КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в старшей и подготовительной группе. Тема: «Сказочное путешествие».

КОНСПЕКТ
открытого занятия по развитию речи в старшей и подготовительной группе
Тема: «Сказочное путешествие».
задачи :
1. Воспитательные:
* создать хорошее настроение;
* воспитывать доброту, чувство товарищества;
* поощрять активность и самостоятельность.
2. Образовательные:
* обучение элементам техники выразительных движений: умению правильно выражать эмоции удивления, страха, грусти, радости посредством мимики;
* продолжать обучать составлению рассказа по картинке.
3. Развивающие:
развитие познавательных  способностей и эмоционально-личностной сферы детей:
* способности эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умения объяснить смысловые ошибки изображения;
* обогащение словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
* развивать умение подбирать слова на заданную букву;
* развивать умение пересказывать небольшие отрывки из сказок;
* развитие внимания, наглядно-образного мышления.
Материал:
* клубок маленький и большой;
* костюмы медведя, зайца;
* конверты;
* картина : «Нелепицы»;
* карточки для составления рассказа по картинке;
* карточки с изображением геометрических фигур;
* шапочки для драматизации р.н.с. «Теремок».
Ход занятия
1.  Организационный момент.
   ( Дети заходят в группу, встают полукругом ).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А как ещё можно поздороваться?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
2. Эмоциональная настройка.
  Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение? Покажите нам(Хорошее).
И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук в руки). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
             Ребята, сегодня у нас необычная совместная деятельность. Мы с вами отправимся в путешествие и побываем на островах, где встретимся с разными героями.
Итак, чтобы узнать на какие острова мы поплывём, вы должны догадаться из присказки, которую расскажет Настя  (чтение присказки «Ой, ребята, та-ра-ра»)
Ой, ребята, та-ра-ра! На лугу стоит гора, А на той горе дубок, А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах; Чёрный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точенная, позолоченная, Труба ладная, песня складная. Утром он в трубу трубит, K ночи сказки говорит. Собираются зверьки Ворона послушать, Прянички покушать.

Воспитатель: Догадались? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, мы будем путешествовать по сказочным островам. Вы готовы отправиться в путь?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого нужно сесть на стульчики и закрыть глаза.
Выходит «нелепица»
Дети: Удивление.
Воспитатель: Правильно. А вы умеете удивляться?
( Дети изображают эмоцию с помощью мимики : рот раскрыт , брови и верхние веки приподняты).
Воспитатель: На этом острове живёт необычное , удивительное животное. Посмотрите на него и познакомьтесь с ним.
Дети: Как тебя зовут?
Ребёнок, исполняющий роль необычного животного: Я сам не знаю. Помогите мне разобраться, кто я такой.( Ребёнок одет в костюм : голова от медвежонка, туловище от зайца).
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь нашему герою, надо решить небылицы.
3. Игра «Что не так?»
Дети подходят к доске, где вывешены небылицы и по очереди говорят, что неправильно изображено на картинке. ( Собака с ушами зайца, свинья с лисьим хвостом и. т. д.). В это время ребёнок, исполняющий роль необычного животного, незаметно переодевается в костюм медвежонка.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы всё правильно определили. Ой, посмотрите, что же произошло с нашим героем?
Дети: Он стал медвежонком!
Ребёнок: Спасибо вам, ребята.
Воспитатель: Ребята, а давайте порадуем медвежонка чтением небылиц  ( 2-3 человека рассказывают небылицы).

Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из под собаки Лают ворота. Он схватил дубинку Разрубил топор, И по нашей кошке Пробежал забор. Крыши испугались, Сели на ворон, Лошадь погоняет Мужика кнутом.

Дело было в январе Первого апреля. Жарко было во дворе Мы окоченели. По железному мосту Сделанном из досок, Шел высокий человек Низенького роста. Был кудрявый без волос, Тоненький как бочка. Не было детей у него Только сын да дочка 

Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста, к какому жанру относятся небылицы? 
К фольклору .
А что ещё мы можем отнести к фольклору?
Ответы детей: сказки, присказки, дразнилки, мирилки, поговорки, пословицы, считалки и. т. д.
Воспитатель: Порадовали мы тебя, медвежонок?
Ребёнок: Да , молодцы ваши дети. Вот за это волшебный конверт.
Воспитатель: Давайте его откроем и посмотрим, что там находится. Ребята, а здесь картина лежит. Задание: составьте рассказ по картине.
Дети сидят на стульчиках перед доской (на которую выведена картина).
Составление рассказа по картине.
Воспитатель: Ребята, теперь мы можем отправиться на второй остров .
Физминутка:
Бежим по песку ноги вязнут в песке
Прыгаем с кочки на кочку
Подняли руки, ухватились за лапы пеликана и полетели
Устали и спрыгнули в воду
Поплыли
Приплыли!

Посмотрите на эмблему этого острова. Как вы думаете, как он называется?
Дети: Остров Страха.
Воспитатель: Давайте попробуем изобразить эмоцию страха на своём лице 
( Дети изображают чувство страха с помощью мимики : глаза широко открыты, брови приподняты, рот открыт).
Воспитатель: Ребята, а кто это там?
Дети: Мальчик.
Воспитатель: Давайте спросим , что с ним случилось?
Ребёнок, исполняющий роль испуганного мальчика: Ребята, я читал сказки Гауфа и был очень напуган злой старухой. Теперь мне очень страшно.
Воспитатель: Действительно, сказки Гауфа волшебные и немного страшные. Это «Маленький Мук», «Карлик нос», «Корабль-призрак». Их надо читать более старшим  детям. А что это у тебя в руках?
Мальчик: Ой, совсем забыл, это конверт для вас!
5. Моделирование сказок.
Воспитатель достаёт из конверта листы с изображением различных геометрических фигур, в которых «зашифрованы» герои сказок и предлагает детям назвать знакомые сказки по каждой модели. Воспитатель, обращаясь к мальчику : Ну вот, теперь ты знаешь, какие сказки тебе надо читать. А чтобы ты совсем не боялся, я предлагаю тебе поиграть в игру «Рисованное письмо».
Смотрите ребята, под деревом стоит теремок!
А знаете ли вы сказку, в которой есть теремок.
Давайте ее сыграем?
Рассказывание сказки «Теремок».
Мальчик: Спасибо вам ребята.
Воспитатель: 
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
А чем мы сегодня занимались?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Как вы считаете, кто сегодня занимался хорошо?
Давайте сейчас себя погладим по голове и скажем: « Я сегодня молодец!»
В заключение нашего путешествия по сказочным островам мы подарим островитянам картину, которую сделаем сами.
Выдать фигурки из цветной бумаги – нарисовать характерные смайлики
Подарить картину заведующей.
На этом наше путешествие не окончено, в следующий раз мы с вами побываем на не менее интересных островах.
А на сегодня, давайте попрощаемся с нашими гостями.
- До свидания!
 
Воспитатель: Бобрик Наталья Анатольевна 1 квалификационная категория.
«Детский сад «Ладушки» г. Качканар.
15