Психолого-педагогический проектФормирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста


Психолого-педагогический проект «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста» предназначен для детей старшего дошкольного возраста и состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия - 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема занятий Количество занятий
1. Знакомство «Где слова привета, там улыбка для ответа». 1
2. Учимся общению «От одного слова да навек ссора». 2
3. Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. 2
4. На улыбку нет запрета. 2
5. Не тот силен, кто дюжит, а тот, кто дружит. 2
6. Добро творить — себя веселить. 1
ВСЕГО 10
Основное содержание
Тема 1: Знакомство. «Где слова привета, там улыбка для ответа».
Цель: содействовать , повышению самооценки у ребёнка преодолению замкнутости, пассивности и скованности ; двигательное раскрепощение.
1. Подвижная игра «Путаница».
2. Беседа 3.ПРИВЕТСТВИЕ. (Приложение 1)
3. Игра «Комплименты». (Приложение 2)
Тема 2: Учимся общению. «От одного слова да на век ссора».
Занятие 1.
Цель: развитие эмпатии, невербальных средств общения (языка жестов, мимики и пантомимики).
1. Беседа 5. «ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА». (Приложение 1)
2. Игра «Глаза в глаза». (Приложение 2)
3. Игра «Испорченный телефон».
Занятие 2.
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
1. Беседа 4. «ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА (продолжение)». (Приложение 1)
2. Игра «Волшебное средство». (Приложение 2)
3. Упражнение «Расскажи стихи без слов».
Тема 3. Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.Занятие 1.
Цель: развивать у детей навыки совместной деятельности; чувства общности.
1. Упражнение «Биография по фото».
2. Игра «Встаньте все те, кто …». (Приложение 2)
3. Упражнение «Страна Х» (коллективный рисунок).
4. Игра «Паровозик» (Приложение 2)
Занятие 2.
Цель: развивать умение характеризовать (оценивать) поведение сверстников.
1. Игра «Опиши друга». (Приложение 2)
2. Упражнение «Эхо».
3. Игра «Угадай-ка». (Приложение 2)
Тема 4. На улыбку нет запрета.
Занятие 1.
Цель: развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
1. Игра «Мимическая гимнастика». (Приложение 2)
2. Упражнение «Угадай-ка».
3. Игра «Пиктограммы». (Приложение 2)
4. Игра «Рисуем эмоции пальцами». (Приложение 2)
Занятие 2. (конспект занятия представлен в Приложении 3)
Цель: развивать способность детей адресовать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.
1. Игра «Дружба».
2. Упражнение «Яблочки».
3. Сюжетно-ролевая игра «В сказке».
4. Упражнение «Волшебный сон».
Тема 5. Не тот силен, кто дюжит, а тот, кто дружит.
Занятие 1. (конспект занятия представлен в Приложении 3)
Цель: отработать способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и формировать доверительное отношение друг к другу.
1. Упражнение «Ток».
2. Игра «Матрёшка».
3. Беседа «Мы не будем ругаться, мы будем смеяться».
4. Сюжетно-ролевая игра «Красная Шапочка».
Занятие 2.
Цель: развивать у детей личностные качества (доверительность, отзывчивость, доброта, общительность).
1. Беседа 6. «Птица Благодарности». (Приложение 1)
2. Подвижная игра «Путешествие на воздушном шаре».
3. Упражнение «Люди к людям».

Тема 6. Добро творить — себя веселить.
Цель: развивать навыки сотрудничества и группового взаимодействия.
1. Беседа на тему «Дружба».
2. Игра «Пожелания» (Приложение 2)
3. Игра «Найди друга». (Приложение 2)
4. Подвижная игра «Вместе весело шагать…».
Планируемые результаты
1. Повышение уровня развития навыков общения и сотрудничества.
2. Повышение уровня взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и детьми, а также между дошкольниками.
3.Совершенствование коммуникативно-речевой культуры старших дошкольников.
Заключение
Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Они не лежат на поверхности и лишь частично проявляются в общении и поведении детей, требуя специальных методик для обнаружения.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, а общение становится ее частью и условием. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетно-ролевые, реально-деловые и межличностные отношения.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.
Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.
Малая общительность - объективно существующее явление, в большинстве рассматриваемых различными авторами случаев свидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чем говорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми. Симптом малообщительности, проявляемый внешне одинаково, - сложное явление.
Становится очевидной необходимость корректировать межличностные отношения ребенка с ОВЗ в группе, в той конкретной группе, в которую она включена на данном возрастном этапе развития, в опосредованных деятельностью межличностных отношениях детей. Именно через эту плоскость отношений ребенок наиболее тесно соприкасается с миром переживаний, без эмоционального «тепла» межличностных отношений, без чьей-либо привязанности в группе он не может быть эмоционально удовлетворен.
Изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях - дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный психолго-педагогический процесс.


Приложение 1
Картотека бесед направленных на коррекцию межличностных отношений старших дошкольников.

Беседа №1
ГОСТЕПРИИМСТВО
Цель беседы - расширять словарный запас, выражений приглашения, благодарности, извинения, сформировать представление о гостеприимстве и этикете.
Некоторые установки.
В русских семьях принято угощать гостя чаем. Нину Михайловну угощает бабушка. Она старшая в доме. У нее старинное имя и отчество. Гостеприимство - национальная черта русских. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и свободно. Но и гость должен быть вежливым. Угощение принято хвалить. Нина Михайловна, желая сделать хозяйке приятное, прежде всего, хвалит печенье и пирог, которые пекла Мария Ивановна. Выражения благодарности за угощение нужно запомнить. Постарайтесь ввести детям в привычку выражение благодарности за угощение (за завтрак, обед, ужин).
