностей
19.02.07. Технология молока и молочных продуктов
09.02.03. Программирование в компьютерных системах
21.02.05. Земельно-имущественные отношения
Алатырь,2015 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол от "___" __________201_ г. №__
Председатель ПЦК: __________/А.Я. Михайлова/
Пояснительная записка
Важной частью процесса обучения является выполнение самостоятельных работ студентами. Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности студентов, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного уровня.
Самостоятельная работа проводится с целью:
•систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
•углубления и расширения теоретических знаний;
•развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
•формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
•развития исследовательских умений.
Методические указания содержат подробные инструкции по их выполнению, форму выполнения задания, критерии оценивания работ, подробный перечень литературы для студента.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п\пНаименование разделов и тем Макси-
мальное кол. часов Обязательная аудиторная нагрузка Самост.
изучение
Аудиторное
кол. часов Теоретич. кол. часов Лаборат.
занятия и практич.
занятия Введение
Раздел 1. Клетка
Тема 1.1. Клеточная теория
Тема 1.2. Строение и функции клеток
Раздел 2. Организм.
Тема 2.1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Тема 2.2. Деление клетки
Тема 2.3. Индивидуальное развитие организмов
Тема 2.4. Наследственность и изменчивость
РАЗДЕЛ 3. Вид
Тема 3.1. Эволюционное учение
Тема 3.2. Развитие органического мира
РАЗДЕЛ 4. Экосистемы
Тема 4.1. Взаимоотношения между организмами
Тема 4.2. Биосфера и человек
Итоговое занятие по дисциплине
Итого по дисциплине 1
9
1
8
20
4
4
2
10
12
4
8
10
6
4
2
54 1
7
1
6
12
2
2
2
6
8
2
6
6
4
2
2
36 1
5
1
4
8
2
2
2
2
6
2
4
4
2
2
2
26 -
2
-
2
4
-
-
-
4
2
-
2
2
2
-
-
10 -
2
-
2
8
2
2
-
4
4
2
2
4
2
2
-
18
Тема 1.2 Строение и функции клеток
Вид самостоятельной работы студентов
- составление систематизирующей таблицы «Органоиды клетки»
Цель работы: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
- внимательно прочитать текст учебника (стр. 42 – 64 1.Колесников, С.И. Общая биология: учебное пособие/ С.И. Колесников.– 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 288 с.). - продумать конструкцию таблицы.
- начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.
Например
Органоид Строение Функции Примечание
Ядро - Ядерная мембрана;
- Ядрышко;
- Ядерный сок (кариоплазма) Хранение наследственной информации Открыто Р. Броуном
Раздел 2. Организм
Тема 2.1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Вид самостоятельной работы студентов:
- написание сообщения на тему «Фотосинтез»
Цель : углубления и расширения теоретических знаний по теме Фотосинтез
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
- внимательно изучить учебную литературу, интернет-источники;
- выбрать материал, согласно, плана сообщения;
- подготовить сообщение;
План сообщения:
1) Историческая справка;
2) Характеристика фотосинтеза;
3) Фотосинтез в жизни человека;
4) Вывод;
Литература:
1.Колесников, С.И. Общая биология: учебное пособие/ С.И. Колесников.– 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 288 с.
2.Константинов, В.М. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, А. Г. Резанов, Е.О. Фадеева; [под ред. В.М. Константинова.] – 11 –е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
3. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов./Н. В. Чебышев – М., 2005.
Тема 2.2. Деление клетки
Вид самостоятельной работы студентов:
- составление тестовых заданий на тему: Деление клетки
Цель: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний по теме Деление клетки
Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа).
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
- Внимательно изучите тему в учебных пособиях, интернет-источниках;
- Составьте пять вопросов с четырьмя вариантами ответов к каждому вопросу.
- Тесты могут быть различных уровней сложности;
- Выполняется задание письменно
Тема 2.4. Наследственность и изменчивость
Вид самостоятельной работы студентов:
- написание сообщений на темы:
Влияние мутагенов на организм человека.
Значение генетики для медицины и селекции.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика
Цель:
углубления и расширения теоретических знаний;
•развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
•формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
•развития исследовательских умений.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
- внимательно изучить учебную литературу, интернет-источники;
- выбрать материал, согласно, плана сообщения;
- подготовить сообщение.
Влияние мутагенов на организм человека.
План сообщения:
1) Характеристика мутагенов;
2) Влияние мутагенных факторов на организм человека;
3) Вывод;
Значение генетики для медицины и селекции.
План сообщения:
1) Значение генетики в медицине;
2) Значение генетики в селекции;
3) Вывод;
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика
План сообщения:
1) Виды генетических заболеваний;
2) Причины возникновения наследственных заболеваний;
3) Профилактика наследственных заболеваний;
4) Вывод.
Литература:
Колесников, С.И. Общая биология: учебное пособие/ С.И. Колесников.– 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 288 с.
Константинов, В.М. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, А. Г. Резанов, Е.О. Фадеева; [под ред. В.М. Константинова.] – 11 –е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
ru.wikipedia.org›wiki…наследственных_заболеванийe-motherhood.ru›geneticheskie-zabolevaniya…po…rasteniya-lecarstvennie.ru›13696-geneticheskie…po…РАЗДЕЛ 3. Вид
Тема 3.1. Эволюционное учение
Вид самостоятельной работы студентов:
- выполнение сообщения Теории эволюции
Цель:
углубления и расширения теоретических знаний;
•развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
•формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
•развития исследовательских умений.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
- внимательно изучить учебную литературу, интернет-источники;
- выбрать материал, согласно, плана сообщения;
- подготовить сообщение.
Теории эволюции.
