Методическая разработка по технологии на тему: Игровые профориентационные упражнения как практическая часть по профессиональному самоопределению обучающихся в 9 классе.
Тема. Активизирующие технологии в профессиональном самоопределении.
ИГРА «АССОЦИАЦИЯ»
Цель: выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и по возможности подкорректировать это соотношение.
Условия игры. Количество участвующих весь класс (учащиеся VII VIII классов, а также учащиеся более старших классов). Время на первое проигрывание 15 минут, последующие проигрывания по 57 минут. Для игры необходима классная доска.
Процедура (этапы) игры. Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первом-втором этапах).
1. Объявляется название игры и выбираются 3 главных игрока (ими могут быть любые учащиеся класса).
2. Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?» и т.д. Можно спросить у учащихся, не играли ли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек.
Опыт показывает, что не все учащиеся сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель стеклянный шкаф или кушетка.,.
3. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 23 минут продумайте свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке отгадать профессию».
4. Три человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.
5. Ведущий приглашает трех человек (отгадывающих), которые по очереди задают вопросы классу. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, и следит за динамикой игры.
6. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске), ведущий предлагает в течение одной минуты продумать трём отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает классу посмотреть на доску и подумать, чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачные.
7. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией. Например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, военный лётчик и космонавт довольно близки. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть предоставлено классу. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.
Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «чёрно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.
При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии.
Участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом, представления учеников о профессии.
У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат).
Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных учащихся, гак как за один урок в отдельной игре могут принять активное участие многие школьники.
Типичные трудности. Бывают случаи, когда отгадывающие входят в класс с неподготовленными вопросами или не успевают придумать варианты ответов. Ведущий должен не помогать играющим, а, наоборот, обострять игру: «Если вы не готовы, то ваша команда проигрывает...» В этом случае школьники поймут, что играют с ними серьезно, и это повысит их интерес как к игре, так и к теме занятия.
Перспективы использования игры. В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности. Можно также использовать в игре не одну, а две (соревнующиеся) группы отгадывающих. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типичных работников).
Специфика игры «Ассоциация» в ориентации на эмоциональные отношения учащихся. Развёрнутая схема анализа профессии предлагается в игре «Угадай профессию».
ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»
Цель: знакомство школьников с научной схемой анализа профессий.
Условия игры. Игра рассчитана на работу с классом (учащиеся VII VIII, а также более старших классов). Время на первое проигрывание 1015 минут, а на последующие 710. В игре активно используется классная доска, желательно иметь таблицу анализа профессий.
Процедура (этапы) игры. Подготовительный этап. На предшествующем занятии или сразу перед игрой школьники должны быть ознакомлены с «формулой профессии». Желательно не только рассказать о «формуле», но и проанализировать с её помощью несколько профессий вместе с классом.
1. Перед классом вывешивается таблица с «формулой профессии» или со схемой анализа профессии.
2. По желанию выбирается группа из трёх человек.
3. Даётся общая инструкция: «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает профессию». После этого трое входят в класс и наблюдают, а каждый сидящий в классе в течение 35 минут должен проанализировать профессию по схеме анализа. Через 35 минут каждый из отгадывающих выбирает в классе по одному человеку, которые в течение 3 минут выписывают на доске (места для этого требуется немного) свои варианты анализа профессии по «формуле». Например, профессия «учитель математики» анализируется так: предмет труда человек, знак; цели труда гностические, преобразовательные и изобретательные; средства труда функциональные: условия бытовой микроклимат и т.д. После этого каждый отгадывающий имеет по одной возможности отгадать профессию и через 1 минуту обдумывания говорит о своём варианте ответа. Если из трех вариантов хотя бы один будет правильный команда отгадывающих победила.
4. Отгадывающие выходят из класса, а класс быстро загадывает профессию.
5. Ведущий приглашает отгадывающих, которые наблюдают за тем, как класс расписывает на листочках загаданную профессию по схеме анализа.
6. Каждый отгадывающий выбирает по одному человеку из класса, которые выписывают на доске свои варианты анализа загаданной профессии.
7. После этого отгадывающие оценивают все три варианта за 1 минуту и предлагают 3 своих варианта отгадки.
