План-конспект литературно-музыкальной композиции в 11 классе на тему Поэзия и проза Великой Отечественной войны.Обзор
План-конспект на открытый урок-концерт по литературе в 11 классе
Тема: «Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор»
Цели: показать, как в лирике и прозе в условиях войны отражалась духовно-нравственная жизнь общества; развивать творческие способности обучающихся; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, сострадания к грозным годам военного времени
Эпиграф к уроку: «Русские поэты-свечи России»
Оборудование: наличие мультимедийной системы (компьютер, проектор), интерактивной доски в кабинете, видео презентация, книги художественной литературы о Великой Отечественной войне, плакат на военную тему, гитара, свеча
Тип урока: литературно-музыкальная композиция
Ход урока
I.Организационный момент
Слайд №1
1.Вступительное слово учителя:
Добрый день, учащиеся 11 класса и наши гости. Добро пожаловать на нашу литературно-музыкальную композицию, посвящённую теме войны 1941-1945гг. Приближается великий праздник- День Победы. Прошло много десятков лет с начала Великой Отечественной войны. 2016год знаменуется 71-ой годовщиной в Великой Победе. Война- тяжёлое испытание для всего народа. И на переломные годы, годы войн и революций, всегда первой откликается поэзия. Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт, 500 из них награждены орденами и медалями, 18- стали героями Советского Союза, 275 не вернулись с поля боя…
Слайд №2
Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла цитату у современного барда, поэта Александра Новикова: «Русские поэты-свечи России». Имена таких, как Константин Симонов, Александр Твардовский, Борис Васильев, Сергей Орлов, Юлия Друнина, Давид Самойлов, Виктор Астафьев, Василь Быков, Булат Окуджава, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Роберт Рождественский забыть невозможно. ( в это время учитель зажигает свечу).Так пусть пламя свечи горит так ярко, как память в наших сердцах о подвигах народа в ВОВ! (минута молчания) .А сейчас нам краткую историческую справку о ВОВ приведёт Иванцов Артём.
II.Работа по теме
Ученик:
Непосредственную подготовку к нападению на СССР Германия начала в 1940 (план «Барбаросса»). Вместе с европейскими союзниками Германия сосредоточила для нападения на СССР 191,5 дивизий; силы противника насчитывали 5,5 млн. человек, около 4,3 тыс. танков и штурмовых орудий, 47,2 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. боевых самолетов, 192 корабля. Германия планировала против СССР «молниеносную войну» («блицкриг»).
К июню 1941 Красная Армия имела 187 дивизий; в ее составе было ок. 3 млн. человек, более 38 тыс. орудий и минометов, 13,1 тыс. танков, 8,7 тыс. боевых самолетов; в Северном, Балтийском и Черноморском флотах насчитывалось 182 корабля и 1,4 тыс. боевых самолетов. Советские войска не были полностью укомплектованы личным составом, танками, самолетами, зенитными средствами, автомобилями, инженерной техникой; войска и командный состав имели низкий уровень подготовки.
22 июня 1941 фашистская Германия вероломно напала на СССР.
В зимней кампании 1942-43 основными военными событиями были Сталинградская и Северо-Кавказская наступательные операции, прорыв блокады Ленинграда. В летне-осенней кампании 1943 решающим событием была Курская битва.
В зимнюю кампанию 1943-44 Красная Армия провела наступление на Украине (10 одновременных и последовательных фронтовых операций, объединенных общим замыслом), завершила разгром группы армий «Юг», вышла на границу с Румынией и перенесла боевые действия на ее территорию. Ленинград был окончательно деблокирован. В результате Крымской операции освобожден Крым.
В июне 1944 союзники открыли 2-й фронт во Франции, что ухудшило военно-политическое положение Германии.
9 августа 1945 СССР, выполняя союзнические обязательства, начал военные действия против Японии. В ходе Маньчжурской операции советские войска разгромили Квантунскую армию, освободили Южный Сахалин и Курильские острова. 2 сентября 1945 Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции.
9 мая 1945 года в 0 часов 43 минуты по московскому времени подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
3. Краткие записи в тетради обучающихся под диктовку
Слайд №3
Учитель:
Военная проза делится на:
Произведения художественно-документальные, в центре которых были реально-исторические лица и события (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», 1946)
Героико-эпические произведения, воспевавшие подвиг народа и осмыслявшие масштабы разрушившихся событий ( А.Твардовский
« Василий Тёркин», 1942-1945; К.Симонов «Живые и мёртвые», 1959-1971)
Лейтенантскую прозу, где писатели стремились показать судьбу человека в нечеловеческих условиях войны, посмотреть на неё глазами простого солдата, офицера ( В.Некрасов «В окопах Сталинграда, 1946; Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», 1957; К.Воробьёва «Убиты под Москвой», 1963).
4.Слово учителя
Военная лирика. Уже 24 июня 1941 года в газете «Известия» была опубликована песня В.Лебедева-Кумача «Священная война», а на следующий день композитор А.В.Александров написал к ней музыку. Поэты-воины мёрзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывая о тех страшных годах прошлых лет. Мужественные стихи можно было увидеть везде: на плакатах, на ящиках со снарядом, на пакетах солдатских сухарей…
Слайд №4
Великая Отечественная война породила прекрасные произведения художественной литературы, запечатлевшие бессмертный подвиг народа. Многие из них включены в золотой фонд отечественной и мировой литературы . Это произведения М.Шолохова «Судьба человека», «Они сражались за Родину», А.Твардовского «Василий Тёркин», «Я убит подо Ржевом», Б.Васильева «А зори здесь тихие», В.Некрасова «В окопах Сталинграда», К.Воробьёва «Убиты под Москвой»,в.Быков «Сотников», Ю.Бондарева «Горячий снег» и другие.
