Документ Модель воспитательной системы


За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьёшься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребёнка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым, полноценным, радостным? Как направить их познавательную активность в нужное русло? Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря им была достигнута педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Многолетние искания, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса.
В первом классе, когда принимаешь детей, помогаешь им стать учениками, адаптироваться к школьной жизни, идёшь с ними по дорогам первых школьных лет. Много сил, стараний, душевного тепла вкладываешь в этот труд. Необходимо узнать о каждом ребёнке как можно больше: его индивидуальные особенности развития, здоровья, обстановку в семье; правильно определить на что способен ученик в данный момент, как помочь развить его способности. Считаю, что самое важное в работе педагога – умение видеть в каждом маленьком человеке личность с его радостями, тревогами, переживаниями; уметь слушать и понимать его, сопереживать и радоваться его успехам, всегда помнить, что уровень возможностей у всех разный, а значит и уровень достижений у каждого свой. Учёба, воспитание и развитие учеников – это совместный труд педагогов, родителей и самих учеников, и успех его определяется в первую очередь теми
взаимоотношениями, которые складываются между учителем и детьми, учителем и родителями. В.А. Сухомлинский* считал азбукой педагогической культуры доброжелательность. И для меня важно создать в классе атмосферу творчества и психологического комфорта. В своих учениках стараюсь воспитывать доброжелательность по отношению к своим одноклассникам, умение сопереживать неудачам другого и радоваться его успехам.
Как было отмечено выше, для полноценного развития ребёнка необходимо тесное сотрудничество родителей и учителя. К сожалению, современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственной и правовой культуры. В настоящее время осложнилась проблема воспитания Человека, Гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, за судьбу города, Отечества. В этих условиях мы не можем переложить сложившуюся ситуацию на родителей. Необходимы новые подходы в организации сотрудничества и взаимодействия с семьёй. Классный руководитель и родители – партнёры в воспитании ребёнка, это означает равенство сторон, взаимоуважение, доброжелательность, заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
В основе воспитательной деятельности лежит разработанная мною воспитательная система для 1 – 4 классов «Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности». Данная система была разработана на основе федеральных нормативных актов: «Конституции РФ», ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2013», городской программы «Реализация модели национальной политики в г. Орске на 2011-2015г.», а также школьных программ: «Гражданско-патриотическое воспитание на 2011-2014г.», «Здоровье на 2008-2012г.», «Одарённые дети».
Воспитательная система ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста. Для успешной реализации воспитательной системы проводится интеграция с внешкольными учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, спортивно – оздоровительными учреждениями. (Приложение № 1) Вся эта система работы позволит построить модель ученика начальных классов.
В качестве главного ориентира воспитательной системы мы выбрали следующую цель – создание условий для творческого развития младших школьников через взаимодействие и сотрудничество классного руководителя с родителями, а главным направлением – деятельность, направленную на обеспечение личностного роста воспитанников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить склонности, способности и возможности каждого ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению;
воспитывать личность, найти в каждом ребёнке хорошее и поддержать это хорошее;
воспитывать в детях уважение к себе и другим людям, доброе отношение друг к другу;
воспитывать каждого ребёнка как члена общества: учить жить в коллективе, считаться с мнением одноклассников;
воспитывать социально-адаптированного человека, приспособленного к требованиям общества
приобщать детей культуре родного края, традициям семьи, школы, города;
развивать творческие способности, самооценку, способствовать самореализации школьника в классном коллективе;
Ожидаемые результаты реализации воспитательной системы класса
Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
Овладение навыками нового вида деятельности – учения.
Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.
Формирование базовых учебных способностей.
Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Построение модели ученика начальных классов
Приоритетными в воспитательной системе являются следующие принципы:
Принцип комплексного подхода.
Работа с детьми носит комплексный характер, она строится на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, педагога-организатора, социального педагога, библиотекаря.
Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.
Принцип целостности воспитывающей среды, взаимодействия природных, социальных и культурных процессов, традиций в семье, школе, городе, стране.
