Разработка занятия по внеурочной деятельности Здоровей-ка Мир эмоций и чувств
27
Тема: Мир эмоций и чувств
Актуальность: Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
В настоящее время увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременная её коррекция является весьма актуальной.
Цель: формирование и коррекция эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей детей.
Задачи:
Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
Развивать навыки совместной деятельности, общения;
Научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
Способствовать творческой самореализации;
Обогащать репертуар социальных навыков;
Учить доверять себе и другим людям;
Развивать воображение и творческую активность.
Предполагаемый результат
Расширение у детей круга понимаемых эмоций;
Формирование в детях эмпатии по отношению к окружающим;
Повышение самооценки;
Повышение уровня самоконтроля;
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
Ход занятия:
Приветствие: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте все возьмёмся за руки и скажем «Доброе утро» или «добрый день».
Игра «Хороводы сказочных героев». Дети, двигаясь по кругу, подражают ребёнку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя с определённым настроением. Закончить хоровод нужно на положительной эмоции.
Ребята, сегодня у нас необычный день. Вы спросите почему? Да потому, что мы сегодня с вами отправимся в сказочной мир эмоций. Посмотрите вот он ( показывают стенд, где изображены различные эмоции). В каждом домике живет своя эмоция. И у каждой эмоции своё настроение. Вот посмотрите у эмоции в красном домике весёлое, у эмоции в черном грустное
Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы настроение было хорошим? (дети отвечают). А я хочу вам предложить улучшить настроение с помощью ласкового солнышка:
Этюд «Ласковое солнышко».
Графическое задание «Заколдованные кружочки».
Ребята, мы с вами отдохнули, расслабились. Какое сейчас у вас настроение? (хорошее). А сейчас посмотрите на столы, там лежат листочки с нарисованными кружочками, они заколдованные. Давайте расколдуем их. Для этого возьмём цветные карандаши и нарисуем лицо человека, у которого сейчас такое же хорошее настроение, как у вас сейчас. Молодцы, как хорошо у вас получилось!
-Кто мне скажет, что такое эмоции?(Мозговой штурм, ассоциативный куст)
Эмоции – это (франц. emotion - волнение - от лат. emoveo - потрясаю, волную),реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешнихраздражителей,...
1 эмоция -«Удивление»
К нам в гости сегодня пришел гость из сказочной страны эмоций. Зовут его Петя Васечкин, и он принёс с собой интересную историю, которую мы сейчас послушаем.
Петя Васечкин: Я вам сейчас такое расскажу. Гуляю я однажды на улице, как вдруг вижу, шляпа бегает. Она была живая! У неё даже были ножки, и бегала она очень быстро! Я как начал бегать за ней, чтобы схватить её, а когда я её схватил, то увидел котёнка. Знаете, как я удивился?! Вот так (показывают на кукле).
Ребята, а у вас какое лицо, когда вы удивляетесь? Этюд «Удивление» (Предлагают детям изобразить удивление.
Графическое задание « Удивление».
«Сегодня мы с вами будем рисовать облачко удивления. Ребята, а как вы думаете, какого цвета может быть удивление? Пока вы рисуете, послушайте отрывок из стихотворения
По небу плыли облака, Вот маленькое облачко Летим, летим со мной!
А я на них смотрел. Над озером плывет,
Я долго всматривался ввысь И удивленно облачко
И даже щурил глаз, Приоткрывает рот:
А что увидел я, то вам -Ой, кто там в глади озера
Все расскажу сейчас. Пушистенький такой?
Такой мохнатый и мягенький?
Сейчас мы с вами немножко отдохнём и поиграем.
Игра «Солнышко и тучка». Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло и за тучки, стало жарко – расслабиться, потому, что разморило на солнце. (Повторить 2-3 раза)
2 эмоция - «Злость»
Ребята сегодня к нам в гости пришёл еще один гость из сказочного мира эмоций. А кто же это, мы сейчас с вами узнаем. Ребята смотрите кто это? (дети отвечают гриб).
Так это же Король Боровик. Но почему то он очень сердитый и возмущённый. Что же с ним случилось, что произошло?
Ребята а как вы думаете какое у Короля Боровика настроение? Какое чувство он испытывает? (Дети отвечают – плохое настроение, он злится)
Ребята, а вы хотите узнать, что случилось с Боровиком? А вот, что:
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком
Был Король Боровик не в духе
Короля покусали мухи.
Ребята а с вами бывает, что вы злитесь. В каких ситуациях это бывает. А как вы себя ведёт,
когда злитесь?
А теперь давайте позлимся так же как король Боровик. ( Ещё раз читают стихотворение, дети повторяют движения0
Ребята, а вы знаете как можно помочь Королю, чтобы он перестал злиться?
А кто вам помогает успокоиться? ( Педагог предлагает, как можно успокоиться : посчитать шаги, сосчитать до десяти)
Графическое задание «Гнев»
Ребята давайте кляксами изобразим свой гнев.
Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.
Упражнение «Доброе животное».
«Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох –выдох (3р.) Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад и еще раз».
3 эмоция - «Грусть»
Упр. Подари хорошее настроение.
Ребята я сегодня получила очень странное письмо. Давайте мы вместе сейчас его откроем и прочитаем.
Содержание письма:
Меня зовут Молчок
Я очень, очень одинок
Плачу вовсе без причины
И от слёз совсем промок
Помогите мне ребята
Грусть мою разоблачить
И письмо мне напишите, в мир эмоций отошлите
Педагог: Ребята поможем Молчку справиться с грустью (дети отвечают)
Педагог: А когда вам грустно, что вы делаете, чтобы развеселиться? Или, когда грустно кому-то из ваших близких, что вы делаете, чтобы их развеселить? ( Педагог вместе с детьми придумывают, как можно избавиться от грусти и печали)
Ребята! А мы же не знаем как выглядит молчок! Ведь в мире эмоций очень много жителей и как нам его там отыскать? ( Педагог показывает на панно) Наверно он очень, очень грустный. А как выглядит грустный человек?