План сообщения:
1) Теория эволюции Ч. Дарвина
2) Синтетическая теория;
3) Другие теории
4) Вывод;
Литература:
Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики / А.Е. Гайсинович. - М., 1998. - 324 с.
2. Красилов В.А. Нерешенные проблемы теории эволюции / В.А. Красилов. - Владивосток: ДВНЦ, 1986. - 138 с.
3. Полянский Ю.И. Дарвинизм: история и современность / Ю.И. Полянский. - Л., 1988. - 230 с.
4. Ресовский Н.В. Краткий очерк теории эволюции / Н.В. Ресовский, Н.Н. Воронцов, А.В. Яблоков. - М., 1977. - 164 с.
5. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с. 6. ru.wikipedia.org›Синтетическая теория эволюции7.evolution.powernet.ruТема 3.2. Развитие органического мира
Вид самостоятельной работы студентов:
- выполнение презентации Человеческие расы
Проведение презентаций предусмотрено для дополнительного контроля, для расширения представлений о предмете.
Проведение презентаций в качестве самостоятельной работы студентов направлено на формирование навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации.
Инструкция по выполнению презентации:
Презентация начинается со слайда, содержащего ее название и, возможно, имена авторов. Также на первый слайд целесообразно поместить логотип колледжа.
Второй этап планирования презентации включает в себя решение о том, какие разделы необходимо включить, каково назначение каждого из них. Разместите их в логическом порядке и определите порядок выступления.
При планировании презентации желательно рассортировать возможные элементы на группы:
1. То, что обязательно должно быть включено.
2. То, что желательно включить.
3. То, что можно будет сказать, если будет время.
Необходимо помнить, что нельзя охватить все. Стройте презентацию только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком или на тех, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных). Старайтесь не включать ничего утомительного, неизвестного для большинства.
Третий этап планирования презентации – ее завершение.
Литература:
Колесников, С.И. Общая биология: учебное пособие/ С.И. Колесников.– 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 288 с.
Константинов, В.М. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, А. Г. Резанов, Е.О. Фадеева; [под ред. В.М. Константинова.] – 11 –е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
ru.wikipedia.org›Расаo-planete.ru›naselenie/tchelovetcheskie-ras.htmlРАЗДЕЛ 4. Экосистемы
Тема 4.1. Взаимоотношения между организмами
Вид самостоятельной работы студентов:
- Составление кроссворда Межвидовые взаимоотношения в экосистеме
Цель:
углубления и расширения теоретических знаний;
•развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
•формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Литература:
Колесников, С.И. Общая биология: учебное пособие/ С.И. Колесников.– 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 288 с.
Константинов, В.М. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, А. Г. Резанов, Е.О. Фадеева; [под ред. В.М. Константинова.] – 11 –е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
ru.wikipedia.org›Типы отношений между организмамиstudopedia.net›2…i-vzaimootnosheniya-organizmov-v…http://fb.ru/article/144203/vzaimootnoshenie-mejdu-organizmami-tipyi-formyi-i-primeryi-vzaimodeystvie-mejdu-jivyimi-organizmami-v-ekosisteme
Тема 4.2. Биосфера и человек
Вид самостоятельной работы студентов:
- выполнение сообщений Глобальные экологические проблемы
Цель:
углубления и расширения теоретических знаний;
•развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
•формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
План сообщения:
1) Глобальные экологические проблемы
2) Озоновые дыры;
3) Кислотные дожди;
4) Твердые бытовые отходы
5) Вывод;
Литература:
Колесников, С.И. Общая биология: учебное пособие/ С.И. Колесников.– 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 288 с.
Константинов, В.М. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, А. Г. Резанов, Е.О. Фадеева; [под ред. В.М. Константинова.] – 11 –е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
studfilosed.ru›…globalnye-ekologicheskie-problemy…revolution.allbest.ru›Экология›
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ
Критерии оценки доклада (сообщения):
Четкость постановки цели (max 3 балла):
1.1. нет цели;
1.2. цель нечеткая;
1.3. цель четко обозначена.
Качество доклада (max 5 баллов):
2.1. докладчик зачитывает;
2.2. докладчик рассказывает, но не объясняет суть работы;
2.3. четко выстроен доклад;
2.4. доклад сопровождается иллюстративным материалом;
2.5. доклад производит выдающееся впечатление.
Четкость выводов, обобщающих доклад (max 3 балла):
3.1. выводы имеются, но они не доказаны;
3.2. выводы не четкие;
3.3. выводы полностью характеризуют работу.
Качество ответов на вопросы (max 3 балла):
4.1. докладчик не может четко ответить на вопросы;
4.2. не может ответить на большинство вопросов;
4.3. отвечает на большинство вопросов.
Умение держаться перед аудиторией (max 3 балла)
ОЦЕНКА:«5»- 17- 14 баллов,
«4» - 13-9 баллов,
«3» – 8-5 баллов,
«2» – менее 5 баллов
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
Содержание презентации (макс. 3 балла)
1.1. соответствует представляемому материалу
1.2. Количество слайдов адекватно содержанию
1.3. Оформлен титульный слайд
Текст на слайд (макс. 3 балла)
2.1. Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2. Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3. Ошибки и опечатки отсутствуют
Анимация (макс. 3 балла)
3.1. Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2. Презентация не перегружена эффектами
3.3. Анимация применена целенаправленно
Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1. Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2. помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3. средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
Цветовое решение презентации (макс. 3 балла)
5.1. Выдержан единый стиль презентации
5.2. Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3. Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 15-13 баллов,
«4» - 12-9 баллов,
«3» - 8-5 баллов,
«2» - менее 5 баллов
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 3 балла)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 5 баллов)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 2 балла)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 3 балла)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 3 балла)
8 Языковая правильность (max 5 баллов)
Оценка: 23 – 25 баллов – «5»
18 – 22 баллов – «4»
меньше 18 баллов – «3»