Принцип сотрудничества детей, взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей.
Принцип управляемости и целенаправленности.
Фундаментом воспитательной работы являются: идеи С.Ц. Шацкого*, который подчеркивал, что главные факторы деятельности ребенка это творчество и самостоятельность, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили**, методика организации КТД И.П.Иванова***, педагогика гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые - педагоги В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский.
В своей работе руководствуюсь «Десятью заповедями воспитания».
(по В.А.Караковскому)****
Главная цель воспитания - счастливый человек.
Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
Воспитание без уважения - подавление.
Мерой воспитанности является интеллигентность - антипод хамству, невежеству.
Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
Развивай в себе незаурядность.
Не будь занудой, не ной и не паникуй.
Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
В руководстве детским коллективом всегда следую принципу семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. Воспитательная система класса реализуется в 4 этапа.
1 этап: Проектирование воспитательной системы класса (1 класс).
« Я теперь школьник» 2008/2009 учебный год
Включает в себя:
• анализ существующей среды в школе, классе, семье;
• изучение индивидуальных интересов и потребностей детей, родителей;
• определение реальных возможностей ученика и его ближайшую зону развития;
• обучение детей приемам преодоления проблем преемственности;
•проектирование желаемого обмена класса;
•организация психолого-педагогического просвещения родителей;
• предопределение системообразующей деятельности.
Реализация
•диагностирование семей и класса;
•психолого-педагогические консультации «Первый раз в первый класс»;
•организация родительского всеобуча, создание «университета педагогических знаний» для родителей; (Приложение № 2-5)
• организация детского коллектива;
• цикл классных часов «Познай себя»;
• познавательные конкурсы, викторины, игры;
•экскурсии;
• традиционные дела школы «Светофорчик»;
• спортивные праздники (Дни здоровья, эстафеты).
Ожидаемые результаты
Воспитательная система класса.
На основе изученных интересов и потребностей, сообразно целям и задачам создается воспитательная система класса, определяются направления работы воспитательной системы класса и системообразующая деятельность – КТД.
Ребенок получает возможность понять самого себя (задуматься о собственном характере и поведении, осознать свою значимость для окружающих).
Родитель получает знания о возрастных особенностях ребенка, учится решать воспитательные задачи, поддерживает ребенка в его начинаниях – «к успеху вместе с родителями».
2 этап: Становление воспитательной системы класса (2 класс).
«Найди свой путь» 2009/2010 учебный год
Включает в себя:
• выявление зон «хочу» и формирование зон «надо»
• создание условий для осознания своего места в социуме: взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;
• создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
• создание условий для формирования традиций классного общества;
• создание условий для формирования гражданского самосознания.
Реализация
•диагностирование семей и учащихся класса;
• цикл классных часов «Сделай себя сам»;
• создание законов класса;
•Работа по здоровому образу жизни с привлечением старшеклассников и родителей;
•КТД, конкурсы, игры, викторины;
•Спортивные праздники;
•Традиционные школьные мероприятия «День матери», Новый год, Масленица;
•Совместные родительские собрания (родители и дети), семейные праздники «Музыка детства», «Посвящение в рыцари семейного очага»;
•психолого-педагогические консультации детей и родителей;
•работа «Университета педагогических знаний» для родителей;
•Трудовые десанты «Зелёный сад на окне».
Ожидаемые результаты
Воспитательная система класса.
Происходит процесс коллективообразования, одинаково движимый самоутверждающимися личностями.
Ребёнок приходит к целому ряду вполне осознанных открытий: взаимосвязь и взаимозависимость всех участников учебно-воспитательного процесса; хорошо в том коллективе, где умеют избегать конфликты, договариваться между собой; хорошо, когда рядом родители.
Родитель учиться помогать преодолевать трудности и радоваться успеху детей.
3 этап: Функционирование воспитательной системы (3класс).
«Мы вместе» 2010/2011 учебный год.
