Конспект урока по химии на тему Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны. Номенклатура, изомерия и получение (11 класс)
Theme: Aldehydes and ketones.
The aim: изучить состав и строение карбонильных соединений – альдегидов и кетонов; рассмотреть их номенклатуру, изомерию и способы получения.
Expecting results:
All students: смогут дать определение карбонильных соединений ; смогут определить формулы альдегидов и кетонов среди других веществ.
The most students: смогут дать название альдегидам и кетонам по формуле и составить формулу по названию; будут знать виды изомерии альдегидов.
Some students: смогут составить формулы изомеров для альдегидов; смогут записать уравнения химических реакций получения альдегидов.
Resources: презентация “Альдегиды», инструктивные карточки для работы в группе, этиловый спирт, медная проволока, спиртовка, спички, пробирка.
Vocabulary: aldehyde, ketone, covalent bond, hydrogenation, catalytic hydrogenation, decomposition, IUPAC name.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап. (1 мин)
Good morning! Take your seats. I am glad to see you. How are you?
Актуализация опорных знаний. Целеполагание. (5 мин)
What have we learned at the last lesson? Do you have any question?
2.1 На доске формулы следующих веществ:
СН3 – СН2 – СН – СН3 СН2 = СН – СН – СН3 СН3 – СН – С = О
ОН СН3 СН3 Н
О СН3
СН3 – О – СН2 – СН3 СН3 – С – СН2 – СН3 СН = С – С – СН3
СН3
СН3 – СН2 – СН2 – С =О
Н
2.2 Работа с классом:
- Определите, к каким классам относятся данные соединения.
- Назовите известные вам вещества.
- Найдите среди них изомеры. Что общего в химическом строении у данных веществ (выбранных изомеров)?
- Учитель подводит к теме урока.
3. Информационно-операционный этап урока.
3.1. Понятие о карбонильных соединениях. Функциональная группа карбонильных соединений.
3.2. Самостоятельная работа учащихся с текстом: (учащиеся самостоятельно изучают текст и отвечают на вопрос после него)
An aldehyde is an organic compounds. The functional group is – C = O . It is made of a carbon double bonded to oxygen. Aldehydes are different from ketones because the carbonyl group is at the end of the molecule in an aldehyde. Ketones have the carbonyl group in the middle of the molecule.
- Каково отличие в химическом строении между альдегидами и кетонами.
3.3. Строение карбонильной группы. (Учитель задает вопросы учащимся по строению функциональной группы карбонильных соединений. Затем учащиеся работают с материалом учебника по методу «Инсерт»)- Какой вид гибридизации у атома углерода в карбонильной группе?
- Каков валентный угол?
- Какие виды связи по способу перекрывания электронных облаков?
- Сравните значение электроотрицательности углерода и кислорода. Какой можно сделать вывод о виде связи между этими атомами?
3.4. Виды изомерии альдегидов.
Учитель обращает на формулы изомеров, выбранных учащимися в начале урока и предлагает определить их вид изомерии. Учащиеся делают вывод о том, какие виды изомерии характерны для альдегидов.
3.5. Номенклатура.
Учитель по презентации объясняет правила составления названий альдегидов по номенклатуре ИЮПАК.
3.6. Работа в группах. Учащиеся работают в группах по инструктивным карточкам
Инструктивная карточка
Проведите химический эксперимент по получению уксусного альдегида окислением этилового спирта.
Для этого налейте в пробирку 2 мл этилового спирта. Прокалите медную проволоку над пламенем спиртовки. Что наблюдаете? Почему медная проволока изменила свой цвет? Запишите уравнение данной реакции. Опустите медную проволоку в раствор этилового спирта. Что наблюдаете? Проделайте это несколько раз, пока запах спирта не изменится на запах уксусного альдегида (запах зеленых яблок). Запишите соответствующее уравнение реакции.
Запишите еще способы получения альдегидов, используя материал учебника на стр. 185-186.
Составьте по одному изомеру каждого вида для вещества состава С5Н10О. Назовите эти вещества.
3.7. Домашнее задание :4. Рефлексивно-оценочный этап урока.
4.1. Самостоятельная работа по вариантам (5-7 мин)
Примерные задания:
- Выберите из предложенных формул альдегид:
СН3 – СН2 –СН –С = О СН3 – СН –СН –С = О
СН3 Н СН3 СН3 ОН
- Составьте по одному изомеру каждого вида и назовите эти вещества по международной номенклатуре ИЮПАК.
- Составьте уравнения реакции получения данного альдегида из соотвествующего одноатомного спирта.
4.2. Рефлексия. (Учащиеся по критериям успеха определяют степень достижения усвоения целей урока: достиг/стремлюсь достичь)
Критерии успеха достиг стремлюсь достичь
Я знаю, какие вещества относятся к альдегидам и кетонам и умею отличить их среди других веществ по формулам. Я умею давать названия альдегидам и кетонам по международной номенклатуре ИЮПАК. Я знаю виды изомерии альдегидов и умею составить формулы их изомеров. Я знаю способы получения альдегидов и умею записывать их уравнения реакций. Итог урока.
The lesson is over. Good lack!