8. Класс оценивает, отгадали они профессию или нет, назван при этом загаданную профессию.
Обсуждение игры (проигрывание). По каждому пункту схемы анализа профессии ведущий вместе с классом определяет по всем трём вариантам, выписанным на доске, правильные и неправильные ответы. При окончательном подведении итогов игры можно определить и ввести следующий критерий (еще до обсуждения): если общее количество неправильных ответов на доске будет больше десяти, то команда загадавших профессию проигрывает. После этого окончательно определяется победитель.
Диагностические возможности игры. Игра позволяет выяснить знания учащихся о конкретной профессии, а также определить уровень овладения схемой анализа профессий.
Типичные трудности. Опыт показывает, что учащиеся VII VIII классов легче отгадывают профессии в игре «Ассоциация», чем в данной игре. Кроме того, «Угадай профессию» более сложная игра по самой организации. Поэтому если проводить много проигрываний, в которых отгадывающие не найдут ответа, то интерес к игре может снизиться. Если игра получается плохо, больше двух проигрываний лучше не делать.
В случае, когда загадана сложная профессия и сам ведущий затрудняется ее охарактеризовать по некоторым пунктам схемы анализа, профессию следует либо заменить, либо анализировать по другим пунктам.
Перспективы совершенствования игры. Главная линия развития данной игры состоит в поиске более оптимальной (игровой) схемы анализа профессии. Возможны также некоторые процедурные усовершенствования: заполнение времени на обдумывание стимулирующей музыкой и т.д.
ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ» (для работы с группой в 34 человека)
Цель: познакомить учащихся с процедурой правильного построения личных профессиональных планов (ЛПП), а также научить школьников оказывать некоторую профориентационную помощь своим товарищам.
Условия проведения игры. Игра рассчитана на учащихся VIIX классов. Для игры необходима отдельная комната. Время на первое проигрывание 3050 минут, на последующие 1540 минут. Общее время игры не должно превышать 1,52 часа.
Процедура (этапы) игры. Подготовительный этап. Ведущий кратко знакомит учащихся с основными элементами ЛПП (в более простых случаях с «тремя китами» выбора профессии; «хочу, могу, надо»). На подготовительном этапе важно рассадить участников игры за общим столом. Сам отбор в игровую группу осуществляется только на добровольных началах.
1. Ведущий знакомит участников с условиями игры (инструкцией): «Сейчас в нашей стране развивается служба профессиональной консультации. К специалистам-профконсультантам приходят дети с родителями, чтобы посоветоваться о выборе профессии. Цель вашей игры научиться правильно оказывать помощь товарищам в выборе профессии, тем самым научиться лучше решать свои собственные проблемы. Давайте распределим роли: «профконсультант» (лучше выбрать двоих), «учащийся» и его «родители». «Профконсультант» и «родители» должны держаться серьёзно, как взрослые, а «учащийся» пусть будет самим собой. Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал свое слово. Если нет вопросов, можете начинать игру. Я постараюсь не вмешиваться» (при этом ведущий немного отсаживается от играющих).
2. Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий сидит рядом и наблюдает за их действиями. При организации своего вмешательства в игру ведущий должен иметь в виду следующие моменты:
а) на первых порах учащиеся, как правило, осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуждают. Ведущий не должен им мешать;
б) при попытках с ходу решить возникшие проблемы школьники могут обнаружить свою неготовность к решению. Ведущий также не должен сразу подсказывать, а предложить учащимся подумать. При этом после бурного начала игры может возникнуть молчаливая пауза. Нередко школьники после такого обдумывания сами дают готовые решения, высказывают интересные предложения;
в) если конструктивных предложений у учащихся нет и возникает опасность прекращения игры, ведущий может в очень кратком виде помочь игрокам (четче сформулировать профориентационную проблему, уточнить интересы, возможности «учащегося», его представления о будущей работе, о путях приобретения профессии и т.д.);
г) ведущий должен вмешиваться в следующих случаях:
игровой конфликт перерастает в межличностный;
кто-либо из участников (особенно «профконсультант») уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие игроки с ним соглашаются;
игроки сами просят ведущего дать им информационную справку (какой конкурс в то или иное учебное заведение, требуется ли обсуждаемая профессия народному хозяйству и т.д.);
игроки увлеклись обсуждением какого-либо частного вопроса;
одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не удается вставить даже слово;
игроки начинают явно дурачиться.
