Методическое пособие по теме «Личная гигиена тяжелобольного пациента»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САХАЛИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора по УВР
Дубкова Л.В.________
«___»_________2015 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПМ.07, ПМ.04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ
МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ
МДК 07(04).03 ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
ТЕМА: «Личная гигиена тяжелобольного пациента»
для специальностей
31.02.01 «Лечебное дело»
34.02.01 «Сестринское дело»
Рассмотрено на заседании ЦМК
«клинических дисциплин»
Протокол № ________________
«____»________________2015 г.
___________________________
г. Южно – Сахалинск,
2015 г.
Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов к практическим занятиям ПМ.07, ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 07(04).03 «Технология оказания медицинских услуг» по теме «Личная гигиена тяжелобольного пациента» подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО) медицинская сестра по уходу за больными.Учебно-методическое пособие включает в себя информационный блок, даются рекомендации по самоподготовке студентов с указанием источника, предлагается перечень контролирующего материала в виде ситуационных задач, проблемных вопросов, «немые» графы, таблицы. Работа предполагает как устные, так и письменные (оформление дневников) ответы.
Методическое пособие по теме «Личная гигиена тяжелобольного пациента» по МДК 07(04).03 «Технология оказания медицинских услуг» предназначено для освоения студентом основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – решения проблем пациента посредством сестринского ухода и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
Соблюдать принципы профессиональной этики.
Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
Обеспечивать инфекционную безопасность.
Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Осуществлять сестринский процесс.
Общих компетенций (ОК):
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
Организация-разработчик: ГОБУ СПО «Сахалинский базовый медицинский колледж»
Подготовлено преподавателем Казанцевой О.В.
Тема: «Личная гигиена тяжелобольного пациента»
Цель:
Разработать самостоятельно заданную тему
Сформировать знания о принципах гигиенического ухода, правилах сбора и транспортировки грязного белья
Изучить особенности ухода за кожей, волосами, ногтями, промежностью тяжелобольного пациента
Научиться осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в осуществлении личной гигиены и смены белья
Воспитывать в себе чувство такта и обходительности при работе с людьми
Личная гигиена относится к комплексу мероприятий, которые создают комфортное существование тяжелобольного, и является важнейшим аспектом в работе медсестры. Постельный комфорт и обеспечение личной гигиены создают условия для быстрейшего выздоровления пациента, т.к. являются профилактическими мероприятиями, препятствующими появлению и распространению ВБИ, а также образованию пролежней. Это понятие включает в себя: уход за слизистыми полости рта, глаз, носа, уход за ушами, волосами, кожей, промежностью, а также бритье, мытье головы, стрижка ногтей.Чем тяжелей пациент, тем сложнее за ним ухаживать, труднее выполнять различные манипуляции. Поэтому необходимо точно знать методику выполнения и четкое освоение этими методиками.
Все манипуляции по личной гигиене пациента медсестра должна выполнять строго в резиновых перчатках.
При выполнении «грязных» манипуляций (Слово «грязные», в данном случае употребляется в переносном смысле, т.е. это манипуляции, подразумевающие под собой контакт с большим количеством микроорганизмов), на медицинской сестре должен быть дополнительных халат, который она снимает по окончании. К «грязным» манипуляциям относятся смена постельного и нательного белья, уборка помещений.
Сегодня Вы должны освоить как правильно сменить нательное и постельное белье, правильно ухаживать за пациентами с недержанием мочи и кала, научиться правильно осуществлять подмывание как мужчины, так и женщины, после физиологических отправлений. А также как практически ухаживать за слизистой полости рта, носа, наружным слуховым проходом, мыть волосы и стричь ногти.
Инструкция:
Самостоятельно изучите заданную тему в предложенной литературе:
Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с.408-418, 428-443
С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г., с. 154-180, 200-225
Конспект лекций
Ознакомьтесь с текстом предложенного материала в данном пособии по порядку.
Обдумайте предложенные задания.
В дневниках запишите изучаемую тему.
Перепишите алгоритмы манипуляций по изучаемой теме.
Изучая алгоритмы манипуляций, обратите внимание на обоснования каждого этапа. Обдумайте, согласны ли Вы с данными обоснованиями.