Нина Михайловна, удивленная поведением Феди, спрашивает: «Знaeт мальчик или нет, что такое этикет?» Этикет - это правила поведения дома, в детском саду, в школе, на улице, в театре и других местах. Правила нужно знать и соблюдать.
Этикетные правила должны стать нормой поведения, войти в привычку. В этом случае говорят о хороших манерах. Когда человек постоянно нарушает правила, говорят, что у него дурные (плохие) манеры.
Текст для чтения.
ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!
Бабушка угощает чаем:
Пожалуйста, чай, конфеты, варенье.
Потом мы покушаем Нюшино пенье.
Извольте откушать домашний пирог,
Отведать печенье, пирожное, сок.
Все садятся к столу. Мама разливает чай. Нина Михайловна хвалит угощение:
- Спасибо хозяйке - Марии Ивановне.
Как говорят, угощение знатное:
Тают во рту и пирог, и печенье,
Вышло на славу и ваше варенье.
Очень красива посуда чайная.
В это время Федя опрокидывает вазочку с вареньем на платье Нины Михайловны. Он бросается к гостье и, слизывая варенье, случайно задевает чашку. Горячий чай проливается.
Нина Михайловна вскакивает со стула. Она испуганно смотрит по сторонам и строго спрашивает:
- Знает мальчик или нет,
Что такое этикет?!
Федя пожимает плечами. Он никогда не слышал слово этикет.
- Наверное, это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать? Сейчас вспомню.
Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась:
- Нина Михайловна, не надо сердиться.
Проказнику следует извиниться.
Вместо него я прошу извинения
За Федино глупое поведение.
Нина Михайловна и бабушка уходят в ванную.
Через некоторое время они возвращаются. Федя подходит к гостье, виновато склоняет голову:
- Я был неловок. Прошу извинения.
Я виноват. Я прошу прощения.
Нина Михайловна:
Что ж, Федя, тебя от души я простила.
Пятно уничтожили содой и мылом.
Пусть Нюша служит тебе примером:
Хорошие у нее манеры.
Взрослые остаются за столом, а Федя с Нюшей уходят в детскую.
Беседа
(опорные материалы)
- Какими словами бабушка предлагает гостье угощение? (Мария Ивановна) говорит так, как принято было в старину: Извольте откушать пирог, отведать печенье. Эти слова выражали почтение, уважение к гостю. Нам и сейчас приятно их слышать. А какими словами сейчас принято сопровождать угощение? (Кушайте, пожалуйста. Попробуйте этот пирог и т. д.) - Как нужно благодарить за угощение?
- Почему бабушке стало стыдно за Федю? Как вы думаете, какие манеры у Феди?
- Почему Нина Михайловна сказала, что у Нюши хорошие манеры? (Нужно поговорить с детьми о том, что такое хорошие и плохие манеры.)
- Когда Федя вел себя как воспитанный мальчик? Почему Нина Михайловна простила его? (Если этикетное правило нарушено, следует принести извинение. Когда девочка или мальчик искренне, от дyши извиняются, их прощают).
- Знаете ли вы, что такое этикет? Как сначала понял это слово Федя?
Что оно означает на самом деле? Почему каждый - и взрослый, и ребенок - должен соблюдать правила этикета? (Соблюдение этикета помогает людям быть предупредительными, вежливыми и не обижать друг друга.)
Игровые ситуации.
Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.
Пусть Ира будет мама, а Сережа и Вера - ее дети. Вы собираетесь в гости. «Maмa» должна объяснить «детям» как нужно и как нельзя вести себя в гостях.
Поиграй дома с мамой в гости. Представь себе, что ты ждёшь гостей. Они первый раз придут к тебе в дом. Какими словами ты встретишь гостей?
Предложи им чай. Подумай, о чём можно поговорить за столом. Расскажи смешную историю.
К бабушке в гости пришла ее старая знакомая. Она принесла тебе шоколадку. Какие слова нужно сказать, принимая подарок? Постарайся произнести эти слова вежливо. Послушаем Соню, Витю ...
Сладости, а иногда и вещи, которые дарят, называют ещё гостинцами. Вспомните, в каких сказках встречается это слово? Как герои сказок благодарят за гостинец?
Количecтво, играющих «троек» и пар определяет воспитатель. Группа может быть разделена на играющих без остатка; часть группы может выполнять роль арбитра.

Беседа 2.
ИГРА В ГОСТИ.
Цель беседы - повторить и закрепить знания, полученные детьми по темам «Знакомство», «Приём гостя», «Поведение ¬ в гостях».
- Давайте вспомним, что такое этикет, хорошие манеры. О каком человеке можно сказать: «У него хорошие манеры»? - В чем заключаются хорошие манеры гостя? Как нужно вести себя за столом? Что нужно сказать, уходя домой?
- А каковы правила поведения хозяев дома? Что говорят, встречая гостя, провожая его? Что говорят, когда угощают?
- Представь себе, что ты в гостях у Нюши и Феди. Во время игры ребята обиделись на тебя, и ты остался один.
Что нужно сделать? Что нужно сказать ребятам?
- Давайте повторим, какие вы знаете слова приветствия, прощания, благодарности. Почему нам нужно знать эти слова и никогда не забывать о них?
Игровые ситуации.
Игра в гости. Пусть дети распределят между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости.
Вы хотите, чтобы Юра и Лена пришли к вам в гости?
Пригласите их по правилам.
