Представление опыта работы Продуктивное использование современных образовательных технологий,направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении
Муниципальное образовательное учреждение
Яблоневская основная общеобразовательная школа
муниципального образования-Кораблинский муниципальный район
Рязанской области
Шилина Т.Г.,учитель русского языка и литературы
Продуктивное использование современных образовательных технологий,напрвленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении
(из опыта работы)
2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Соответствие деятельности учителя основным направлениям
федеральной и региональной политики в сфере образования .стр. 3
2. Обоснование выбора современных образовательных технологий
для внедрения в практику .стр. 3
3.Использование в практической деятельности современных
образовательных технологий .стр. 3-5
4.Внедрение актуальных современных образовательных технологий.
Компетентностно-ориентированные технологии .стр. 6-7
5.Информационно-коммуникационные технологии .стр. 7
6.Здоровьесберегающие технологии .стр. 7-8
7.Результативность внедрения современных образовательных
технологий .стр. 8
1.Соответствие деятельности учителя основным направлениям федеральной и региональной политики в сфере образования
Основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования в настоящее время являются:
формирование ключевых компетентностей школьников;
сбережение и укрепление здоровья обучающихся;
формирование у них информационной культуры.
В соответствиями с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования учитель русского языка и литературы должен внедрять в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии:
технологии компетентностно-ориентированного обучения (метод проектного обучения, технологию портфолио);
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии.
2.Обоснование выбора современных образовательных технологий
для внедрения в практику
недостаточно высокая динамика качества знаний учащихся по русскому языку и литературе;
невысокая мотивация к изучению русского языка и литературы;
малорезультативная работа по укреплению и сохранению здоровья детей;
отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающегося;
отсутствие навыка работы учащихся с информационными ресурсами сети Интернет.
Проанализировав проблемы, я сделала следующие выводы:
необходимо развивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика, его творческий потенциал;
в урочное и внеурочное время должны применяться педагогические технологии, которые позволят:
сформировать ключевые компетентности обучающихся, в том числе информационные,а также универсальные учебные действия школьников;
необходимо внедрение здоровьесберегающих технологий как условие самореализации обучающихся, повышения уровня их обученности и качества знаний.
3.Использование в практической деятельности современных образовательных технологий
В своей педагогической деятельности использую современные образовательные технологии, которые формируют ключевые компетентности, универсальные учебные действия обучающихся, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.
СОТ: информационно-коммуникационные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения (метод проектов, портфолио), здоровьесберегающие технологии.
Задачи
Ожидаемые результаты использования СОТ
Создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала
Повышение качества знаний учащихся;
овладение учащимися ключевыми компетентностями,универсальными учебными действиями;
сформированность научно-исследовательских навыков обучающихся;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
сформированность потребности в здоровом образе жизни;
интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
снижение дезадаптации в социуме и воздействия негативных факторов внешней среды на личность школьника;
совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся.
Мною составлен план деятельности по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов ( конспекты уроков, тренажеры для фронтальной работы, программы для самообучения и самоконтроля, контрольно-измерительные материалы для проведения мониторинга результативности внедрения СОТ).
СОТ
Виды деятельности
Метод
проектного обучения
Ознакомление учащихся с проектным методом
Оказание помощи в постановке целей
Прогнозирование конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников
Выявление и использование способов учебной деятельности, предпочитаемых самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей
Консультирование на всех этапах работы над проектом
Технология
портфолио
Постановка проблемы
Знакомство учащихся с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации учебного процесса
Вооружение учащихся технологическими приемами, методиками и средствами для запуска собственного портфолио
Совместное конструирование деятельности
Отслеживание наполняемости портфолио
Консультирование учащихся
Информационно-
коммуникационные технологии
Применение учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, ресурсов сети Интернет
Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций-презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля
Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК
Оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций проектов
Здоровьесберегающие
технологии
Осуществление дифференцированного подхода к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам
Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся
Осуществление диагностической, организационно- координационной, профилактической деятельности
Внедрение курса «Основы православной культуры», комплексно целевой программы «Здоровье»
Проведение профилактической просветительской работы (лекции, беседы, декадники, акции «Брось сигарету!», «Нет наркотикам» и т.д.)
4.Внедрение актуальных современных образовательных технологий.
Компетентностно-ориентированные технологии
Проектный метод является приоритетным направлением в работе на уроках и во внеурочной деятельности.
