Воспитательная система класса «Формирование созидательного образа жизни»
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
г. Бузулука
Воспитательная система класса
«Формирование созидательного образа жизни»
Автор: Пирогов Сергей Иванович
классный руководитель 7 «А» класса
Эпиграф: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»
В.Г.Белинский
ОГЛАВЛЕНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc209194072" 14Информационная справка 13 PAGEREF _Toc209194072 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc209194073" 14Концепция воспитательной системы 13 PAGEREF _Toc209194073 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc209194074" 14Субъекты воспитательной системы 13 PAGEREF _Toc209194074 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc209194075" 14Целевая установка 13 PAGEREF _Toc209194075 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc209194076" 14Управление воспитательной системой 13 PAGEREF _Toc209194076 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc209194077" 14Ожидаемые результаты 13 PAGEREF _Toc209194077 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc209194078" 14Характеристика основополагающего вида деятельности 13 PAGEREF _Toc209194078 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc209194079" 14Описание дидактической и воспитательной подсистем 13 PAGEREF _Toc209194079 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc209194080" 14Направления воспитательной работы 13 PAGEREF _Toc209194080 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc209194081" 14Виды и формы деятельности 13 PAGEREF _Toc209194081 \h 14181515
План воспитательной работы 19
13 LINK \l "_Toc209194082" 14Законы классного коллектива 13 PAGEREF _Toc209194082 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc209194083" 14Достижения и результаты функционирования системы 13 PAGEREF _Toc209194083 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc209194084" 14Перспективы развития воспитательной системы 13 PAGEREF _Toc209194084 \h 14211515
Используемые диагностики.....22
13 LINK \l "_Toc209194085" 141515Информационная справка
Общие сведения о классе и история его формирования
7 «А» класс – общеобразовательный класс МОУ «СОШ №10» г. Бузулука. Обучается в нем 29 человек, из них 11 девочек и 18 мальчиков.
Социальный паспорт класса
Дети в классе в основном из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.
Из 29 учащихся 3 человека из неполных семей. 1 человек из многодетной семьи. В 14 семьях родители имеют высшее образование, в 15 – среднее специальное и только 1 родитель – среднее.
Большинство из родителей интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета. Родители одобряют выбранное направление работы, а также ценностные приоритеты данной воспитательной системы.
Возраст родителей
Род занятий родителей
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Взаимоотношения с родителями
Анализ анкет учащихся показал следующие результаты:
учащихся удовлетворены взаимоотношениями с родителями, участвуют в семейных праздниках, вместе с родителями проводят досуг, доверяют родителям свои проблемы и ищут у них ответы на волнующие вопросы.
учащихся отмечают свои взаимоотношения с родителями недостаточно широкими. К родителям обращаются за помощью в редких случаях, лишь иногда проводят вместе свободное время, родители контролируют успеваемость далеко не систематически.
учащихся не вступают с родителями в доверительные отношения, предпочитая общение с друзьями. В этих семьях нет взаимных интересов, совместных занятий взрослых и детей, сложившихся семейных традиций.
Характеристика успеваемости
У класса есть потенциал, большинство из ребят стремятся к хорошим знаниям, однако дисциплина и лень пока еще играют не самую последнюю роль в жизни классного коллектива. Есть в классе также группа детей, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать.
Уровень воспитанности учащихся
Учащиеся класса имеют достаточно хороший уровни воспитанности за исключением нескольких ребят. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость.
Уровень сплоченности и развития классного коллектива
По результатам проведенной диагностики можно констатировать высокий, но недостаточный уровень сплоченности детского коллектива.
Что касается участия в самоуправлении класса, то здесь на 100% учащиеся включены в данную деятельность коллектива. Уровень самоуправления в классе находится на среднем уровне.
В классе действуют органы самоуправления, ребята достаточно ответственно относятся к своим должностным обязанностям. Совершенно равнодушных к делам класса и школы нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказывать помощь своим одноклассникам. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.
Яркого лидера в классе нет, хотя можно выделить небольшую группу учащихся, которые обычно стараются занять лидерскую позицию в микрогруппах.
Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).
Характеристика занятости учащихся во внеурочное время
% ребят заняты в сфере дополнительного образования. человека из класса не занимаются дополнительно. Причина: отсутствие интересов.
