Реферат по теме Имидж спортсмена


Реферат по дисциплине:
«Менеджмент физической культуры и спорта»
По теме:
«Имидж спортсмена. Факторы, влияющие на него.» Исполнитель:
Пинжина Оксана Ивановна
Содержание:
Введение………………………………………………………….. Стр.2
Имидж. Основные понятия…………………………………….. Стр. 4
Новая наука имиджеология……………………………………. Стр.6
Функции имиджа………………………………………………… Стр. 7
Значение и использование имиджа в спорте…………………. Стр.8
Уровни построения имиджа в спорте…………………………. Стр. 10
Факторы имиджа спортсмена………………………………….. Стр. 12
Заключение……………………………………………………….. Стр. 14
Список литературы……………………………………………… Стр. 15
Введение
В 60-е гг. американский экономист Болдуинг ввел в оборот понятие «имидж» и обосновал его необходимость в деловом преуспевании. Сегодня понятие «имидж» начинает набирать обороты. Если совсем недавно мы могли говорить об имидже организации, человека, использовать имидж для продвижения по карьерной лестнице, то сегодня это понятие начинает входить в новые сферы жизни.
Так, данная работа «Имидж спортсмена. Факторы влияющие на него.» говорит о новых современных тенденциях в мире. Цель – получить новые знания о понятии «имидж спортсмена» . Данной теме пока посвящено мало работ, но профессиональные имиджмейкеры уже занимаются имиджем определенных спортсменов, которые становятся известными всему миру. Мы все можем наблюдать, каким образом грамотно построенный имидж помогает им продвигаться в жизни и делать из спорта бизнес.
  Спортсмены зачастую - это люди, зацикленные только на спорте. У них практически не может быть других интересов и не хватает времени на семью и остальное. Применительно к спортсменам (особенно занимающимся одним видом спорта), понятие имидж можно определить как стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенную группу людей (в данном случае спортсменов).
В целом существует стереотип, что профессиональный спортсмен и в повседневной жизни одевается по-спортивному, не в состоянии говорить на хоть сколько-то отдаленные от спорта темы. Однако на эту тему можно посмотреть с другой стороны и использовать их достижения как положительный пример.
Вечны вопросы, которые волнуют самую разную общественность: "Есть ли смысл делать ставку на спорт высших достижений?"; "Как развивать массовую физическую культуру и оздоровительный спорт?". В многочисленных публикациях обсуждается широкий круг вопросов, связанных с данной проблемой. Зачастую результат проявляется в пренебрежительном отношении общественности, в том числе непосредственно руководителей, к проблемам развития спорта и физкультурно-массовым формам активности населения.
Еще не так давно находясь на вершине спортивного Олимпа, человек мало заботился о том, какие чувства вызывает его персона у общественности. Сегодня же, когда физкультурно-спортивные услуги все больше приобретают форму товара и спорт активно используется в рекламной индустрии, благоприятный, привлекательный имидж спортсмена становится одним из тех факторов, которые определяют его материальное благосостояние.
Центральным понятием в имиджелогии, предметом которым она занимается, является, естественно, имидж.
Имидж команды спортсменов непосредственно связан с такими психологическими процессами, явлениями и образованиями как сплоченность, коллектив, взаимозаменяемость. Имидж тренера во многом зависит от его квалификации и авторитета, вклада в развитие теории и методики спорта. Имидж спортсмена представляет за рубежом его страну, ее культуру, систему подготовки; является показателем его спортивного характера, воли, собранности, честности и т.д.
Все вышеотмеченное подчеркивает то огромное значение, которое приобретает сегодня проблема имиджа спорта для поднятия престижа и авторитета государства, воспитания молодежи, развития как профессионального, так и любительского спорта.
Имидж. Основные понятия.
Слово «имидж» в переводе с английского означает «образ» или «изображение». Тогда как на самом деле в это понятие вкладывается гораздо больше. Создавая определенный имидж, мы создаем визуальное впечатление. Имидж - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Л. Браун относит к имиджу, как внешность, так и поставленный голос, умение держаться, выступать перед публикой и вести диалог. И в самом деле люди судят о нас от того, как мы выглядим, что делаем, как говорим, как ведем себя в обществе. Все это составляющие имиджа. Так, в имиджеологии (о ней мы будем говорить позже) существует формула «80-20», где 80 - это эффект воздействия в общении людей визуальных характеристик, а 20 - эффект речевого воздействия. Первыми поняли, что удачный имидж - синоним жизненного успеха, практичные американцы. И принялись активно "создавать хорошее впечатление". 
Имидж - это визуальная привлекательность личности. Счастлив тот, кому привлекательный имидж дан от Бога. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Без него не достичь крупных успехов в любой сфере деятельности, не постичь радости человеческого общения и понимания.