Как вы их встретите? Юра и Лена не знакомы с вашими родителями. Познакомьте их с «папой» и « мамой».
Пусть Галя угостит гостей конфетами. Что нужно сказать при этом? А Лена и Юра что скажут?
Пусть «мама» и «бабушка» пригласят гостей к столу. (Все садятся за стол.) как хозяева и гости будут вести себя за столом? Поговорите о чем-нибудь веселом. (Чем веселей будет игра, тем естественней будут вести себя ее участники.)
Теперь все встают из-за стола. Что говорят при этом? «Гостям» пора уходить домой. «Гости» и «хозяева», поговорите между собой на прощание.
Беседа 3.
ПРИВЕТСТВИЕ.
Цель беседы - познакомить детей с традиционными приветствиями, которыми обмениваются при встречи.
Некоторые установки.
Ребенок должен понять, что приветствие ¬это знак внимания и вежливости . С самого утра человек должен быть приветливым, добрым и веселым.
Текст для чтения.
ДОБРОЕ УТРО!
Звонит будильник. Мама подходит к детям:
- Пора вставать. Просыпайтесь. Доброе утро.
Нюше и Феде не хочется вставать. Нюша просит: - Мамочка, еще пять минут разреши полежать, ну пожалуйста.
Федя поворачивается к стенке и с головой укрывается одеялом.
Появляется папа:
- Вставай, одевайся, рабочий народ. Всем на работу, с песней вперед!
Он весело срывает с Феди одеяло.
- А-а-а! – вопит Федя.- О-о-о!
Нюша уже встала. Она смотрит на брата и хохочет:
- Эй, лежебока, быстро вставай,
Брюки свои поскорей надевай!
Федя недоволен:
- Молчи, Нюшка, а то получишь.
- Доброе утро, братик, не надо сердиться.
- Доброе утро,- бурчит Федя.
Папа командует:
- На зарядку становись!
- А мы в садике делаем зарядку,- хором говорят дети.
- Тогда подтянитесь на перекладине. Ну, кто больше - посмотрим.
Нюша пытается подтянуться, но у нее не получается. Федя ее дразнит:
- Нюшка ела мало каши, Мускулы, как простокваша!
Теперь хочет подтянуться Федя, но неловко поворачивается и падает на коврик. Нюша подбегает к брату:
- Ты не ушибся? Тебе не больно?
Горе-гимнаст только качает головой. Входит бабушка:
- Доброе утро, дети! Как спалось? Какие сны видели? Что с тобой, Федя?
- Ничего, бабушка, не волнуйся. Доброе утро. Какая сегодня погода?
- Кажется, холодно. Выпал снег. Одевайтесь теплее. Папа отвезет вас на санках.
Нюша и Федя хлопают в ладоши.
- Вот это да! Быстро на улицу!
Во дворе белым-бело. У подъезда стоят большие сани со спинкой. Нюша и Федя садятся в сани. По дороге в детский сад они встречают соседку:
- Доброе утро, тетя Варя!
- Доброе утро, путешественники, с первым снегом!
А вот и детский сад. Нюшу ждут в средней группе, а Федю - в старшей.
- Здравствуйте, ребятишки, доброе утро, проходите скорее,- говорит воспитательница Елена Петровна.
- Доброе утро, Елена Петровна. Мы уже готовы.
- Рада Вас видеть. Надеюсь, вы хорошо выспались, сны вам снились приятные и настроение у вас хорошее. Сегодня вас ждет сюрприз
Беседа
(опорные материалы)
- Давайте придумаем, какой сюрприз может ожидать ребят?
- Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром? Что вы говорите маме, бабушке?
- Утром вы встречаете своих соседей. Что нужно им сказать?
- А вот и собака. Ее зовут Джек. Поздоровайтесь со старым, добрым Джеком. Он любит вежливых детей.
- Вы приходите в детский сад. Что нужно сказать воспитателю, ребятам при встрече?
- Как вы думаете, почему утро вечера мудренее? Запомните: чтобы весь день было хорошее настроение, нужно с утра быть вежливыми и приветливыми.
Игровые ситуации.
Галя приехала к бабушке и дедушке в деревню. Антон - ¬дедушка, Ира - бабушка. Рано утром бабушка и дедушка будят Галю. Представьте в лицах утро в деревне. Только не забудьте вежливые слова.
Мама уехала в командировку, а Петя остался с папой.
Ранним утром папа будит Петю. Между ними происходит мужской разговор. Разыграйте этот разговор, но помните: настоящий мужской разговор всегда сдержан, вежлив и не многословен.
Мама болеет. Лиля поднимается рано и подходит к маминой постели. Что они говорят друг другу? Разыграйте этот разговор.
Пусть Вова будет членом большой семьи Муратовых. Давайте распределим остальные роли и представим воскресное утро (в понедельник утром).
Роли могут быть выбраны детьми по желанию, но могут быть поручены воспитателем.

Беседа 4.
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.
Цель беседы - познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
Некоторые установки.
Пожалуй, это самая трудная ситуация - попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно. Повторите с детьми выражения просьбы. Следите, чтобы тон был ровный, вежливый (не льстивый, но и не грубый, не приказной).
Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет ему получить желаемое. Просьба должна быть адресована конкретному человеку: ровеснику - сестре или брату, подруге или другу; взрослому близкому человеку - ¬отцу или матери, бабушке или дедушке; взрослому знакомому - воспитателю, учителю, медсестре или соседке; взрослому незнакомому - продавцу или прохожему и т.д.В каждом конкретном случае следует смотреть человеку лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко.