Выполните письменные задания, предложенные в данном пособии.
Запомните!!!
Самые ценные знания – это знания приобретенные самостоятельно!!!
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Положение пациента
При заболеваниях пациент принимает различные положения в постели.
Различают:
42976801129665Активное положение-пациент легко и свободно выполняет произвольные (активные) движения.
Пассивное положение-пациент не может выполнять произвольные движения, сохраняет то положение, которое ему придали (например, при потере сознания, или ему запретил врач их выполнять).
2489202288540
Вынужденное положение- пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.
Положение пациента не всегда совпадает с назначенным ему врачом двигательным режимом.
Режим активности( двигательный режим)
Общий (свободный)- пациент пребывает в отделении без ограничения двигательной активности в пределах стационара и территории больницы.
Палатный- пациент много времени проводит в постели, разрешается свободная ходьба по палате. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в пределах палаты
Полупостельный- пациент все время проводит в постели, может садиться на край постели или стул для приема пищи, проведения утреннего туалета в сопровождении с медицинской сестрой.
Постельный- пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в постели медицинским персоналом.
Строгий постельный- пациенту категорически запрещаются активные движения в постели, даже поворачиваться с боку на бок.
Понятие о функциональной кровати
31718258093710Медсестра должна постоянно следить за тем, чтобы положение больного было функциональным, т.е. улучшало функцию того или иного пораженного органа. Легче всего этого добиться, поместив больного на функциональную кровать. Функциональная кровать представляет собой специальное устройство, состоящее из нескольких секций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки управления. Головной и ножной концы кровати быстро переводятся в нужное положение. Эти кровати могут иметь специальные вмонтированные приспособления: прикроватные столики, штативы для капельниц, гнезда для хранения индивидуального подкладного судна и мочеприемника. Пользование функциональной кроватью осуществляется медицинской сестрой с целью обеспечения тяжелобольному удобного положения и двигательного режима. Полусидячие положение в обычной кровати можно создать с помощью подголовника или нескольких подушек. Для того чтоб больной не «сползал» вниз, в кровать следует положить упор для ног. Создать возвышенное положение для ног можно с помощью подушки, положенной под голени. Не следует длительно оставлять больного в одном положении.
ЗАПОМНИТЕ! В любом случае больному должно быть создано удобное положение в постели. Постельный комфорт является важным элементом лечебно-охранительного режима.
Принципы ухода
Под личной гигиеной понимают очень объемный и каждодневный процесс.
Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приеме ванны, а также при осуществлении продуктов жизнедеятельности. В этой части ухода руки сестры становятся руками пациента. Но, помогая пациенту, нужно максимально стремиться к его самостоятельности и поощрять это желание.
Цель помощи пациенту — осуществление личной гигиены, обеспечение комфорта, чистоты и безопасности.
Адекватный уход — успех лечения и адаптация к новому качеству жизни.
Рекомендации сестре при дефиците личной гигиены пациента:
оценить способность самоухода;
уточнить степень профессионального участия и предпочтения;
оказать помощь пациенту в проведении утреннего и вечернего туалета;
помочь при подмывании, мытье головы;
проводить своевременную смену нательного и постельного белья;
побуждать и поощрять пациента на самостоятельные действия;
привлекать родственников, соседей, социальных работников.
СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ (ПАЦИЕНТ В ПОСТЕЛИ) ПОПЕРЕЧНЫМ СПОСОБОМ (выполняется медсестрой с помощником)
Цель: поддержание личной гигиены, профилактика ВБИ.
Показания: дефицит самоухода.
Оснащение: комплект чистого белья, мешок для грязного белья, перчатки, ёмкость с дезинфицирующим раствором.
Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре:
1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые.
Объяснит пациенту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.
Внимание! Если к процедуре привлекаются родственники или другие члены медицинской бригады, следует заранее определить объем вмешательства каждого. Установление контакта с пациентом.
Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.
2. Подготовить комплект чистого белья. Скатать чистую простыню как бинт, в поперечном направлении. Обеспечение инфекционно безопасности и гигиенического комфорта.
