Гражданско — патриотическое воспитание учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната

Савенкова Елена Николаевна, педагог-организатор
ОКУ «Новопоселёновская школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Курского района, Курской области

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях школы - интерната

В статье представлен опыт внеклассной деятельности учителя истории коррекционной школы-интерната по организации работы, направленной на воспитание гражданско-нравственных черт личности у учащихся с отклонениями в развитии.

Формирование трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.
Н.М. Карамзин утверждал: «Простой гражданин должен читать историю, на мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещ ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».
В Новопоселёновской школе-интернате обучаются и проживают дети с ограниченными возможностями здоровья – дети с умственной отсталостью и инвалидностью по заболеванию. Всего в школе – 51 учеников, девочек – 60%, мальчиков – 30 %. Более 99% учащихся с наследственными ограничениями психического и физического здоровья. Из общего числа – 22% – сироты, воспитанники Новопоселёновской школы- интерната.
Наши выпускники, в большинстве своём, не уезжают из родного города. Педагогический коллектив Новопоселёновской коррекционной школы-интерната работает над темой: «Воспитание гражданско-нравственных черт личности у учащихся с отклонениями в развитии» с целью создания условий для разностороннего развития обучающихся, воспитанников на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
1. Воспитание гражданско-нравственных качеств личности, необходимых для ориентации в окружающем мире, процесса познания, практической деятельности.
2. Организация разнообразной творческой, личностно и общественно-значимой деятельности, в ходе которой осуществляется развитие и социализация личности.
3. Создание оптимальных условий, способствующих развитию каждого школьника на основе его потребностей.
4. Развитие и реализация потенциальных возможностей и способностей учащихся через внеурочную деятельность.
5. Своевременное оказание социальной помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями.
В плане воспитательной работы выделена Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание». Цель этой подпрограммы определена как подготовка учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Я являюсь соавтором данной Подпрограммы и реализую е, совместно с другими педагогами нашей школы, через уроки и внеклассную работу по предметам. Работа по патриотическому воспитанию учащихся включает в себя следующие направления: духовно-нравственное, гражданско-правовое и военно-патриотическое.
Духовно-нравственное направление подразумевает воспитание в учениках добросовестности, честности, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому об-разу жизни.
Военно-патриотическое направление включает в себя изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, знание боевых и трудовых подвигов жителей города, области в годы Великой Отечественной войны: организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда; формирование здорового образа жизни учащихся; профилактика правонарушений.
Работая над своей методической темой «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся старших классов в коррекционной школе», я разработала и провела ряд литературных гостинных, круглых столов, викторин, учебных встреч и мероприятий. Уроки Мужества посвящались годовщинам Освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков;
Интересные встречи и посвящались городу Курску, улицам родного города, городам Курской области, великим людям Курской земли с древних времен по настоящее время, чьи дела и сама жизнь была олицетворением подвига.
Беседы и литературные журналы были посвящены Дню славянской письменности и культуры, пионерам-героям Великой Отечественной войны. Ежегодно 9 Мая мы проводим Акцию «Память» – митинг с возложением цветов на городском мемориальном кладбище г.Курска. Продолжением внеклассной работы служат встречи и совместные чаепития с ветеранами войны и труда, учебные экскурсии на выставки и экспозиции в городской краеведческий музей, на предприятия города. Вместе с учителями и воспитателями проводим автобусные экскурсии по памятным местам Курска, экскурсии в городской краеведческий музей, музей – заповедник имени Н.Н. Алёхина.
На основе эмоциональных переживаний у учащихся крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки разумного поведения. Положительные эмоции на внеклассных мероприятиях активизируют деятельность учащихся, положительно сказываются на восприятии и учебного материала.
У наших учащихся с интеллектуальными нарушениями нечткие представления о явлениях общественной жизни, беден их словарный запас, примы учебной деятельности не отражают специфики исторического познания, им известны лишь немногие источники знаний об истории. Но мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию воздействуют на чувства и эмоциональные переживания детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. М.: Просвещение, 1990.
2. Карамзин Н.М. История Государства Российского // http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/.
3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1999.