Уровень физического развития и здоровья детей
Из учащихся в результате ежегодного медицинского осмотра выявлено
Хорошие показатели физического здоровья учащихся объясняются, прежде всего, тем, что в начальной школе классный руководитель, родители, учитель физкультуры особое внимание уделяли сохранению и укреплению здоровья школьников. Этому были посвящены и родительские собрания. Ребята обладают спортивным азартом, жаждой победы.
Концепция воспитательной системы
Диагностика показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива. Складывается ситуация необходимого построения воспитательной системы класса как благоприятной среды для становления и проявления личности, способной самостоятельно строить свою жизнь. Что собой представляет эта личность? Во-первых, человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть, первая составляющая цели воспитания – это интеллект ребенка. Вторая составляющая – нравственность, мораль, – это духовный стержень. И, наконец, творчество. Человек – существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа. Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. В итоге достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии вести созидательный образ жизни. У такой жизни есть три основы – истина, добро и красота. Для реализации этих составляющих я ориентируюсь на то, чтобы сформировать у моих воспитанников потребность в самодеятельности.
Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как классному руководителю пятиклассников, решившему выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. Разработчики этой Концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать. Именно поэтому воспитательную систему в своем классе я выстраиваю на основе Концепции по формированию созидательного образа жизни.
Конечно, каждый классный руководитель должен понимать, что Концепция не инструкция к обязательному исполнению. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики авторов. И если я вижу смысл в том, чтобы мои воспитанники уже в школьные годы отучались от бездумного существования и эгоизма, точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, то именно поэтому и выстраиваю свою систему, опираясь на Концепцию созидательного образа жизни.
Субъекты воспитательной системы
Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими субъектами:
учащимися;
родителями;
учителями-предметниками.
Целевая установка
Воспитание – целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь. Следовательно, цель построения воспитательной системы – создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.
Цель воспитания – личность, способная вести созидательный образ жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.
Чтобы процесс формирования осуществлялся целенаправленно и эффективно, необходимо помнить о Задачах-доминантах:
формировать ценностное отношение к Природе как общему дому человечества;
формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни;
формировать представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
формировать ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни;
формировать жизненные позиции, развивать способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Задачи-минимум:
Коллективный уровень
продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;
через деятельность микроколлективов показать значение норм, прав, традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края.
Групповой уровень
учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества:
развивать умение работать в группе, в команде, коллективно решать творческие задачи:
способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора.
Индивидуальный уровень:
активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений;
развивать у каждого культуру общения;
приучать каждого к порядку, организованности, жизни по правилам.
Управление воспитательной системой
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Описание идеи воспитательной системы
Первый шаг (начальная школа) – понимание и принятие норм культурной жизни. Этих норм великое множество, но у всех единая основа – истина, добро и красота.
Второй шаг (учащиеся 5-6 классов) – формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.
Третий шаг (учащиеся 7-8 классов) – обретение ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.
Четвертый шаг (учащиеся 9-11 классов) – формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных функциях:
обустройство жизни ребенка в школе;
организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности.
Каким правилам должен подчинить свои действия классный руководитель, формируя у своих питомцев созидательный образ жизни?! Эти правила рождаются в той или иной педагогической ситуации и теряют смысл, когда ситуация разрешается.
Более универсальными являются основные принципы построения воспитательной системы. Перечислим их.
Основополагающие идеи-принципы:
принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);
принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге - своей жизни);
принцип индивидуальности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Дидактические принципы:
принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;
принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);
принцип самоактуализации;
принцип выбора;
принцип творчества и успеха;
принцип доверия и поддержки.
Деятельность субъектов воспитательной системы строится на идее интеграции культурно-образовательных ресурсов школы и района как решающего обстоятельства для формирования благоприятной культурной среды саморазвития и самовыражения ребенка. Опыт подсказывает, что именно через среду интегрированного курса можно осуществить целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника. В связи с этим появилась необходимость разработки воспитательной системы класса.
Ожидаемые результаты
Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.
Ощущение себя равноправным членом общества.
Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.
Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, работу творческого коллектива.
Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
Характеристика основополагающего вида деятельности
Только освоенные и осмысленные ценности становятся для ребенка основой внутренней мотивации его деятельности. При этом ребенок чаще проживает радость, а, встречаясь с внешними препятствиями, ищет способ их преодолеть, поскольку знает, к чему стремится. Обретая смысл жизни, он уверен, спокоен, счастлив.