3. Вымыть руки, при возможном контакте с биологическими жидкостями надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности.
II. Выполнение процедуры:
4. Встать с обеих сторон кровати, опустить изголовье. Обеспечение безопасности пациента и правильной биомеханики тела.
5. Медсестре подвести руки под плечи и голову пациента, слегка приподнять его; помощнику – извлечь из-под головы подушку. 6. Опустить пациента на кровать. Сменить наволочку. Обеспечение безопасной больничной среды.
7. Снять с пациента одеяло, прикрыть его небольшой простынёй. Снижение дискомфорта у пациента, находящегося без нательного белья.
8. Медсестре приподнять голову и плечи пациента, помощнику скатать грязную простыню со стороны изголовья до середины кровати. На освободившейся части подстелить и расправить приготовленную, свернутую валиком чистую простыню. Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.
9. Положить в изголовье подушку и опустить на неё голову и плечи пациента. Обеспечение физического комфорта.
10. Поднять таз пациента (активного больного попросить опереться на ноги и приподняться над кроватью), сдвинуть грязную простыню в направлении стоп, следом расправить чистую, опустить на неё пациента. Обеспечение комфорта и инфекционной безопасности пациента. Активное участие пациента в ходе способствует повышению самооценки.
11.Поместить грязную простыню в мешок для белья. Обеспечение инфекционной безопасности.
12. Заправить под матрац со всех сторон края чистой простыни. Обеспечение комфорта.
13. Снять пододеяльник с одеяла, надеть чистый. Грязный пододеяльник положить в мешок. Укрыть пациента. Заправить одеяло. Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.
14. Убедиться, что пациент чувствует себя комфортно. Обеспечение психологического комфорта.
15. Вынести грязное бельё из палаты. Обеспечение инфекционной безопасности.
III. Окончание процедуры:
16. Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию перчаток, если они использовались. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
17. Сделать отметку о смене белья в документации. Обеспечение преемственности ухода за пациентом.
СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ (ПАЦИЕНТ В ПОСТЕЛИ) ПРОДОЛЬНЫМ СПОСОБОМ (выполняется медсестрой с помощником)
Цель: поддержание личной гигиены, профилактика ВБИ.
Показания: дефицит самоухода.
Оснащение: комплект чистого белья, мешок для грязного белья, перчатки, ёмкость с дезинфицирующим раствором.
Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре:
1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснит пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие. Оценить возможность пациента участвовать в процедуре.
Внимание! Если к процедуре привлекаются родственники или другие члены медицинской бригады, следует заранее определить объем вмешательства каждого. Установление контакта с пациентом.
Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.
2. Подготовить комплект чистого белья. Скатать половину простыни в виде валика по всей длине. Обеспечение инфекционно безопасности и гигиенического комфорта.
3. Вымыть и осушить руки, при риске контакта с биологической жидкостью надеть перчатки. Профилактика ВБИ.
II. Выполнение процедуры:
4. Встать с обеих сторон кровати, опустить изголовье. Обеспечение безопасности пациента и правильной биомеханики тела.
5. Медсестре подвести руки под плечи и голову пациента, слегка приподнять его; помощнику – извлечь из-под головы подушку. Обеспечение эффективности проведения процедуры.
6. Опустить пациента на кровать (без подушки). Сменить наволочку с подушки и положить её в мешок для грязного белья. Надеть чистую наволочку. 7. Медсестре снять с пациента одеяло, прикрыть его небольшой простынёй. Снижение психологического дискомфорта.
8. Медсестре повернуть пациента на бок, лицом к краю кровати и придержать его в этом положении. Одновременно проводить наблюдение за его состоянием. Обеспечение возможности смены белья. Профилактика падения пациента.
9. Помощнику скатать грязную простыню валиком к спине пациента и расстелить заранее приготовленную и наполовину скатанную чистую простыню, закрывая освободившуюся часть постели. Обеспечение возможности смены белья.
10. Помощнику повернуть пациента на спину, затем осторожно на другой бок, чтобы он оказался на чистой простыне. Придерживать пациента в положении на боку. Обеспечение гигиенического комфорта. Профилактика падения пациента.
