Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья


Российский университет дружбы народов

Тема: «Проблемы семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выполнила: Слепец М. А.
Уфа - 2016
Оглавление
Введение.
I.Современные проблемы семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.Система комплексной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение.
Литература.
Введение
Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст.
Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
- охарактеризовать систему комплексной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования является проблемы семей с детьми инвалидами.
Предметом –является основные направления психолого-педагогической работы с семьями имеющими детей инвалидов
Гипотеза- Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
I.Современные проблемы семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Семья - микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества. Существует прямая зависимость развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития ребенка.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, рассматривает её как реабилитационную структуру, с возможностями по созданию благоприятных условий для его развития и воспитания. Для семьи характерными являются функции:
-коррекционно-развивающая;
-компенсирующая;
-реабилитационная.
Функции семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, могут быть нарушены под влиянием ряда факторов, в том числе особенности личности её членов и взаимоотношений между ними, условия жизни семьи, нарушение её структуры и др.
Основные периоды жизненного цикла семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
-рождение ребенка: получение информации о наличии патологии, эмоциональное принятие и привыкание к данной проблеме;
-дошкольный возраст ребенка: организация лечения, реабилитации, обучения и воспитания ребенка;
-школьный возраст ребенка: принятие решений о форме школьного обучения, решение проблем взрослых и сверстников по поводу общения с ребенком;
-подростковый возраст ребенка: привыкание к хронической природе заболевания ребенка, решение проблем изоляции от сверстников;
-период «выпуска»: принятие решения о подходящем месте проживания ребенка.
Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ОВЗ, - это особый объект для внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье. Рождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это серьёзная проблема для семьи, жизнь которой характеризуется следующими особенностями:
- родители постоянно находятся в состоянии психофизического и эмоционального напряжения;
- испытывают чувство страха и неуверенность за будущее своего ребёнка;
- стараются скрыть от окружающих факт рождения «особого ребёнка», ограничивают круг внешних контактов, снижается социальный статус семьи;
- возможности ребёнка не соответствуют ожиданиям родителей, в результате чего у них возникает раздражительность, неудовлетворённость;
- нарушаются внутрисемейные отношения;
- у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни.
Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:
- медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;
- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;
- проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественных технических средств;
- социально-профессинальные проблемы семьи - это повышение родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;
- психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.
Семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, условно можно разделить на две группы:
1.Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме.
2.Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит диструктивный характер, который может выражаться в форме игнорирования проблемы, жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка.
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психологического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтоб выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться нужны социальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отмечают, что отсутствует дополнительная литература, достаточная информация.
Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего, это оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. Порой сами близкие люди ребенка с ограниченными возможностями здоровья пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. В такой семье необходимо больше духовного общения между детьми и родителями. Именно оно приносит радость матерям и отцам.
Содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно-развивающего обучения. Достижение этого эффекта только со стороны педагогов недостаточно для динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы школы и семьи.
Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рука об руку с взрослыми он будет подниматься по ступеням своего развития, как можно более полно используя возможности каждого вида деятельности, впечатления каждого нового дня. Ребёнок должен чувствовать, что близкие люди любят его, понимают и всегда готовы прийти на помощь. Важным результатом работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, является то, что родители готовы вместе с ребёнком создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплочённой, родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.
2.Система комплексной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Система комплексной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, включает следующие  направления работы: - психологическое изучение, - консультирование , - психокоррекцию.
Основная цель диагностической и консультативной работа – выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.Во время диагностики и консультативной работы с семьями решаются следующие задачи:- определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;- выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;- определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;- определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;- определение путей гармонизации внутрисемейного климата;- определение направлений социализации как детей, с особыми образовательными потребностями, так и их семей.
Изучение семьи  - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Диагностика семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, проводится по трем направлениям:I.Изучение ребенкаПри проведении изучения ребенка необходимо обратить внимание на множество факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими недостатками, и изучить:1. Особенности личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;2. Факторы, определяющие личностное развитие на разных возрастных этапах;3. Особенности взаимодействия со сверстниками, с друзьями, братьями, сестрами и их влияние на его развитие;4. Эмоционально-волевую сферу;5. Причины, препятствующие формированию адекватной самооценки;6. Особенности формирования «системы Я»;7. Межличностные отношения  в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии;8. Формирование мотивации к труду в условиях семьи;9. Формирование мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе.
II. Изучение родителей (лиц их заменяющих) и членов семьи ребенка;Знания особенностей родителей и членов семьи позволяет оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь знакомых для него взрослых к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе. Поэтому рекомендуется изучать:- личностные особенности;- внутрисемейный климат и межличностные контакты в семье;- факторы, влияющие на родительские позиции по отношению к ребенку;- уровень воспитательской и родительской компетентности родителей;- воспитательские качества и способности родителей;- профессиональные умения родителей, выступающих в качестве педагогов для своих детей;- социально-культурные условия жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка;- ценностные ориентации родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка;- основные типы взаимодействия в семье с ребенком;- модели воспитания;- формы родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации;- влияние родительской позиции на формирование личности;- влияние «особого» ребенка на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;- особенности отношений со здоровыми братьями и сестрами;- родительские позиции отцов и матерей;- родительское отношение к ребенку в зависимости от религиозных, культурных и национальных традиций семьи.
III. Изучение социального окружения семьи и факторов, влияющих на его социальную адаптациюЗнания о социальном окружении позволяют определить факторы, позитивно влияющие на социальную адаптацию ребенка. Поэтому необходимо изучить:• отношение различных социальных групп населения к детям, подросткам и взрослым с психофизическими нарушениями;• влияние здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с психофизическими недостатками;• макросоциальные условия, определяющие развитие и социально-трудовую адаптацию;• макросоциальные условия, определяющие максимально возможную реабилитацию семей.
Комплексное обследование семьи каждого ребенка осуществляется разными методами. Основными методами являются наблюдение и эксперимент. В качестве дополнительных методов традиционно используют беседу-интервью, собеседование с родителями, воспитателями и ребенком, изучение документов об обследуемом, анализ продуктов деятельности и др.
В психолого - педагогическом заключении  по результатам диагностики должны быть отражены следующие аспекты: характер взаимоотношений между членами семьи, особенности внутрисемейного климата и модели воспитания ребенка, причины, дестабилизирующие адекватное психофизическим возможностям развитие ребенка. Кроме того,  заключение должно включать рекомендации специалиста по преодолению имеющихся в семье проблем для ребенка и для родителей отдельно.
Консультирование семей с проблемными детьми может осуществляться в следующих направлениях:• Психолого-педагогическое консультирование, которому может предшествовать медико-генетическая консультация• Семейное консультирование.Психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование осуществляются в рамках единой консультативной процедуры. Их объединение связано с основной причиной обращения за консультацией семей – это проблемы в обучении и воспитании ребенка с особыми потребностями.• Профориентированное консультирование.
Консультирование семьи имеет определенную организационную форму: 1 этап – знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания.2 этап – определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их заменяющих.3 этап – психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка.4 этап – определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик.5 этап – оценка результатов диагностики и формулирование реальных проблем, существующих в семье.6 этап – определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.7 этап – подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем и способов их решения.
Работа с семьей связана с решением социально-психологических и личностных проблем семьи. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях. Социально-психологическая поддержка семье ребенка с ОВЗ представляет собой комплекс мер по ее социальному обеспечению и обслуживанию.
Эта помощь включает следующие виды:1. Образовательная (обучение, воспитание, информирование) помощь направлена на повышение адаптивных возможностей «особого» ребенка через обучение и воспитание. Методы оказания помощи:- формирования сознания;- социального научения;- включения личности в коллективную деятельность;- закрепления положительного опыта совместной игровой, трудовой и учебной деятельности, т.е.  методы педагогической коррекции.2. Посредническая помощь включает несколько направлений:- активизация поддерживающих систем (группы взаимопомощи);- координация всех специалистов в решении проблем воспитания и обучения;- социальное адвокатирование, т.е. защита прав семьи и ребенка в широкой социальной среде.3. Психологическая помощь (эмоциональная поддержка и психологическая коррекция) направлена на регуляцию эмоционального состояния, профилактику возможных психологических затруднений, коррекцию неблагоприятных состояний. Методы оказания психологической помощи подразделяются на групповые и индивидуальные. Среди них:- методы психодиагностики;- психологическая консультация;- социально-психологический тренинг и аутотренинг;- методы коррекции поведения, мотивации, общения и самооценки;- методы психотерапии.
При решении вопросов семьи ребенка с ОВЗ здоровья педагог использует следующие организационно-содержательные формы работы:• Психолого-педагогическое просвещение родителей;• Организация конкретной помощи: материальной, педагогической, юридической и др.;• Организация отдыха детей, проведение семейных праздников, привлечение к деятельности учреждения социального обслуживания;• Диагностика семейных дисфункций;• Психодиагностика супружеских взаимоотношений;• Семейная психотерапия;• Социальный патронат семьи;• Тренинги и др.
При организации социально-психологической поддержки необходимо учесть не только объективные факторы (отсутствие материальных ресурсов, недоступность необходимых услуг и др.), но и субъективные (деструктивное отношение к ребенку, низкая реабилитационная культура семьи и др.). Кроме того, нужно помнить, что разрешение семейных проблем – это, прежде всего выбор ответственного поведения самих членов семьи.
Заключение.
Таким образом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Но всё это мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный контакт с матерью, начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок — инвалид должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь]
Но кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок является постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные перегрузки вызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается на ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызывает стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка.
Кроме того, хотелось бы отметить, что основная цель ранней реабилитационной работы связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребёнка для обучения. Другая важная цель — предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Третья цель состоит в том, чтобы адаптировать семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно. Социальная работа с семьей требует от профессионала отношения к родителям как к партнёрам, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

Литература:
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. «Учителю  о  детях  с  отклонениями в развитии.» М.,  1967.  2. Дементьева Н.Ф. Роль  семьи  в  воспитании и  обучении  детей  с  особыми  нуждами. М., 1996.3. Занков Л.В. Психология  умственно отсталого ребенка. М., 1939.4. Иванов Е.С., Исаев Д.Н.  Что  такое  умственная  отсталость. Руководство  для родителей. СПб., 2000.5. Исаев Д.Н. Умственная  отсталость  у  детей  и  подростков. СПб., 2003.6. Крупина И.В. Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого.  М., 1996. 7. Ковалев С.В. Психология  современной  семьи. М., 1988.8. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье9. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.  М., 2002. 10. Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития // Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Изд.центр «Академия», 2003.