Разнообразие видов деятельности способствует наибольшей развитости человека, поэтому я представляю основополагающие виды деятельности по степени их значимости для данной системы:
познавательная (ребенок познает объекты окружающего мира);
преобразовательная (ребенок созидает, творит и получает от этого особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества);
ценностно-ориентировочная (духовная деятельность, ребенок приобретает личностный смысл ценностей жизни);
общение (ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится принимать ценность Другого);
Каждый педагог должен помнить, что в центре его внимания должна быть не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса.
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах (конечно, все охватить просто невозможно):
Философическое воспитание
Воспитание способности постоянного осмысления детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.
Решаемая задача: Учить школьников искусству поиска смысла жизни.
Диалогическое
Организация такой жизни воспитанников, когда они находятся в постоянном диалоге с собой, с картиной, с книгой, с музыкой, с другим человеком и т.д.
Решаемая задача: Развивать способность смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать и находить слова, чтобы говорить об этом вслух.
Этическое
Формирование норм культурной жизни (если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни).
Решаемая задача: Помочь ребенку овладеть набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе.
Досуговое
Создание достаточно комфортных условий для раскрытия творческого потенциала детей.
Решаемая задача: Формировать эмоциональный и коммуникативный опыт. Все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно предоставить возможность выбора из множества различных видов деятельности
Описание дидактической и воспитательной подсистем
Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. С этой целью необходимо чтобы на достаточно высоком уровне были налажены:
информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе;
координация деятельности учителей-предметников и родителей;
прогнозирование и мониторинг успеваемости;
содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования;
планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися.
Понятие «воспитание» теоретиками воспитательных систем признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.
95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.
В основе воспитательной системы по формированию созидательного образа жизни лежит идея интеграции подсистем (дидактической и воспитательной), которая позволяет каждому субъекту воспитательного и образовательного процесса найти применение своим методам и технологиям.
Педагогические технологии и методики
Образовательная среда
Воспитательная среда
Средства
Развивающее обучение
Все предметы учебного плана
олимпиады, экскурсии, познавательные мероприятия
Факультатив по русскому языку «Речь и культура общения»
Модульная методика
Все предметы учебного плана
конференции, театральные сценки, устные журналы, творческие вечера
Исследовательские методы
Природоведение, история, литература, английский язык
информационные часы «По страницам газет и журналов», «Любимые теле- и радиопередачи»
Кружок «Краеведение»
Проектные методы
Русский язык, литература, история, английский язык, технология, природоведение
создание портфолио учащегося, буклетов, творческих проектов
КТД в детской организации «Радуга»
Игровые технологии
Все предметы учебного плана
ролевые игры, интеллектуальные игры, часы рефлексии.
Кружки и спортивные секции
Групповые технологии
Все предметы учебного плана
участие в различных патриотических и экологических акциях, в выставках, конкурсах, тематических классных часах
КТД, классные часы
Информационно-
коммуникационные
Русский язык, литература,
информатика, природоведение, английский язык
книга рекордов класса «Самый-самый», создание электронного портфолио, создание мультимедийных презентаций о жизни и досуге класса
Внеурочные занятия по теме «Основы ИКТ»
Здоровьесберегающие технологии
Все предметы учебного плана
физкультминутки,
подвижные игры во время перемен, неделя здоровья, спартакиады
Школьные спортивные секции
Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли качествами обладает на данном этапе ребенок. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Основным направлением воспитательной системы класса является нравственно-патриотическое воспитание. Оно способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.
Деятельность, планируемая в классе в этом направлении:
участие в акциях «Один день без грубых слов», «Дорогу добру», «Внимание! Ветеран» и «Милосердие»;
участие в различных выставках и конкурсах;
тематические классные часы, посвященные проблемам современного общества;
летопись класса.
Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Планируется организация целенаправленного взаимодействия с ней с учетом индивидуальных особенностей детей:
посещение семей;
родительские лектории, собрания;
совместные классные мероприятия, туристические походы;
организация классных вечеров отдыха с приглашением родителей;
заседания родительского комитета.
Большое внимание планируется уделить спортивно-оздоровительной работе. Здесь работа будет организована в тесном сотрудничестве с учителем физической культуры, медицинской сестрой школы и родителями:
физкультминутки, которые проводят сами учащиеся;
подвижные игры во время перемен;
организация акции «Мы - за здоровый образ жизни».
Все представленные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. Именно это и является доминантой идеи интеграции дидактической и воспитательной подсистем.
