Доклад на тему: «Трудовое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Доклад на тему: «Трудовое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Учитель: Телятникова Ирина Владимировна
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»
2016-2017 г.
Одной из задач коррекционных школ является трудовое воспитание обучающихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности детей с ОВЗ. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер. Коррекционная школа психологически и практически должна готовить обучающихся к сознательному, активному труду на пользу личности и общества. Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде необходимо воспитывать черты высокой морали труженика — производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу. На этой основе происходит вооружение обучающихся, оканчивающих коррекционную школу, одной из массовых рабочих профессий. Одновременно с выполнением этих задач в процессе труда необходимо обратить серьезное внимание на развитие у детей с ОВЗ интереса к знаниям, к технике, к профессии, которую они осваивают. При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, что труд имеет для школьника коррекционной школы большое коррекционное значение. И, наконец, школьники требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей. Среди обучающихся специальных школ есть дети с недостатками моторики. Но и эти ученики должны найти свое место в труде. Им может подойти работа со специально приспособленной аппаратурой. Это будет не только средством коррекции физических недостатков, но и средством осознания ими необходимости подготовки к участию в общем труде людей. Таким образом, труд в коррекционной школе имеет свои специфические задачи, которые можно назвать коррекционно-воспитательными. В связи с этим подготовка умственно отсталых школьников к участию в общественно полезном труде приобретает свою специфику. Практическая подготовка к труду. Практическая подготовка к труду — это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи в коррекционных школах решаются на занятиях ручным трудом, домоводством, в процессе профессионально-трудового обучения и во время общественно производственной практики. За время обучения в школе дети проходят через целую систему упражнений в коллективной трудовой деятельности. Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков обучающихся имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду и домоводству, работу в мастерских, на пришкольном участке, производственную практику на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. На предметных уроках, например, предусматривается ознакомление детей с окружающей действительностью и трудом людей в городе и сельской местности. Они получают первоначальные сведения о живой и неживой природе, о поверхности земли, о домашних и диких животных. У детей воспитываются практические навыки ухода за телом, за своей одеждой и предметами быта. На уроках труда закрепляются не только умения и навыки, но также и многие понятия, которые конкретизируются и глубже осознаются детьми. Эта возможность труда и обучения помогает более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи детей, развитию их мышления. Самообслуживание — первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Однако обучающиеся коррекционных школ таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и поэтому у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда обучающихся с ОВЗ. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, в чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями, полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая натирку полов и участие в ремонтных работах — таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с ОВЗ. В школах с интернатами добавляется еще и уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви. Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены. Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству, сельскохозяйственному труду. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках домоводства, сельскохозяйственного труда.
Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь из дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля. Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде — дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовым навыками проводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. Поэтому особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий. Непосильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще. Наоборот, правильная дозировка заданий, распределение их во время, разумное разделение труда делают работу привлекательной и вызывают желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения. При этом наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, если к оценке результатов труда привлекаются сами обучающиеся. Под руководством воспитателя дети определяют, кто лучше сделал? У кого красивее? Почему? Это приучает детей более критично относиться к качеству своей работы и работы товарищей. Труд по самообслуживанию имеет большую ценность для формирования коллектива. Каждый ученик выполняет определенные обязанности по самообслуживанию, которые помогают лучшей организации жизни интерната. Дежурство по школе, участие в бригадах по ремонту мебели, белья, обуви, шефская помощь старших ребят младшим — все этот помогает установить между детьми товарищеские отношения и убедить их на конкретных примерах в том, что от работы каждого зависит общий успех. Общественно полезный труд. Трудовая деятельность обучающихся: самообслуживание, производительный и даже учебный труд — должна носить общественно полезный характер, так как труд, лишенный идейной направленности, высокой цели, для воспитания является процессом нейтральным. Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы, которые хорошо понятны детям. Труд на общую пользу, во имя высокой цели — вот мотивация общественно полезной деятельности. Характер и глубина мотивации общественно полезного труда с возрастом усложняются и развиваются. Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с детьми коррекционных школ, страдающими пассивным отношением к жизни. Общественно полезный труд обучающихся нельзя ограничить заранее составленной программой, здесь можно указать лишь примерный перечень трудовых дел, так как решать эти вопросы в связи с жизнью данной школы, без учета необходимости данного вида работы, без учета особенностей коллектива нельзя. Обучающиеся принимают участие в общественно полезном труде, который можно разделить на две группы:
1) общественно полезный труд в школе;
2) общественно полезный труд вне школы.
