Урок на тему Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура. (10 класс)


Технологическая карта урока
Учитель: Хогоева Б.Б. Предмет: Химия Класс: 10 Дата: 15.12.15.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Тема урока: Кислородсодержащие органические соединения. Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура
Цели урока: Ознакомить учащихся с составом, строением, классификацией спиртов, их номенклатурой и изомерией; дать понятие о ФГ атомов и влиянии ее на свойства атомов; продолжать формировать умения составлять формулы изомеров, давать веществам названия по систематической номенклатуре
Задачи урока:
Обучающая: дать общее представление о кислородсодержащих веществах; познакомить учащихся с классификацией спиртов, их номенклатурой и изомерией.
Развивающая: продолжить развитие коммуникативности, умений осуществлять логические умственные операции, рефлексию, работать с источниками дополнительной информации.
Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности за общую работу, творческую активность, умение работать в малой группе, выслушивать мнения одноклассников; прививать интерес к химии.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
Личностные (ЛРОООП): формирование ответственного отношения к учению; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Метапредметные (МРОООП): умение самостоятельно планировать пути достижения целей, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владение устной и письменной речью.
Предметные (ПРОООП): формирование первоначальных систематизированных представлений о кислородсодержащих веществах, их практическом применении, формирование умений объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический (демонстрация опыта), учебная дискуссия, видеометод, проблемные задания
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование и реактивы: таблицы по теме урока, шаростержневая и объемная модели молекул спиртов, реактивы для демонстрации опытов, компьютер, ноутбук, мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями для самостоятельной работы
Литература для учителя: Габриелян О.С., И.С. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс – М.: Дрофа, 2004.
Литература для учащихся: Габриелян О.С.. Химия. 10 класс. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2013
Основные этапы урока Основные цели и задачи изучения темы Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихся (с указанием УУД, которые формируются на этапе урока)
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
1.Мотивация учебной деятельности и целеполагание Организация учебной деятельности (1 мин.) Приветствует детей. Создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока. Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы урока: закончено изучение большого класса ОС, состоящих только из двух х.э. – С и Н. Помимо этих элементов, в состав ОС могут входить и другие х.э.
- Как вы думаете, какие ещё х.э. наиболее часто входят в состав ОС? Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
Самостоятельное определение
- В состав ОС могут входить О, N, Р, S и др.
Устанавливаются рабочие отношения в классе
2.Актуализация знаний. Постановка цели урока Дать представление о О-содержащих веществах: спиртах, фенолах, альдегидах, карбоновых кислотах, сложных эфирах и углеводах Начинаем изучение ОС, в состав которых помимо С и Н, входит О. Подобные соединения называются Кислородсодержащими.
Рассмотрим несколько слайдов кислородсодержащих ОС и основные области их применения.
Слайды: 1 - 6
Демонстрация опыта-опережающее обучение Умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки Готовность получать необходимую информацию Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение анализировать результаты, делать выводы: голубой осадок переходит в синий раствор – качественная реакция на многоатомные спирты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели и задач урока
3.Проблемное объяснение нового материала Познакомить учащихся с составом и строением спиртов 1.Подводит учащихся к определению темы сегодняшнего урока:
Какие соединения являются простейшими кислородсодержащими ОВ, как вы считаете?
Тема сегодняшнего урока: Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура (слайд 1)
Демонстрация моделей спиртов и показ слайдов 3, 4
Самостоятельно планируют результаты своего обучения, т.е перечисляют то, что они должны знать и уметь после изучения данной темы
Постановка вопросов
Самостоятельное определение темы урока- Простейшими кислородсодержащими соединениями являются спирты Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Ознакомить с классификацией спиртов, их номенклатурой и изомерией; дать понятие о ФГ 2. Предлагаю основные вопросы сегодняшнего урока изучать самостоятельно по группам (3 группы).
Группа 1. «Объясните термины».
Группа 2. Классификация спиртов
Группа 3. Изомерия и номенклатура
Приложение 1
Каждая группа получает карточку с заданиями и по ней работает в течение 10 минут (групповая работа). Каждый член группы должен выступить по предложенному заданию Сотрудничество в поиске и сборе информации по учебнику
Умение работать с текстом учебника; поиск и выделение необходимой информации Уметь работать в группе; уметь оформлять свои мысли в письменной форме
3.Оказывает помощь каждой группе в выполнении предложенных заданий Внесение необходимых дополнений Идет обсуждение результатов работы групп Учебное сотрудничество с учителем
Продолжать формировать умения составлять формулы изомеров, давать веществам названия по систематической номенклатуре
4.Учитель: один от группы идет к доске и делает соответствующие записи, другие отвечают на вопросы. Все остальные делают краткие записи в тетрадях по выступлению каждой группы.
После выступления каждой группы подводится итог в виде презентации
(1 группа – слайд 2, 5, 6);
(2 группа – слайд 7,8)
(3 группа – слайд 9 – 12) Проявляют устойчивый познавательный интерес Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Сотрудничество учителя и ученика
4.1.Этап первичного закрепления Закрепление полученных знаний Организует тестовый контроль знаний по вариантам;
Организует взаимопроверку (правильные ответы на внешней стороне классной доски) и взаимооценку, результаты которой заносятся в лист учета знаний учащихся.