11. Медсестре скатать грязную простыню и убрать её в мешок для грязного белья. Раскатать чистую и заправить края под матрац. Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.
12. Повернуть пациента и уложить на спину. Под голову и плечи подложить подушку. Обеспечение комфорта в постели.
13. Помощнику снять грязный пододеяльник, положить его в мешок для грязного белья. Надеть чистый. Накрыть пациента. Заправить одеяло. Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.
14. Убедиться, что пациент чувствует себя комфортно. Обеспечение психологического комфорта.
III. Окончание процедуры:
15. Удалить из палаты мешок с грязным бельём. Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию перчаток, если они использовались. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
16. Сделать отметку о смене белья в документации. Обеспечение преемственности ухода за пациентом.
СМЕНА РУБАШКИ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОМУ
Цель: поддержание личной гигиены, профилактика ВБИ.
Показания: дефицит самоухода.
Оснащение: чистая рубашка, мешок для грязного белья.
Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре:
1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснит пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие. Установление контакта с пациентом.
Подготовка пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.
2. Оценить физические возможности пациента. Обеспечение возможности сотрудничества.
3. Подготовить чистую рубашку. Обеспечение инфекционной безопасности.
4. Вымыть руки, При необходимости надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности.
II. Выполнение процедуры:
5. Поднять голову и плечи пациента, помочь ему сесть. Собрать рубашку со спины до затылка, переместить её через голову на грудь, затем полностью снять с рук.
Примечание:
- пациенту, испытывающему трудности при сидении, смену осуществлять с помощником, который придерживает пациента за плечи;
- пациенту, прикованному к постели, выполнять процедуру в той же последовательности, только в положении лёжа. Обеспечение безопасности пациента.
6. Положить рубашку в мешок для грязного белья. Обеспечение инфекционной безопасности.
7. Надеть чистую рубашку в обратном порядке: вначале на руки, затем переместить на голову и расправить рубашку на спине и груди. Обеспечение физического и гигиенического комфорта.
8. Помочь пациенту занять удобное положение. Укрыть пациента. Убедиться, что он чувствует себя комфортно. Обеспечение психического и психологического комфорта.
III. Окончание процедуры:
9. Удалить мешок с грязным бельём из палаты. Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию перчаток, если они использовались. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
10. Сделать отметку о смене белья в документации. Обеспечение преемственности ухода за пациентом.
УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО: ТУАЛЕТ ГЛАЗ
Цель: соблюдение правил личной гигиены.
Показания: уход за пациентами при дефиците самоухода.
Оснащение: стерильный лоток; стерильные тампоны (салфетки); стерильный пинцет; ёмкость с антисептическим раствором (0,02% раствор фурацилина или 1-2% раствор натрия гидрокарбоната); влагонепроницаемая пеленка,ёмкость для использованных тампонов; перчатки.
Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре:
1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие. Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.
2. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
3. Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение качественного выполнения процедуры.
II. Выполнение процедуры:
4. Помочь пациенту занять удобное положение.
Укрыть грудь влагонепроницаемой пеленкой. Обеспечение комфортного состояния во время процедуры.
5. Поместить в стерильный лоток 8-10 тампонов (салфеток), налить в него антисептический раствор. Обеспечение инфекционной безопасности.
6. Надеть стерильные перчатки. Профилактика инфицирования.
7. Взять пинцетом тампон (салфетку) из лотка, слегка отжать его, переложить в руку, обработать им ресницы и веко одного глаза, по направлению от наружного края к внутреннему. Создание гигиенического комфорта.
8. Положить тампон (салфетку) в лоток для использованного материала. Обеспечение инфекционной безопасности.
9. Повторить процедуру 4-5 раз, каждый раз меняя тампоны (салфетки).
Примечание: при наличии инфекции обработку начинать со здорового или менее инфицированного глаза. Обеспечение инфекционной безопасности.
10. Промокнуть остатки раствора сухими тампонами (салфетками). Обеспечение гигиенического комфорта.
11. Обработать другой глаз в той же последовательности. Обеспечение инфекционной безопасности.