Производственное обучение и производительный труд. В коррекционной школе огромное значение для воспитания обучающихся имеет производительный труд, который дает ребятам возможность овладеть рабочей профессией. Программами по профессионально-трудовому обучению с IV класса предусмотрена работа обучающихся с ОВЗ в мастерских и на пришкольных участках. Такой труд уже является производственным, создающим материальные ценности. Вся эта работа, а также овладение трудовыми навыками в школьной мастерской готовят обучающихся с ОВЗ к участию в производственном труде, к овладению определенной профессией. Производственное обучение и производительный труд — завершающий этап практической подготовки обучающихся с ОВЗ к будущей работе на предприятиях. Особое значение приобретает производительный труд обучающихся коррекционных школ в сельском хозяйстве. Работа на свежем воздухе и в более спокойной обстановке помогает корригировать дефекты обучающихся. Производительный труд развивает чувство долга, чувство ответственности за результаты своей работы перед производственным коллективом, у школьников сформировывается убеждение в необходимости труда для общества как способа удовлетворить материальные потребности каждого человека. В программах по профессионально-трудовому обучению в коррекционных школах предусмотрен ряд профессий, которыми могут овладеть умственно отсталые ученики. В практике производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских и учебно-опытных хозяйствах, на хозяйственных стройках при школе, на закладке и разведении пришкольных фруктовых садов и теплиц. Организация учебно-производственных мастерских в коррекционных школах показывает их большое значение в формировании трудовых навыков, необходимых для работы на производстве, а также для понимания ее условий. Труд в мастерских облегчает переход от работы в школе к работе на производстве. Изменение условий труда при переходе на производство обычно вызывает у ребят много затруднений, поначалу они не справляются с производственными заданиями. Это в свою очередь вызывает чувство неудовлетворенности работой, иногда приводит к нежеланию работать. Поэтому нужно всемерно приближать условия производственного обучения к производству, к способу работы там. Производительный труд создает благоприятные условия для развития наблюдательности, способности к обобщениям, делает речь обучающихся более богатой, так как в процессе работы всегда возникает потребность в общении с людьми, потребность в анализе их действий и поступков. Таким образом, каждый из видов труда имеет специфическое значение для формирования личности обучающихся коррекционных школ, поэтому только разнообразие трудовой деятельности может решить задачи психологической и практической их готовности к жизни, к общественно полезному труду. Правильно организованный труд часто помогает преодолеть отрицательные стороны психической деятельности школьников. С этой целью подвижным, легко возбуждающимся детям целесообразно давать такую работу, которая воспитывала бы у них сдержанность, помогала вырабатывать торможение. Детям малоподвижным нужна работа, требующая активности, инициативы. Рассеянным школьникам следует поручать задания, требующие сосредоточенности и внимания. Каждое новое задание должно совершенствовать подготовку школьника в данной области труда, воспитывать у него трудовую культуру. Необходимо учить рационально, организовать свою работу, содержать в порядке рабочее место, бережно относиться к инструментам, экономно расходовать материалы, ценить время. Работа обязательно должна быть доведена до конца, только в этом случае она будет иметь воспитательное значение. Успех вызывает богатые эмоции, трудовую энергию, стремление к новым делам. Но все в труде требует усилий. Чем значительнее усилия, тем ощутимее успех. Если учитель все доделывает за ученика, тот не почувствует радости успеха, гордости за свою работу. В зависимости от вида труда педагогическое руководство трудовым воспитанием осуществляется учителем, классным руководителем, инструктором, родителями. В процессе руководства необходимо помнить о воспитательных задачах труда, которые реализуются и в ходе работы, и при выполнении трудовых заданий, и при учете результатов. Детям разъясняются цели и значение трудового задания, способы его правильного планирования. Как при коллективной, так и при индивидуальной организации необходимо предусмотреть строгую ответственность за точное выполнение трудового задания. В организации трудового процесса большую помощь оказывает соревнование. Оно побуждает ученика сознательно добиваться поставленной цели, а значит, становится мощным средством усиления детской активности и интереса к труду. В процессе труда большое значение имеет учет работы, который проводится ежедневно, по окончании каждого этапа и в конце всей работы. Для создания общественного мнения и повышения требовательности к каждому члену трудового коллектива важно, чтобы итоги работы были наглядно оформлены и явились предметом обсуждения на собраниях, сообщались по радио и через печать. Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, многими школами разработана система поощрения: премии, вынесение благодарностей и т.д. Организуются также праздники труда, на которых в торжественной обстановке отмечается работа отдельных классов и обучающихся. Поощрения возможны и в том случае, если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов необходимо учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами обучающиеся.