В материалах к беседе вы найдете грубые выражения, принятые в среде дошкольников: «Отвали»; « Hy, дай мнe »; Эти выражения портят речь, ожесточают детей. Важно, чтобы дети это поняли, оценили и выбрали формы вежливой просьбы добровольно.
Текст для чтения.
В воскресенье _бабушка пошла с внуками в парк. Она села на скамейку, а Нюша и Федя играли с ребятами.
- Посмотрите, какой огромный жук! - закричал Юра.- Я никогда таких не видел. Ну, просто как бульдозер!
Ребята сбились в кучку. Каждый хотел увидеть чудо-жука.
- Разреши и мне посмотреть,- сказала Нюша.
- Эй, Юрка - закричал Федя.- Отвали! Дай другим посмотреть!
Беседа.
(опорные материалы)
- Как вы думаете, увидела ли жука Нюша? Удалось ли Феде увидеть жука? Какую ошибку он допустил?
- Если бы вы были на месте Феди и захотели увидеть жука, что бы вы сказали Юре?
Текст для чтения.
Мама купила большие красные яблоки. Нюша подошла к маме и попросила:
- Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.
- Съешь после обеда,¬ ответила мама.
- Я очень прошу. Даю слово, что съем весь-весь обед. Так хочется попробовать красивое яблочко. Пожалуйста, разреши мне съесть его до обеда.
Вбежал Федя. Он увидел яблоки и без спросу схватил самое большое.
Беседа.
(опорные материалы)
Как вы думаете, получила ли Нюша яблоко до обеда и почему?
Как, по-вашему, мама отнеслась к Фединому поступку? Как бы вы поступили на месте Нюши и Феди?
- Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы это делаете?
- Повторим еще раз вежливые слова, с помощью которых мы просим о чем-либо. Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже? (Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками - на это следует обратить особое внимание детей.)

Беседа 5.
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.
(продолжение)
Цель беседы - повторить и закрепить знания детей о речевых формулах вежливой просьбы. Для закрепления этих знаний используются игровые ситуации.
Текст для чтения.
Дедушка взял Нюшу за руку и пошел с ней в магазин.
- Дедушка,- попросила Нюша,- я хочу сама купить печенье. Дай мне, пожалуйста, чек, а я попробую обратиться к продавцу.
- Что ж, внучка, попробуй.
- Будьте добры, взвесьте, пожалуйста, один килограмм печенья ...
Беседа.
В прошлый раз мы говорили о том, что такое вежливая просьба. Вежливо ли обратилась Нюша к продавцу? - Если вам нужно купить три карандаша, как вы скажете об этом продавцу?
Текст для чтения.
(игровая ситуация с элементами беседы)
Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары». Он обещал купить Нюше скакалку, а Феде ¬мяч. Федя обратился к продавцу:
- Покажите это. Мне папа купит ...
Как вы думаете, правильно ли обратился Федя к продавцу? Научите Федю беседовать с продавцом. Пусть Женя будет продавцом, а Коля покупателем. Разыграйте сценку.
Текст для чтения.
(игровая ситуация с элементами беседы)
У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:
- Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!
- Но у тебя уже есть клюшка,- уговаривает его мама,- успокойся, пожалуйста, не кричи ... - А я эту хочу! Купи-и-и!
Как вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? Научите этого плаксу вести себя по правилам. Пусть Лера будет мамой, а Вова сыном. Вова, попроси маму купить клюшку. Побеседуйте вежливо, тихо, не обращая на себя внимание окружающих.
Игровые ситуации.
Давайте поиграем в детский магазин. Женя - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на прилавке игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает). Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - «пожалуйста».
Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда о них не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине.
Беседа 6.
Игра «Птица Благодарности».
Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
Как вы думаете, для чего человек должен говорить « спасибо»?
• Попросите детей перечислить всех, кому они могли бы сказать спасибо за интересную книгу, игрушку, вкусный торт, увлекательное путешествие и т.д., и объяснить почему.
Прочитайте детям сказку:
Кто вырастил яблочко?
Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его
своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:
- Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мамочка!
- Не меня благодари, Настенька,- ответила мама, - а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:
- Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку. - Дедушка, - сказала Настенька, -спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.
- Не меня благодари, девочка, а солнышко, - улыбнулся садовник, - без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот, кого нужно благодарить», - обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:
- Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке: - И мама, и яблоня, и садовник, - все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.
Вопросы и задания к сказке:
•Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?
•Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?
•Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему.
Творческое задание «Спасибо природе».
Во время прогулки по лесу попросите детей сказать спасибо дереву (солнцу, небу, траве и т.д.), а затем объяснить, за что они ему благодарны.
После этого поделите детей на группы. Некоторые группы описывают чувства ручейка (дерева, леса, земли), который поблагодарили. Другие - описывают чувства ручейка, который никто и никогда не благодарил.
Попросите детей сравнить свои описания.
Рисунок «Благодарное сердце».
Прочитайте детям пословицу: «Благодарностью сердце украшается». Поделите детей на группы и попросите их нарисовать контуры сердца, а внутри этого сердца нарисовать все, о чем их сердца вспоминают с благодарностью.
Нарисуйте яблоневый сад, который все вместе вырастили мама, яблоня, садовник, солнышко и Настенька.
Задание на дом.
Попросите детей посчитать, сколько раз за день они говорят кому-либо спасибо, и сколько раз за день говорят спасибо им. Затем предложите детям в течение нескольких дней как можно чаще говорить людям спасибо.
Обсудите с детьми, что изменилось в их жизни, когда они выполняли это домашнее задание.


