Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при подготовке к ОГЕ и ЕГЭ ЭКЗАМЕН БЕЗ СТРЕССА
Паспорт программы
«ЭКЗАМЕН БЕЗ СТРЕССА»
Наименование программы
Программа «Экзамен без стресса»
Основания для разработки
Программа "Психологическая подготовка к ЕГЭ" разработана Михеевой М.В., Кусакиной С.Н., педагогами-психологами СОШ № 287
Программа психологической подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ «Лицом к лицу с экзаменом» (Квачева Н. Е., Ростовская обл., г. Батайск)
Срок реализации программы
2016 – 2020 годы
Разработчик программы
Матюшенко М.С.,
педагог - психолог
Пояснительная записка
Государственная итоговая аттестация в форме ОГЕ и ЕГЭ прочно вошла в жизнь Российской школы и является обязательной процедурой для каждого ученика. Любой экзамен - стресс, требования к проведению экзамена каждый год меняются, поэтому такая форма проведения экзамена является пугающей не только для выпускников, но и педагогов и родителей. Этим и обусловлена актуальность подготовки всех участников образовательного процесса к прохождению государственной итоговой аттестации.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ОГЕ и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ОГЕ и ЕГЭ.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, формирование внутренней психологической настроенности на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, формирование у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Для этого была разработана программа психологической подготовки участников образовательного процесса к прохождению ГИА «Экзамен без стресса».
Срок реализации: 2016-2020 гг.
Цель программы: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-ых классов и их родителям в подготовке к ОГЕ и ЕГЭ.
Задачи программы:
Содействие адаптации учащихся к процессу проведения ОГЕ и ЕГЭ.
Создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.
Повышение сопротивляемости стрессу, отработка навыков уверенного поведения.
Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.
Развитие эмоционально-волевой сферы, развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники.
Субъекты программы: выпускники 9 и 11-х классов, их родители, учителя.
Программа включает 5 направлений:
1. Диагностическое направление.
2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
4. Профилактическая работа.
5.Организационно-методическая работа.
Условия проведения: класс. Группа формируется из учащихся одного класса.
Программа разработана в соответствии с:
Конвенцией ООН о правах ребёнка;
Конституцией Российской Федерации;
Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Национальной Доктриной образования Российской Федерации;
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание деятельности
Планируемый результат
Сроки
1. Диагностическое направление
Цель – информационное обеспечение процесса психологического сопровождения готовности к ОГЕ и ЕГЭ
1. Подбор методик для диа-гностики психологической готов-ности учащихся к ОГЕ и ЕГЭ.
2. Отбор критериев и пока-зателей по трем компонентам психологической готовности к ОГЕ и ЕГЭ.
3. Проведение диагностики.
4. Анализ полученных резуль-татов.
5. Создание банка методик, приёмов работы по адаптации к ОГЕ и ЕГЭ.
Определение уровня психологической готовности
выпускников к экзамена-ционным испытаниям по трем компонентам психо-логической готовности к ОГЕ и ЕГЭ (самооргани-зация и самоконтроль, познавательные процессы – познавательный компонент, тревожность – личностный компонент, знакомство с процедурой ОГЕ и ЕГЭ – процессуальный компонент).
Формирование групп учащихся, имеющих проблемы в обучении и психологической готовности к ОГЕ и ЕГЭ.
Октябрь - ноябрь
2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
Цель – создание условий для психологической готовности к ОГЕ и ЕГЭ и решения психологических проблем конкретных учащихся.
1. Формирование групп учащихся с низким уровнем психологической готовности к ОГЕ и ЕГЭ, планирование занятий с ними.
2. Проведение цикла занятий в форме психологических тренингов для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности.
3 Групповые и индивидуальные беседы по проблемам психоло-гической готовности к ОГЕ и ЕГЭ.
1.Развитие познавательных процессов (памяти, вни-мания учащихся).
2.Овладение учащимися приёмами и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений самостоятельно противостоять стрессу.
Ноябрь – март
3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
Цель – оказание психологической помощи и поддержки субъектам ОГЕ и ЕГЭ, обучение их навыкам саморегуляции.
1.Занятие – практикум для педагогов «Обучение методам релаксации».
2. Выступление на педсовете по теме «Стресс в работе учителя».
3. Выступление на родительском собрании: «ГИА. Вопросы и ответы», «Поддержка ребенка во время сдачи экзамена», «Как предупредить стресс у ребенка во время подготовки и проведения экзаменов».
4.Индивидуальные консультации для выпускников.
