Методическое сообщение Основные двигательные дефекты игрового аппарата и способы их устранения
Методическое сообщение
преподавателя фортепиано
Кругловой Елены Ивановны
МБОУ ДО «Нижнесортымская детская школа искусств»
Основные двигательные дефекты игрового аппарата и способы их устранения
Трудность первоначального обучения вытекает из того, что игра на фортепиано с первых же шагов требует распределения внимания между большим числом объектов. Начинающий ученик должен: верно читать нотный текст, брать нужные клавиши нужными пальцами, соблюдать правильные штрихи, играть ритмично, внутренне слышать исполняемую мелодию, играть осмысленно, эмоционально. Первые уроки целиком посвящаются предварительному развитию слуха и слуховой памяти, ознакомлению с клавиатурой и игре простейших мелодий.
Несмотря на тщательное проведение начального периода обучения, у многих обучающихся через некоторое время появляются различные двигательные дефекты. Причины могут быть следующие:
а) успокоенность на достигнутых в начале обучения результатах и последующая недостаточность внимания к игровым движениям ученика;
б) большая часть урока посвящается налаживанию работы над нотным текстом (в целом его значении), что ученик должен делать уже самостоятельно, таким образом, для внимательной работы над звучанием не остается времени, а именно работа над звучанием вызывает потребность – усовершенствовать игровые движения ученика.
Как же следует поступать при обнаружении двигательных дефектов? Прежде всего, нужно углубить работу над качеством звучания (или возобновить ее), попутно исправляя и движения. Предложить ученику пройти в небыстром темпе несколько совсем для него нетрудных этюдов, где можно значительную часть внимания отдать звучаниям и движениям. При работе над таким этюдом педагог может непосредственно управлять движениями одной из рук ученика.
Если вышеуказанные меры окажутся недостаточными, то необходимо прибегнуть к специальным упражнениям, которые рассмотрим в связи с кратким обзором типичных двигательных дефектов.
1. Непрерывная приподнятость плечевого пояса
В этом случае полезно играть несложные пятипальцевые упражнения, то приподнимая, то опуская плечевой пояс.
Существует педагогический предрассудок, будто плечевой пояс все время должен находиться в опущенном состоянии. Это не соответствует практике крупных пианистов, у которых он все время находится, наоборот, в некотором движении.
2. Тряска руки (неустойчивое запястье) при игре legatoПри этом, весьма стойком дефекте, нужно испробовать следующие способы:
а) вернуться к начальным упражнениям для выработки legato: короткие линии на одном движении руки;
б) проработать несколько старинных упражнений с выдержанными клавишами, например 1 и 4-й пальцы удерживают клавиши, а 2-й, 3-й и 5-й играют какую-нибудь фигуру.
в) на время отказаться (в упражнениях, в этюдах) от «опертой» игры и исполнять быстрые линии не глубоким, а легким legiero (леджиеро)
3. Скованность кисти, чрезмерно высокое или чрезмерно низкое положение запястья
Здесь следует воспользоваться следующими приемами:
а) играть небыструю трель, все время, то плавно поднимая, то плавно опуская запястье. Полезно также играть короткие мотивы из двойных нот, освобождая запястье после каждого интервала, и опираясь рукой на верхний звук интервала, а нижний звук снимая. Приведем пример: Этюд Лемуана Ор. 37 № 37 – двойные ноты в правой руке, К. Черни – Гермер тетр. 2 этюд № 15
б) связно играть широкие для данной руки фигуры, т.е. такие, которые без гибких движений кисти и без перемещения запястья и локтя неисполнимы ломаные, короткие арпеджио.
в) играть упражнения и этюды с переносом «через руку» для гибкости запястья. Пример: А. Гедике соч. 8 миниатюра № 4, соч. 47 этюд № 26
г) работать над кистевым staccato терциями, секстами.
д) «расковывается» запястье при медленной игре репетиционных последовательностей.
4. Инертное (пассивно висящее или скованное) плечо
Прежде всего, нужно заставить ученика сидеть дальше от инструмента, чем он привык. Это одно уже требует от плеча повышения активности, кроме того, нужно играть упражнения на далекие скачки, переносы, передвижки. Попутно можно заметить, что «далекое» расстояние от клавиатуры (приблизительно у спинки стула) и высоко поднятая голова создают впечатление звучания «из зала» и слышания себя «со стороны».
5. Недоразвитость супинационно – пронационных движений
Эти движения представляют собой вращение предплечья вокруг его собственной продольной оси (без его перемещения). Пронация - вращение внутрь, супинация – вращение кнаружи.
При игре на рояле пронация предплечья приближает к клавиатуре 1-й палец и удаляет 5-й, а супинация удаляет 1-й и приближает 5-й. Недоразвитость этих движений мешает ловкому исполнению быстрых зигзагообразных фигур (в том числе тремоло). Эти движения играют также немалую роль в кантилене. Поэтому многим ученикам полезно:
а) проделывать быстрые пронационно – супинационные движения вне клавиатуры (движения, имитирующие ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери ключом). Супинация и пронация свободно опущенных рук хорошо освобождают руки от напряжения и утомления.
б) применять эти движения при игре ломаных терций, секст.
