Классический танец в «мире современных ритмов» как средство гармонизации развития личности


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА» НА ТЕМУ:
Классический танец в «мире современных
ритмов» как средство гармонизации развития личности
Работа выполнена
преподавателем хореографии
МБОУ СШ №16
Корнеенковой Л.А.
СМОЛЕНСК 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Глава 1. Введение.
1.1. Актуальность выбранной темы в « мире современных ритмов». 1.2.Объект, предмет, гипотеза исследования методической работы.
1.3 . Цели и задачи методической работы.
Глава 2. Основное содержание.
2.1. Роль хореографического искусства в развитии
учащихся в современных условиях:
--- духовно-эстетическая направленность классического танца
(музыка, балет, французский язык);
--- влияние классического танца на морфо-функциональные особенности развития личности.
2.2. ЖАНРЫ хореографического искусства как возможность познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.
--- классический балет;
--- народно-сценический танец;
--- историко-бытовой танец;
--- разнообразие современного танца.
2.3.Интеграция классического танца в другие танцевальные специализации
как фактор гармонизации и дальнейшей профориентации учащихся МБОУ СШ№16 . Социальная адекватность и реализация в «мире современных ритмов».
Глава 3. Заключение: выводы.
Список литературы.
1. ВВЕДЕНИЕ:
1.1. Актуальность выбранной темы.
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было
и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве
мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Однако само понятие гармонически развитой личности в различных философских учениях трактовалось в зависимости от господствующих взглядов на личность, идеологических установок конкретного общества.
В энциклопедическом словаре дано определение гармонии как
соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое
органичное целое. Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально–теоретическим, художественно–эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности .
Хореография - средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность физического развития, что становится
особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, проблемами его здоровья, содержанием общего образования в хореографических училищах, критериями отбора детей.
Вопросы хореографического образования поднимались на Международном конгрессе ЮНЕСКО «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия» (ноябрь 1999 г.). В заключительном документе «круглого стола» «Танцевальное образование» были поставлены вопросы о необходимости введения танца , определения содержания хореографического
образования, требованиях к профессиональной подготовке учителей,
материального обеспечения предмета. Недостаточность внимания к искусству хореографии отмечает Никитин В.Н. в своём труде «Энциклопедия тела: психология, психиатрия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент» (281,343, 482).
Таким образом, выявляется противоречие между осознанной
потребностью в разработке и дальнейшем использовании курса хореографии
как дополнительной возможности физического, эстетического,
эмоционального, художественного развития ребёнка и отсутствием
программно-методического обеспечения предмета «хореография» изучения любому ребёнку независимо от его природных дарований и возраста. Данное противоречие актуализирует значимость проблемы поиска путей и обоснований , определения условий и способов использования классического танца как фактора гармонизации развития личности.
Это определило формулировку темы методической работы «Классический танец «в мире современных ритмов» как средство гармонизации развития личности».
-- Для достижения гармонии в развитии ребенка особое внимание необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию и развитию эмоциональной сферы личности.
-- Искусство хореографии – универсальное средство воспитания, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, выступая как хранитель нравственного опыта человечества.
1.1. ЦЕЛИ методической работы:
Выявление возможностей классического танца как базового предмета в гармоничном развитии и воспитании учащихся МБОУ СШ№16 (период 2014-2017гг.)
Определить роль классического танца в дальнейшем профессиональном самоопределении учащихся МБОУ СШ№16 (период 2014-2017гг.)
Объект исследования: . SIMPLE EXERSECE как основное средство классического танца для развития духовно-эстетических качеств и влияние на морфо-функционнальное развитие учащихся
Предмет исследования: Интеграция классического танца в «МИР СОВРЕМЕННЫХ РИТМОВ» для самоопределения учащихся МБОУ СШ№16 в танцевальной ориентации.
Гипотеза исследования: Классический танец как базовый предмет,
расширяющий возможности гармоничного развития личности для дальнейшего профориентации в танцевальной специализации:
-- артист балета;
-- народно-сценический танец;
-- современный танец ;
-- джаз-танец;
-- модерн;
-- бальный танец;
-- хип-хоп.
Гармонического развития личности, при условии, что:
1.В содержании программы будут определены минимальный и
оптимальный объём движений классического, народного, историко-
бытового и бального танцев, которые смогут усвоить школьники на
протяжении 5 лет обучения;
2. Включенные в программу упражнения классического танца создадут
основу для физического, эмоционального, художественно-
эстетического развития учащихся;
3.Изучение образцов историко-бытового танца обеспечит интеграцию
хореографии с такими предметами, как: история, литература, мировая
художественная культура;
4. Освоение хореографического материала, включённого в программу, не
потребует наличия у учащихся профессиональных данных при условии
систематичности занятий.
Цель и гипотеза обусловили постановку следующих ЗАДАЧ:
1. Изучить уровень разработанности проблемы в хореографии,
педагогике, педагогической психологии и в образовательной практике;
2. Выявить развивающий потенциал предмета « Классический танец », его роль и место в системе воспитания и обучения детей и подростков , а так
же дальнейшего самоопределения и интеграции в другие жанры и специализации хореографического искусства.
3. Определить содержание и структуру предмета «Классический танец» :
минимальный и оптимальный объём движений классического танца, образцов народных, историко-бытовых и современных танцев.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме
исследования, анализ данных, полученных методом педагогического наблюдения, экспертных оценок и самооценки, анкетирования, интервьюирования, обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа. Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Б.М.Неменский, К. Орф, Платон, Р. Штайнер, и др.), основные положения гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), теории организации и проведения научно-педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, и др.), концепции личностно-ориентированного подхода в обучении (Н.А. Алексеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), методика и технологии обучения и воспитания профессионального танцовщика (А.Я. Ваганова, Н.И.Тарасов, Р.В.Захаров и др.).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• выявлено место предмета «Классического танца» в системе воспитания и обучения детей и подростков в «мире современных ритмов».
• определено минимальное (дающее общее физическое, музыкальное,
эстетическое, нравственное развитие, способствующее оздоровлению
ребёнка) и оптимальное (позволяющее говорить о начале формирования
танцевальной культуры) содержание предмета «Хореография» с 1-го по
5 -ый класс, которое могут освоить дети, не обладающие специальными
хореографическими способностями;
• выявлено развивающее влияние хореографии на формирование
физических и личностных качеств, эмоциональной сферы учащихся,
оздоровительный эффект занятий танцами;
• предложены приёмы интеграции, способы профориентации и самоопределение учащихся, овладевшие базовыми навыками классического танца, для дальнейшей реализации в других жанрах, стилях хореографического искусства.
Практическая значимость:
• хореография – важный элемент культуры; в содержание программы по классическому танцу заложено оптимальное содержание учебного материала в соответствии с возрастными психологическими и физическими особенностями детей, доступное для освоения любому ребёнку независимо от его хореографических способностей;
• занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению
гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребёнка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям
классического танца;
2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
2.1.Роль хореографического искусства в развитии
учащихся в современных условиях.
Познавательные, развивающие и воспитывающие возможности разных жанров хореографического искусства оказывают важную роль в формировании различных качеств личности. Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку. История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени; это история народного танцевального искусства, практической деятельности педагогов-хореографов и исполнителей различных эпох и народов. Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека – средству гармонизации воспитания личности. Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить
те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка.
Классический танец -- комплексное понятие, духовно-эстетического развития и воспитания детей в совокупности с классической музыкой и традицией исполнения, заложенной Айседорой Дункан, основанный на французской лексике и терминологии является многогранным средством воздействия на человека и универсальным средством воспитания тела и души.
Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой
системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.
Влияние на морфо-функциональные особенности развития учащихся в процессе обучения:
-- тренировка тончайших двигательных навыков;
-- мобилизация и активное развитие физиологических функций: кровообращение, дыхание, нервно-мышечная деятельность;
-- особое место отводится упражнения классического
танца на коррекцию и формированию правильной осанки;
-- снижению гиподинамии, развитию силы воли,
воспитанию настойчивости, развитию креативности и художественному вкусу.
НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ -- профилактический и лечебный эффект народного танца основан на единстве пространственно-территориальных и временно-музыкальных закономерностей. Сила воздействия временно-музыкальных закономерностей проявляется в национальном ритме, который в свою очередь является регулятором ритма социально-бытовых движений, ставших основой традиционных лейтмотивов народного танца. В живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы поведения и взаимоотношений предпочтительны. Образцы народной хореографии, изучаемые на уроке, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа. Особенно ярко образцы поведения, взаимоотношений предоставляют нам
бытовые танцы различных эпох. Каждая историческая эпоха имеет свои
бытовые танцы. Стиль бытовой хореографии во многом определяется
условиями жизни людей, моралью и этикетом общества. Бытовой танец даёт
возможность узнать, «примерить на себя» культуру взаимоотношений, правила поведения, нормы морали различных слоёв общества той или иной эпохи.
Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Кроме того, современные танцы наиболее привлекательны для подростков.
В процессе работы над многообразием практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выявить закономерность что, движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев оказывают фундаментальное влияние на разностороннее развитие личности и доступны
для освоения детям, не обладающим хореографическими способностями.
2. 2. ЖАНРЫ хореографического искусства как возможность познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.-129667083756500
Все, кто когда-либо занимался этим вопросом (Е.Н Мошкова,
С.В. Кононова, Н.Б. Панасюк и др.), выделяются две основные проблемы:
1) по среднестатистическим данным , количество учащихся ориентированных на профессиональное развитие в качестве артиста балета,
достаточно небольшое, поэтому классический танец выступает как прочный фундамент для дальнейшей адаптации и реализации в других жанрах хореографического искусства.
2) максимальная эффективность уроков: строгий отбор содержания материала, предлагаемого к изучению, отбор движений согласно возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и уровень влияния этих движений на формирование правильной осанки, развитие координации, воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование основ индивидуальной танцевальной культуры на разных этапах обучения.
Дети охотно осваивают любое движение, если им понятна логика его дальнейшего использования. Классический тренаж вырабатывает умение сохранять вертикальную ось, обеспечивающую равновесие тела в любом положении, воспитывают точность исполнения движения, мышечную координацию. Усвоив правила исполнения движений классического танца, учащиеся переносят эти правила на исполнение любого движения, изучаемого на уроке. Наибольший интерес у детей вызывали движения, требующие высокого уровня развития координации: «гармошка», при выполнении которой используются асимметричные движения ног; различные port de bras (упражнения для рук и корпуса), при выполнении которых голова и руки двигаются в строго определённых направлениях и т.д. Навыки, приобретённые учащимися на уроках хореографии в первый год
востребованы в различных сферах деятельности чисто механически. Например: станцевать любой танец, чтобы «разбавить» стихи и
хор на концерте для родителей. Такие «случайные» выступления давали положительный результат только в одном: учащиеся получали возможность реализации приобретённых танцевальных навыков.
2.3. Интеграция классического танца в другие танцевальные специализации : НАРОДНО - СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.
Являясь, алгоритмом построения народного тренажа, учащиеся легче и быстрее постигают азы народных танцев , погружаясь в этнические глубины танцев народа мира. Анализируя характер движения, пространственное
построение танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной литературе, этнографии народа. Дети получают представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале,
использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей. Углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора. Интегрируя в народно-сценический танец, классический танец помогает использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности, обучить танцевальному этикету и
сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на
практическую жизни.
Классический танец в альянсе с танцами народов мира обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся, воспитает культуру эмоций,
обеспечивает формирование и сохранение правильной осанки ребёнка,
укрепляет мышечного корсета средствами классического, народного
и бального танцев, воспитывая культуру движения.
Реализуя валеологический аспект учебного процесса, развивает потребность в двигательной активности как основы здорового
образа жизни. Слушание и анализ музыки народного и
бального танцев, выполнение упражнений на ориентировку в пространстве, разучивание элементы этнических танцев, использование этикета, бесед по истории хореографии являются выразительными средства, формирующие умение согласовывать движения с музыкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 3.1. Выводы
1. Элементов классического и народного танцев, наиболее влияющих на
формирование осанки, совершенствование двигательных навыков и
координацию движений (plie, battement tendu, port des bras, rond и др.).
2. Постепенно усложняющихся движений русского танца, оказывающих
наибольшее влияние на воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за
свой народ и его уникальную культуру
3. Изучение этюдов национальных танцев, воспитывающих чувство собственного достоинства, вежливости в обращении с партнёром, знакомящих учащихся с культурой разных народов, позволяющих показать человека любой национальности через призму общечеловеческих ценностей.
-767715112014000Из нижеуказанной диаграммы видно, что многообразие практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства составляют движения классического, народно-сценического , современного танцев разностороннее влияют на гармоничное развитие личности
4.Занятия классическим танцем оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности: воображение, активное творческое мышление, художественно-эстетический вкус, физическое и нравственное развитие.
5.Систематические занятия классическим танцем оказывают профилактическое влияние на состояние соматического здоровья учащихся, лечебный эффект на ОДА, ССС, дыхательную и вегетативные системы, гармонизирующее влияние на музыкально-ритмическое, эмоциональное и духовное воспитание.
6.Овладев базовыми навыкам и знаниями классического танца, постановкой корпуса, правильной осанкой , развив координационные и творческие способности, ребенок будет социально интегрирован и адаптирован в любом другом жанре и стиле хореографического искусства, т.е. конкурентно способным и востребованным в «мире современных ритмов».
7.Художественные и искусствоведческие знания об историко-бытовом танце в контексте мировой и отечественной художественной культуры прививают детям танцевальный вкус через знакомство с образцами хореографического искусства разных времён и народов, расширяют на этой основе их исторические знания и представления, воспитывая нравственные основы на примерах взаимоотношения партнёров в народных и бытовых танцах.
8.В процессе изучения хореографического искусства учащиеся овладевают знаниями, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки, могут определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок, умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный и т.д.), получают удовольствие от занятий танцем.
9.Развитии коммуникативных навыков учащихся в танцевальном пространстве ( ведущая роль партнёра, синхронность исполнения движений соблюдение элементарных норм этикета) реализуется движениями «в ансамбле»: ответственность партнёров -- мальчики начали проявлять некоторые признаки мужского поведения: пропускать девочку вперёд, уступать место; девочки научились отвечать на приглашение к танцу вежливо, без выражения отрицательных эмоций.
Таким образом, танец гармонизирует развитие ребёнка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека, оказывая положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоровительное воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создаёт почву, в результате которой каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Фокина Е.Н. Школьные нагрузки и здоровье учащихся //Дети и
олимпийское движение. Тезисы докладов и сообщений
Международного научного симпозиума 11-14 июня 1997 г. Тюмень:
Изд-во ТюмГУ, 1997. Стр.189-190.
2. Фокина Е.Н. Влияние эстетического содержания образования на
формирование общей культуры личности //Культурологические
традиции российского образования и перспективы их развития в
начале третьего тысячелетия. Материалы городской научно-
практической конференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. Стр.
111-112.
3. Фокина Е.Н. Эстетический аспект гимназического образования //
Культурологические традиции российского образования и
перспективы их развития в начале третьего тысячелетия. Материалы
городской научно-практической конференции 22 апреля 1998 г.
Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. Стр.9-11.
4. Фокина Е.Н. Гимназия гуманитарно-эстетического направления.
//Разработка и реализация проектов и программ развития
образовательных учреждений. Материалы Всероссийской научно-
практической конференции 17-18 ноября 1998 г. – Тюмень: Изд__________-во
ТюмГУ, 1998. Стр. 105-108.
5. Фокина Е.Н. Эстетический аспект содержания гимназического
образования //Проблемы региональной культурологии: история,
современное состояние, перспективы. Тюмень: Изд-во ТюмГУ,
1999. Стр. 152-156.
6. Фокина Е.Н. Гуманитарно-эстетическая гимназия //Традиции и
новаторство в образовании. Материалы межрегиональной научно-
практической конференции 18-19 мая 1999 г. Часть I. Тюмень: Изд-
во ТюмГУ, 1999. Стр.76-77.
7. Фокина Е.Н. Художественно-практическая деятельность – основа
развития эмоциональной сферы психики // Теория и экология
разума. Материалы Всероссийской конференции «Культура.
Искусство. Наука». - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. Стр. 168-170.
8. Фокина Е.Н. Гуманитарно-эстетическая гимназия как средство
развития личности //Культура и социум. Материалы Всероссийской
конференции «Культура. Литература. Искусство. Регион». Тюмень:
Изд-во ТюмГУ, 2000. Стр. 62-65.
9. Фокина Е.Н. Хореографическое искусство как составляющая
мировой культуры //Актуальные проблемы преподавания мировой
культуры и глобализация образовательных процессов. Материалы
научно-практической видеоконференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ,
2002. Стр. 74-80.__