Все вмешательства ведущего должны быть минимальными.
Кроме непосредственного вмешательства, ведущий может подбадривать некоторых участников с помощью взглядов, жестов.
Не следует ожидать от «профконсультанта» идеального консультирования и обязательного решения всех проблем, так как в игре важно осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения.
Обсуждение игры (проигрывание). При обсуждении ведущий может спросить у «учащегося» и его «родителей». «Заслуживает ли «профконсультант» вашей благодарности?» После этого ведущий сам может назвать некоторые ошибки «профконсультанта», а также ошибочные высказывания «родителей» и «учащегося» и кратко рассказать или показать, как можно было бы действовать более правильно. При этом важно опираться на общую схему ЛПП.
После обсуждения школьники меняются ролями и организуется следующее проигрывание, которое проходит более динамично и с меньшим числом ошибок.
Диагностические возможности игры. Игра позволяет определить готовность учащихся работать с различными элементами ЛПП, а также со всей схемой ЛПП. Поскольку работа ведётся с небольшой группой, психолог получает ценную информацию о каждом учащемся,
Типичные трудности. Так как школьники совершают в игре немало ошибок, психологу постоянно хочется подсказывать, вмешиваться в игру, тем самым снижая ее активизирующий эффект. Данная игра имеет высокую содержательную насыщенность, и нередко бывает трудно сохранить логику игры, не дать ей возможность развиваться стихийно. Особенно часто это проявляется при первом проигрывании. В игре могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам ведущий, поэтому желательно иметь под рукой различную справочную литературу.
Перспективы развития игры. Игра может стать совершеннее при введении в нее дополнительных активизирующих приемов. При использовании компактных справочников, при более продуманном подборе игровых групп. Перспективным представляется использование специальных игровых протоколов для фиксации хода игры.
Профориентационные игры с классом
Профориентационные игры с классом предназначены для работы с учащимися 7-11 классов. Конечно, по своему содержанию и активизирующим возможностям эти методики уступают деловым играм и психотерапевтическим процедурам, но они, в отличие от названных процедур, рассчитаны на реальные условия работы в школе (ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом и т.п.). При проведении профориентационных или психологических курсов подобные игры могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы. Опыт показал, что если они по времени от общего количества часов занимают примерно 25-30%, то воспринимаются учащимися не как "развлечение", а как естественная форма работы.
Можно назвать следующие конкретные игровые методики. Ценностно-нравственные профориентационные игры; "Пришельцы", "Три ветерана" ("Три судьбы"), "Остров", "Спящий город", "Существо" (с элементами экологического воспитания). Пробно-ознакомительные игры: "Стажеры-инопланетяне", "Ассоциации" (профориента-ционный вариант), "Угадай профессию", "Вакансия", "Новичок-Наставник", "Завод" ("Кооператив", "Музей"). Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: "Профконсультация", "Приемная комиссия", "Пять шагов", "Советчик". Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика (темп), что позволяет решать и проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке, чего больше всего обычно боятся психологи перед выходом в школьный класс.
Игровые профориентационные упражнения
Игровые профориентационные упражнения и микроситуации обычно используются в работе с подгруппой (8-15 человек) или с малой группой (6-8 человек). Многие игры основаны на довольно эффективной процедурной модели, когда участники рассаживаются в круг, что внешне делает эти упражнения похожими на психотерапевтические группы, И хотя называть их психотерапевтическими мы бы не стали (это скорее профориентационные группы), но некоторые психотерапевтические эффекты там все-таки возникают. Поэтому для проведения подобных занятий профконсультант должен обладать хотя бы минимальным уровнем психотерапевтической культуры (не навязывать своего мнения, всячески демонстрировать свою выдержку и эмпатию участникам, организовывать их реальное взаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы и т.п.).