12. Помочь пациенту занять положение, удобное для пребывания в постели. Убедиться, что он чувствует себя комфортно Обеспечение физического и психологического комфорта.
III. Окончание процедуры:
13. Замочить использованные тампоны (салфетки) в дезинфицирующем растворе.
14. Снять перчатки, поместить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией.
Примечание: если это одна из утренних процедур, перчатки снять после завершения всего комплекса мероприятий по осуществлению утреннего туалета пациента. Обеспечение инфекционной безопасности.
15. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
16. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента в документации. Обеспечение преемственности сестринского ухода.
УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО: ТУАЛЕТ НОСА
Цель: поддержание личной гигиены пациента.
Показания: дефицит самоухода.
Оснащение: стерильные ватные турунды в специальной ёмкости; флакон с физ.раствором или вазелином (растительным маслом, глицерином); стерильный лоток; стерильная пипетка; перчатки; лоток для использованного материала.
Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре:
1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить его согласие. Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.
2. Вымыть и осушить руки. Профилактика ВБИ.
3. Подготовить необходимое оснащение. Налить в мензурку приготовленный раствор. Обеспечение качественного выполнения процедуры.
II. Выполнение процедуры:
4. Помочь пациенту занять удобное положение. Обеспечение комфортного состояния во время процедуры.
5. Надеть перчатки. Смочить в одном из растворов ватные турунды. Обеспечение качественного выполнения процедуры.
6. Ввести в носовой ход (левый) вращательными движениями влажную турунду. Создание гигиенического комфорта.
7. По истечении нескольких секунд извлечь турунду. Поместить в лоток для использованных материалов. Обеспечение инфекционной безопасности.
8. Повторить процедуру 2-3 раза (при необходимости больше), меняя турунды. Обеспечение качественного выполнения процедуры.
9. Завершить процедуру при отсутствии корочек на очередной турунде. Критерий оценки выполнения процедуры.
10. Подобным образом обработать правый носовой ход.
Примечание: для удаления корочек из носа можно предварительно закапать в нос, для их размягчения, один из вышеперечисленных препаратов или оставить на 2-3 минуты в носовой полости смоченные маслом или глицерином турунды. Далее удалить корочки сухими турундами. Использованные турунды поместить в лоток для использованного материала. Обеспечение качественного выполнения процедуры.
11. Помочь пациенту занять положение, удобное для пребывания в постели. Убедиться, что он чувствует себя комфортно. Обеспечение физического и психологического комфорта
III. Окончание процедуры:
12. Продезинфицировать и утилизировать использованные турунды. Обеспечение инфекционной безопасности.
13. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией. Обеспечение инфекционной безопасности.
14.Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
16. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента в документации. Обеспечение преемственности сестринского ухода.
УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО: ТУАЛЕТ ПОЛОСТИ РТА
Цель: соблюдение правил личной гигиены пациента.
Показания: дефицит самоухода.
Оснащение: лоток, шпатель, стерильные марлевые салфетки, шарики, пинцет, емкость с антисептическим раствором (2% раствор натрия гидрокарбоната, фурацилин, раствор перманганата калия) или с кипяченой теплой водой, зубная щетка, клеенка, пеленка, глицерин, перчатки.Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре:
1. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Рассказать о предстоящей процедуре пациенту, если он в сознании. Получить согласие на процедуру. Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.
2. Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение качественного выполнения процедуры.
3. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности.
II. Выполнение процедуры:
1. Помочь пациенту занять положение Фаулера, если это не противопоказано. Обеспечение комфортного положения во время процедуры.
2. Накрыть шею и грудь пациента полотенцем.
Примечание: процедуру можно выполнять в положении: пациент лежит на боку или животе (или спине), повернув голову на бок. Предупреждение намокания белья пациента. Допустимые положения.
3. Приготовить зубную щетку без пасты, смочить ее в растворе соды.
Примечание: при отсутствии зубной щетки можно воспользоваться марлевой салфеткой, закрепленной зажимом либо пинцетом. Обеспечение возможности проведения процедуры
4. Обнажить зубы с помощью шпателя. Почистить зубы: последовательно внутреннюю, жевательную и наружную поверхности, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних к передним зубам. Повторить процедуру не менее 2 раз. Обеспечение качества выполнения.