5. Психологические тренинги для учащихся – обучение методам и приёмам эмоционально-волевой регуляции.
7.Работа по запросу родителей и педагогов.
1.Понимание необхо-димости психологического сопровождения ОГЕ и ЕГЭ.
2.Формирование пред-ставлений о мотивационных
установках к организации и проведению ОГЕ и ЕГЭ.
3.Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время сдачи ОГЕ и ЕГЭ.
4. Готовность и способность субъектов ОГЕ и ЕГЭ к эмоционально – волевой регуляции.
Январь - май
4. Профилактическая работа.
Цель – проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий ОГЕ и ЕГЭ.
1. Проведение психологических игр на снятие тревожности у учащихся и их родителей.
2. Работа в микрогруппах с учащимися с одинаковыми психологическими проблемами по подготовке к ОГЕ и ЕГЭ.
Создание благоприятных условий для проведения экзаменационных испытаний.
Октябрь – май
5. Организационно-методическая работа.
Цель – разработка программ диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций.
1.Разработка цикла занятий в форме психологического тренинга для учащихся 9 и 11-ых классов с проблемами психологической готовности к ОГЕ и ЕГЭ.
2. Разработка рекомендаций, памяток для учащихся, педагогов, родителей.
3.Составление программы занятий по релаксации.
4. Оформление информационного стенда, наглядных материалов для учащихся и родителей.
5. Составление программы мониторинга подготовки и проведения ОГЕ и ЕГЭ.
1.Формирование психоло-гической готовности к ОГЕ и ЕГЭ по ее трем компонентам (личностному, познавательному, и процессуальному).
2.Создание банка методических разработок и наглядности по психоло-гическому сопровождению готовности к ОГЕ и ЕГЭ.
Ноябрь - май
Ожидаемые конечные результаты Программы:
сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;
психологическая готовность всех участников образовательного процесса к итоговой аттестации;
достижение высокого уровня стрессоустойчивости у выпускников;
информированность участников ЕГЭ и ОГЕ.
Координация и контроль реализации Программы:
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы и Управляющий Совет школы:
анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы, вносит предложения по его коррекции;
осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы.
Тематический план занятий психолого-педагогического сопровождения подготовки к ОГЕ и ЕГЭ.
1 Блок. Сопровождение учащихся
Проблема психологической готовности школьников к ОГЕ и ЕГЭ очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин:
ГИА имеет ряд особенностей, которые требуют от выпускника не только интеллектуальных знаний, но еще и личностной и психологической готовности к его выполнению.
Необходимо сохранить здоровье выпускника и физическое и психологическое.
Старшеклассники не всегда реалистично представляют ГИА, нереалистичность установок.
Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, напрямую влияющие на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена.
Эффективным средством в ситуации стресса, по мнению Г. Селье, является использование способов саморегуляции и мобилизации ресурсов организма.
ГИА по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. Поэтому в процессе сдачи экзамена требуются:
высокая мобильность,
переключаемость,
высокий уровень организации деятельности,
высокая и устойчивая работоспособность,
высокий уровень концентрации внимания.
Все трудности при подготовке к ГИА можно разделить на три типа:
1.Процессуальные (связанные с процедурой):
недостаточное знакомство с процедурой;
незнакомое место и незнакомые взрослые.
2. Личностные (обусловлены личностными особенностями учащихся):
убеждения и предрассудки, связанные с ГИА;
неадекватная самооценка.
3. Познавательные (обусловлены недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов):
недостаточный объем знаний;
недостаточная сформированность навыков работы с текстовыми заданиями;
неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета;
неумение оперировать учебным материалом.
Для того, чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в своих силах, в себе. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь.
Необходимо также принять решение о том, какой результат будет желаемым и реально достижимым.
Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии – например, непременно решить задания группы С, не доделав задания группы.
Очень важно рационально оценивать время, которое потребуется для написания ГИА. Неумение планировать свое время приводит к возникновение страха не успеть, а это отрицательно влияет на результат. Поэтому важно не только осваивать работу с тестами, но и вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.
Программа психологической подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ лишь начало диалога о психологической готовности старшеклассников к сдаче экзамена. Она эффективна в условиях ограниченности времени и необходимости грамотно и профессионально подготовить школьников к аттестации. Программа успешно совмещает в себе упражнения, направленные на аутогенную тренировку, способы повышения уверенности, лекции на уточнения процедуры ГИА, отработку оптимальный стратегий при его выполнении и многое другое.