5.Записи в тетради учащимися под диктовку
Слайд №5
Учитель:
Особенности военной лирики:
1.Все произведения делятся на три группы:
а) лирические ( элегия, ода, песня);
б) сатирические (высмеивающие врага);
в) лиро-эпические (баллада, поэма)
2. Отсутствует деление на гражданскую, интимную и философскую лирику
3. Создаётся образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (села, города)
4.Многогранность и глубина лирики
5.Раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла
6.Музыкальность стиха, простота его изложения
III.Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания
6.Чтение стихотворений о ВОВ наизусть учащимися
Учитель:
Уходя на фронт, солдаты помнили, что оставляют дома отцов, жён, матерей. Память о близких помогала им переносить тяготы войны. От имени всех фронтовиков военкор Константин Симонов написал стихотворение «Жди меня…»
(учащийся читает наизусть стихотворение «Жди меня»)
Учитель:
17-летние юноши и девушки, видя воочию войну, повзрослели раньше времени. Не умея пользоваться оружием, они брали их в руки, дабы встать на защиту Родины.
( учащийся читает наизусть стихотворение Булата Окуджавы «Ах, война…»)
Учитель:
За формальной простотой скрывается грубая и жестокая правда жизни. Воспевание подвига простого русского солдата- вот главная тема этого мужественного стихотворения.
( учащийся читает наизусть стихотворение Р.Рождественского «Баллада о маленьком человеке»)
Учитель:
Молодой лейтенант, командир взвода тяжёлых танков Сергей Орлов с начала ВОВ вступил в истребительный батальон народного ополчения. Стихотворение «Его зарыли в шар земной»- это памятник Неизвестному Солдату.
(учащийся читает стихотворение «Его зарыли в шар земной…»)
Учитель:
В 2010 году был проведён соцопрос «Кумир XX века». И Владимир Высоцкий – поэт, бард, актёр театра и кино - занял 2-ое почётное место. Его отец Семён Владимирович принимал участие в ВОВ, был связистом и полковником.
(учащийся читает стихотворение «Братские могилы»)
Учитель:
Анна Ахматова (настоящая фамилия- Горенко)- поэтесса со сложной судьбой. Своим предком считала легендарного хана Ахмата, от которого и образовался псевдоним. В поэме «Реквием» рассказывала об арестах невинных людей, о расстрелянном муже Николае Гумилёве и репрессированном сыне Льве. И тут ещё война, которую она встретила в блокадном Ленинграде.
(учащийся читает наизусть стихотворение «Я научилась просто, мудро жить»)
Учитель:
С началом ВОВ Борис Пастернак находился в Подмосковье и успел эвакуировать своих родных и близких, а сам прятался от бомбёжки в подвалах. Эти воспоминания легли в основу стихотворения «Страшная сказка».
(чтение учащимся стихотворения «Страшная сказка»)
Учитель:
Спасибо, ребята, за замечательные стихотворения, а теперь давайте посмотрим клип на военную тему.
IV.Продолжение работы над темой
7.Показ клипа о ВОВ
Клипмейкер- Иванов Алексей, музыка и слова- Плотникова Елена, группа «МультиКейс».
8.Исполнение песни учащимися под гитару
Песня «Война» (музыка- Илья Подстрелов, слова- Илья Панченко, группа «Фактор-2»)
7. Показ интервью у ветерана ВОВ
Интервью со старожилом села Укромное Симферопольского района, ветерана ВОВ- Волкова Василия Михайловича учащимся 11 класса
8.Слово учителя
Слайд №6
Учитель:
Были в литературе и такие поэты, которые ушли на фронт молодыми и не вернулись с поля боя, так и не успев издать ни одной книжки. Их называли поэтами-сибиряками. Это Евгений Березницкий, Георгий Доронин, Георгий Суворов, Владимир Чугунов, Константин Брянский. А такие поэты, как Борис Богатков, Волномир Кульчицкий, Муса Джалиль, хоть и не вернулись с войны, но успели издать в малом количестве свои стихотворения.
V.Итоги урока
Заключительное слово учителя
Влияние романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» пережили почти все писатели, коснувшиеся темы Великой Отечественной войны. Этим объясняется расцвет русской литературы в военное и послевоенное время, одной из главных тем которой – тема подвига.
Беседа
Учитель:
1.Ребята, почему так важно помнить подвиг нашего народа в ВОВ?
2.Что вы сегодня нового узнали на уроке?
Слайд №7
Учитель:
Позади нас войны и революции, голод и разруха. И сегодня мы-потомки славного народа , должны благодарить и помнить тех, кто отдал жизни за мирное небо над головой. Спасибо всем за внимание!
Выставление оценок
Домашнее задание
1.Выучить конспект в тетради
2.Прочитать повесть В.Кондратьева «Сашка»