Психологический тренинг (групповое занятие) «Счастливая семья».

Психологические тренинг (групповое занятие) «Счастливая семья».


Цель тренинга: психолого-педагогическое просвещение и психологическое сопровождение семей.
Задачи:
показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни; 
познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;
формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком;
приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.
Ход тренинга.
Участники тренинга располагаются по кругу.
1. Знакомство – приветствие.
Цель: способствовать установлению контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.
Каждый участник представляется и кратко рассказывает о себе. Например: Меня зовут_______, моего сына (дочь) зовут__________. Моя основная деятельность__________. В свободное время я люблю___________.
2. Обсуждение в кругу  «Общение – это»
Цель: создать атмосферу общности; дать участникам возможность поделиться опытом семейного общения; подвести к анализу этого опыта.
Вопросы к участникам: Как вы думаете, что же такое общение в целом? И насколько важно общение для ребёнка? Как вы общаетесь с ребенком дома, в семье? А какие трудности у вас возникают в общении?
Участники отвечают на вопросы и обмениваются опытом общения со своими детьми дома.
Психолог обобщая высказывания: «Общение – один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
3. Мини – лекция « Значение общения со взрослым для развития ребенка»
Цель: показать важность общения родителей со своим ребенком и влияние стиля общения на успешность ребенка в будущем.
Общение ребёнку необходимо, также как пища. Общение ребёнка с окружающими взрослыми это и условие, и главный источник его психического развития.
Ребенок овладевает знаниями, навыками, умениями, способами взаимодействия человеческого общества только через взрослого. А вот дефицит этого общения, ласки и любви нарушают развитие маленького человека. Ведь именно в эмоциональном общении с близкими взрослыми закладываются основы будущей личности!
Современные исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно и бессознательно запечатлевается в психике ребёнка в дошкольном возрасте.
Стиль общения взрослого с ребенком бывает:
Авторитарный (я выше, лучше, сильнее, старше, умнее, а ты хуже, ниже, слабее, глупее и я знаю, что лучше для тебя!)
Либерально-попустительский (мне все равно, делай что хочешь)
Демократичный или «Личностно центрированный» (мы на равных, то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься)
 «Проблемные», непослушные», «гиперактивные», «агрессивные» дети, так же как дети «неуверенные», «тревожные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Родителям, также стоит помнить о том, что теплые, партнерские отношения мамы и папы это залог эмоционального благополучия ребенка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, уметь искренне выражать свои чувства и эмоции, взаимовыгодно разрешать конфликты и уважать достоинство другого.
4. Обсуждение в кругу «Безусловная любовь»
Цель: поговорить о способах выражения безусловной любви  к своему ребенку, способах принятия его; а также как правильно выражать недовольство ребенком, не задевая его чувств.
Вопросы к участникам:
- Как вы думаете, как же надо общаться с ребёнком? (2-3 ответа родителей)
В первую очередь нужно принять своего ребенка полностью, таким какой он есть, со всеми его послушаниями и капризами, хорошими и «плохими» чертами характера, и не забывать говорить ему про то, как вы его любите. С ребенком важно и нужно говорить на равных, тогда и он будет стремиться к общению.
- А как же можно выражать свою любовь к ребёнку?
- Конечно, это и слова любви, и объятия, сказка перед сном, купание в теплой ванне, ваш ласковый взгляд, слова поддержки «Я знаю, у тебя все получится!», одобрения «Ты у меня самый хороший, любимый, способный, умный, красивый!», признания «Ты мне очень нужен, ты мне очень дорог!»
- А Вы обнимаете своего ребенка?
Смешной вопрос, конечно! А вот  известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка от 8 раза в день, и это только для выживания и хорошего самочувствия, а для развития его как личности, будущего гения, и просто хорошего человека посчитайте сами! И обнимайте ребенка столько сколько вы с ним рядом в течении дня, и это как витамины, нет запаса в организме, нужно каждый день получать витамины через пищу, а любовь через вас, родителей!
- Как Вы выражаете своё недовольство ребёнком?