Включает в себя:
•Создание условий для работы системы в заданном режиме;
•Содействие тому, чтобы семья выступала как часть единого школьного коллектива, объединённого общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, общей ответственностью;
•Способствование росту самоуправления каждой личности учащихся и коллектива в целом: самоуправление коллектива, педагогов и родителей;
•Формирование нравственных позиций учащихся.
Реализация
•Диагностика семей «Знаете ли вы своего ребёнка как лидера», «Самооценка», «Роль родителей в твоей жизни»;
•Цикл классных часов гражданско-патриотической направленности;
•Игра «Лидер»;
•Акции ко дню Победы («Открытка Ветерану»);
•Спортивные соревнования;
•Защита групповых и индивидуальных проектов;
•Экскурсии по городу;
•Трудовой десант;
•Цикл занятий «Выдающиеся Люди России»;
•Работа родительского университета;
•Традиции класса («Арбузник», «Именины» и др.) и школы;
•Ряд внеклассных мероприятий совместно с родителями.
Ожидаемые результаты
Воспитательная система класса окончательно формируется, продуктивно и взаимосвязано работает как часть воспитательной системы школы. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность классного коллектива, состоящего из личностей.
Ребёнок получает возможность научиться принимать самостоятельные решения в управленческой деятельности класса и школы, следовать им, умеет работать в команде: ученик – родитель – педагог.
Родитель умеет слушать, слышать, сотрудничать и сопереживать со своим ребёнком. Передаёт собственный жизненный опыт и традиции семьи.
4 этап: Обобщающий, обновление системы (4 класс).
«Дверь в большой мир» 2011/2012учебный год.
Включает в себя:
•Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
•Анализ результатов деятельности и интерпретация данных за четыре года;
•Определение перспектив и путей дальнейшего развития учащихся, работы классного руководителя;
•Нацеливание классного коллектива на поиск новых идей, способов обновления жизнедеятельности;
•Создание условий для самоконтроля, саморазвития, самореализации.
Ожидаемые результаты
Воспитательная работа класса
Подводятся итоги, проводятся различные диагностики личности учащихся, анализируется воспитательная программа.
Ребёнок усваивает продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки. Понимание «осознанного родительства». Укрепление связей с родителями, с семьёй.
Родитель укрепляет взаимодействие и взаимосвязь с детьми. Повышает психолого-педагогические знания. Познаёт возрастные особенности подростка.
Контроль за выполнением программы осуществляет:
•методическое объединение классных руководителей;
•родительский комитет;
•администрация школы;
•классный руководитель.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.
Воспитательная система имеет несколько направлений:
1.«Цветок добра» (духовно - нравственное)
2. «Путешествие к истокам» (гражданско-патриотическое)
3. «Ступеньки здоровья» (спортивно - оздоровительное)
4. «Творить - это здорово» (художественно-эстетическое)
5. «Все работы хороши» (трудовое)
6. «Диалог» работа с родителями (коммуникативное)
7. «Будьте внимательны» (безопасность жизнедеятельности)
В перспективе претворения в жизнь цели и основных задач воспитательной системы должна сформироваться личность выпускника начальной школы, который должен быть всесторонне гармонично развит, счастлив, успешен, здоров, толерантен, а самое главное он должен обладать компетенциями самовоспитания и самообразования. Поэтому на протяжении
4-х лет мы занимаемся формированием академического потенциала, нравственного потенциала, коммуникативного, трудового, физкультурно - оздоровительного и креативного потенциала. А основными линиями являются:
-Дружбой дорожить умейте.
-Жить в неуютной обстановке нельзя.
-Трудиться полезно.
-Помогать друг другу классно.
-Здорово быть сильным, ловким, закалённым.
-Готовить дело по чужому сценарию невозможно.
Схема 1.