6. Супинированное положение предплечья
В этих случаях говорят: «Рука валится на 5-й палец». Дефект легко исправляется посредством игры упражнений при преувеличенно отведенном локте и преувеличенно бронированном предплечье.
7. Неустойчивость 2, 3, 4 и 5-го пальцев в пястно – фаланговых суставах
Это часто называют «продавливанием косточек». Для исправления дефекта нужно:
а) играть несложное пятипальцевое упражнение и при этом поддерживать ладонь (снизу) указательным пальцем другой руки.
б) полезно также играть портаменто одним пальцем, преувеличенно кругло ставя палец
в) очень помогает устранению этого дефекта игра последовательностей из секунд, терций и кварт «круто» поставленными пальцами.
8. Неустойчивость 2, 3, 4 и 5-го пальцев в концевых суставах.
Это часто называют «проламыванием кончиков пальцев». Здесь нужно применить упражнение на скольжение: два пальца ставятся на интервал секунды, терции или кварты, а затем производятся скольжения «от себя» (т.е. вперед) и к себе (т.е. назад) при сохранении неизменной формы пальцев. Для укрепления концевых фаланг пальцев полезно применить упражнение на «царапание», «выковыривание» сильным пальцем звука внутрь «под ладонь». Кроме того, необходимо требовать от учащегося концентрации внимания на кончиках пальцев, тогда не будет ни лишних движений 2-го сустава, ни ломания 3-го.
Гольденвейзер считал приобретенное проламывание концов пальцев и вообще других фаланг результатом перенапряжения, слишком большой нагрузки на слабые пальцы ребенка. «Совершенно неправильно стараться, чтобы у играющего сразу был полный звук, это – величайшая ошибка. Особенно опасно это по отношению к детям, которым свойственно играть слабым звуком, так же, как говорить детским голосом. Если ребенка приучать слишком рано добиваться полного звука у него от этого получится перенапряжение и пальцы начнут гнуться».
Надо учить ученика извлекать не «сильный» звук, а глубокий и певучий.
9. Недоразвитость движений пястной кости большого пальца.
Эта недоразвитость сильно затрудняет охват широких интервалов, а также игру арпеджио. Здесь нужно делать гимнастику большим пальцем, то приближая конец большого пальца к основанию 5-го, то предельно удаляя большой палец от остальных. Запущенность данного дефекта нередко приводит в почти неисправимый вторичный дефект – преувеличенному разгибанию основной фаланги большого пальца (своего рода вывиху), что создает неустойчивость пальца в целом.
10. Напряженность незанятого 5-го пальца.
Бывает, что 5-ый палец, будучи в данный момент не занят, напряженно приподнимается, при этом иногда напряженно сгибаясь в среднем и концевом суставах («гувернантский мизинец»). Такое состояние 5-го пальца отрицательно сказывается на работе ближайших к нему пальцев. Для исправления данного дефекта нужно:
а) играть связные фигуры 3, 4 и 5-м пальцами (такие упражнения очень полезны, их настойчиво рекомендовал Л.В. Николаев).
б) медленно играть связанные фигуры 1, 2, 3 и 4-м пальцами, стараясь держать 5-й палец у самой клавиши.
11. Напряженность незанятого большого пальца.
Иногда большой палец, будучи некоторое время свободным от игры, переходит в напряженное состояние (подводится без надобности под ладонь или, наоборот, напряженно отводится). В этом случае полезно играть связанные фигуры 2, 3, 4 и 5-м пальцами, свободно опуская (свешивая) его. Такие упражнения вообще полезны для развития силы, пальцев, для развития ощущения веса руки, регулируемого запястьем.
12. Запоздалое приподнятие пальцев при игре легато.
В этом случае говорят, что у ученика «пальцы склеиваются». Причиной данного дефекта часто бывает чрезмерное давление на клавиатуру или отсутствие в сознании ученика четкого артикуляционного расчленения звучащей ткани. Для устранения обоих дефектов можно рекомендовать следующее:
а) играть разными парами пальцев трель в посильно быстром темпе (кстати К. Черни считал трель одним из основных технических упражнений, освоение которой влияет на все формы пальцевой техники.
б) в качестве специального гимнастического упражнения, являющегося одновременно и упражнением на слуховое внимание, полезно поучить этюдный материал точным, полным звуком, в ровном медленном движении, с активным подъемом пальцев.
в) предложить ученику поработать над этюдами с терцовыми ходами в мелодии (например, Черни-Гермер т. 2 этюд № 10, Черни этюды № 11 и 16 из соч. 299, Лемуан этюд 37 ор. 37.
В заключении следует сказать, что все вышеперечисленные способы исправления различных дефектов двигательного аппарата могут быть эффективны лишь при настойчивой и систематической работе учащегося и педагога над устранением данного недостатка.
Литература.
1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М., 1988г.2. Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата. – Новосибирск. 1989г.3. Смирнова Т.И. Методические рекомендации к курсу «Фортепиано. Интенсивный курс». – М., 2003г.4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М., 1989г.5. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1985г.6. Как научить играть на рояле. Первые шаги. Учебно-методическое издание. Сост. Грохотов С.В. – М., 2006г. 7. Щапов О.Л. «Фортепианная педагогика».