Доклад на заседании МО воспитателей Детская агрессивность: причины и пути преодоления
Детская агрессивность: причины и пути преодоления
Агрессия, в общих чертах, понимается как поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.
Агрессия- это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический и моральный ущерб объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), понимается как целенаправленное нанесение физического или психологического ущерба людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).
Различают следующие виды агрессии:
1. физическая агрессия – конкретные физические действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам; 2. вербальная агрессия - выражается в словесной форме;
3. косвенная агрессия – непрямая агрессия (слухи, сплетни и т.д.);
4. аутоагрессия - выражается в нанесении ущерба самому себе.
Агрессивный ребенок, какой он? (критерии агрессивности):
Часто теряет контроль над собой;
Часто спорит, ругается со взрослыми;
Часто отказывается выполнять правила;
Часто специально раздражает людей;
Часто винит других в своих ошибках;
Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
Часто завистлив, мстителен;
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Почему ребенок становится агрессивным?
Чем старше ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослыx на различные действия ребенка, принципы воспитания.
На формирование агрессивности влияют 4 фактора:
1) негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);
2) терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е. поощрение такого поведения);
3) суровость дисциплинарныx воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
4) индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость и вспыльчивость).
Также причинами детской агрессивности могут быть:
1) Разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями.
Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием. Особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил, ребенок пытается примирить родителей, но в результате он сам может попасть под горячую руку. В конце концов, ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.
2) Неуверенность в собственной безопасности.
Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность.
3) Неуважение к личности ребенка.
Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, - в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.
4) Чрезмерный контроль или полное отсутствие его.Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.
5) Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца.
Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых), агрессивное поведение "угнетаемого" ребенка. Его агрессия - это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое "Я", и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто даже и не думает на него нападать.
У агрессивныx родителей, как правило, вырастают агрессивные дети.
6) Отказ в праве на личную свободу.
Как только ребенок начинает осознавать свое "Я", он начинает делить мир на "своих" и "чужих", соответственно, и окружающие предметы очень четко разделяются им на свои и чужие. Начиная с этого момента, ему требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит лично ему. Если у родителей есть возможность, нужно выделить ребенку отдельную комнату или отгородить его персональный уголок в общей комнате шкафом или ширмой. Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребенка, так как его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет, скорее всего, достаточно бурной. Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.
7) Личный отрицательный опыт.
Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка.
Если родители бьют ребенка, он будет бить других детей!
8) Недовольство собой.
Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.
9) Повышенная раздражительность.
Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности. Обидчивый и раздражительный ребенок может выдернуть стул из-под другого ребенка, который случайно занял место, на которое ему хотелось сесть. Проявлением пассивной агрессии можно считать отказ ребенка от обеда, если "его" место заняли в то время, когда усаживались за еду. Если в общей суматохе и толкотне детской группы (например, когда все дети одновременно одеваются на прогулку) кто-нибудь толкнет такого ребенка, он может получить в ответ яростный удар. Дети с подобной личностной характеристикой во всех случайных происшествиях склонны видеть намеренное причинение вреда себе, а во всех негативных поступках, в том числе своих собственных, обвинять кого угодно и что угодно, но только не себя. Такой ребенок никогда ни в чем не виноват. Кто угодно, только не он.
10) Чувство вины.
Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и те дети, в которых не дремлет совесть. Почему? Потому что они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел? Чрезмерный комплекс вины уводит его в страх и депрессию, откуда недалеко и до самоубийства. Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, ему понадобится время и наша помощь и поддержка. А главное - наш пример. Если дети будут видеть, что мы в состоянии достойно справляться с подобными ситуациями, то им будет легче пройти отнюдь нелегкие уроки, которые предлагает жизнь.
11) Ситуативные причины
Плохое самочувствие, переутомление
Способы снятия агрессии:
1) пассивный — поплакать;
2) активный — разбить тарелку;
3) логический — дать работу мысли, найти причину.
Задачи родителей и педагогов:
1. Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.
2. Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
3. Говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений»; «активно слушать» его внутренний мир; не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка.
4. Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
5. Обладать навыками саморегуляции.
Одной из важныx задач воспитания ребенка в семье является его социализация, т.е. воспитание такиx качеств и способов поведения, которые позволят ему комфортно себя чувствовать среди людей. Если мама отправляя ребенка в детский сад запрещает ему драться, отстаивая свои игрушки, то, наверное, такому ребенку будет сложно среди своиx сверстников, где надо уметь постоять за себя.
Есть общие нормы и правила, которые не зависят от социальныx и культурныx различий, и среди ниx одно из важныx – умение сдерживать свой гнев.
Этому ребенок должен учиться с рождения, и введение запретов – это один из этапов воспитания самоконтроля. Усваивая способы взаимодействия с окружающим, ребенок сможет приспособиться к миру, в котором ему суждено жить, сможет реализовываться и благодаря этому быть просто счастливым.
Помните, основной причиной агрессии является потребность в любви.
Любите своих детей, уделяйте им свое внимание, проводите совместные игры, мероприятия, поддерживайте их.
Интересуйтесь эмоциональным состояние ребенка у учителей.
Не ругайте ребенка, обсуждайте поступки его.
Агрессивное поведение – это детский крик о помощи, призыв к вниманию к своему внутреннему миру, который страдает от накопившихся в нем разрушительных эмоций. Борясь за свое психологическое выживание и понимая, что самому ему не справится, ребенок, как умеет, пытается бить тревогу. Чтобы предотвратить возникновение устойчивого агрессивного поведения, можно предложить несколько рекомендаций:
1. Научите ребенка брать ответственность за собственные поступки, объясните, что сваливать вину на других – плохо.
2. Развивайте у ребенка чувство эмпатии по отношению к взрослым и сверстникам, окружающему миру.
3. Учите малыша различать свои чувства и настроение, пытаться их анализировать и понимать их причины.
4. Научите ребенка не только оценивать свое собственное эмоциональное состояние, но и возможное состояние «ребенка-жертвы», к которому он проявит свою агрессию.
5. Расширяйте представления ребенка о разных способах самоутверждения.
6. Научите малыша выплескивать накопившиеся негативные эмоции более мирными и приемлемыми способами. Можно записаться в спортивную секцию или устроить битву подушками, порвать бумагу и т.п.