5. Удалить остатки жидкости с помощью сухих тампонов. Профилактика аспирации.
6. Попросить пациента высунуть язык. Если пациент не может это сделать, то обернуть язык марлевой салфеткой и левой рукой вытянуть его изо рта. Обеспечение эффективности процедуры.
7. С помощью пинцета смочить салфетку в антисептическом растворе и обработать язык, снимая налет в направлении от корня к кончику в случае необходимости. Отпустить язык. Сбросить салфетки в лоток для использованного материала. Обеспечение качества услуги.
8. Новой салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щек в одном направлении: изнутри к наружи. Далее обработать пространство под языком, десны, меняя салфетки по мере загрязнения. Профилактика инфицирования околоушных желез
9. Если язык сухой, смазать его глицерином. Обеспечение качества услуги.
10. Нанести на салфетку вазелин и смазать последовательно тонким слоем верхнюю и нижнюю губы. Профилактика образования трещин на губах.
11. Убрать полотенце. Обеспечение инфекционной безопасности.
III. Окончание процедуры:
1. Погрузить предметы ухода, инструментарий в дезинфицирующий раствор, утилизировать использованные салфетки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
2. Сделать запись о выполнении процедуры в медицинских документах Обеспечение преемственности ухода.
УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО: ТУАЛЕТ УШЕЙ
Цель: обеспечение личной гигиены.
Показания: дефицит самоухода.
Оснащение: ватные турунды и тампоны (салфетки); флакон с 3% раствором перекиси водорода; водяная баня, водный термометр, стерильная пипетка; стерильный лоток; ёмкость с чистой водой; перчатки; полотенце; лоток для сбора использованного материала.Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре:
1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, если он с ней незнаком, получить его согласие. Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.
2. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
3. Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение качественного выполнения процедуры.
II. Выполнение процедуры:
4. Помочь пациенту занять удобное положение. Прикрыть его шею и плечи полотенцем. Обеспечение комфортного состояния во время процедуры.
5. Надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности.
6. Попросить его наклонить голову в сторону, противоположную обработке.
Создание гигиенического комфорта
7. Набрать в пипетку теплый 3% раствор перекиси водорода. Оттянуть левой рукой ушную раковину назад и вверх. Правой рукой закапать в наружный слуховой проход 2-3 капли (или ввести смоченную в растворе турунду). Оставить пациента в таком положении 1-2 минуты. Обеспечивается размягчение серы и облегчается её удаление.
8. Ввести в слуховой проход вращательными движениями сухую турунду, оттянув при этом ушную раковину назад и вверх. Вывести турунду обратно. Повторить процедуру несколько раз, меняя турунды. Обеспечение физического и гигиенического комфорта.
9. Поместить в лоток использованные турунды для проведения последующей дезинфекции и утилизации. Обеспечение инфекционной безопасности.
10. Обработать влажным тампоном (салфеткой), смоченным в тёплой воде, ушную раковину, затем тщательно просушить её сухими ватными тампонами (салфетками). Сбросить использованные тампоны (салфетки) в лоток для последующей утилизации. Обеспечение гигиенического комфорта и инфекционной безопасности.
11. Обработать другое ухо подобным образом. Обеспечение качественного выполнения процедуры.
12. Помочь пациенту занять положение, удобное для пребывания в постели. Убедиться, что он чувствует себя комфортно. Обеспечение физического и психологического комфорта.
III. Окончание процедуры:
13. Подвергнуть дезинфекции использованные предметы ухода и металл.
14. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией.
15. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
16. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента в документации. Обеспечение преемственности сестринского ухода.
УХОД ЗА НАРУЖНЫМИ ПОЛОВЫМИ ОРГАНАМИ И ПРОМЕЖНОСТЬЮ У ЖЕНЩИН
Цель: поддержание личной гигиены.
