Открытый урок Радость созидательного труда


КГУ «Сибирская основная школа»
Открытый урок
«Радость созидательного труда»
8 класс
Учитель: Шестова С.Н.
2014-2015 учебный год
Предмет: самопознание
Класс: 8
Тема: Радость созидательного труда
Ценность: праведное поведение
Качества: умение действовать самостоятельно, раскрытие творческих способностей, положительная мотивация к учению, к творчеству, создание эмоциональных условий для самоутверждения личности
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о ценности «творчество».
Задачи:
– развитие умения действовать самостоятельно и в сотрудничестве;
– содействие раскрытию творческих способностей;
– формирование положительной мотивации к учению, к творчеству, создание эмоциональных условий для самоутверждения личности.
Ресурсы: аудиозапись инструментальной мелодии (на выбор учителя)
Позитивный настрой
Путешествие в подводное царство
Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя свободно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда – сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь, посмотрите вон туда…это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности
воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Проверка домашнего задания
Творческая жизнь
По книге “Как стать гением”
Создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генрих Альтшуллер предложил рассматривать жизнь творческой личности в виде шахматной партии, в которой противниками выступают сама творческая личность и противодействующие ей внешние обстоятельства жизни.
Как известно, каждая шахматная партия основана на грамотном сочетании тактики и стратегии игры. В творчестве тоже есть свои тактика и стратегия: цель тактики – создать новую идею, так сказать, зажечь огонь идеи, цель стратегии – претворить идею в творчестве, то есть пронести огонь идеи через всю жизнь.
Вы можете задать вопрос: а зачем творческой личности это горение идей? Г.Альтшуллер отвечает: “Достигать достойных целей жизни!” Причём достойные цели должны быть, во-первых, позитивно направлены на развитие жизни; во-вторых, – бесконечными, неисчерпаемыми; в-третьих, опережать своё время.
Именно достойные цели побуждают человека к творчеству научному, художественному, социальному или жизнетворчеству. Человека, постоянно создающего что-то новое, ранее не существовавшее, в науке, искусстве, технике, социальных проектах, отношениях между людьми или просто в обычной повседневной жизни, можно назвать творческой личностью. Такой человек будет сознательно стремиться развивать свои творческие способности как умения находить нестандартные решения, придумывать новые идеи, видеть в обычных вещах и явлениях необычное.
Почему важно стремиться ставить в жизни достойные цели?
Радость творчества – это достижение цели? Почему?
Можно ли создавать новое в повседневной жизни?
Можно ли это назвать жизнетворчеством? Почему?
Позитивное высказывание (цитата)
Творчество есть управление самим собой. А это – каждый знает – очень и очень трудное, но благородное дело!
Виктор ПекелисПоясните смысл изречений.
В чём особенности творческого процесса?
Рассказывание истории (беседа)
Живописец счастья
А.Луначарский
Огюст Ренуар дожил до глубокой старости. К семидесяти годам у Ренуара стал развиваться жестокий ревматизм рук, который постепенно превратил их во что-то вроде крючьев. Ежедневно почти до самого дня смерти прославленный художник садился к мольберту, устраивался так, чтобы левой рукой помогать правой и говорил:
– Э-э… нет, ни одного дня без работы!
– Почему вы так настойчивы? – спросил его заезжий поклонник.
Весь поглощенный своим полотном, Ренуар ответил:
– Но ведь нет выше удовольствия!
И прибавил:
– Потом, творчество похоже на долг.
228600076200Тут восьмидесятилетний мастер глянул с улыбкой на спрашивающего и пояснил:
– А когда у человека нет ни удовольствия, ни долга, зачем ему жить?
Ренуар – мастер огромной силы. Он рисовальщик, каких при его жизни было немного. Тонкость его зрения, богатство и изысканность его портретов, неисчерпаемая одухотворённость изображаемых им лиц современников – ставит его в самый первый ряд мастеров-художников двадцатого столетия.
Дочери Каен д 'Анвера. 1881
Его картины, его творчество подчинены одному настроению – счастью. Нигде счастье мира не казалось Ренуару таким чистым и торжествующим, как в детях. Портреты детей невозможно забыть, западают в душу и милые портреты, воспевшие внутренний мир женщин, а пейзажи красавицы земли под улыбкой небес … – за это огромное ему спасибо.
Надо, чтобы мы не забывали, сколько нам отпущено хорошего судьбой, какими мы можем быть счастливыми, созерцая красоту жизни вокруг. Всё это можете требовать у Ренуара – он даст. Великого мастерства требуйте – он даст. Душевной ясности почти святого человека требуйте – даст. Неужели этого мало?
Что такое радость творчества по мнению Ренуара?
Как вы думаете, может ли творчество стать долгом для каждого человека? Почему?
Можно ли отличить истинное творчество от суетливых попыток прославиться? Почему?
Важно ли стремиться к известности, славе? Почему?
Встречались ли вам люди, увлеченные творчеством? Расскажите о них.
Творческая деятельность
Данное задание ориентировано на развитие умения заниматься творческим делом самостоятельно или в сотрудничестве с одноклассниками. Учитель может предложить учащимся самим определиться в способе выполнения задания (в паре или индивидуально).
Придумайте необычную ситуацию и объясните причины её возникновения.
Попросите одноклассников произнести первые пришедшие им на ум пять слов и составьте их них короткий связный рассказ.
Придумайте самые фантастические способы применения обычных предметов и объектов.
Например, стена здания, компьютер, часы и тому подобное.
Групповое пение
Все успею, все сумеюСл. С. Михалков, муз. А. ЛепинКинофильм «Огни на реке»Встану рано поутру, поутру.Все я в доме приберу, приберу.Я полы подмету, вымою посуду,И воды принести я не позабуду.В тесто сахару подбавлю-Пироги я в печь поставлю.Все успею, все сумею,Все успею сделать.На пятерки я учусь, я учусь,И мальчишек не боюсь, не боюсь.Я умею нырять с берега крутого.Если я побегу- обгоню любого.Хоть коня я не имею,Без коня везде успею.Все успею, все сумею,Все успею сделать.
Домашнее задание
Прочитайте начало утверждений и завершите их. Обоснуйте свой ответ.
Тот, кто пытается начать новое, может…
Тот, кто слишком торопится, ничего …
Тот, кто заставляет себя, не достигнет …
Тот, кто жалеет себя, не может …
Тот, кто понимает своё предназначение, ищет …
Лишь тот, кто стремится к духовному богатству, …
Заключительная минутка тишины