Кричите на него? Шлепаете? Ставите в угол? Или спокойно объясняете свое недовольство, высказываете СВОИ чувства по поводу ЕГО поведения. И предлагаете альтернативу «плохому» поведению?! Ведь если мы кричим на ребенка, шлепаем, и даже критикуем, он делает свой собственный маленький вывод : «Меня не любят». И как потом он будет доверять людям, близким, миру.
5. Упражнение «Я – высказывание»
Цель: познакомить родителей с «Я-высказыванием» как эффективном способе выражения своих чувств, особенно негативных.
Как же лучше объяснить маленькому ребенку что можно, а что нельзя делать, как выразить свое недовольство?
Предлагаем эффективную модель, она называется «Я-высказывание», известная еще и как «Я-сообщение». Это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.
Схема «Я-высказывания»:
1. сообщаем о своем чувстве от первого лица  («Я расстраиваюсь )
2. говорим о причине негативного чувства,  в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры)
3. говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка (я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место»)
А сейчас давайте потренируемся, каждому предлагаем ситуацию с ребенком, и вам необходимо высказать свои эмоции и пожелания ребенку от своего имени, используя в «Я-высказывании
Счастливость и успешность каждого человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он вырос, живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве.
6. Упражнение «Чтение сказки»
Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при чтении художественной литературы.
Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком при чтении художественной литературы, в частности сказок?
Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но, не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.
После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Каков вывод, как лучше преподносить художественную литературу ребенку?
7. Упражнение «Вы описываете, ребенок сам себя оценивает».
Цель: познакомить родителей со способами поддержки ребенка через похвалу.
Как же мы хвалим ребенка? Как выражаем ему свое одобрение, поддержку?
Кого и что хвалить самого ребенка или его дела?
В раннем детстве мы восторгаемся малышом, чтобы он сделал (первые шаги, первые слова) отмечая все его успехи, восхищаемся им самим, а вот в дошкольном возрасте наши слова восхищения и поддержки превращаются, часто в слова осуждения. Например, мы попросили малыша убрать за собой игрушки, он убрал половину и сидит довольный своей «работой», что ж е делаем мы? Хвалим, за то, что УЖЕ сделал или ругаем за то, что он ЕЩЕ не сделал? Задумайтесь над этим. И вместо того, чтобы осуждать за неудачи, лучше поддержать ребенка за его успехи и достижения, пусть и маленькие!
Есть один замечательный способ похвалить ребенка, безоценочно: «Вы описываете, ребенок сам себя оценивает». Представим ваш ребенок принес домой из детского сада листок, на котором что-то «нарисовано» и спрашивает вас: «Красиво?», можно ответить автоматически: «Да, очень красиво, молодец». Но лучше опишите то, что видите: «Ты нарисовал вот здесь домиз трубы идет домтут интересные завитушки.внизу что-то синее» И тогда ваш ребенок с радостью подтвердит, что именно это он и нарисовал, а еще подхватит и расскажет, что еще здесь есть. Теперь ребенок свободен и сам оценит свою работу.
Дети сами оценят себя и свои способности, если вы похвалите его за конкретный поступок, поделку, рисунок, действие. Главное - старайтесь замечать все, что у ребенка хорошо получается. Это повысит уверенность ребенка в себе, его самооценку и принятие себя как способного и успешного человека.
8. Игра «Мой идеальный ребенок»
Цель: помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда  и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребенка.
Психолог предлагает родителям назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей) качества ребенка  перевести по ходу рассказа, в положительные, также можно назвать качества, которых пока еще нет у ребенка, но они обязательно сформируются. Например: «У Наталья Ивановны есть замечательный сын Максимка. Он очень добрый мальчик, помогает маме мыть посуду. Дружно играет с ребятами в детском саду, он лидер, всегда придумывает новые игры, и уже лучше слушается взрослых, он стал более внимательным».
9. Заключение.
Цель: подвести итоги, рефлексия.
Давайте обобщим все сказанное и вместе резюмируем приемы общения с ребенком в семье.
Рефлексия: передавая мячик, расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течение занятия, как вы себя чувствовали в начале, в процессе, и постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком?

15