Приложение 2
Картотека игр направленных на коррекцию межличностных отношений старших дошкольников

Содержание
1.Игры, способствующие повышению самооценки у ребёнка
2.Игры для преодоления застенчивости
3.Игры на преодоление замкнутости
4. Игры и упражнения на развитие эмпатии5. Игры на регулирование импульсивности
6.Упражнения на выбор формы общения в разных ситуациях
7.Игры, направленные на общения без слов
8.Игры и упражнения на снижение агрессии у детей и ослабление негативных эмоций
1.Игры, способствующие повышению самооценки у ребёнка
«Похвалялки» («Комплименты»)
Ребёнка приглашают встать в круг. Каждый готов выказать ему своё восхищение, как его внешностью, так и личностными качествами. Это можно сделать как вербальным («Мне нравится твоё платье!» или «Саша, мы заметили, что ты добрый…»), так и невербальным способом, например, нежно погладить по волосам, похлопать ободряюще по плечу, послать воздушный поцелуй и улыбнуться.
«Скульпторы»
Ребёнка приглашают в центр круга. Он - скульптура. Остальные - скульпторы. Педагог предлагает ему закрыть глаза и не сопротивляться тому, что сейчас с ним будут делать. Педагог предлагает создать скульптурный портрет героя (например, храброго зайца или гордого орла). Дети обсуждают детали, а педагог помогает «лепить» и приносит зеркало. Ребёнок рассматривает себя в зеркале и делится впечатлениями.
Возможны варианты групповой скульптуры, например, «Храбрые утята» или «Стойкие оловянные солдаты».
«Кукла на качелях»
Ребёнку дают в руки маленькую куколку (или любую другую игрушку) и говорят, что эта кукла боится качаться на качелях. Может быть мы ей поможем, научим быть смелой!? Сначала ребёнок «сооружает» из переплетённых кистей рук качели, имитирует осторожное раскачивание, постепенно увеличивая амплитуду. Педагог помогает посадить куклу. Некоторое время кукла качается. Понравилось кукле? Страх исчез? Ещё хочется? Трудно было выполнять упражнение? Чего опасался ребёнок? Как скоро опасения пропали?
«Переносчики»
Игра на воображение. Дети выстраиваются в колонну друг за другом. В руках у детей по подушке, но педагог предупреждает, что это не подушки, а стеклянный аквариум, который нужно перенести с одного места на другое. Он не слишком тяжёлый, но скользкий и хрупкий. Дети по очереди проходят из одной части комнаты в другую, неся на вытянутых руках подушку-«аквариум», преодолевая несложные преграды на пути.
«Маски»
Чем больше игроков, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, пластырь. Рисуются страшные маски. Дети вырезают, примеряют себе разные маски, танцуют «дикие» танцы, бегают друг за другом. Всё происходит под ритмичную весёлую музыку. В какой-то момент музыка прекращается, дети демонстративно снимают маски, уничтожают их (рвут, мнут, режут) и улыбаются друг другу.
2.Игры для преодоления застенчивости
«Школа разведчиков».
Один ребёнок выступает как «командир» (ведущий), остальные как разведчики. Командир перед началом игры дает команду построиться в линейку и знакомит детей с теми игровыми задачами, которые им предстоит выполнить. Обыгрываются следующие эпизоды:
«Парашютисты».
Имитация полёта на самолете. Дети сидят на стульчиках, затем встают на стулья и имитируют прыжок с парашютом (руки вверх - потянулись и спрыгнули на пол), приземлились (сели на корточки).
«Чужой патруль».
Чтобы избежать встречи с неприятелем, разведчики замаскировались как деревья. Подул ветер - деревья закачались.
«Зоопарк».
Прячемся в зоопарке. Каждый ребёнок выбирает животное, которое будет показывать. Сначала все сидят в клетках (за стульями). Ребята отгадывают изображаемых животных. После того, как всех узнали, клетки открываются, и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат. «Госпиталь».
Девочки «лечат» раненых, пострадавших при выполнении задания. Игра проходит без конкретных условий, свободно; «медсёстры» действуют по своему усмотрению. Эта игра способствует раскрепощению детей, установлению доброжелательной и свободной атмосферы в группе. Для игры можно использовать подготовленную самими детьми атрибутику.
3.Игры на преодоление замкнутости

Незнайка
Каждый ребенок - Незнайка. Ведущий задает детям вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками. Выразительные движения: приподнятые брови, плечи, опущенные уголки рта, руки разведены в стороны, ладони раскрыты.
После игры определяется лучший Незнайка.
Эта игра способствует развитию выразительности жестов. Замкнутый ребёнок может более легко вступить в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогут ему свободнее, выразительнее высказать свою мысль.
Назови свои сильные стороны
Каждый ребёнок должен рассказывать о своих сильных сторонах - о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что даёт ему чувство уверенности в себе. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств.
Упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.
Близнецы
Обыгрывается сюжет, когда все вокруг стали абсолютно одинаковыми. Одинаково думают, одеваются и т.п. После игры проводится обсуждение, понравилось ли быть всем одинаковыми, в чём были трудности.
Упражнение помогает осознать и принять свои индивидуальные особенности и необычность.
Закончи предложение.
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь...
Это упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.

«Пиктограммы»
Игра направлена на развитие логического мышления и воображения, а также коммуникативных склонностей.
Ребёнок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает педагогу и детям, как он догадался, что нужно сделать именно это. На пиктограмме может быть следующее: «Из лейки льётся вода», «Мячик в руках», «Игрушка на стуле».