Можно назвать следующие игровые профориентационные упражнения: "Профессия на букву...", "Подарок", "Любимое блюдо", "Маскарадный костюм", "Человек-профессия", "Автопортрет" (профориен-тационный вариант), "Кто есть кто?", "Саман-самая", "Цепочка", "Ло-вушки-капканчики", "Эпитафия", "А вот и Я", "Звездный час", "День из жизни" ("Ночь из жизни") и др.
Очень популярны среди школьных профконсультантов игровые микроситуации (для 3-6 человек), где моделируются различные элементы профессионального общения, связанные обычно с конфликтностью отношений. Например, ситуации из общения продавца с покупателями, инспектора ГАИ с нарушителями, зубного врача с клиентами, продавца-ларёчника с рэкетирами, экскурсовода с иностранными туристами и т.п.
Психогимнастическое упражнение "Знакомство"
Знакомство может происходить и в форме психогимнастического упражнения, цепью которого является активизация и "переключение" участников на решение поставленных перед ними задач. Руководитель занятия предлагает участникам представиться и кратко сообщить о себе по схеме:
Имя.
Увлечения.
Что привело меня на данную встречу?
Выбрал ли для себя будущую профессию?
Если "да", то какую, почему?
(Перечень позиций, по которым должен быть составлен рассказ о себе, может быть изменен).
Данное упражнение можно изменить следующим образом. Преподаватель разделяет участников на пары и затем предлагает каждой паре в течение нескольких минут поговорить друг с другом, познакомиться. После того, как вся группа вновь объединяется, каждый должен рассказать группе о своем "напарнике" по схеме, предложенной в 1-м варианте знакомства.
Такое объединение по парам - начало создания чувства общности, принадлежности к группе. Оно также стимулирует свободное общение участников друг с другом.
Деловые игры педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющий целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решения.
Деловая игра «Телефонный звонок работодателю»
Проведение деловой игры повышает компетентность участников в решении следующих задач:
широта представлений участников о вариантах поиска работы;
освоение практических навыков ведения телефонных переговоров;
нейтрализация возможного негативного опыта ведения телефонных переговоров в прошлом;
формирование психологической готовности к активному поиску работы.
Для участия в игре приглашаются двое: "работодатель" и "кандидат на вакантную должность". Действия "работодателя" задаются "Диалоговыми карточками-заданиями" (см. ниже), определяющими условия телефонного разговора. "Кандидат" располагает одним из резюме (текст, красиво напечатанный на листе бумаги формата А4 и доводящий до сведения работодателя, почему из всех возможных претендентов на вакантную должность он должен выбрать именно Вас: Ф.И.О., телефон, факс, адрес, дата рождения, Цель поиска работы, образование, опыт работы, првышение квалификации, профессиональные умения и навыки, специальные знания, профессиональные достижения, дополнительные сведения, личные качества, рекомендации – по возможности) и кратким информационным сообщением о себе. В идеале, участники телефонного разговора обеспечены телефонными аппаратами и не имеют возможности видеть друг друга. Если эта возможность отсутствует, то игра проводится в имитационной форме (важно лишь обеспечить невозможность для собеседников видеть друг друга). Время телефонного разговора ограничено двумя минутами. Цель "кандидата": добиться приглашения на личную встречу. Задача работодателя определяется "Диалоговой карточкой-заданием". Итоги каждого телефонного звонка обсуждаются группой. Руководители корректируют ход обсуждения с целью поддержания конструктивной позиции группы и сохранения положительной мотивации игроков на дальнейшую работу.
В процессе обсуждения вырабатываются общие рекомендации для следующих пар игроков.
Желательно, чтобы каждый член группы получил возможность выступить хотя бы в одной роли "работодателя" и "кандидата" и осознать специфику общения по телефону в каждой роли.
После окончания активной фазы игры руководитель организует групповое обсуждение следующих вопросов:
1. Что было самым трудным при ведении телефонного разговора?
2. Как Вы с этим справились?
3. Какие проблемы телефонного общения Вы не сумели решить в ходе тренинга?
Диалоговые карты-задания
1. Работодатель: "Вакансия занята".
2. Работодатель: "Направьте резюме по факсу".
3. Работодатель: "Сообщите сведения о себе, мы Вам позвоним".
4. Работодатель: "Расскажите о себе".
13PAGE 15
13PAGE 14515
15