Ведущие идеи в формировании воспитательной системы класса. Роль искусства и этнографии в формировании воспитательной системы класса.
Ведущие идеи в формировании воспитательной системы класса. Роль искусства и этнографии в формировании воспитательной системы класса.
Важной задачей современного педагога, особенно учителя истории и права, является воспитание гражданина с чувством национальной гордости, духовно богатой личности.
Для этого необходимо использовать все имеющиеся возможности, построить воспитательную работу в классе так, чтобы разные по способностям и интеллекту учащиеся чувствовали себя не исключительными или отвергнутыми изгоями, а полноправными личностями со своими «изюминками», со своими взглядами и точками зрения.
Необходимо построить воспитательную систему с перспективой на несколько лет. Непросто адаптировать детей к окружающей социальной среде, а развивать, ориентировать на духовные ценности, учитывать влияние не всегда благоприятной среды.
В своей работе педагог должен ориентироваться на гуманистический подход, опираться на нравственные ценности, формировать и развивать их.
Внутри коллектива, превращать их в духовные ценности для учащихся.
Но прививать эти ценности и воспитывать детей нужно через их дела, их переживания, их позиции.
Несколько лет назад, взяв 5-й класс, я задумалась, как сделать из этих ребятишек достойных граждан нашей родины.
В классе были дети с разным социальным и материальным положением семей, разных национальностей (с их традициями и религиозными взглядами), разным уровнем интеллекта.
Пришла к выводу, что:
Нужно продумать основную воспитательную канву на несколько лет вперёд (5-7 лет), взяв за основу 1-2 направления (например, искусство и этнография), но включить в них по возможности разные сферы жизнедеятельности (в том числе трудовое и физическое воспитание, интеллектуальное и нравственное развитие, профориентация, здоровье, организация досуга и т. д.)
Не отказываться от некоторых старых традиций, чтобы сформировать
Разносторонне развитых детей, идеи коллективизма, взаимовыручки, взаимоподдержки, терпимости были одними из главных в воспитании.
Благодаря этим качествам российский народ выстаивал во времена тяжёлых испытаний.
Ориентироваться на российские, а не западные, общечеловеческие нравственные ценности: доброту, сострадание, уважение к своему народу,
Интерес к культуре не только своего народа, но и других.
Найти точки соприкосновения семьи и школы в воспитании детей, т. к. в
Связи с социально-экономическими трудностями происходит некоторое отчуждение семьи от школы, семья самоустраняется от воспитания детей.
Создать равные условия для реализации различных возможностей учащихся.
Создать условия для активного участия детей в общественной жизни.
Исходя из этого, взяла воспитательную тему на 7 лет:
«Воспитывать нравственную личность с чёткой гражданской позицией, эстетически развитую, творческую через занятия этнографией и искусством, через отношения в коллективе, с родителями, с окружающей социальной средой, через сотрудничество взрослых и детей.»
Цели и задачи:
Формировать гармонично развитую личность через общечеловеческие
и нравственные принципы, через высокие моральные и нравственные
требования к себе.
Прививать любовь к искусству, уважение к культуре народов России, развивать художественный вкус через систему мероприятий, активную жизненную позицию детей.
Создание классного коллектива как воспитательной среды через КПД.
Воспитывать самостоятельность, творческое отношение к делам через создание и работу органов ученического самоуправления, объединений по интересам, создание равных условий для реализации различных возможностей учащихся.
Всю работу разделила по этапам:
1 этап – «Визуально-ознакомительный».
Цель-заинтересовать детей историей родного края, профессиями их родителей и людей, живущих рядом.
Для этого проводились экскурсии с привлечением родителей: «По старой Вятке», «Прогулки по окрестностям», «По купеческой Вятке», «По вятским монастырям», «По Вятской стороне ремесленной», во время которых ребята не только слушали рассказ экскурсовода, видели красоту родного края, но и сами исследовали помещения, здания, находили фрески на стенах храмов.
Параллельно с этим проводился цикл «Встречи с интересными людьми».
Он шёл по разным направлениям с целью вызвать у детей интерес к искусству, науке, культуре, профессиям родного края, побудить ребят к самообразованию, самовоспитанию, к выбору активной жизненной и гражданской позиции.
Так, в 5-6 классах приглашали родителей и творческих людей с беседами о профессиях, ребята слушали «Рассказы о театре», беседы «Театр начинается с вешалки», «Культура поведения в театре и цирке». Вместе с родителями ездили на спектакли в ТЮЗ и драмтеатр, на цирковые представления с обязательным обсуждением «Что нового я взял для себя», «Что мне понравилось, а что –нет».
Посещение театральных постановок осуществлялось каждый год, тематика спектаклей усложнялась. Ребята сами готовили и показывали кукольные спектакли. Многие стали заниматься в театральном кружке, танцевальной студии, изостудии.
2 этап – «Творческий».
Цель: самостоятельное получение дополнительных знаний по истории родного края, искусству и культуре.
Ребята работали в библиотеках с литературой, собирая материал об увиденном и услышанном, писали рефераты, оформляли «раскладушки», готовили поделки. Изучали профессии людей, с которыми встречались. Устраивали конкурсы с участием родителей: «Лучшая причёска бабушкиных времён», «Самая модная причёска современности», «Гардероб для куклы», «Мой образ», «Моя национальность-в моём костюме». Ребята «примеряли из бабушкиных и маминых сундуков» то, что там было. «Мой дом – моя мечта», «Хочу построить город» – эти конкурсы «архитекторов» и «дизайнеров» проводились сначала на бумаге, в старших классах ребята пытались показать это в макетах. «Угощу друзей своих», «Пальчики оближешь», «Из рецептов национальной кухни» – эти конкурсы ребята проводили на вечерах-чаепитиях. К ним каждая семья (или несколько объединяются) готовила сервировку своего стола, свои блюда, рецепты. Показывала номер самодеятельности, иногда национальный. Дети вместе с родителями участвовали в конкурсах.
