Технологии психолого–педагогического сопровождения участников образовательного процесса


Технологии психолого–педагогического сопровождения участников образовательного процесса
(Иванова Алла Михайловна, преподаватель спец. дисциплинГБПОУ МО «Промышленно-экономический техникум»)В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются  педагогические  технологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:
- образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
- образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии - гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода;
- они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
- обеспечивают доброжелательность по отношению к педагогу и друг к другу;
- отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
        В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая образовательная технология».
        «Технология» - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий.
        «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
        Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
-однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- развивающее обучение;
- разноуровневое обучение;
- коллективную систему обучения;
- технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
- проектные методы обучения;
- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии и др.
Рассмотрим некоторые из них.
Проектная технология
Цель использования технологии. Развить воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества; создание благоприятного психологического климата на уроке, стимулирование познавательной деятельности, формирование навыков презентации и самопрезентации.
Описание внедрения технологии в практической профессиональной деятельности. Обучающиеся рисуют поздравительные открытки, выпускают стенгазеты, ведут тематические альбомы, выполняют мультимедийные и интерактивные проекты (презентации). Затем ребята демонстрируют свои работы в классе, рассказывают о её достоинствах и, таким образом, овладевают искусством презентации и самопрезентации.
Результат использования технологии. Самостоятельное осуществление обучающимися исследовательской и познавательной деятельности, применение полученных знаний в практической деятельности, прочное усвоение учебного материала.
Метод проектов, Л. ВыготскийЦель использования технологии. Этот метод  позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. 
Описание внедрения технологии в практической профессиональной деятельности. Ознакомление студентов с методикой работы над проектом; подготовка материала для создания компьютерной презентации по банковским системам и непосредственно банков; выдвижение обучающимися своих идей о мини-проектах; формирование групп и распределение заданий по проектной работе; самостоятельная работа обучающихся над мини-проектами, взаимо- и самоконтроль; контроль преподавателем подготовленных материалов, внесение дополнений и изменений; оформление отчетов в виде мультимедийной презентации, создания буклетов, составления диалогов; презентация и защита проектов; обсуждение результатов, подведение итогов работы
Результат использования технологии. Работая над проектом, студенты повышают культуру устной и письменной речи, самостоятельно подбирают информацию, практически используют знания, полученные на уроке. Проектная деятельность стимулирует студентов к высказываниям без боязни ошибиться, дать неправильный ответ. Работа в группе создаёт ситуацию успеха для каждого студента. Совместное выполнение проектных заданий приводит к созданию доброжелательной атмосферы.
Здоровьесберегающая технология
Цель использования технологии. Формирование навыков здорового образа жизни.
Описание внедрения технологии в практической профессиональной деятельности. Цикл мероприятий:
- выступления по теме:
«Новые Санитарно-эпидемиологические нормы»;
- беседы по здоровому образу жизни;
- внеклассное мероприятие «НЕТ наркотикам»;
- проведение социального опроса среди обучающихся старших классов по вредным привычкам;
- физкультминутки на уроках;
- дыхательная гимнастика;
- спортивно – игровые мероприятия.
Результат использования технологии. Повышение мотивации обучающихся к ЗОЖ. Положительная динамика влияния занятий спортом на вредные привычки.
Информационно-коммуникационная технология
Цель использования технологии:
- активизация процесса обучения;
- повышение наглядности;
- сделать процесс обучения более интересным, что способствуют успешному усвоению изученного материала;
- формирование навыков индивидуальной работы.
Описание внедрения технологии в практической профессиональной деятельности. Для реализации всех достоинств использования ИКТ я создаю собственные компьютерные презентации в программе POWER POINT, все компоненты которых должны быть адекватны целям обучения. Такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке.
Анимация объектов позволяет обучающимся дополнительно акцентировать внимание на значимых компонентах. При дальнейшем изучении данной темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления. Данная форма предъявления материала подходит для каждодневной работы.
Результат использования технологии. Возможности предъявления новой учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера. Использование ИКТ на уроках способствует повышению мотивации обучающихся и эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет рационально использовать учебное время и увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний обучающимися, вносит элемент новизны.
Игровые технологии (ролевые и деловые игры) В.П. БеспаленкоЦель использования технологии. Целью игровых технологий является решение ряда задач:
– дидактических (расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды.Описание внедрения технологии в практической профессиональной деятельности. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки студентов, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.
Результат использования технологии. Игровая форма позволяют активизировать познавательную деятельность студентов. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном. Повышение интереса учащихся к изучению предмета, повышение результативности учебной деятельности.
Вывод: используемые мною технологии, способствуют снижению утомляемости, преодолению стресса, и как результат сохранению здоровья обучающихся и успешному обучению.