Этюд «Грустный человек»
Упражнение «Закончи предложение».
«Грусть –это, когда»
«Я грущу, когда»
«Маме грустно, когда»
«Воспитателю грустно, когда»
«Ребята, а у кого, где живет грусть на теле? А кого она цвета может быть».
А сейчас давайте попробуем нарисовать Молчка, и тогда нам будет легче отыскать его (на столах листы бумаги с нарисованным кругом) А рядом с Молчком нарисуйте , то чем можно развеселить Молчка)
(После того, как дети нарисовали, педагог вместе с детьми еще раз повторяют как можно поднять настроение, затем складывает все рисунки в конверт и бросает в почтовый ящик)
Упр. на релаксацию «Лицо загорает»
4 эмоция - «Радость»
Приветствие. Упражнение «Я рада тебя видеть»
Дети передавая мяч по кругу проговаривают: «Я рада тебя видеть»
Упр. Хороводы сказочных героев.
Педагог: Ребята у меня сегодня произошла неприятность. Я всю ночь готовилась к нашей встрече, и уснула, а когда проснулась, то обнаружила, что картинки, которую я хотела вам показать, кто-то порезал. А на ней изображено лицо человека и я ни как не могу вспомнить, какая у него была эмоция. Ребята помогите мне собрать эти картинки. И мы тогда сможем посмотреть, что это за эмоция. ( Дети собирают пазл)
Ребята как вы думаете какой это человек, что он чувствует? ( дети отвечают: радостный, счастливый , весёлый)
Педагог: Ребята, а как вы умеете радоваться ? ( дети показывают)
Упражнение «Закончи предложение».
Радость-это когда
Я радуюсь, когда
Мама радуется, когда
Воспитатель радуется, когда
Рисование радостной куклы.
«Ребята сейчас мы с вами будем рисовать куклу радостного человека, такого же роста, как кто-то из вас. Рисовать будем на полу, Пока я раскатываю бумагу, подумайте, кто из вас хочет, чтобы кукла была похожа на него. Чтобы это получилось, нужно будет лечь на лист и разрешите мне обвести контур тела от головы до пяток. Прежде чем соглашаться, подумайте хорошенько».
Согласившегося ребенка укладывают на бумагу и обводят контур.
«Сейчас мы будем делать настоящее волшебство. Если кто-то будет нам мешать, чудо не получиться и кукла может, не получится. Все готовы? Начинаем! Сначала обводим голову, теперь правое плечо, пр.руку/Проговариваем все действия, для комфорта ребенка./
А теперь, когда у нас получился контур куклы, ребята, как вы думаете, чего не хватает?
Правильно, надо нарисовать ей глаза, нос, рот
Давайте сделаем нашу куклу радостной. Для этого мы с вами будем приклеивать ей глаза, рот, нос, а все остальное волосы и одежду мы с вами нарисуем».
После окончания работы рассматриваем, какая кукла у нас получилась
5 эмоция – «Стыд».
Приветствие. Упр. Здравствуй друг»
Ребята мы с вами продолжаем путешествовать по стране эмоций. Сегодня мы познакомимся с эмоцией, которая называется стыд. Покажите пожалуйста на нашей картине домик где живёт стыд.
Ребята а вам когда нибудь было стыдно?
А сейчас я хочу рассказать вам одну историю: Один мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался , что мама его накажет, и сказал, что переключатель сломал его маленький брат. Брата наказали . Старшему брату стало очень стыдно.
Ребята покажите как было стыдно старшему брату:
Этюд «Стыдно» ( голова наклонена вперёд и вытянута, ноги прямые, руки висят, уголки губ опущены, брови идут вверх и сдвигаются)
А теперь давайте попробуем нарисовать человека которому стыдно.
( дети садятся за столы и начинают рисовать, педагог ещё раз напоминает , что у человека которому стыдно уголки губ опущены, руки висят, голова опущена)
6 эмоция - «Страх»
Ребята давайте с вами вспомним о каких эмоциях мы уже говорили (радость, гнев, удивление, стыд, грусть). Что нам помогло определить чувство радости, печали, гнева?
А теперь посмотрите на эту картинку. Какое чувство испытывает человек с таким выражением лица? Обратите внимание, у него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Какое же это может быть чувство. Правильно, это чувство страха. Попытайтесь изобразить его на своём лице. Молодцы!
Упражнение « Закончи предложение»
«Страх – это, когда» «Мама боится, когда»
«Воспитатель боится, когда» «Я боюсь, когда»
Этюд «Лисёнок боится»: Лисёнок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок встряхнуть, потом вернуть ногу на место. Повторить движения несколько раз.
Молодцы!
Работа с контурами.
«Перед вами стоят стаканы с водой и краски, давайте окрасим воду краской страха. А теперь , я вам дам контуры человека и различные предметы, найдите тот предмет , на который похож ваш страх и приложите к тому месту на контуре, где живет ваш страх, где вы почувствовали холод.
Потом раскрашиваем это место, где живет страх, краской страха и прикладываем предмет, прикрепляя его скотчем. Теперь этот страх перейдет этому предмету и он уже не ваш. Он больше не может пугать. Скажите ему, что вы его больше не боитесь».
Упражнение « Мусорное ведро».
Педагог предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.
Итог занятия
Прощание
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заголовок 315