Приложение 2. Осознание качества и уровня усвоения материала Умение применять свои знания в сложившейся ситуации Осуществление взаимопроверки (парная работа) Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
4.2.Самостоятельная (дифференцированнаяработаОрганизует дифференцированную работу, в которой задания составлены с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся
Приложение 3. Оценивают свои возможности Умение ориентироваться в своей системе знаний Умение оформлять свои мысли в письменной форме
Итоги урока. Рефлексия Подведение итогов урока Д/з. (дифференцированное) –
Приложение 4.
Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке и работу всех групп в течение урока
(экран учета знаний)
Приложение 5.
Урок окончен. Спасибо за урок.
Сегодня на уроке:
- Я выполнял задания …
- Было трудно …
- Теперь я могу…
Оценка результатов своей работы Результаты выносятся на экран учета знаний Задают уточняющие вопросы
Приложение 1.
Самостоятельная работа учащихся в группах
Группа №1 «Объясните термины» (слайды №2, 5, 6)
Самостоятельно прочитайте §20, используя слайды №2, 5, 6 выполните следующие задания:
Объясните следующие термины: спирты, предельные одноатомные спирты, функциональная группа –ОН, предельные многоатомные спирты.
Определите общую формулу предельных одноатомных спиртов и постройте гомологический ряд.
Определите, как следует правильно называть спирты составленного вами гомологического ряда
Группа №2 «Классификация спиртов» (слайд №7,8)
Самостоятельно прочитайте §20, на стр.82 обратите внимание на классификацию спиртов.
Используя слайды №7,8 презентации, изучите схему «Классификация спиртов»
Задания:
Определите спирты, используя схему классификации спиртов.
Назовите их.
Рассмотрите таблицу 7 на стр.83 и составьте первичный, вторичный, третичный спирты, имеющие состав С5Н11ОН. Может ли спирт быть четвертичным?
Группа №3 «Изомерия и номенклатура» (слайд №9, 10, 11, 12)
Самостоятельно прочитайте §20, найдите вопрос об изомерии и номенклатуре спиртов. Выполните следующие задания:
Дана формула С5Н11ОН. Составьте на ее основе по две формулы изомеров, отражающих разные виды изомерии и назовите их.
Составьте формулу 2-метилбутанола-1.
Постройте формулы его изомеров и назовите их. Постройте формулы двух его гомологов и назовите их.
Приложение 2.

ТЕСТ по теме «Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура»
1 вариант: (выберите один правильный ответ)
1) производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами называют:
А) алканами; Б) спиртами; В) алкенами; Г) сложными эфирами.
2) функциональная группа спиртов:
А) ОН; Б) NO2; В) CO; Г) COOH.
3) вещество, формула которого СН3-СН2-ОН является:
А) алканом; Б) альдегидом; В) спиртом; Г) карбоновой кислотой.
4) установите соответствие: ФОРМУЛА НАЗВАНИЕ
А) СН3 – СН3 1) этен Б) СН2 = СН2 2) этанол
В) СН = СН 3) этан
Г) СН3 – СН2 – ОН 4) этин2 вариант: (выберите один правильный ответ)
1) группы атомов, которые обусловливают характерные химические свойства данного класса веществ называются:
А) функциональными группами; Б) альдегидными группами;
В) гидроксильными группами; Г) аминогруппами.
2) названия спиртов производятся от названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса:
А) –ен; Б) –ин; В) –ан; Г) –ол.
3) вещество, формула которого СН3-СН-СН3 является:
ОН
А) алканом; Б) альдегидом; В) спиртом; Г) карбоновой кислотой.
4) установите соответствие: ФОРМУЛА НАЗВАНИЕ
А) СН3– СН3 1) алкины Б) СН2 = СН2 2) спирты
В) СН = СН 3) алканы Г) СН3 – СН2 – ОН 4) алкеныПриложение 3.
Дифференцированная самостоятельная работа по теме «Спирты»
Первый уровень:
1.Дайте названия веществ, формулы которых:
А. CH3 - OH
Б. CH3 - СH2– CH2 - OH
B. CH3 – O – CH3
Г. CH3 – CH – CH3
OH
Второй уровень:
1.Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:
CH4 → CH3Cl → C2H6 → C2H4 → C2H5OH
Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре
Третий уровень:
1.Для вещества, формула которого С5Н11ОН составьте структурные формулы изомеров, отражающие все возможные виды изомерии.
Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре
Приложение 4.
Результаты обучения
Знать Уметь
Определения понятий: спирты, предельные одноатомные спирты, функциональная группа спиртов.
Классификацию спиртов.
Явление изомерии в классе спиртов. Номенклатуру спиртов
Общую формулу предельных одноатомных спиртов Составлять гомологический ряд предельных одноатомных спиртов на основе их общей формулы
Называть спирты по структурным формулам
Строить структурные формулы спиртов по предложенным названиям
Строить изомеры спиртов и давать им названия
Домашнее задание
Первый уровень: прочитать записи, сделанные в течение урока в тетрадях; §20, упр.5-7
Второй уровень:
Построить формулу для вещества 2,3-диметилпентанол-3. Построить три его изомера разных видов изомерии и назвать их. Построить два гомолога исходного вещества и назвать их.
Назвать вещество СН3 – СН – СН2 – СН – СН3
ОН ОНТретий уровень: составить кроссворд по данной теме или тест и выполнить его.
Приложение 5.
Рефлексия: Сегодня на уроке:
Я выполнял задания …
Было трудно …
Теперь я могу …
Экран учета знаний учащихся:
№ группы
Ф.И. учащихся Самооценка Взаимопроверка
(тест) Оценка учителя
(дифференц. работа) Итого
Группа №1
1.
2.
3.
4.
5. Группа №2
1.
2.
3.
4.
5. Группа №3
1.
2.
3.
4.
5.