4. Игры и упражнения на развитие эмпатии«Глаза в глаза»
Дети делятся на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя в глаза и чувствуя руки, попробуйте молча передать разные эмоции: «Мне грустно. Давай поиграем!» или «Я боюсь. Помоги мне преодолеть страх!» Далее необходимо обсудить: какую эмоцию передать было легко, а что воспринималось и определялось с трудом.
«Как ты себя сегодня чувствуешь?»
Ребёнку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на: его настроение; на настроение мамы (папы, бабушки); настроение Зайчика (Волка, Лисы, Деда Мороза…); настроение друга;«Угадай моё настроение»
Педагог предлагает ребёнку угадать по мимике и жестам то настроение, которое он сейчас изобразит. Или соотнести его и выбрать ту карточку, на которой изображено именно это настроение (эмоция).
«Классификация чувств»
Ребёнок рассматривает карточки «Разные настроения» и раскладывает их по следующим признакам: эти нравятся, а эти не нравятся. Затем эмоции называются, и выбор объясняется.
«Давай обсудим»
Ребёнок получает иллюстрацию к какой-либо знаменитой сказке, например, «Курочка Ряба», рассматривает её, пересказывает коротко сюжет. Далее педагог предлагает вопросы по сюжету, но именно на развитие эмпатии. Например, такие: «Тебе жалко бабушку и дедушку? Почему?» или «Как ты думаешь, мышка поступила хорошо? А Курочке жалко стариков? Какая она? (Заботливая, умная и добрая)»
«Встреча эмоций»
Ребёнку предлагается выбрать две карточки, изображающие разные эмоциональные состояния людей (животных) и представить, что эти два человека (животных) встретились. О чём они будут беседовать?
«Мамы и детёныши»
Дети разбиваются на пары. Один из них исполняет роль мамы, другой – детёныша. Педагог объясняет, что мамы могут ласкать, наказывать, отчитывать, жалеть… Детёныши реагируют на эти действия. Затем меняются ролями. Это может быть и коллективная игра. По заданию педагога дети могут изображать семейство кошек, обезьян, лошадей, воробьёв… В последнем варианте роль мамы педагогу целесообразнее взять сначала на себя, а потом только перепоручить её другому.
5. Игры на развитие активного внимания
и регулирование импульсивности
«Эй, посмотри на меня и делай, как я!»
Дети стоят в круг. Ведущий показывает какое-либо движение (хлопок над головой, прыжки на месте, поглаживания по голове…), предваряя показ приглашением посмотреть на него и сделать также. Движения показываются с интервалом 10 -15 сек. Через некоторое время можно предложить детям показывать движения, чтобы все повторяли за кем-то одним.
«Сказочный хоровод»
Дети идут по кругу, повторяя за ведущим ту походку, движение, мимику, которую демонстрирует ведущий, подражая тем животным и сказочным персонажам, о которых ведущий говорит. Отмечается самый внимательный и артистичный подражатель.
«Пожалуйста!»
Дети повторяют движения лишь тогда, когда ведущий вежливо их попросит. Игра начинается спокойно, а затем темп постепенно ускоряется.
«Угадай голосок»
Игроку завязывают глаза. Его поворачивают спиной к остальным игрокам и просят по голосу определить того, кто произнёс его имя. Можно усложнить, предложив двум игрокам одновременно произнести имя. В этом случае играют хорошо знакомые друг другу дети. Детям очень нравится «звериный» вариант этой игры. Сложный, но забавный. Водящему предлагают отгадать того, кто прокукарекал или промяукал, прогавкал или промычал.
«Угадай-ка»
Дети сидят в кругу. Ведущий дает задание: «Угадайте, что нравится в вашем соседе слева его маме». Дети вслух высказывают свои предположения. Затем выбирают самые лучшие качества, которые были названы.
При повторении игры можно предложить угадать, что нравится в соседе его друзьям.
«Я умею».
Дети стоят в кругу. Поочередно говорят, что они умеют делать, например: «Быстро бегаю», «Мою посуду» и т.д.
Нужно быть очень внимательным, так как каждое умение может быть названо только один раз.
6.Упражнения на выбор формы общения в разных ситуациях
«Волшебное средство»
Воспользовавшись уже знакомыми способами общения, дети должны помочь:
- плачущему ребенку, который потерял мяч;
-маме, которая пришла с работы и очень устала;
- другу, который случайно сломал любимую игрушку.
Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы задание мог выполнить каждый ребенок.
«Соберитесь вместе»
Детям раздают парные картинки с изображением различных предметов, животных (по одной каждому ребенку).
Ведущий дает задание: найти свою пару, не пользуясь словами и звукоподражанием. С помощью мимики и жестов каждый ребенок должен «изобразить», какой предмет (животное) он ищет.
«Игрушка»
Упражнение проводиться в парах. У одного участника в руках красивая игрушка (следует объяснить ребенку: он должен представить, что это его самая любимая игрушка). Другой очень хочет поиграть с ней, и его задача уговорить товарища дать ему эту игрушку.
Как только игрушка окажется в руках второго участника, упражнение прерывается, и первый ребенок объясняет, почему он ее отдал.
«Настроение»
Сначала дети рисуют на общем листе сое настроение ( в виде облака, цветка и т.д.) – получается «цветопись» настроение группы.
Затем из корзинки с разноцветными бумажными лепестками каждый ребенок выбирает лепесток, соответствующий его настроению, и все вместе составляют один цветок (в виде ромашки).
Заканчивается упражнение спонтанным «танцем настроения»: каждый ребенок «сочиняет» свои движения.