-51435415925Духовно-нравственное
Школьник
Педагог
Семья
Гражданско-патриотическое
Спортивно- оздоровительное
Художественно- эстетическое
Трудовое
Коммуникативное
Безопасность жизнедеятельности
Я теперь школьник (1 кл)
Найди свой путь (2 кл)
Мы вместе
(3 кл)
Дверь в большой мир (4 кл)
Духовно-нравственное
Школьник
Педагог
Семья
Гражданско-патриотическое
Спортивно- оздоровительное
Художественно- эстетическое
Трудовое
Коммуникативное
Безопасность жизнедеятельности
Я теперь школьник (1 кл)
Найди свой путь (2 кл)
Мы вместе
(3 кл)
Дверь в большой мир (4 кл)
Структура воспитательной системы класса
Направление деятельности Цель направления Задачи Функции кл. руководителя Формы работы
«Цветок добра» (духовно-нравственное)
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях. Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений. Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений. Изучать с учащимися нравственные традиции их семей. Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков. Анализ педагогических ситуаций в классе.
Анализ стиля общения и отношений, создаваемых в классе.
Способствование решению поставленных задач.
Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; Тематические классные часы. Дискуссии по нравственной тематике. Посещение кинотеатра. Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города. Изучение нравственного наследия. Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.
«Путешествие к истокам»
( гражданско-патриотическое)
Воспитание и развитие гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно – нравственной ценности.
Воспитывать личность духовной, социально адаптированной к современному обществу;
Формировать чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу, школе;
Развивать чувства единения, школьного братства,
коллективизма.
Изучение с учащимися традиций и обычаев в семьях школы, разных национальностей.
Формирование ответственности.
Классные часы «Символы России». Классные часы, посвященные Победе в ВОВ. Участие в акциях «Милосердие», «Ветеран живет рядом». Экскурсии в краеведческий музей, музей Т.Г.Шевченко Участие в интернет олимпиадах по истории нашего государства Участие в работе классного и школьного самоуправления.
Таблица 1.
«Ступеньки здоровья» (спортивно-оздоровительное) Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутвержде ния.
Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья. Учить детей рациональному правильному питанию. Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Обследование здоровья детей.
Проводить работу с родителями по проблеме укрепления здоровья детей в семье.
Определить ответственных за поддержание чистоты и порядка в кабинете.
Сотрудничество с учителем физкультуры. Посещение бассейна. Спортивные праздники и соревнования. Недели здоровья. Походы выходного дня. Проект «История Олимпийских игр», «Здоровье и безопасность» Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом. Консультации врачей.
«Творить - это здорово» (художественно-эстетическое)
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительно сти. Вовлекать учащихся в различные кружки, с учётом интересов и потребностей учащихся. Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности. Использование активных и творческих форм воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся. Сотрудничество с учителями ИЗО, музыки Конкурсы рисунков, стихов, поделок, экскурсии в парк, посещение музея, театра, картинной галереи, КВН по сказкам. Семейный конкурс новогодних композиций
«Все работы хороши» (трудовое)
Воспитание психологической и практической готовности школьников к труду Формировать личность в процессе труда. Развивать духовные и нравственные качества личности через привычку к труду: уважение к представителям разных профессий; бережное отношение к своему и чужому имуществу, навыки работы в коллективе
Вовлечение детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда Экскурсия на ЗАО ОМК (шефы), Операция «Мойдодыр» Участие в уборке класса, пришкольного участка, Посадка семян, взращивание семян. Организация дежурства в классе. Рейд «Мои учебники».
«Диалог» работа с родителями
(коммуникативноеУкрепление связи школы с семьёй, способствующей развитию детей в духе взаимопон-я, ответственностии толерантности Повысить статус Родительства, Семьи в сознании учащихся.
Формировать у подрастающего поколения осознанного отношения к будущему ответственному Родительству, к созданию счастливой семьи на основе самопознания, самосовершенст
вования.
