Адресные рекомендации по оптимизации речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.


Адресные рекомендации, направленные на улучшение показателей речевого развития, оптимизацию психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Педагогическому коллективу:
1.Открывайте перед ребенком окружающий мир таким образом, чтобы всегда оставалось что-то недосказанным для того, чтобы ребенок смог неоднократно вернуться к тому, что он узнал.
2. Старайтесь как можно больше узнать о желаниях ребенка, привычках и предлагайте ему темы для разговоров соответственно его интересам.
3. Создавайте разнообразную среду для активизации общения детей друг с другом; интересные игрушки, коллективные настольные и двигательные игры, трудовые поручения.
4. Активно используйте сюрпризные моменты, проблемные ситуации, дидактические и развивающие игры, самостоятельную деятельность, кружки, ко-торые позволяют детям реализовывать свои творческие способности.
5. Поддерживайте желание детей по собственной инициативе рассказывать о ком-то или о чем-то в игровой деятельности, на занятиях и в обыденной жизни.
6. Стимулируйте желание ребенка использовать в речи слова-обращения, этикетную лексику при вступлении в разговор, спрашивать о чем-то, оречевлять свои просьбы, извинения, предложения.
7. Направляйте педагогический процесс на использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, сложных слов.
8. Формируйте, уточняйте и дифференцируйте знания детей о семантическом значении слов и их правильном использовании в речевом контексте.
9. Давайте ребенку возможность проявлять моральные, интеллектуальные, эстетические эмоции, которые являются основой ценностных ориентаций, связанных с человеком и другими субъектами общения (природой, искусством, предметным миром).
10. Формируйте навыки культурного поведения при разговоре со сверстниками и взрослыми.
11. Осуществляйте целенаправленную работу, направленную на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Родителям:
1. Как можно больше общайтесь с детьми, обогащайте их опыт положительными впечатлениями во время прогулок, экскурсий, интересных наблюдений в социальной, культурной и окружающей среде.
2. Рассказывайте детям как можно больше о себе (своем обучении, работе, увлечениях), родственниках (где живут, кем работают, кем приходятся ребенку), людях, окружающих ребенка вне семьи. Чаще делитесь с детьми воспоминаниями о своем детстве, любимых играх, друзьях детства, интересных жизненных ситуациях.
3. Организовывайте с детьми специальные речевые игры для развития различных сторон устной речи («Посчитай, сколько», «Скажи наоборот», «Что из чего» и т. д).
4. В повседневной жизни активно расширяйте запас слов-обобщений в процессе проведения игровых упражнений: «Назови одним словом», «Что лишнее?».
5. В общении с детьми следите, правильно ли они согласовывают между собой слова в словосочетаниях и предложениях, своевременно и корректно исправляйте ошибки и включайте детей в создаваемые взрослыми ситуации общения.
6. В повседневной жизни не довольствуйтесь лаконичными высказываниями детей, побуждайте их к построению развернутых предложений.
7. С целью отработки правильного звукопроизношения разучивайте с детьми чистоговорки и скороговорки.
8. Играя с детьми в слова, предлагайте им задания на выделение первого и последнего звука в именах, названиях игрушек или других предметов окружающей среды, совместно с детьми определяйте последовательность звуков в слове, ищите заданный звук в словах-названиях предметов, картинок и т.д.
9. Создайте семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне с обсуждением впечатлений, текущих проблем, достижений, планированием совместных мероприятий для взрослых членов семьи и детей. Побуждайте детей не только к ответам на поставленные вами вопросы, но и к самостоятельной их постановке.
10. Приучайте детей быть вежливыми в разговоре, беседах со взрослыми и детьми. Подавайте пример того, как нужно вести диалог за столом, в гостях, по телефону. Практикуйте ненавязчивый анализ текущего диалога с помощью вопросов «Внимательно ты меня слушал?», «Что тебе непонятно?», «Какие у тебя есть вопросы ко мне?».
11. Активно используйте возможности семьи для привлечения детей к составлению связных рассказов: описание игрушки или блюда, которые понравились в гостях; описание воображаемых вещей (автомобиля будущего, фасонов бальных платьев для Золушки, комнаты Незнайки и Знайки), рассказы по сериям семейных фотографий (о новогоднем празднике в детском саду, летнем отдыхе) и т.д.
12. Читайте детям произведения детской художественной литературы, интересуйтесь новинками книжного рынка и периодики для дошкольников, привлекайте детей к их выбору и приобретению.
Психологу:
1. Старайтесь организовывать обеспечение своевременной помощи родителям и детям относительно речевого развития и саморазвития каждого ребенка.
2. Учите детей использовать разнообразные средства общения: вербальные и невербальные (мимические, пантомимические), интонационные.
3. Развивайте умения детей контролировать, оценивать, анализировать свою речь.
4. Обеспечивайте эффективное использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения с целью развития коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
5. Постоянно осуществляйте наблюдения за изменениями в коммуникативно- речевом развитии детей в процессе жизненных ситуаций, игровой деятельности, речевых упражнений.
6. Предлагайте детям развернуто рассказывать о себе, своих друзьях в кругу сверстников и взрослых.
7. Направляйте педагогический процесс на умение вести диалог:
-ставить вопросы, отвечать на них,
- поддерживать разговор, высказывать свои мысли.
8. Развивайте у детей понимание коммуникативного поведения собеседника (его эмоциональных проявлений, настроения и намерения).
9. Учите детей презентовать себя окружающим, используя при этом интонационные и невербальные средства выразительности.