Направления воспитательной работы
ШКОЛА БУДУЩИХ АКАДЕМИКОВ
Цели:
развитие познавательной активности;
создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей;
оказание влияния на формирование трудолюбия, чувства ответственности;
обеспечение развития познавательной активности учащихся.
Задачи:
формирование потребности в самообразовании;
развитие умений и навыков в учебной деятельности;
развитие творческого мышления;
создание ситуации успеха;
содействие развитию умения самостоятельно получать знания, используя различные технические средства;
сохранение стабильно-высокого уровня успеваемости;
обеспечение перехода на более качественный уровень усвоения знаний;
формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.
Формы:
Олимпиады по предметам.
Тематические конкурсы, викторины, КВН и др.
Участие в дистанционных конкурсах по предметам («Кенгуру», «Русский медвежонок и т.д.)
Система классных часов «Учись учиться».
Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление».
Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах и секциях.
Организация познавательных экскурсий.
Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.
Профориентация.
Средства реализации задач:
участие в предметных неделях;
участие в муниципальных, региональных, российских и международных конкурсах по предметам;
изучение отношения учеников к учебным предметам.
ШКОЛА ИСКУССТВА И ЭТИКЕТА
Цели:
развитие творческой активности;
развитие творческого потенциала личности;
расширение и повышение культурного уровня подростка.
Задачи:
выявление и развитие индивидуальных способностей;
развитие умений и навыков в творческой деятельности;
развитие творческого воображения;
помощь в определении и раскрытии своей собственной индивидуальности;
формирование навыков группового взаимодействия;
сохранение народных традиций и обычаев;
формирование толерантности.
Формы:
Знакомство с художественными и историческими ценностями Бузулука, Оренбургской области, России.
«Посиделки» – разговор о традициях народов России.
«Россияночка» – классный конкурс для девочек.
«Добры молодцы!» – классный конкурс для мальчиков.
Средства реализации задач:
участие в выставках рисунков, поделок и пр.;
участие в концертах, конкурсах на лучшего чтеца, певца, исполнителя художественного номера;
участие в классных и школьных мероприятиях;
участие в проведении Дня учителя;
участие в проведении Дня пожилых людей.
ШКОЛА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Цели:
воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности;
формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному селу.
Задачи:
воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу;
изучение истории России, Оренбургского края, родного города Бузулука;
развитие чувства единения.
Формы:
Классный час «Символика России».
Классные часы, посвященные юбилеям главных сражений и Победе в Великой Отечественной войне.
Акция «Милосердие».
Создание альбома «История моего класса» (фотографии и комментарии).
Средства реализации задач:
участие в тематических общешкольных линейках;
участие в акции «Милосердие»;
участие в создании классного альбома;
проведение диспутов
организация выставок рисунков, поделок, отражающих гражданскую позицию учащихся;
посещение школьного музея, городского краеведческого музея
ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ
Цель:
научить выживать в непростых условиях современной жизни, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье;
оказание помощи ребятам в становлении здорового образа жизни.
Задачи:
организация жизнедеятельности классного коллектива в нестандартных экстремальных условиях;
пропаганда здорового образа жизни;
взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья;
профилактика асоциального поведения учащихся.
Формы:
Осенний турслет
Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь».
Цикл бесед «Курение, алкоголь и подросток».
Средства реализации задач:
Поездки в Бузулукский бор
проведение деловых игр, встреч с работниками пожарной охраны, ГОЧС
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
Цель:
формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
приобщение детей к здоровому образу жизни;
обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурения.
Формы:
Неделя здоровья.
Беседы, диспуты, дискуссии по проблемам употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения: «Курить – здоровью вредить», «Вредные привычки», «Нет – наркотикам!»;
Различные классные спортивно-развлекательные мероприятия.
Туристические походы.
Народные игры.
Средства реализации задач:
организация и проведение недели здоровья;
проведение совместно с родителями спортивных соревнований, эстафет.
организация и проведение дня народных игр.
конкурсы газет и плакатов по теме «Здоровый образ жизни»;
участие в спортивных соревнованиях;
занятие в спортивных кружках и секциях.
ШКОЛА ОБЩЕНИЯ
Цель:
развитие умений и навыков общения.
Задачи:
развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
развитие сопереживания, умения выслушать другого товарища, сочувствия;
обучение коммуникативным навыкам.
Формы:
Серия деловых игр «Умею ли я слушать?», «Умею ли я говорить?», «Умею ли я сопереживать?» и т.д.
Комплекс мероприятий из серии «Забота».
Классные вечера отдыха и праздники.
