Конспект урока физики в 8 классе Электризация тел
Урок по теме:
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с историей зарождения учения об электричестве; познакомить с явлением электризации; научить обнаруживать электрические заряды на телах; доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.
Воспитательные: приучить учащихся к доброжелательному общению, взаимопомощи, самооценке.
Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать, выделять главное, обобщать изученный материал, умение проводить рефлексию своей деятельности.
Оборудование: деревянная палочка, палочка из оргстекла, эбонитовая палочка, лист бумаги, гильзы и пластина из фольги, полоски полиэтилена и бумаги, мех.
Предварительная подготовка: один из учеников получает задание подготовить доклад на тему: «Практическое значение электризации».
Ход урока:
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. (Слайд 1)
Учитель: Слово «Электричество» довольно прочно вошло в нашу жизнь. Что же оно означает? Ответ на этот вопрос нам необходимо будет найти сегодня. Для этого придётся потрудиться, изучив большой круг физических явлений. Данная тема, несомненно, интересна и увлекательна, наше занятие мы начнем с путешествия в Древнюю Грецию. (Звучит Греческая музыка). (Слайд 2)В красивом городе Милете жил философ Фалес. И, вот, однажды вечером произошло следующее:
Дочь Фалеса Милетского,Философа известногоНа берегу у озераПряла однажды шерсть.
Веретено янтарное,Как солнце лучезарное,Вращаясь, дело спорило,Хвала б ему да честь.
Да что-то сердце ёкнуло,Рука внезапно дрогнула,И чудо – веретёнышкоВдруг сорвалось к воде.
Вода его приметила
И ласково так встретилаВолной, обдав как пёрышко,Отдав его земле.
Дочь Фалеса Милетского,Философа известногоПриняв его у берега,Спешила обтереть.
И о хитон свой новенький,О шерстяной о тоненькийСтала тихонько, бережноВеретено тереть.
И тут она заметила,Случайно заприметила,Что вдруг пристало несколькоШерстиночек к нему.
Списав на влажность оноеЯвленье незнакомоеПрижала сильней прежнегоХитон к веретену.
И тёрла, что есть силочек,Да вот число шерстиночекНикак не убавлялось,А только лишь росло.
Немного утомлённая,Сим чудом удивлённаяС желаньем не рассталасьОтца спросить про то.
Отец дал разъяснения:"Секрет сего явленияСокрыт в веретене самом,Как корешок в земле”.
Дочь Фалеса Милетского, Философа известного,Уверилась, что дело в нём,В прекрасном янтаре.
Учитель: Почему же это произошло? В чем суть данного физического явления? Давайте разберемся.
Запишем в тетрадях тему нашего урока: (Слайд 3)
Электризация тел. Два рода зарядов
Учитель: (Слайд 4)
Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас, научился объяснять, что такое электризация и как взаимодействуют друг с другом заряженные тела. А для создания хорошего настроения давайте немного украсим наш класс воздушными шарами. (Два ученика натирают шары о голову и подносят к потолку стене)
Эксперимент 1: На нити подвешиваем деревянную палочку (линейку). Кусочком меха или шерсти натираем эбонитовую палочку и подносим к линейке. Что происходит? (Линейка приходит в движение)
Заменив линейку на пластину из фольги, проводим аналогичный эксперимент.
Эксперимент 2: Нарвите маленькие кусочки бумаги. Ручку потрите о волосы и поднесите к бумаге. Что произошло? (Кусочки прилипли к ручке)
Итак, как мы уже узнали, способность тел после натирания притягивать к себе мелкие предметы была известна ещё в VI веке до нашей эры. (Слайд 5)
(Слайд 6) Однако историю науки об электричестве можно начинать с исследований Вильяма Гильберта, врача английской королевы Елизаветы. Первую свою работу по электричеству Гильберт опубликовал в 1600 году, где описал электризацию трением и доказал, что способностью натертого янтаря обладают стекло, сургуч, сера. Здесь он впервые в истории науки применил термин «электричество».
Так, что же такое электризация и электрический заряд? (Слайды 7,8)
1.Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией.
2.Электризация это процесс сообщения телу электрического заряда.
Электрический заряд – это мера свойств заряженных тел взаимодействовать друг с другом
Эксперимент 3: На полоску бумаги положили полоску из полиэтилена. Погладили их тыльной стороной ладони, а затем развели в разные стороны и опять сблизили. Что вы наблюдаете? (Они притягиваются друг к другу)
Это говорит о том, что при трении электризуются оба тела.
Эксперимент 4: Подвесим гильзу из фольги на капроновой нити к штативу и прикоснемся к ней палочкой из оргстекла, потертой о бумагу. Как объяснить дальнейшее поведение гильзы? (Она оттолкнулась, так как получила такой же заряд, как и палочка).
Из этого опыта следует, что одноименные заряды отталкиваются.
Эксперимент 5: Подвесим на капроновой нити две гильзы из фольги, одну зарядим от эбонитовой палочки, потертой о шерсть, другую - от стеклянной палочки, потертой о бумагу. Дайте объяснение наблюдаемому явлению. (Гильзы притягиваются друг к другу, так как получили разные заряды)
Мы на опыте убедились, что разноименные заряды притягиваются.
Эксперимент 6: На капроновой нити подвесим пластмассовую линейку. Медленно поднесем к ней такую же, наэлектризованную о шерсть, линейку и пронаблюдаем за явлением отталкивания двух одинаково наэлектризованных тел.
Что будете наблюдать, если:
а) поднести стеклянную палочку, потертую о шелк;
б) поднести ручку, потертую о бумагу? (линейка будет притягиваться).
(Слайд 9)Французский физик Шарль Дюфе в 1730 году изучал взаимодействие наэлектризованных тел. Он заметил, что в одних случаях тела притягиваются, а в других – отталкиваются. Например, потертые шелком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, но притягиваются к смоляной палочке, потертой о шерсть. Он объяснил это тем, что существует два рода электричества – «стеклянное» и «смоляное». Тела, заряженные электричеством одного вида, отталкиваются, а заряженные электричеством разного вида – притягиваются. В 1778 году американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин назвал «стеклянное» электричество положительным, а «смоляное» - отрицательным.
А теперь внимательно посмотрите опыт с султанами и постарайтесь дать объяснение: почему лепестки все больше расходятся? (Слайд 10)
А сейчас я предлагаю вам узнать, как проходит изучение явления электризации в другой школе (Слайд 11)
Ученик делает доклад о практическом значении электризации.
Закрепление пройденного:
А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд и, с его помощью, закрепить полученные сегодня знания. В закрашенных клеточках получится то, чего я вам желаю на протяжении всей учебы. (Слайд 12)
Вопросы к кроссворду:
Какое вещество так же обладает способностью притягивать к себе мелкие частицы после трения. (Сургуч)
То, что образуется на поверхности тел после трения? (Заряд)
Как себя ведут одноименные заряды? (Отталкиваются)
Какое слово произошло от слова «янтарь»? (Электричество)
Из какого города был философ Фалес Милетский?(Милета)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Д/З: §25, 26.
«Электризация тел.
Два рода зарядов».15