Оказание психолого-педагогической помощи родителям учащихся. Создание благоприятной атмосферы общения в системе «родитель - учитель – ученик» Тематические родительские собрания с медицинским работником и другими специалистами. Индивидуальные консультации, беседы. Организация работы родительского комитета, всеобуча. Круглые столы. Праздники. Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи. Спортивные состязания. Дни открытых дверей. Анкетирование родителей
«Будьте внимательны» (безопасность жизнедеятель ности)
Обеспечение личной безопасности младшего школьника. Сформировать представления, знания о криминогенных ситуациях, которые могут произойти в повседневной жизни, правилах безопасного поведения, уменьшающих риск возникновения опасности, способах самосохранительного поведения в опасной ситуации Сотрудничество с работниками РЖД, ГИБДД. Профилактичес
кие беседы по предупреждению несчастных случаев, по оказанию первой помощи. Способствование решению поставленных задач.
беседы с сотрудниками ГИБДД, линейной милиции, работниками РЖД, кл. часы, просмотр кинофильмов, настольные игра по ПДД
В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии:
проектная технология
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой игры;
технология КТД И. П. Иванова;
технология создания ситуации успеха.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективно - творческая деятельность (технология И.П. Иванова)*. Такая форма работы не новая, она давно разработана, но мы ее применяем на протяжении многих лет, потому что лучшей формы работы нет. Сегодня их модно называть проектами. Отличительными чертами КТД является возможность каждого воспитанника выступить в роли лидера, организатора и исполнителя, что наиболее полезно для классов, которые состоят из интеллектуально способных, высокоорганизованных и стремящихся к роли «командира» учащихся. В КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.
Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: любовь к родным, отношение к «малой Родине», к другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Накануне празднования 65-летия победы в ВОВ мы с учащимися побывали в гостях у участника ВОВ Сибилёва Николая Петровича. Он увлек детей очень интересным рассказом, о трудностях и горестях войны, о радости победы, показал свои ордена, старые фотографии. Надо было видеть лица моих мальчишек, когда они держали медали в руках. Мы побывали в краеведческом музее, на экскурсии у Вечного огня (Приложение № 6). Закончилось это КТД большой литературно - музыкальной композицией «Их судьба в закалке боевой», где были и стихи, и танцы, и песни о войне. На концерт были приглашены ветераны и ученики 3-4 класса (Приложение № 7).
Были задействованы все учащиеся: кто-то изготавливал открытки, некоторые делали подарки для ветеранов, готовились к концерту. Во время подготовки и в ходе проведения мероприятия мы видели эмоциональное состояние детей, выражение их лиц, искреннюю заинтересованностью. Эта форма работы развило интерес к героическому прошлому нашей страны, любви к родному краю, школе. Ветераны ОМК выразили благодарность ученикам и учителю за подготовленный концерт (Приложение № 8).
Ежегодно мы с учениками принимаем участие в городской выставке «Юннат», где ребята изготавливают поделки из природного материала. Большую помощь оказывают в этом и родители. Класс награждён грамотой (Приложение № 9,10). Также мы участвуем в школьных и районных конкурсах стихотворений, рисунков, в спортивных соревнованиях, где неоднократно занимаем только призовые места (Приложение № 11-13). Традиционным в нашей школе является мероприятие, посвященное Дню Защитника Отечества «Смотр-конкурс песни и строя». Такая работа сплачивает детей, проявляет их артистические способности (Приложение 14).
Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству. Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники. Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут
возможности проявить себя. В начале учебного года провели классные собрания, которые были посвящены:
выбору актива класса (староста, зам. старосты, главный дежурный, главный редактор);
созданию законов класса;
распределению поручений (стилист, библиотекарь, цветовод, физорг, санитар, консультант).