Средства реализации задач:
организация и проведение классных вечеров отдыха;
организация и проведение дискотеки;
участие в тренингах общения;
организация встреч с интересными людьми;
проведение совместных общественно-полезных мероприятий с родителями, к примеру, отдых на природе, экскурсии, походы и пр.
ШКОЛА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА
Цель:
создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.
Задачи:
развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
повышение самооценки через получение позитивной обратной связи, поддержки от группы;
деятельность по сплочению и развитию классного коллектива;
обучение конструктивным способом выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.
Формы:
Экскурсии, походы, совместный отдых на природе.
Тренинги общения.
Концерты, вечера отдыха, тематические дискотеки.
КТД.
Часы общения.
Ролевая игра «Какой мы коллектив?».
Средства реализации задачи:
посещение музеев, выставок;
участие в экскурсиях, походах, организация совместного отдыха на природе;
участие в тренингах общения;
организация КТД;
участие в вечерах отдыха.
ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Цель:
создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования подростка совместно с семьей.
Задачи:
информирование родителей о результатах учебы ребят;
психолого-педагогический всеобуч родителей;
организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развития познавательных интересов;
организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укреплению здоровья, социализации подростка.
Формы:
Тематические родительские собрания.
Индивидуальные консультации психологов, педагогов-предметников.
Организация работы родительского комитета.
Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
Средства реализации задачи:
участие в индивидуальных беседах;
организация помощи классному руководителю в управлении классным коллективом;
посещение учебных занятий, управляющих советов;
участие в круглых столах, деловых и ролевых играх, диспутах, дискуссиях;
участие в работе родительского комитета.
Виды и формы деятельности
Виды и формы воспитательной деятельности:
Классные собрания.
Классные часы:
беседа;
час общения;
ролевые игры;
диспуты;
мозговой штурм;
урок творчества;
Мероприятия:
конкурсы, КВН;
викторины;
экскурсии;
походы;
вечера;
акции, проекты.
Диагностики:
Исследование особенностей личности:
общие сведения;
способности;
самооценка;
темперамент;
уровень воспитанности.
Исследование межличностных отношений:
социально-психологический климат в классе;
социометрия.
Направления воспитательной работы:
коллектив;
общение;
здоровье;
творчество;
учение.
Работа с родителями:
анкетирование;
беседы;
консультации;
родительские собрания;
посещение семьи;
проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.
План воспитательной работы в 7 «А» классе на 2014-2015 уч.г.
Месяц
Направления
воспитательной
работы
ШКОЛА БУДУЩИХ АКАДЕМИКОВ
ШКОЛА ИСКУССТВА И ЭТИКЕТА
ШКОЛА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
ШКОЛА ОБЩЕНИЯ
ШКОЛА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА
Сентябрь
Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах, секциях
Участие в празднике «День Урожая».
Классный час по теме «Символика РФ».
День здоровья: «Веселые старты». Беседа по предупреждению детского травматизма.
Озеленение класса, организация дежурства в классе.
Тренинги общения
Классный час «Мы составляем наш автопортрет»
Октябрь
Экскурсия в школьный музей
Участие в проведении Дня учителя
Классный час «История моей малой Родины»
Родительское собрание «Адаптационный период пятиклассника». Беседа «Я и дорога».
Классный час по программе «Здоровье»: «Режим моего рабочего дня». Субботник по благоустройству школьного двора.
День Учителя (выпуск поздравительных газет, выставка цветов, участие в концерте)
Поездка в Бузулукский бор
Ноябрь
Посещение городского краеведческого музея
Участие в конкурсах рисунков, сочинений
Поздравление ветеранов с Днем согласия и примирения.
День здоровья: соревнования по пионерболу. Лекторий для родителей «Семья. Здоровый образ жизни».
Участие в конкурсе изготовления кормушек для птиц.
Тематический классный час «День Матери в России».
День именинника
Декабрь
Классный час «День Конституции».
Культпоход в кинотеатр (просмотр кинофильма военной тематики).
Создание альбома «История моего класса»
Беседа «Угроза террористического акта».
Генеральная уборка класса
Конкурс стихов «Пою мое Отечество».
Подготовка и проведение новогоднего мероприятия в классе, участие в школьном бал-маскараде
Январь
Конкурс на тему «Знай свою родословную».
Участие в конкурсе рисунков «Мой край родной».
Викторина «Великие люди великой страны»
Родительское собрание «Шпаргалки для взрослых» (встреча с психологом и соц. педагогом). Беседа «Правила поведения при пожаре».