1 Блок. Сопровождение учащихся
Содержание деятельности
Форма проведения
Сроки
ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ»
1. Анкета «Самооценка психологической готовности к экзамену» (модификация методики М.Ю.Чибисовой)
2. Мини-лекция «Как готовиться к экзаменам»
Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.
3. Тест “Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?”
занятие комбинированного типа
диагностика (15 минут)
лекция (15 минут)
диагностика (15 минут)
Сентябрь
ЗАНЯТИЕ 2-3. ТЕМА: «СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ»
1. Упражнение «Привет и комплимент в подарок»
Цель: развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.
2. Методика изучения эмоциональной напряжённости.
3. Упражнение «Дорисуй и передай»
Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
4. Упражнение «Список черт»
Цель: помочь выпускникам поверить в свои силы, глубже узнать себя, исправить те черты характера, которые мешают плодотворной деятельности.
5.Рефлексия занятия
занятие комбинированного типа
упражнение (10 минут)
диагностика (10 минут)
упражнение (10 минут)
упражнение (10 минут)
(5 минут)
Октябрь Ноябрь
Мини-лекция. «Способы снятия нервно-психического напряжения»
2. Упражнение «Прощай, напряжение!»
Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
3. Упражнение «Ааааа и Иииии»
Цель: развитие позитивного образа «Я»; поднять настроение, вселить оптимизм.
4. Игра «Стряхни»
Цель: избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.
лекция (15 минут)
упражнение (10 минут)
упражнение (10 минут)
игра (10 минут)
ЗАНЯТИЕ 4. ТЕМА: «ПОВЕДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ»
1. Упражнение «Приветственное письмо»
Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.
2. Мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов»
Цель: познакомить выпускников с правилами поведения до и во время экзамена.
3. Упражнение «Чего я хочу достичь»
Цель: настроить на успех, развивать актерский талант.
4. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
занятие комбинированного типа
упражнение (5 минут)
лекция (10минут)
упражнение (15 минут)
диагностика (15 минут)
Декабрь
ЗАНЯТИЕ 5. ТЕМА: «КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
1. Упражнение «Групповое приветствие»
Цель: развитие коммуникативных навыков, группового взаимодействия, выявление лидерских тенденций, снятие напряжения.
2. Мини-лекция «Как справиться со стрессом»
Цель: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса.
3.Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: укрепить групповое доверие к окружающим, снять внутреннее напряжение, страхи, быть откровеннее.
4. Анкета «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»
Цель: выявить осведомленность участников в данном вопросе и обнаружить проблемы.
5. «Стресс-тест»
Цель: выяснить, подвержен ли выпускник стрессу.
занятие комбинированного типа
упражнение (7 минут)
лекция (10минут)
упражнение (13 минут)
диагностика (7 минут)
диагностика (8 минут)
Январь
ЗАНЯТИЕ 6. ТЕМА: «КАК ПОВЫСИТЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ»
1. Упражнение «Эксперимент»
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
2. Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»
Цель: развитие эмпатии, повышение самооценки.
3. Дискуссия в малых группах
Цель: закрепление лекционного материала по подготовке к экзаменам.
4. Упражнение «Волшебный лес чудес»
Цель: развитие чувства эмпатии, доверия.
занятие комбинированного типа
упражнение (7 минут)
упражнение (7 минут)
дискуссия (20 минут)
упражнение (10 минут )
Февраль
ЗАНЯТИЕ 7. ТЕМА: «КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
1.Кинезиологические упражнения
2. Дискуссия в малых группах
Цель: закрепление лекционного материала по подготовке к экзаменам.
3. Упражнение «Найди свою звезду»
Цель: возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе.
5. Упражнение «Итоги дня»
Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.
занятие комбинированного типа
упражнение (10 минут )
дискуссия (15 минут)
упражнение (15 минут )
упражнение (5 минут )
Март
ЗАНЯТИЕ 8. ТЕМА: «ЭМОЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ»
1. Дискуссия в малых группах
Цель: закрепление теоретического материала.
2. Упражнение «Дождь в джунглях»
Цель: снятие мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника, расслабление.
3. Упражнение «Сердце нашей группы»
Цель: развитие чувства эмпатии, доверия, сплоченности.
4. Упражнение «Что тебе пожелать, человек мой дорогой?»
Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.
занятие комбинированного типа
дискуссия (20 минут)
упражнение (10 минут)
упражнение (10 минут)
упражнение (5 минут)
Апрель
ЗАНЯТИЕ 9. ТЕМА: «КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ»
1. Упражнение «Мои лица»
Цель: помочь обдумать свои чувства и научиться их обсуждать с другими.