Важно отметить, что имидж – многофакторный феномен. С одной стороны каждый фактор воздействует на человека одновременно по нескольким каналам, а с другой стороны, - человек, оперируя многослойными структурами, может обрабатывать каждую из них отдельно и откладывать в своем восприятии на отдельной полочке. При построении имиджа необходимо учитывать не только параметры основной деятельности человека, но и многочисленные составляющие его образа.
Частью культуры делового общения является создание привлекательного имиджа. Без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе. Слово «имидж» прочно вошло в наш быт, оно употребляется в разговорной речи, мелькает в прессе. Тем не менее не редко встречаются деловые люди, политические деятели и представители спорта, которые не придают значения своему имиджу или отводят ему второстепенную роль. Это свидетельствует о недостаточном уровне их общей культуры.
Одним из первых, кто ввел это понятие в специальную русскоязычную литературу, был О. Феофанов. В своей известной книге «США: реклама и общество», опубликованной в 1974 году, он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Интересно отметить, что этот термин, органично вошедший в современный предпринимательский и политический сленг, почти не встречается в таких фундаментальных трудах американских авторов, как "Основы маркетинга" Ф. Котлера, "Реклама: теория и практика" Ч. Сэндиджа, В. Фрайбургера, К. Ротцола, где, казалось, сам Бог велел ему быть.
Но, так или иначе, слово имидж прочно вошло сегодня в русский и другие славянские языки. Об этом можно судить по тому, как широко им пользуются в настоящее время рекламисты, журналисты, социологи, политологи, специалисты ПР и др.
В литературе, посвященной проблеме имиджа, встречаются различные определения этого понятия. М. Поплавский пишет: "имидж – это общее впечатление, которое оказывает человек на окружающих. Ваш имидж – это восприятие Вас другими людьми". Г. Почепцов характеризует имидж как "взгляд другого, восприятие меня другими", как "знаковый заменитель, отражающий основные черты человека". Л. Браун определяет имидж как путь к успеху. О. В. Данчеева и Ю. М. Швалб подчеркивают, что имидж - это набор значений, благодаря которым какой-либо объект становится известным и, с помощью которых люди определенным образом описывают его, запоминают, относятся к нему. Они рассматривают имидж как систему представлений людей о каком-либо объекте. Наиболее часто в литературе встречаются следующие определения.
Имидж – это искусственно сконструированный по определенным правилам и со специальными целями образ (политика, партии, бизнесмена, спортсмена, фирмы, спортивной команды, учреждения, руководителя и т.д.). Имидж – это образ, который целенаправленно формируется и оказывает эмоционально-психологическое воздействие на определенных лиц с целью популяризации, рекламы и т.д. Имидж – это визуальная привлекательность личности. В словаре "Психология" ( Москва, 1990 ) читаем такое определение имиджа: сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
С точки зрения социологии, имидж - это мнимое положение человека относительно других.
Имидж - понятие многогранное и сложное. В рекламе существует закон: при продаже одинаковых продуктов с одинаковыми свойствами (то ли это стиральный порошок, то ли мыло) должны быть представлены не реальные характеристики, а имидж данного продукта.
Новая наука имиджеология.
Действительно, появление людей (имиджмейкеров), для которых уже создание имиджа является работой. Разработка определенных средств и методов по созданию имиджа говорит о том, что создается новая наука имиджеология. Конечно, данная наука еще находится на стадии своего формирования. Еще не определены четко все сферы в жизни, в которых уместно ее использование. Так, например, создание имиджа в спорте дело для нас совсем новое. Поэтому мы в дальнейшем и попытаемся определить закономерности создания имиджа именно для этой сферы.
Итак, новая наука имиджеология - наука о том, как придать своему облику эффект личного обаяния за счет изменения визуального восприятия этого облика другими людьми. Имиджелогия - сугубо прагматическая дисциплина. Блез Паскаль как-то писал о соотношении «способа убеждать» и «способа понравиться», отмечая при этом, что из двух равных способов воздействия на людей наиболее эффективный - последний. Выделив непосредственно науку теперь необходимо выделить функции, которые эта наука выполняет.
Функции имиджа.
Функции имиджа разделяются на две категории: ценностные и технологические. Кратко рассмотрим их
Ценностные функции имиджа:
1. Личностно-возвышающая
Благодаря положительному имиджу создается облик личности, который подчеркивает ее духовное достоинство, визуально опредмечивает ее лучшие душевные характеристики и в целом демонстрирует ее индивидуальную незаурядность.
2. Психотерапевтическая
Личность, обладающая обаянием, обречена на людское внимание и признание, что пополняет, а в ряде случаев восстанавливает ее биоэнергетику, о чем свидетельствует ее устойчивое положительное настроение, оптимизм в достижении своих целей и уверенность в себе. Реализация ценностных функций имиджа ориентирована на создание в самой личности так называемой подъемной силы, за счет которой она с меньшими психофизическими затратами добивается жизненного успеха и общается с людьми.