Классный час «Здоровое питание»
Классный час «Откровенный разговор»
Диагностика уровня сплоченности коллектива
Февраль
Урок мужества (встреча с воинами-интернационалистами).
Смотр строя и песни, конкурс стихов «Защитник Отечества».
Участие в месячнике оборонно-массовой работы
Спортивные соревнования в рамках месячника. Беседа по предупреждению детского травматизма.
Внеклассное мероприятие «Добры молодцы» (для мальчиков).
Классный час «Этикет и мы»
День именинника
Март
Классный час «Герои живут рядом» (об одном из тружеников тыла).
Фотоконкурс «Архитектура моего города» (старинные здания).
Классный час «Я – гражданин России
Беседа по ПДД и ТБ.
Внеклассное мероприятие «Россияночка» (для девочек)
Деловая игра «Умею ли я слушать?»
«Поздравляем наших мам» (совместное мероприятие с родителями).
Апрель
Классный час «День космонавтики».
Классный час «Час творчества»
Участие в акции «Милосердие», помощь ветеранам
Лекторий для родителей «Антиалкогольное, антиникотиновое воспитание».
Участие в антинаркотической декаде. Субботник по благоустройству школьного двора.
Деловая игра «Умею ли я общаться?»
Диагностика уровня воспитанности
Май
Поисковая работа
Экскурсия в городской краеведческий музей «Память, которой не будет конца» (о воинах ВОВ).
Классный час, посвященный Дню Победы. Участие в акции «Рассвет»
Беседа по соблюдению правил ТБ и ПДД, о поведении на водоемах. Родительское собрание «Итоги года».
День здоровья: «Спортивная эстафета». Ремонт класса
Деловая игра «Умею ли я сопереживать?»
День именинника
Законы классного коллектива
Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.
Закон любви: Люби своих друзей, Родину и все то, что тебя окружает.
Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!
Достижения и результаты функционирования системы
Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. Главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. В целом же показателем эффективности функционирования системы обязательно должны быть следующие критерии:
уровень воспитанности учащихся;
сформированность классного коллектива, межличностные отношения;
сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
стремление к успешности.
Прогнозируемые основные результаты работы по данной системе:
повышение уровня воспитанности учащихся;
достижение определенных успехов в деле сплочения коллектива;
приобретение навыков уважительного отношения к людям;
увеличение уровня познавательной активности;
возрастание уровня самостоятельности: дети сами планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы.
Перспективы развития воспитательной системы
Отчетливое осознание достижений, проблем формирующейся системы помогает более обоснованно избрать пути дальнейшего ее развития. Целевые установки, содержание данной системы полностью соответствуют возможностям и условиям школы, поэтому есть все предпосылки для того, чтобы, выстроив систему на одном классе, выстроить до конца образ созидателя.
Уровень воспитанности учащихся
(методика диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )
Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________
Долг и ответственность
1
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
4
3
2
1
0
2
Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
4
3
2
1
0
3
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
4
3
2
1
0
4
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
4
3
2
1
0
Бережливость
1
Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.
4
3
2
1
0
2
Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.
4
3
2
1
0
3
Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).
4
3
2
1
0
4
Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).
4
3
2
1
0
Дисциплинированность
1
Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.
4
3
2
1
0
2
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.
4
3
2
1
0
3
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).
4
3
2
1
0
4
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.
4
3
2
1
0
Ответственное отношение к учебе
1
Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.
4
3
2
1
0
2
При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.
4
3
2
1
0
3
Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).
4
3
2
1
0
4
Аккуратен, исполнителен, точен.
4
3
2
1
0
Отношение к общественному труду
1
Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.
4
3
2
1
0
2
Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).
4
3
2
1
0
3
Выполняю трудовые поручения родителей.
4
3
2
1
0
4
Добросовестно выполняю все поручения.
4
3
2
1
0
Коллективизм, чувство товарищества
1
Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
4
3
2
1
0
2
Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
4
3
2
1
0
3
Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.
4
3
2
1
0
4
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
4
3
2
1
0
Доброта и отзывчивость
1
Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
4
3
2
1
0
2
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.
4
3
2
1
0
3
Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .
4
3
2
1
0
4
Ко мне всегда можно обратиться за помощью.
4
3
2
1
0
Честность и справедливость
1
Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.
4
3
2
1
0
2
Честно сознаюсь, если что-то натворил.
4
3
2
1
0
3
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.
4
3
2
1
0
4
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.