«Паровозик»
Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящего и начинают двигаться «паровозиком». На пути им встречается различные препятствия, которые нужно преодолеть: перешагнуть через «кочку», пройти по «мостику», обогнуть большие «Валуны», пройти в «ворота» (обруч), стараясь не расцепить «вагоны».7.Игры, направленные на общения без слов
«Жизнь в лесу»
Воспитатель (садиться на ковер, рассаживает вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ) Готовы?
Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только проснулись …
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
«Добрые эльфы»
Воспитатель (садиться на ковер, рассаживает детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.
Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполняют роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…
Разыгрывается бессловесное действо.
8.Игры и упражнения на снижение агрессии у детей
и ослабление негативных эмоций
«Театральный хоровод»
Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь, по кругу друг за другом, например, печального зайчика, злого и голодного волка, сердитого медведя, спокойного удава, весёлую обезьянку, хитрую лисицу, обиженного воробья или горделивого петуха. Педагог предлагает детям поделиться впечатлениями: кого было легче изображать? А кого труднее? Кого охотнее? А кого изображать не было желания?
«Мыльные пузыри»
Педагог или ребёнок имитирует выдувание мыльных пузырей, все остальные изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются, но после команды: «Лопнули!» дети ложатся на пол и отдыхают. Подобное упражнение можно проделать, если детям дать роль воздушных шариков.
«Уходи, злость, уходи!»
Игроки ложатся на ковёр на некотором расстоянии друг от друга, можно по кругу, головами в центр. По команде педагога, закрытыми глазами, начинают со всей силой бить ногами по полу с громким криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 мин. Затем участники замирают в позе морской звезды, расслабляются под спокойную музыку 2-3 мин.
Приложение 3
Конспекты занятий психолого-педагогического проекта по формированию межличностных отношений у старших дошкольников
Тема 4. «На улыбку нет запрета».
Занятие 2.
Цель: развивать способность детей адресовать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.
Материал для занятия: сосуд, напоминающий амфору; спокойная, расслабляющая музыка; платок.
Ход занятия
Приветствие. Дети стоят в кругу.
Педагог-психолог: «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в родном краю - Всех я вас приветствую!» (Психолог здоровается с каждым ребёнком. Дети отвечают на приветствие).Разминка.
Пальчиковая игра «Дружба».
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.
Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».
Речедвигательное упражнение «Яблочки».
«Веточки на яблоньке поникли от печали.
Яблочки на веточках висели и скучали.
Мальчики и девочки ветки раскачали,
Яблочки о землю громко застучали!»
(Движения педагог-психолог придумывает сам).
Основная часть.
Дети сидят на стульчиках в кругу.
- Дети, вы знаете сказки? (Ответы детей). А каких представителей добрых сил из сказок вы знаете? (Золотая рыбка, цветик-семицветик, волшебная палочка, скатерть самобранка, старик Хоттабыч). Назовите злых персонажей. (Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный).
- Ребята, давайте поиграем в сказку.
Психолог берёт в руки сосуд, напоминающий амфору, и читает стихотворение:
«…Случайно амфору я взял и приоткрыл сосуд.
Он силой страшной обладал, и Джин мне крикнул вдруг:
Что хочешь, повелитель мой? Исполню приговор любой.
Лишь пожелай - я сотворю, изменим в миг судьбу твою!».
- Ребята! И тут мне стало страшно: Джин беспрекословно подчиняется своему повелителю. А что, если его повелителем окажется злой, жестокий человек? Что он может попросить у Джина? (Ответы детей). Дети, а что, если амфора со всемогущим джином попадёт в руки к вам? Что вы попросите его сделать? Какие три желания попросит его выполнить каждый из вас? Сейчас вы по очереди будете брать а руки амфору и загадывать своё желание, а затем передавать другому ребёнку».
С детьми оговорить, что желать можно что-то себе, близким людям, родным, друзьям. Игра зависит от того, как взрослый начнёт общение, будут ли дети с желанием выражать своё отношение к предлагаемому разговору. Взрослому следует исключить поучения или высказывания типа: «Верно» или «Я с тобой не согласен».
После того, как дети проговорили три желания, побеседовать с ними о том, каковы были их желания, не будет ли плохо другим людям от этих желаний. Как будет чувствовать себя тот человек, кому было предназначено желание.
- Дети, вы загадали свои желания. Джин - волшебник, и он постарается помочь вам в том, чтобы ваши желания исполнились.
Заключительная часть.
- Дети, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон.
Упражнение «Волшебный сон», выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.
Дети находятся в состоянии покоя (лёжа на ковриках). Даётся установка: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать». Внимание! Наступает «Волшебный сон». «Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем (2 раза), сном волшебным засыпаем… Дышится легко… ровно… глубоко… Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза). Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется (2 раза). Дышится легко…ровно… глубоко… (пауза). Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем! Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!». Педагог-психолог прощается с детьми до следующей встречи.
Тема 5. Не тот силен, кто дюжит, а тот, кто дружит.
Занятие 1
Цель: отработать способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и формировать доверительное отношение друг к другу.
Материалы для занятия: подушечки (по количеству детей); игрушка «Матрёшка»; иллюстрации с изображением двух баранов; атрибуты для разыгрывания мини-сценки «Красная Шапочка»;
Ход занятия
Приветствие. - Добрый день! Ребята, проходите в зал, рассаживайтесь на удобных вам местах (на подушках).
Я рада видеть вас! Как ваше настроение?
(Варианты детей).