Субъективное предназначение ценностных функций имиджа.
Создание такого выразительного личного облика, который располагал бы к себе людей, а значит, облегчал им общение с таким человеком, стимулировал быть с ним более открытым (доверять свои взгляды и желания, рассчитывать на понимание своих проблем, выражать ему симпатии).
Объективное предназначение ценностных функций имиджа.
По свидетельствам очевидцев, Мэрилин Монро не обладала ярким актерским талантом, но посмотреть на нее стремились люди различных социальных слоев, вплоть до глав государств. Подобный успех объясняется прежде всего неповторимостью и личностной яркостью. Этот пример лишний раз подтверждает, как много значит обладать бесценным даром нравиться людям. Понятно, что не всем дано иметь такие мощные генетические задатки или развитые способности быть обаятельным. В этой связи возникает вопрос: насколько возможно каждому человеку обладать таким имиджем? И, кстати, этот вопрос волнует очень многих, ведь не каждый человек имеет яркую внешность, красноречие, является жизненно преуспевающими.
Технологические функции имиджа:
1. Социальная адаптация
Благодаря правильно подобранному имиджу возможно быстрое вхождение в конкретную социальную среду, расположение к себе людей, достижение с ними самых продуктивных и доброжелательных контактов.
2. Высвечивание лучших личностно-деловых характеристик
 Это значит подчеркнуть свои наиболее привлекательные качества, вызывая у людей доверие, симпатию и обращая их внимание на свои профессиональные достоинства.
3. Сглаживание или сокрытие негативных личностных данных
То есть посредством одежды, прически, макияжа, великолепных манер поведения отвлечь взгляд людей от собственных недостатков.
4. Концентрация внимания людей на себя
Другими словами, умение «светиться» людям всегда обращает их внимание к тому, кто излучает неординарность и доброжелательность, а значит, они будут заинтересованы в общении и работе именно с такой личностью.
5. Расширения возрастного диапазона общения
Это означает не замыкание личности в своем возрастном имидже, визуальное свидетельство современных манер общения и соблюдения последних тенденций моды, что позволит расширить круг контактов и успешно заниматься профессиональной деятельностью в разновозрастных социумах.
 
Значение и использование имиджа в спорте.
Подходя к вопросу о значении и использовании имиджа в спорте, необходимо отметить, что несмотря на важность и актуальность этой проблемы, до настоящего времени ей не было уделено должного внимания со стороны имиджмейкеров, специалистов в области ПР, спортивных психологов и др.
На проходящем в Киеве Олимпийском конгрессе (1996 г.), посвященном 100-летию Олимпийских игр, среди множества вопросов, касающихся перспектив развития Олимпийского спорта, были подняты такие, которые непосредственно связаны с рассматриваемой проблемой: коммерциализация Олимпийского спорта и массовое привлечение людей к занятию спортом.
Реалии сегодняшнего дня говорят о том, что государственные, коммерческие организации уделяют исключительное внимание формированию своего имиджа, особенно имиджа руководителей и персонала.
Что касается коммерциализации спорта, новый виток которой начался в 1991 году, необходимо подчеркнуть, что любая коммерческая деятельность с целью получения наибольшей прибыли требует привлечения специалистов в области рекламы, ПР, имиджмейкеров. Конечно, имидж спорта в этом контексте приобретает четкие, конкретные очертания, и при более детальном рассмотрении здесь имеют место нежелательные моменты. Как правило, инициативу в формировании имиджа берет на себя фирма, обслуживающая данную спортивную команду или спортсмена. В большинстве случаев из поля зрения общественности исчезает сама личность спортсмена, а остаются лишь те детали, которые способны привлечь наибольшее количество людей: экипировка спортсмена, его участие в рекламе фирмы, в престижных соревнованиях, наличие долгосрочного контракта с этой фирмой и т.д.
Таким образом, имидж спортсмена выводится за рамки его спортивной деятельности, т.е. общественность и, в частности, болельщики начинают увязывать личность спортсмена с определенной фирмой и ее коммерческой деятельностью.
Противоположные цели преследуют те, кто занят формированием имиджа, связанного с привлечением людей к занятиям спортом. И, если в первом случае главным является вопрос получения наибольшей прибыли от деятельности спортсмена, то во втором случае важным представляется целый комплекс проблем: возраст и интересы физкультурников, болельщиков, зрителей, географическое, экономическое положение страны и многое другое. В связи с этим формирование имиджа спорта в стране представляет собой очень сложный процесс, требующий учета большого количества факторов.
Уровни построения имиджа в спорте.
Проблему имиджа спорта следует рассматривать по таким основным аспектам: психологический, педагогический, профессиональный, физиологический, коммуникативный, социологический, политологический.