4
3
2
1
0
Простота и скромность
1
Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.
4
3
2
1
0
2
Понимаю, что человека уважают не за деньги.
4
3
2
1
0
3
Иногда люблю похвастаться.
4
3
2
1
0
4
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности
4
3
2
1
0
Культурный уровень
1
Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.
4
3
2
1
0
2
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.
4
3
2
1
0
3
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.
4
3
2
1
0
4
Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)
4
3
2
1
0
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).
Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.
Так же оценивают родители.
Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Диагностика нравственной направленности. (Автор: Н.Е. Щуркова. Цель предлагаемого теста выявить нравственную воспитанность, как отдельных учащихся, так и нравственную направленность классного коллектива.
Тест «Размышляем о жизненном опыте»
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что вы сделаете? а) обойду, не потревожив; б) отодвину и пройду; в) смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку, одиноко сидящую в стороне. Что вы сделаете? а) ничего, какое мне дело? б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства; в) подойду, заговорю непременно.
3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что вы сделаете? а) пройду мимо: я тороплюсь в школу; б) если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду; в) позвоню по телефону «03», остановлю прохожих.
4. Ваши пожилые знакомые переезжают на новую квартиру. Что вы сделаете? а) предложу свою помощь; б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь; в) если попросят, я помогу.
5. Вы, покупая клубнику, забираете последний килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Ваша реакция: а) сочувствую, конечно, но останусь при своей клубнике; б) предлагаю уступить половину; в) не знаю, все зависит от настроения.
6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что вы сделаете? а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами; б) ничего: жизнь вообще несправедлива; в) вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Убираясь в классе, находите деньги. Что вы сделаете? а) они мои, раз я их нашел; б) завтра спрошу, кто потерял; в) может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что вы рассчитываете? а) на шпаргалки, конечно, экзамен это лотерея; б) на усталость экзаменатора; в) на свои знания.
9. Вам предстоит выбирать работу. Как вы будете это делать? а) найду что-нибудь рядом с домом; б) поищу высокооплачиваемую работу; в) хочу создавать ценное на земле.
10. Вам предлагают три вида путешествий. Что вы выберете? а) по нашей стране; б) по экзотическим странам; в) по одной из ведущих капиталистических стран.
11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что вы предпримете? а) поболтаюсь немного, потом видно будет; б) уйду немедленно домой, если отмечать присутствующих не будут; в) присоединяюсь к кому-нибудь, поработаю вместе с ним.
12. Некий волшебник предлагает устроить вам обеспеченную жизнь без необходимости работать. Что вы ответите этому волшебнику? а) соглашусь с благодарностью; б) сначала узнаю, скольким он обеспечил такую жизнь; в) откажусь решительно.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше? а) забываю о нем, вспомню, когда потребуют отчет; б) выполняю, конечно; в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнить.
14. Побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли вы кому-нибудь об этом? а) да, непременно расскажу товарищам и свожу их в музей; б) не знаю, как придется; в) зачем говорить, каждый знает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны ее сделать. Ваши действия: а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании; б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию; в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
16. Вы с товарищем в солнечный теплый день собрались ехать на дачу. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради общего важного дела. Что вы сделаете? а) еду на дачу согласно плану; б) не еду, остаюсь, конечно; в) жду, что скажет мой товарищ.
17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов вас устроит? а) бездомный щенок; б) взрослый пес с известными вам повадками; в) дорогой щенок редкой породы
18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говоря. «Есть важное дело. Надо». Как вы реагируете? а) напоминаю о праве на отдых; б) делаю, раз надо; в) посмотрю, что скажут остальные.
19. С вами разговаривают в оскорбительном тоне. Как вы к этому отнесетесь? а) отвечаю тем же; б) не замечаю; в) разрываю связь с собеседником.
20. Вы плоховато играете на скрипке. Однако ваши родители непременно вас хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете? а) играю, конечно; б) разумеется, не играю; в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы пригласили гостей. Как вы их примите? а) сам приготовлю все блюда; б) закуплю полуфабрикаты в «Кулинарии»; в) приглашу гостей только на кофе.
22. Вдруг вы узнаете, что школу закрыли по каким-то причинам. Как вы встречаете такое сообщение? а) бесконечно рад, гуляю и наслаждаюсь жизнью; б) обеспокоен, строю планы самообразования; в) буду ожидать новых сообщений.
23. Когда хвалят кого-то из ваших товарищей, что вы чувствуете? а) ужасно завидую, мне неудобно; б) я рад, и у меня есть свои достоинства; в) я, как все, аплодирую.