В системе воспитательной работы использую проектные, исследовательские технологии (технология Г.К. Селевко)*. Эти технологии в моей работе тесно взаимосвязаны, переплетаются, дополняя друг друга и обеспечивая тем самым эффективность воспитательного процесса. Основами проектной деятельности учащиеся овладевают на кружке «Первые шаги в науку», который ведёт классный руководитель. С целью обучения учеников такому виду деятельности, как работа над проектами, в начальной школе разработана программа «Мои первые проекты». Занятия в кружке проводятся все годы обучения (с 1 по 4 класс). Основная задача кружка создание учащимся условий для овладения методом проектов и как результат – развитие их информационной культуры. Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной, детской библиотеки, они могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. В конце года проводится конференция, на которой ребята представляют свои проекты. Каждый год лучшие работы участвуют в городских и региональных конференциях (Приложение №15-17). Считаю, что именно метод проекта обогатит учебный процесс, позволит образованию стать свободным, открытым, обновляющимся и будет способствовать самопознанию, самоопределению и самореализации личности.
Таблица 2.
Результаты конкурсов
Наименование научно-практических конференций Ф.И. участника Тема работы Год участия Занимаемое место (победитель, призёр)
III городская научно-практическая конференция «Исследователь окруж. мира» Титкова Мария
(1 класс) «Хлеб - всему голова» 2008г. III место
II региональный конкурс «Я исследователь» Титкова Мария
(1 класс) «Хлеб - всему голова» 2009г. III место
IV городская научно-практическая конференция «Исследователь окружающего мира»
Николаев Иван
(2 класс) «Спорт – это жизнь» 2010г. II место
VII районная научно-практическая конференция «Научное творчество воспитанников» Волкова Полина
(3 класс) «Хранитель домашнего очага» 2011г. III место
V городская научно-практическая конференция «Исследователь окружающего мира» Николаев Иван
(3 класс) «Перепела» 2011г. I место
V городская научно-практическая конференция «Исследователь окружающего мира» Труханова Марта
(3 класс) Сокровища звёздного неба 2011г. II место
VI городская научно-практическая конференция «Исследователь окружающего мира» Бредихина Кристина
(4 класс) «Прозвища в школьной жизни» 2012г. I место
Хочется поделиться опытом работы по здоровьесберегающим технологиям В.Ф. Базарного*. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальном звене т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты. Как говорит В.Ф. Базарный: «Здоровье - категория педагогическая».
Первая технология – режим « динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. Там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Казалось бы, чего проще, стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку. Но, увы! Дети были «засиженными», т.е. телесно расслабленными и пришлось не просто по приказу переводить детей в вертикальное положение, а терпеливо разрабатывать методику постепенной перестройки.
Следующая технология – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки. То птицы перелётные прилетели весной, а под ними пропечатанная первая буква из её названия. Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомлении с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А учитель проявит искусство, изобретательность и применит данные технологии в любых режимных моментах.
С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств использую зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий. На стене нарисована диаграмма. Есть несколько режимов выполнения данного тренажа, но мои дети полюбили наш идеальный вариант. С вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят
указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. А затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.
Показываю весёлых человечков (упражнения для осанки), и дети делают такие упражнения. Эти упражнения им очень нравятся. Их они выполняют с большим удовольствием.
Обязательным и важнейшим учебным предметом Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Музыка лечит не только его душу, но и тело.
В начале учебного года провожу маркировку мебели. Пользуясь таблицей, определяю какой номер мебели необходимо для учеников класса. Чтобы сохранить зрение детей часто их пересаживаю (1 раз в месяц – пока маленькие, далее пересаживание уменьшается до 4 раз в год).
Для того, что бы дети не перегружались, в начале учебного года, при составлении расписания уроков, учитываю то, что каждому предмету присваивается определенное количество баллов по сложности (шкала трудности для младших школьников по В.И.Агаркову)*. Затем считаю количество баллов за день. При составлении расписания нужно помнить о том, что в течение недели должно быть 1 или 2 повышения в баллах (желательно 1 или в среду или в четверг), понедельник и пятница самые разгруженные.
Не маловажную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной направленности. Особое место отвожу проведению Семейных праздников. Во все мероприятия и праздники включаются подвижные игры, задания на ловкость, силовые упражнения, в которых с интересом принимают участие не только дети, но и родители. При проведении внеклассных мероприятий находится простое, посильное дело
каждому: учителю, ученику и родителю. Досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, поэтому очень важно увеличить пребывания детей на воздухе, на воде. С этой целью мы организуем походы на природу, в бассейн «Олимпик» (при гимназии №3). Посещаем неоднократно физкультурный комплекс «Здоровье» (Приложение № 18). В школе работают спортивные кружки. Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей (Приложение № 19).