Проводили ролевые игры «Идём в гости», «Сегодня идём на спектакль».
Одни ребята играли роль хозяев дома, принимали гостей в соответствии с русским обычаем или по правилам этикета. Другие были гостями.
Проигрывались разные ситуации в гостях (как себя вести, войдя в дом, как поддержать беседу, подарить подарок, поведение за столом и т. д.).
Одни ребята «работали в раздевалке», другие были зрителями, третьи – артистами, показывая какую-либо постановку. Во всех этих конкурсах и мероприятиях использовались национальные традиции, местные особенности диалекта, фольклор.
3этап – «Агитационный».
Цель: используя свой опыт и свои возможности заинтересовать и привлечь других ребят к изучению истории родного края, культуры и искусства.
С подготовленным материалом ребята выступали перед учениками других классов с беседами и демонстрацией иллюстраций об увиденном. Участвовали в районных конкурсах мягкой игрушки, моделирования, занимая призовые места. Участвовали в г. Кирове в городском конкурсе на лучшее кондитерское изделие.
Встречи с вятскими художниками через посещение экспозиций музея им. Васнецовых, встречи с танцовщиками Ленинградского балета проводились не только с целью знакомства с этими видами искусства, но и для привлечения к ним ребят, для формирования эстетического вкуса.
Ребята не только танцуют, но и рисуют эскизы костюмов, декораций, придумывают вместе со взрослыми, руководителями постановки танцевальных номеров. Показывают их сверстникам, в ДК, участвуют в районных смотрах, областных, занимают призовые места.
4этап – «Практический».
Цель: собрать материал для музея, используя встречи со старожилами; организовать выставки экспозиций; приобщить детей к культуре и искусству.
На этом этапе ребята ходили в этнографические экспедиции, встречались со старожилами. У них узнавали о старинных промыслах округи, записывали их рассказы, интересные слова, обычаи, рецепты. Всё это оформляли в словари, «раскладушки». Собирали орудия труда, предметы быта. Одежду, головные уборы, старинные деньги. Делали выставки экспозиций с экскурсиями по ним: «Вязание крючком и на коклюшках», «Вышивка крестиком и строчка «Ришелье»», «Из чего и чем ели в XIX веке», «Деньги-это сила или слабость?» «Какие бывают прялки?» «Домотканые одежды» и т.д.
В 9-ом классе, изучив предметы старины, ребята сами стали шить, готовить, сервировать стол. Устраивали вечера «Дегустации вкусностей разных народов», показы одежды «Высокой моды», где сами создавали модели, вышивали, составляли аппликации из кусочков кожи, тканей, фурнитуры и др. предметов, вязали, используя национальные мотивы и орнаменты.
Участвовали в многочисленных конкурсах. Многие выбрали для себя профессии модельера-дизайнера верхней одежды, парикмахера, повара-кондитера.
Занимаясь в танцевальном кружке, ребята разучивали народные танцы, отрывки из балетных постановок. В старшем возрасте ребята участвуют в более серьёзных делах: готовят и проводят колядки, театральные постановки, в том числе новогоднее в ДК для детей посёлка, вечера поэзии, музыки, используя особенности быта, языка, одежды.
5этап – «Обобщающий».
Цель: подвести итог проделанной работе, открыть музей, оформив и показав накопленный материал.
Собранный материал ребята классифицируют, оформляют документацию по нему вместе со взрослыми: делают описание предметов (где взяты, короткие сведения о месте, владельцах, материале, из которого сделаны вещи, где использовались), составляется список, ведётся учёт. Делаются надписи для вещей, которые расставляются по местам. Музей открывается, ребята проводят экскурсии по нему.
В 10-11 классах изучение профессий родного края идёт с использованием
углублённого изучения отдельных предметов, необходимых для получения будущих профессий экономиста, программиста, юриста и др. Начав заниматься в кружках по интересам, ребята продолжают творческую деятельность после окончания школы.
Каждый этап, начавшись в определённый период, продолжался на протяжении всей работы.
Ребята участвовали в районных краеведческих конференциях, занимая первые места; ездили с концертами не только по Юрьянскому р-ну, но и по области, выступали на Российских смотрах детских художественных коллективов. Танцевальный коллектив «Загадка» получил звание Образцового хореографического. Некоторые из ребят выбрали профессию хореографа.
Ребята показывали спектакли, участвовали в районных играх по истории и праву, занимая призовые места, в олимпиадах по предметам с такими же
Результатами.
Таким образом, шло развитие личности по многим направлениям: наука, культура, искусство, спорт, труд, досуг и т.д. Вырабатывалась самостоятельность, инициативность.
В результате такой деятельности были решены задачи:
Создан дружный коллектив, в котором каждый ребёнок- личность. Добрые отношения между ребятами сохранились и после окончания школы.
Произошло сближение детей и родителей; появился тесный контакт семьи и школы, школы и внешкольных учреждений в процессе воспитания детей. Наладилось сотрудничество взрослых и детей.
Ценностные ориентиры превратились в духовные ценности. Ребята выросли творческими, инициативными, с позитивной жизненной энергией, любящие искусство, уважающие культуру с чёткой нравственной и жизненной позицией.
15