24. Вам подарили дорогую авторучку. На улице к вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что вы делаете? а) отдаю жизнь дороже; б) постараюсь убежать от них, говорю, что у меня ничего нет; в) не отдаю подарок.
25. Когда наступает Новый год, о чем вы чаще всего думаете? а) о новогодних подарках; б) о каникулах и свободе; в) о том, как жил и собираюсь жить в новом году.
26. Какова роль музыки в вашей жизни? а) она мне нужна для танцев; б) она доставляет мне духовное наслаждение; в) она мне просто не нужна.
27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как вы себя чувствует вдали? а) снятся родные места; б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома; в) не знаю, надолго не уезжал.
28. Портится ли у вас настроение, когда вы смотрите «Новости»? а) нет, если мои дела идут хорошо; б) да, довольно часто в настоящее время; в) не замечал.
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что вы сделаете? а) отберу интересные и принесу; б) у меня нет ненужных мне книг; в) если все принесут, то и я тоже.
30. Можете ли вы назвать 5 дорогих вам мест на земле, пять общественно-исторических событий, 5 значимых для вас имен великих людей? а) да, безусловно, могу; б) нет, на свете так много интересного; в) не задумывался, надо бы посчитать.
31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит вам в голову? а) у него был, конечно, свой личный интерес; б) человеку просто повезло прославиться; в) не перестаю удивляться поступку этого человека.
Анализ результатов производится таким образом.
1. Следует исключить из подсчета вопросы и ответы на них под номерами 10, 17, 21, 25, 26.
2. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопросы под номерами 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30; потом количество знаков «+» во второй графе на вопросы под номерами 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28; затем количество знаков «+» в третьей графе на вопросы под номерами 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.
Если число данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности школьника, о том, что у него сформирована ориентация на другого человека. Затем подсчитывается число учащихся с выбором такого рода, выразить его количество в процентах по отношению ко всем респондентам (предположим, мы получили цифру 54%).
3. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопросы под номерами 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31; затем количество знаков «+» на вопросы под номерами 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30; затем количество знаков «+» под номерами 14, 15 в третьей графе. Если количество данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о некоторой безнравственной ориентации, об отсутствии учета интересов окружающих людей, о позиции эгоистической и, возможно, индивидуалистической.
Теперь следует выразить число школьников с выбором такого рода в процентах по отношению ко всем респондентам (предположим, мы получили цифру 16%).
4. Оставшееся число школьников, выбор которых не обнаружил явного предпочтения, характеризуется несформированностью нравственных отношений, наличием неустойчивого, импульсивного поведения, их отношение к другим людям зависит от случайного состояния.
Суждение о нравственной направленности учащихся всего класса можно вынести, если показатели выбора составляют 50% и выше. К примеру, если в классе 50% и более учащихся имеют положительную нравственную направленность, то класс оценивается этой направленностью. Выносится суждение об отрицательной и неустойчивой направленности.
I. Социометрия.
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Оборудование: каждый учащийся должен иметь бланк со следующим тексом:
«Ответь , пожалуйста, на следующие вопросы»,
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы?
2. А кого пригласил(а) бы в последнюю очередь?
3. Кому ты доверяешь свою тайну?
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?
Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора ( два положительных и два отрицательных).Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии( антипатии-при отрицательных критериях-вопросах),затем записываются фамилии тех кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться
Обработка полученных результатов. На основании полученных результатов составляется социометрическая матрица.
Матрица состоит : по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали- номеров , под которыми испытуемые обозначены в списке.
Напротив каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым, в том числе и взаимных выборов.
Далее можно высчитать социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
С= М
N -1 ,
Где С- социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов;N- число испытуемых.
Статусная группа
Количество полученных выборов
«Звезды»
«Предпочитаемые»
«Принятые»
«Непринятые»
«Отвергнутые»
Анкета «Родители глазами детей»
1. Идеальные родители это
2. Мои родители это
3. Назовите 5 прилагательных, которые описывают ваши отношения с родителями.
4. Можете ли вы сказать, что ваши родители заняты только собой:
а) практически всегда;
б) иногда;
в) почти никогда.
5. Достаточно ли времени уделяют вам родители? Сколько времени в день уделяют вам родители?
6. Если бы я был(а) моим отцом (моей мамой)
7. Как тебя надо воспитывать?
13 PAGE 142715
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Root Entry