Психолого-педагогические условия формирования культуры межличностных взаимоотношений учителя и обучающихся
Психолого-педагогические условия формирования культуры межличностных взаимоотношений учителя и обучающихся
В психолого-педагогической литературе последних лет прослеживается явный интерес к исследованию взаимодействия учителя и обучающихся в образовательном процессе. Особую актуальность эта проблема приобретает для педагогики, поскольку практически все основные проблемы (активизация познания, развитие творческой индивидуальности) связаны в первую очередь с умением педагога наладить конструктивное сотрудничество с учеником в образовательном процессе .Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Еще древние философы утверждали: вещь познается только в момент ее связи с другими вещами. То же касается и человеческих отношений: мы не можем сказать о человеке, каков он -- добрый, злой, целеустремленный, безалаберный, терпеливый или нет -- до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Другими словами, именно процесс общения, взаимных действий становится индикатором успешной социализации личности .Сфера педагогики взаимодействий практически безгранична, поскольку вбирает в себя все то, что касается процессов образования, обучения, воспитания, формирования коллектива (класса, школы), управления процессом образования и т.д. Однако анализ психолого-педагогической литературы последних лет показывает, что приоритет в данном направлении занимает область человеческих взаимоотношений, а не взаимодействий. Нет нужды подчеркивать самую тесную связь этих понятий и явлений. Но все же необходимо, чтобы и взаимодействие (гуманитарное, педагогическое) изучалось как самостоятельная и самоценная область исследований.
Так, например, школа как государственное учреждение является и частью образовательной системы и одновременно представляет собой самостоятельную, в определенном смысле замкнутую единицу. Школа может рассматриваться как единое целое (в сравнении с другими школами района, области), а может быть подвергнута анализу по своим составляющим: учебные звенья (начальное, среднее, старшее), направления образовательной деятельности (основное, дополнительное; учебная, воспитательная), коллективы (ученические, учительские, родительские) и т.д.Поэтому в широком, методологическом смысле взаимодействие - это нечто большее, чем традиционно трактуемая совместная деятельность людей. - это форма существования и движения материи. Движение - это не только механическое перемещение вещи в пространстве, но любые взаимодействия, а также изменения, "превращения" в состоянии объектов, вызванные взаимодействиями. Такие превращения происходят вокруг нас постоянно: химические реакции; солнечная активность; фотосинтез; рождение ребенка; развитие экономики; создание произведений искусства и т.д.
Взаимодействие рано или поздно приводит к определенным изменениям в объекте.
По отношению к взаимосвязи психолого-педагогическое взаимодействие всегда детерминировано определенной целью -- передачей знаний и общественного опыта. Нетрудно оказаться связанным с каким-либо явлением, однако, чтобы вступить с ним во взаимодействие, необходимо как минимум иметь цель, осознавать взаимообусловленность совместной деятельности, планировать достижение предполагаемого результата и т.д. Если в учебном кабинете случайно собрались учащиеся из разных классов, то, вольно или невольно, они оказались взаимосвязаны. Но это вовсе не означает, что они вступили в процесс педагогического (учебного или воспитательного) взаимодействия.
Взаимоотношения могут носить как официальный (подчинение, управление и пр.), так и неофициальный характер (дружба, любовь, вражда и т.д.). По сравнению со взаимодействием формирование взаимоотношений носит менее управляемый характер, хотя сложившиеся взаимоотношения могут способствовать или затруднять процесс совместной деятельности.
Так, учителя, придерживающиеся в поведении либерального стиля, обычно ориентированы на установление доброжелательных отношений с учениками. В этом случае процесс учебной деятельности устраивает обе стороны, но учебные результаты часто оказываются неудовлетворительными (неважные оценки за контрольные работы, сбои на вступительных экзаменах, вынужденное обращение за помощью к репетиторам и т.д.). Таким педагогам бывает нелегко при столкновении с дисциплинарными проблемами, и многие из них предпочтут отказаться от их решения, желая избежать необходимого давления на себя или других.
В педагогике и психологии влияние означает изменение поведения одного человека под воздействием другого. Влияние может быть направленным (убеждение, внушение) и ненаправленным (подражание, заражение). В то время как педагогическое взаимодействие всегда отличается определенной регламентированностью, продиктованной самой структурой образовательного процесса: кто, когда, с какой целью, на основании какого содержания и т.д. вступает во взаимодействие.
Можно выделить случаи, когда процесс педагогического взаимодействия предшествует психологическому влиянию: ценностные ориентации учителя в какой-то период начинают влиять на ценности и мировосприятие школьников, но случается и наоборот.
В школьной практике на поведение ученика оказывают влияние многие факторы: учителя, сверстники, мнение родителей, принятый стиль отношений в школе, в классе, социальный заказ общества, стандарт образования и пр. Однако только с некоторыми из них учащийся вступает в непосредственное взаимодействие, и только часть из них приводит школьника к реальному успешному результату.
Воздействие - это целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому, частный случай направленного влияния, связанный с убеждением, внушением (в отдельных случаях даже с гипнотическим внушением). Принципиальная разница между воздействием и взаимодействием заключается в том, что воздействие однонаправленно, в то время как взаимодействию обязательно присуща прямая и обратная связь: взаимодействие определяется реакциями участников деятельности, которые корректируют эффективность получения конечного результата, как это показано в таблице 1.
Итак, в процессе воздействия обучающийся может ощутить себя только объектом учебного процесса, в то время как при организации конструктивных педагогических взаимодействий и учитель и ребенок являются субъектами, сотрудниками процесса познания мира.