Показания: дефицит самоухода; профилактика пролежней
Оснащение: ёмкость с теплой (35-370С) водой; почкообразные лотки; перчатки; ширма; клеёнка; пелёнка; судно; марлевые салфетки; корнцанг; кувшин; мешок для грязного белья. Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре:
1. Собрать информацию о пациентке. Доброжелательно и уважительно представиться ей. Уточнить, как к ней обращаться, если медсестра видит пациентку впервые. Объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить её согласие. Установление контакта с пациенткой. Обеспечение психологической подготовки пациентки к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациентки.
2. Подготовить необходимое оснащение. Налить в кувшин теплой воды. Положить в лоток марлевые салфетки, корнцанг. Обеспечение качественного выполнения процедуры.
3. Отгородить пациентку ширмой (при необходимости). Обеспечение психологического комфорта.
4. Вымыть руки. Надеть перчатки. Профилактика ВБИ.
II. Выполнение процедуры:
5. Опустить изголовье кровати. Повернуть пациентку на бок. Постелить клеёнку и пелёнку под пациентку. Предупреждение попадания воды на постельное бельё пациентки.
6. Поставить судно в непосредственной близости от ягодиц пациентки. Повернуть её на спину так, чтобы промежность оказалась над отверстием судна. Обеспечение безопасной больничной среды.
7. Помочь занять оптимально удобное положение для проведения процедуры (положение Фаулера, ноги слегка согнуты в коленях и разведены). Снижение физической нагрузки на позвоночник и мышцы спины пациентки.
8. Встать справа от пациентки (если медсестра правша). Поместить в непосредственной близости от себя лоток с марлевыми салфетками. Закрепить салфетку корнцангом. Обеспечение правильной биомеханики тела медсестры.
9. Держать кувшин в левой руке, а корнцанг в правой. Лить воду на гениталии женщины, салфетками (меняя их) осуществлять движения сверху вниз, от паховых складок к гениталиям, затем к анусу, обмывая: а) одной салфеткой – лобок; б) второй салфеткой – паховую область справа и слева; в) далее правую и левую половые (большие) губы; г) область анального отверстия, межъягодичную складку.
Использованные салфетки сбрасывать в судно. Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.
10. Осушить промокательными движениями с помощью сухих салфеток лобок, паховые складки, гениталии и область анального отверстия пациентки в той же последовательности и в том же направлении, что при подмывании, меняя салфетки после каждого этапа. Обеспечение гигиенического комфорта и инфекционной безопасности.
11. Повернуть пациентку на бок. Убрать судно, клеёнку и пелёнку. Вернуть пациентку в исходное положение, на спину. Поместить клеёнку и пелёнку в непромокаемый мешок. Обеспечение инфекционной безопасности.
12. Помочь пациентке занять удобное положение. Укрыть её. Убедиться, что она чувствует себя комфортно. Убрать ширму. Обеспечение физического и психологического комфорта.
III. Окончание процедуры:
13. Опорожнить судно от содержимого и поместить его в ёмкость с дезинфектантом.
14. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
15. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациентки в документации. Обеспечение преемственности сестринского ухода.
УХОД ЗА НАРУЖНЫМИ ПОЛОВЫМИ ОРГАНАМИ У МУЖЧИН
Цель: поддержание личной гигиены.
Показания: дефицит самоухода.
Оснащение: кувшин с теплой (35-370С) водой; тазик; зажим с салфеткой; почкообразные лотки; перчатки; ширма; клеёнка; пелёнка; судно.Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре:
1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие. Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.
2. Подготовить необходимое оснащение. Налить в ёмкость (тазик) теплую воду. Обеспечение качественного выполнения процедуры.
3. Отгородить пациента ширмой (при необходимости). Обеспечение психологического комфорта.
4. Вымыть руки. Надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности.
II. Выполнение процедуры:
5. Опустить изголовье кровати, повернуть пациента на бок.
Постелить клеёнку и пелёнку под пациента.
Обеспечение безопасности сестры и пациента.
Предупреждение попадания воды на постельное бельё пациента.
6. Повернуть пациента на спину. Поднять изголовье кровати. Помочь ему занять оптимально удобное положение для проведения процедуры (положение Фаулера, ноги слегка согнуты в коленях и разведены). Обеспечение физического комфорта.