Опираюсь на главные принципы в реализации данного метода: самостоятельность, деятельность, результативность. Метод проектов позволяет успешно формировать ключевые компетентности личности, необходимые в реальной жизни: коммуникативные, информационные, компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, с умением учиться всю жизнь.Обучающимися разрабатываются исследовательские, информационные, практико-ориентированные проекты по всем преподаваемым мною предметам.
С каждым годом растет количество проектов, улучшается их качество, расширяются виды и формы.
Презентация проектов учащихся стала традиционной в школе. Лучшими проектами признаны: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие.
Виды проектов
Продукты
Творческие
«Добро и зло в современном обществе и в русских народных сказках»
«Васюткиными тропами»
Информационные
Справочник «Привет, причастие!»
Справочник «Фразеологизмы библейского происхождения в СРЯ»
Иллюстрированный сборник «Славянские боги в сказаниях и мифах»
Исследовательские
Словарь - справочник «Школьный и молодежный сленг»
Исследовательская работа «Детский фольклор»
Альманах «Виктор Петрович Астафьев. Истоки творчества»
Практико-ориентированные
Путеводитель «Мой родной город»
«Таблицы и схемы по русскому языку на электронном носителе»
Стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности, использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии.
Технология портфолио. В своей практике применяю технологию портфолио, которая предполагает оценку учебной деятельности самим учеником. В портфолио ученики включают результаты обучения и своего личностногостановления.
Портфолио является формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов учащегося.
Учащиеся создают различные виды портфолио: рабочий, тематический, демонстрационный, презентационный, портфолио достижений.
Благодаря внедрению данной технологии учащиеся научились:
работать с постоянно обновляющимся информационным потоком;ставить цели, планировать, организовывать и оценивать собственную учебную деятельность, работать в сотрудничестве.
5.Информационно-коммуникационные технологии
Использую информационные технологии как средство повышения эффективности обучения.
Разрабатываю мультимедийные уроки по русскому языку и литературе:
презентации к урокам русского языка и литературы;
лекции- презентации;
тренажеры для фронтальной работы;
программы для самообучения учащихся и самоконтроля.
Оказываю помощь учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов; при оформлении рефератов, портфолио.
Использую информационные технологии при проведении уроков:
· «Орфограммы в корне» (5 кл).
· «Сергей Есенин - национальный поэт» (9 кл.)
· «Хохлома - это часть культуры родной земли (н, нн в суффиксах прилагательных)»
(6 кл.) и многие другие.
Мною используются информационные технологии при разработке и проведении внеклассных мероприятий («В здоровом теле - здоровый дух», «Праздник славянской письменности и культуры» и др.)
Творческое использование информационных технологий позволило повысить информационную культуру учащихся, реализовать принцип «обучение с увлечением», активизировать учащихся в процессе обучения и воспитания.
6.Здоровьесберегающие технологии
В условиях единого воспитывающего здоровьесберегающего пространства одна из основных задач школы - сохранение здоровья школьников и профилактика их заболеваний. На каждом уроке и во внеурочной деятельности применяю здоровьесберегающие технологии.
Задача
Система мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Сохранение и укрепление здоровья учащихся
Соблюдение санитарно-гигиенического режима
Дифференцированный подход к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам
Разнообразие форм и методов работы
Смена видов деятельности
Чередование видов активности (интеллектуальная –> эмоциональная –> двигательная)
Физкультминутки, гимнастика для глаз
Написание учащимися творческих работ по вопросам здорового образа жизни
Организация просветительской работы среди учащихся с приглашением школьного врача
Проведение мероприятий физкультурно- спортивной
направленности
7.Результативность внедрения современных образовательных технологий
Результатами внедрения современных образовательных технологий являются:
1. Стабильный уровень обученности школьников на всех ступенях обучения.
2. Положительная динамика по показателю «Качество знаний» на всех ступенях обучения.
3. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
4. Повышение мотивации к образованию, компетентному выбору профессионального и жизненного пути.
5. Развитие у школьников навыков оценочной (самооценочной) деятельности.
6. Овладение учащимися ключевыми компетентностями.
7. Сформированность научно-исследовательских навыков.
8. Активное и результативное участие учащихся в проектной деятельности и творческих конкурсах.
9. Совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся.
10. Уменьшение количества пропусков в связи простудными заболеваниями на 5%
11. Сформированность потребности в здоровом образе жизни.
Таким образом, использование современных образовательных технологий открывает новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, способствует формированию ключевых компетентностей; позволяет добиваться более высоких результатов в обучении и воспитании школьников.
13PAGE 15
13PAGE 14815
15