В развитии личности ребенка большую роль играет игровая деятельность. Чем богаче и содержательнее будут все мероприятия, тем больше создается возможностей на формировании нравственных ценностей.
Основным успехом является использование в воспитательной деятельности классного руководителя системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного воспитателя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов. Как педагог со стажем, стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания, общеклассные собрания учеников и родителей (Приложение № 20), индивидуальные консультации для родителей, посещение на дому. Родители являются инициаторами, организаторами таких форм работы. Интересующие вопросы определяются через анкеты, которые проводятся 1раз в полугодие. Совместно с родителями составляется план воспитательной работы. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет и создаются группы: «Творчество», «Наш дом», «Услуги», которыми руководит председатель родительского комитета класса.
«Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время. «Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе. «Услуги» - оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото-видеосъемки и другие услуги. В истории нашей школы есть традиция, которую проводим с родителями - праздник «Прощание с начальной школой» для всех параллельных выпускных классов. Каждый классный руководитель готовит буклеты для своих выпускников: собранные за четыре года рисунки, сочинения, поделки, данные об успеваемости, фотографии - все это оформляется в красочный альбом и является неожиданным сюрпризом для детей. На праздник приходят все родители, подводится итог за четыре года совместной работы (Приложение № 21).
Мои младшие школьники – уже личности с психологическими особенностями и запросами. Поэтому уже в начале учебного года 1 класса, учитель, совместно со школьным психологом Хромовой М.А., исследовал наиболее важные параметры деятельности первоклассника: мотивация на учебную и общественную деятельность и уровня адаптации в коллективе. Для определения социальной адаптации использовали методику Александровской Э.М.* Оценивали деятельность каждого учащегося по 4 критериям и результаты заносили в таблицу (Приложение № 22).
Таблица 3
Баллы
21-35
Зона адаптации 15-20
Зона внешней
адаптации 0-14
Зона дезадаптации
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
20 71 6 21 2 7
Провели анкету (автор Н.Г. Лусканова)* для определения школьной мотивации учащихся начальных классов (Приложение № 23). Форма проведения: групповая, предлагаются вопросы в устной форме, дети фиксируют ответы в виде цифр 0,1,3.
Оценка результатов тестирования:
25 – 30 б. – высокий уровень школьной мотивации и учебной деятельности;
20 – 24 б. - достаточный уровень мотивации;
15 – 19 б. – положительное отношение к школе, но она, скорее всего, привлекает ребенка внеурочной стороной или отдельными моментами;
10 – 14 б. – недостаточный уровень мотивации;
Мене 10 б. – отсутствие позитивного отношения к школе.
Таблица 4.
Результаты анкетирования
Класс: 1а Всего учеников: 28
25 - 30 б. 20 - 24 б. 15- 19 б. 10- 14 б. Менее 10 б.
Кол- во
детей % Кол- во детей % Кол- во детей % Кол- во детей % Кол- во детей %
15 54 8 29 3 10 2 7 - -

Своим первоначальным исследованием мы выявили, что не все дети адаптировались (наблюдаются признаки дезадаптации). Нам удалось выявить все факторы, влияющие на признаки дезадаптации. Мы повторно провели исследование в конце I полугодия и воспользовались ранее предложенными методиками. Оказалось, что неадаптированных детей не осталось.
Эффективность воспитательной деятельности определяю путем диагностических исследований, которые провожу систематически. Эти исследования позволили изучить вопрос удовлетворенности школьной жизнью, оценить уровень воспитанности, выявить отношение учащихся и родителей к школе, определить уровень мотивации к обучению. Для чего
использовались методика М.И. Шиловой* и А.М. Прихожан**. Уровень воспитанности предполагается изучать на протяжении всего времени сотрудничества, чтобы отследить изменения, происходящие в классном коллективе. По вопросу удовлетворенности жизнедеятельности класса была проведена анкета (Приложение №24).