7. Взять зажим с салфеткой правой рукой. Обеспечение эффективного проведения процедуры.
8. Смочить салфетку в ёмкости (тазике) с теплой водой, слегка отжать её. Левой рукой оттянуть крайнюю плоть, обнажить головку полового члена и протереть её влажной салфеткой. Обеспечение гигиенического комфорта, предупреждение инфекции мочевыводящих путей.
9. Смочить салфетку, слегка отжать её и протереть мошонку. Предупреждение инфекции мочевыводящих путей. Обеспечение гигиенического комфорта.
10. Выполнить очередное ополаскивание салфетки. Протереть паховые складки, область заднего прохода, межъягодичную складку. По окончании процедуры салфетку поместить в лоток для использованных предметов. Обеспечение гигиенического комфорта.
11. Сменить салфетку на сухую. Осушить половой член, мошонку, паховую область и далее в той же последовательности. Салфетку поместить в лоток для использованных предметов.
Примечание: в стационарах уход за наружными половыми органами чаще осуществляется на судне с помощью корнцанга, стерильных тампонов и кувшина с водой. Обеспечение гигиенического комфорта. Предупреждение инфекции мочевыводящих путей.
12. Опустить изголовье кровати, переместить пациента на бок. Убрать клеёнку и пелёнку в непромокаемый мешок для грязного белья. Обеспечение правильной биомеханики тела, инфекционной безопасности и психологического комфорта.
13. Переместить пациента на спину, поднять изголовье. Укрыть пациента. Убедиться, что он чувствует себя комфортно. Убрать ширму. Вынести из палаты мешок с бельём, лоток с салфетками. Обеспечение гигиенического комфорта.
III. Окончание процедуры:
14. Весь использованный материал продезинфицировать с последующей утилизацией.
15. Вылить воду из тазика и продезинфицировать его. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
16. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента в документации. Обеспечение преемственности сестринского ухода.
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК
Ι. Рекомендации по самоподготовке
Инструкция: ответьте на предложенные вопросы, если у Вас возникли трудности при ответе, воспользуйтесь рекомендуемой литературой и повторите попытку.
№п/пКонтрольные вопросы к теме
Рекомендуемая литература
1 Перечислите принципы ухода. С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г., с. 155-156
2 Каково назначение функциональной кровати? Данное пособие
3 Какое положение в постели может занимать пациент в постели Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 153
4 Какие цели ставит перед собой медицинский персонал при подготовке к смене постельного белья тяжелобольному пациенту? Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 409
5 Что необходимо приготовить и как осуществить обработку полости рта пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии? Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 428-430
6 Что необходимо приготовить и как осуществить обработку полости носа? Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 432-433
7 Как осуществить обработку глаз пациенту? Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 430-432
8 Как осуществить обработку наружного слухового прохода? Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 433-435
9 Как необходимо уложить пациента, чтобы осуществить мытье ног и головы? Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 435, 442
10 Как проводить бритье лица пациента? С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г., с. 210-212
11 Правила ухода за наружными половыми органами. Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с.439-441
12 Смена нательного белья тяжелобольному. Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 414-415
13 Перечислите современные средства ухода, которыми может пользоваться медицинская сестра. Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 417, 437, 441
ΙΙ. Оформление дневников
Инструкция: запишите в Ваших дневника тему занятия и выполните следующие задания:
Дайте характеристику положения пациента в постели:
Активное положение ___________________________________________
Пассивное положение __________________________________________
Вынужденное положение _______________________________________
Решите ситуационные задачи:
Пациент жалуется на сухость в носу, образование в полости носа корочек.Проблемы пациента? Как помочь пациенту?
У пациентки появился неприятный запах изо рта.
Что необходимо предпринять? Проблемы пациента?
Пациент не может открыть глаза, слиплись веки и ресницы.В чём заключается помощь пациенту? Проблемы пациента?
Проводя утренний туалет пациенту, медсестра заметила в наружном слуховом проходе скопившуюся серу.
Ваши действия по оказанию помощи? Проблемы пациента?
Пациентка жалуется на зуд кожи головы, волосы сальные.Что предпринять? Проблемы пациента?