2. Упражнение «Миллион алых роз»
Цель: создание в группе обстановки взаимной любви, а также дружеских отношений.
3. Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями»
Цель: научить управлять эмоциями.
4. Упражнение «Декларация моей самоценности»
Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.
занятие комбинированного типа
упражнение (10 минут )
упражнение (10 минут )
лекция (10 минут)
упражнение (15 минут )
Май
2 Блок. Сопровождение педагогов
Особенно важным следует считать блок психологической поддержки учителей, выпускающих своих учащихся на экзамены. От знания психологических особенностей развития и трудностей, возникающих у выпускников в процессе подготовки к экзаменам, зависит выбор стратегии их поддержки не только школьным психологом, но и учителем.
В реализации данного направления школьным педагогом-психологом может быть использовано несколько форм работы:
1. Индивидуальное и групповое консультирование. Использование данной формы работы позволяет раскрыть перед учителями важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам в формате ОГЕ и ЕГЭ. В данной форме работы можно дать советы учителям по контролю стрессовых состояний для поддержки учеников на уроках, раскрыть особенности работы с детьми из группы риска, рассказать о способах создания благоприятной и рабочей атмосферы в классе и т.п.
2. Участие в педсоветах. Педагог-психолог обязан принимать участие в педсоветах не только в рамках психологического сопровождения подготовки к экзаменам, но и в рамках общей работы в школе. Однако, участие в педсоветах по подготовке к ОГЕ и ЕГЭ является особенно важным, позволяя раскрыть для всех педагогических работников образовательного учреждения роль педагога-психолога в подготовке к экзаменам, распределить ответственность между учителем и психологом в данной работе, позволить осознать всем необходимость психологического сопровождения подготовки к экзаменам.
3. Составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.
4. Информационная поддержка. Как и в случае работы с учениками, информационная поддержка учителей заключается в выпуске материалов в печатном, электронном виде ориентированных на педагогов: памятки, буклеты и другой литературы.
2.Блок. Сопровождение педагогов
Содержание деятельности
Форма проведения
Сроки
Лекция: «Стресс в работе учителя»
выступление на педагогическом совете
октябрь
Рекомендации педагогам по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников и их родителей
ноябрь
Занятие – практикум «Обучение методам релаксации» (игровая форма)
практикум
январь
Готовим к ГИА. Стратегии работы с детьми групп риска.
Занятие с учителями выпускных классов
Обсуждение диагностики учащихся и рекомендации по методам работы
индивидуальные консультации
март
3 Блок. Сопровождение родителей
Еще одним направлением работы школьного педагога-психолога является взаимодействие с родителями выпускников. Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на детей, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.
К тому же, родители могут служить транслятором психологического воздействия на детей в рамках создания благоприятной атмосферы во время подготовки к экзаменам, снижению стрессовых состояний, преодолении трудностей различного происхождения. Родители могут помочь детям правильно организовать время подготовки, распределить нагрузку, снизить тревожное состояние.
Основные направления работы школьного педагога-психолога с родителями выпускников.
1. Индивидуальное и групповое консультирование. Проведение консультационных мероприятий с родителями выпускников по интересующим их темам.
3. Информационная поддержка. Составление и выпуск информационных материалов для родителей выпускников в виде памяток, брошюр по различным темам.
3 Блок. Сопровождение родителей
Содержание деятельности
Форма проведения
Сроки
Лекции: «ГИА. Вопросы и ответы». «Поддержка ребенка во время сдачи экзаменов»
родительское собрание
ноябрь
Лекция «Как предупредить стресс у ребенка во время подготовки и проведения экзаменов». Диагностика «Стрессовое состояние»
занятие комбинированного типа
март
Рекомендации родителям по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации. «Период экзаменов. Помогаем детям»
Памятки родителям.
апрель-май
Список использованных источников
Программа "Психологическая подготовка к ЕГЭ" разработана Михеевой М.В., Кусакиной С.Н., педагогами-психологами СОШ № 287
Программа психологической подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ «Лицом к лицу с экзаменом» (Квачева Н. Е., Ростовская обл., г. Батайск)
Литература, используемая при подготовке тренинга
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.
Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.
Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"
Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
Газета «Школьный психолог» № 8, 2006, статьи: «Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ» Е. Чеботарева, «Можно ли убежать от стресса?» И. Левина-Домбровская, «Психопрофилактика экзаменов: приемы и рассуждения» С. Поляков, М. Ерхова, «Антисртессовый классный час» В. Родионов.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3ЖђЗаголовок 4ЖђЗаголовок 515