Таблица 5.
Диагностика уровня воспитанности учащихся
По методике М.Шиловой
Уровень проявления воспитанности младших школьников
Патриотизм Любознательность Трудолюбие Доброта и отзывчивость Самодисциплина Класс Любовь к Родине Гордость за свою страну Служение своему Отечеству Забота о своей школе Любознательность Стремления реализовать свои интел. способности Саморазвитие Организованность в учении Сознание значимости труда Самостоятельность в труде Бережное отношение к результатам труда Инициативности и творчество в труде Уважительное отношение к старшим Дружелюбное отношение к сверстникам Милосердие Честность в отношениях с товарищами Развитие доброй воли Самоуважение, соблюдение правилкультурыДеловитость и пунктуальность Требовательность к себе Итого
2а 1.6 1,2 1,5 1,4 1,5 1,6 1,4 1,6 1,4 1,6 1,5 1,4 1,8 1,9 1,9 1,6 1,4 1,3 1,3 1,3 30,2
4а 2,7 2,7 2,7 2,7 2,9 2,8 2,8 2,8 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 3 2,9 2,8 2,8 2,8 2,9 2,8 53,4
3а 2,1 2,0 2,0 2,1 2,2 2,1 2,1 2,1 2,0 2,0 1,9 1,9 2,2 2,3 2,2 2,1 1,7 2,0 1,9 1,9 40,8
Выводы: в качестве обобщения составлены графики уровней воспитанности начального звена обучения по данным диагностики по методике М. Шиловой (Приложение № 25). За 3 года (2009 - 2012уч.г.) прослеживается устойчивая тенденция к росту уровня проявления нравственной воспитанности учащихся. По результатам анкетирования видна положительная динамика. Следовательно, воспитательная программа дает свои плоды, имеет практическую направленность и при наличии деятельностного подхода формирует личность учащихся. Самое главное сформировать положительное отношение ребенка к школе и умением жить в
коллективе, обладать определенными навыками общения со сверстниками, считаться с чужим «Хочу!».
Рекомендации: в среднем звене продолжить работу по сплочению коллективов и способствовать через цикл мероприятий и реализацию планов целевых программ воспитанию нравственности и формирующегося деятельно - волевого характера детей.
Таблица 6.
Включённость в методическую работу.
Открытые воспитательные мероприятия.
Год проведения Наименование Форма Место проведения
2010г «День матери» Праздник Школа
2010г Международный день толерантности КТД Школа
2011г. «Серпантин» Спортивная программа Клуб «Ровесник»
2011г. «По тропинкам лукоморья» Литературная программа Библиотека ДКЖ
2012г. «Зарядка для здоровья» Спортивные состязания ДЮСШ «Лидер»
2012г. «Мы разные, но всё-таки мы вместе!» Классный час Школа
2012г. «Прощание с начальной школой» Мероприятие Клуб «Надежда»
Таблица 7.
Участие в работе МО классных руководителей школы.
2009г. Школа и семья: опыт взаимодействия.
2010г. Формирование творческой личности.
2010г. «Взаимосотрудничество: семья – родители – школа» (обобщение опыта)
2012г – Профессиональная компетентность классного руководителя в работе с родителями.
Данная система работы с классным коллективом способствует решению поставленных задач, поскольку зерна, посеянные в такой комплексной системе, дают свои всходы: формируется личность, готовая к самоутверждению, ответственности, принятию окружающего мира и себя в этом мире. Для того чтобы объективно оценить свои результаты работы, необходимо проводить диагностику качества воспитательной работы в классе. Считаю, что в целом воспитательная система способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагогов в развитии гармоничной личности. Тогда выполняется одно из самых главных моих правил: «Чтобы ни случилось сегодня между учеником и учителем, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением».