Рисование песком как средство формирования связной речи у детей с нарушением зрения
Рисование песком как средство формирования связной речи
у детей с нарушением зрения
Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук. Мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, связной речи детей. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя Человека и с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.
При работе с песком учитываются индивидуальные особенности ребенка, в том числе, имеющего проблемы в развитии. Предъявляемые задания не воспринимаются детьми как упражнения, что позволяет в игровой форме развивать их моторику, зрительную и кинетическую память, чувство симметрии, а также навыки письма. Занятия и игры с песком имеют множество преимуществ: во-первых, это развитие мелкой моторики. Ребенок создает рисунок, прорисовывая мелкие детали, проговаривает , и это способствует улучшению интеллектуальной деятельности, тактильно-кинестетической чувствительности рук, активизации словаря.
Во-вторых, работа над рисунком из песка на стекле имеет медитативный эффект – ребенок, погружается в себя, расслабляясь и успокаиваясь. Это позволяет снять стресс или просто нервное напряжение. Негативные эмоции при работе с песком уходят, и ребенок проецирует свои эмоции на стекло, используя песок.
Рисование песком – это сравнительно молодой и перспективный вид искусства, который появился примерно в 1970-х годах. «Первопроходцем» в этом направлении считают американку Кэролайн Лиф (Caroline Leaf), которая создала анимационный мультипликационный фильм "Петя и Волк" по симфонической сказке Сергея Прокофьева.
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, что очень важно для детей с нарушением зрения. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Мы же в своей деятельности используем рисование песком в коррекционных целях, так как пальцы создавая рисунок, прорисовывают мелкие детали, что влияет не только на эмоциональное состояние, но и способствует улучшению тактильно-кинестетической чувствительности рук, развивает мелкую моторику и осязательное восприятие детей с нарушением зрения.
При проведении занятий по рисованию песком необходимо соблюдать следующие правила:
все занятия проводятся в форме сказки и игры, педагоги предлагают детям различные сказочные сюжеты, классические и авторские, соответствующие теме занятия. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению со взрослыми и сверстниками, пониманию себя.
Во время наших занятий играет тихая музыка, перед началом сказочного сюжета и после завершения занятия дети приветствуют сказочных героев, благодарят их за путешествие, убирают песок «в домик»и многое другое, позволяющее детям легче и глубже погрузиться в состояние игры и сказки, а значит стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Методика рисования песком нацелена на решение следующих задач: развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции; развивать сенсорно- перцептивную сферу, творческий потенциал ребенка, формировать коммуникативные навыки.
Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, побуждает творчество, расслабляет и вдохновляет творчество.
Способы рисования песком: сначала необходимо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания; песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами; руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг; пальцами можно делать отверстия в песке или рисовать на нем; дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами; поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее; для изображения
солнышка можно предложить использовать кулачок; для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки; на последующих занятиях можно
осваивать новый способ рисования песком, путем отсечения лишнего. Как правило, необходимо использовать очищенный песок, который тонкими слоями наносится на подсвеченное стекло. Все действия выполняются пальцами рук.
Игры-занятия с песком имеют большую воспитательную, коррекционную и развивающую роль в работе с детьми с нарушением зрения. При проведении игр и упражнений с песком в свободной деятельности можно добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённой работы, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх с песком. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка с нарушением зрения, а это очень важно и ценно, как для самого слабовидящего ребёнка, так и для общества в целом.
Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведения игр-занятий с песком, реализуемых на коррекционных, общеобразовательных занятиях и в свободной деятельности детей с целью преодоления нарушений развития слабовидящих школьников, обусловленных зрительной патологией. Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка и развитию речи. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, учащийся учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Литература:
1.Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой Пособие для педагогов и родителей – СПб.2008 – 100 с.
2.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми СПб.:Речь, 2006 – 160 с.
3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной – М.: Издательство «Экзамен», 2003 – 173 с.
15