Упражнение «Ток»
Давайте поприветствуем друг друга. Мы создали круг, взялись за руки. А теперь давайте поприветствуем друг друга рукопожатием. Начинает …. Мы помним, что пожимаем руку соседа не сильно, но и так, что бы он почувствовал ваше пожатие.
Спасибо, вот мы и поздоровались. Стряхнули руки.
- Ребята это так здорово, что мы сегодня здесь собрались, а давайте расскажем друг другу, что мы умеем делать? (ответы детей) Разминка. Упражнение «Матрёшка».
- Дорогие ребята! К нам в гости пришла матрёшка. Матрёшка красивая, добрая, но, к сожалению, не может устоять на одном месте. Я вам предлагаю поиграть в игру «Матрёшка». А правила, такие все дети стоят в кругу (плечом к плечу). В центре круга - один игрок - «Матрёшка». Игрок - «Матрёшка» стоит с закрытыми глазами. «Матрёшка» падает вперёд, назад, вправо, влево. Все ребята, стоящие в кругу поддерживают «Матрёшку» руками, не дают ей упасть. Все участники этой игры должны побывать в роли матрёшки, чтобы почувствовать доверие ко всем членам коллектива.
Основная часть.
Дети сидят на стульчиках в кругу. Беседа «Мы не будем ругаться, мы будем смеяться».
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию (педагог-психолог показывает иллюстрацию с изображением двух баранов). Кто вспомнит текст к ней?
На дорожке утром рано
Повстречались два барана…
- Они могли договориться? Почему? У них нет речи, они не умеют говорить. А люди? Значит, говорить умеют, а договориться…(не все и не всегда). Что значит договориться? - Уметь выслушать другого. Не обижать по пустякам, не кричать. Не ругаться, уступить, если не прав.
- Давайте рассмотрим лицо, руки, позу человека, который готовиться к драке (педагог-психолог показывает иллюстрацию, где изображён человек, который готовиться к драке). Значит, это сразу видно? Что можно сделать? Можно сказать: «Подожди, не сердись, давай разберемся»; «Что же ты начинаешь сердиться, мы же люди, а не звери, умеем говорить»; «Давай договоримся» т.д. (дети могут сами предложить варианты выхода из спора).
- Ребята я предлагаю решать все споры - улыбкой, Давайте попробуем:
Упражнение «Подари улыбку». Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своему соседу слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
- Вот мы с вами решили споры, а сейчас я предлагаю сыграть мини-сценку, но основе всем известной сказки «Красная Шапочка».
Педагог-психолог рассказывает правила сюжетно-ролевой игры (нужно импровизировать по мере прочтения сказки, дети-герои выполняют действия сюжета сказки).
Педагог-психолог распределяет роли (может предлагать роли и дети сами выбирают себе роль) Роли: ведущий, Красная Шапочка, мама, бабушка, дровосек, волк.
Педагог-психолог в роли ведущего:
«Одной симпатичной девчонке,
Чтоб не похожа была на мальчонку,
Сшила мама убор, на простой убор - головной.
Цвета ярко-алой зари, чтобы видно ее было издали.
Как надела дочь эту шапочку, сразу стала послушной лапочкой.
Согласилась проведать бабушку, отнести пироги и оладушки.
Хоть она и стала послушной, к наставленьям была равнодушной.
Через лес идти не велели, но сомненья ее одолели:
«Не хочу кругами ходить, чтобы бабушку навестить.
Побегу лучше по прямой, чтоб быстрее вернуться домой».
И пошла прямиком через лес.
Шла, ни о чем не думала, даже песню свою придумала.
Пела и танцевала, время не замечала.
А тут потемнело вокруг и перед ней что-то выросло вдруг.
Испугаться она на не успела, но песню свою не допела.
Перед ней кто-то серый, большой мотает своей головой».
Волк: «Здравствуй, красавица, ну-ка, скажи и что в корзинке твоей покажи».
Красная Шапочка: «Там пирожки, масло, мед и сметана, но мне вернуться домой надо рано. И трудно держать навесу, бабушке это несу».
Волк: «Давай помогу, моя деточка, для меня это легкая сеточка.
Тебя я здесь оставлю, а сам в лучшем виде доставлю.
Привет передам, поцелую, немножко там побалую.
Потом проглочу бабулю, и вернусь за дочкой с мамулей».
Красная Шапочка: «Ну что вы, что вы, господин, вы не справитесь один.
Вы не знаете дорогу, вам нужна моя подмога».
Волк: «Ладно, ладно уж иди, нам с тобой не по пути.
Только адрес подскажи, на бумажке напиши.
Может, как-нибудь зайду, ну, до встречи, я пойду».
Красная Шапочка: «Адрес, в общем-то, простой: дом бабули небольшой, надо только дверь найти, чтобы в этот дом войти, там веревка есть на ней, дернуть надо посильней».
Волк: «Что ж, красавица, пока, вот тебе моя рука».
Ведущий: «Долго ль Красная Шапочка бежала, к бабушке все же опоздала.
Слопал ее волк без сожаления именно в день ее рождения.
Хотел и девочку проглотить, да пришел дровосек навестить.
Вскрыл живот волку без боли, выпустил бабушку на волю.
А волка погнал топором, чтоб убирался добром.
Красная Шапочка долго молчала, видно очень переживала.
Но в лес теперь она не заходит, кругами идет, и лес тот обходит.
Мораль здесь простая, что говорить: по лесу детям не надо ходить».
Заключительная часть.
- Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по-разному.
Игра-упражнение «Прощаемся по-разному»
Дети встают парами.
Педагог-психолог. «Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами и т.д.)