В психологическом аспекте эта проблема в основном связана с изучением таких вопросов, как роль познавательной функции психики в создании имиджа; особенности создания имиджа как системы ярких ощущений, восприятий и представлений; роль мышления, эмоций, памяти, речи, воображения в процессе создания имиджа в спорте; роль потребностей, подсознания в формировании имиджа; зависимость имиджа спортсмена от проявления его темперамента, характера, воли, возможности саморегуляции, саморасслабления, самовнушения; коррекция личностного имиджа спортсмена, тренера; роль в формировании имиджа таких качеств, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость; роль эффективного невербального общения в процессе создания имиджа; особенности действия обыденного (энергетичность) и теоретического (информационность) сознания в формировании разновидностей имиджа в спорте; роль эффектов фасцинации, аттракции и психологических свойств цвета в процессе создания имиджа.
Психологический аспект проблемы имиджа в спорте затрагивает следующие вопросы: выработка эффективных моделей поведения спортсменов, тренеров, спортивных руководителей, менеджеров; учет психологии толпы в процессе создания имиджей в спорте; особенности воздействия на сознание, подсознание людей в процессе формирования имиджа в спорте; поиск и изучение активных средств психологического воздействия с целью формирования имиджа спорта; роль и возможности нейролингвистического программирования (НЛП) в формировании имиджа в спорте; психологические условия формирования личностного имиджа спортсмена, тренера, спортивного менеджера; психологическая подготовка к работе с представителями средств массовой информации и др.
Педагогическая сторона имиджа в спорте непосредственно отражает такие важные проблемы, как воспитание через спорт чувства любви к своей Родине, государству; формирование и усиление престижа, имиджа государства через успехи на спортивной арене. Уровень развития спорта в государстве является показателем его демократизации, его возможностей и успехов. История нашей цивилизации говорит о том, что во все времена воспитание подрастающего поколения неразрывно было связано со спортом.
Профессиональный аспект проблемы имиджа в спорте характеризуется главным образом, изучением инструментария деятельности, связанной с формированием имиджа (позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, акцентирование информации, архаизация, дистанцирование, метафоризация, визуализация и т.д.). Этим занимается имиджелогия, а используют указанный инструментарий специалисты в этой области – имиджмейкеры и работники ПР.
Основным предметом изучения физиологических особенностей создания имиджа в спорте являются проблемы функциональной готовности быть носителем определенного имиджа в спорте; физиологических механизмов регуляции процессов формирования имиджа; влияния физиологических качеств спортсмена на его имидж в спорте; физиологические реакции организма на различные воздействия, связанные с наличием определенного имиджа.
Коммуникативный аспект проблемы - это изучение роли общения в формировании имиджа в спорте, закономерностей и особенностей распространения информации в процессе создания имиджа, особенностей функционирования информации в средствах массовой информации (СМИ), значения самих СМИ в процессе формирования имиджа в спорте.
Социологический аспект проблемы отражает стремление изучить закономерности возникновения и развития имиджа в спорте в рамках социологии спорта, его место в мировой структуре; влияние на формирование имиджа в спорте разнообразных социальных образований, различных по сложности социальных систем, форм общности, социальных институтов, процессов; изучить особенности формирования имиджа в такой специфической области труда и деятельности, как спорт. В политологическом плане рассматриваемая проблема в основном связана с изучением закономерностей формирования политического имиджа страны за счет использования престижного имиджа ее спортсменов, отдельных видов спорта, достижений спортивных команд на различных международных соревнованиях, Олимпийских играх; влияния на формирование имиджа спорта разнообразных общественных объединений и политических партий; особенностей процесса формирования имиджа спорта в зависимости от форм государственного правления (монархия, республика и т.д.), политических режимов (тоталитаризм, авторитаризм, демократия и т.д.), в зависимости от форм государственного устройства ( унитарное государство, федеративное государство и т.д.).
Определенный интерес представляет изучение социально-психологических особенностей формирования имиджа спорта в условиях действия таких факторов, как демократизация, коммерциализация, профессионализация, эмансипация и гигантизм.
Необходимо также отметить, что с появлением профессионального спорта как одного из направлений современного спортивного движения, где спортивные соревнования организовываются как шоу с целью получения максимальной финансовой прибыли, взгляды на имидж спортсмена и спорта в целом существенно изменились. Частые драки на спортивной арене (хоккей, американский футбол), некорректные заявления в адрес своих соперников (бокс), признаки «звездной болезни» (теннис, формула 1) и другие отрицательные факторы умышленно используются спортсменами и их имиджмейкерами с целью привлечения к себе внимания широкой аудитории и получения больших доходов.
В новых социально-экономических условиях деятельность, направленная на формирование имиджа в спорте, приобретает особую значимость как в сфере привлечения детей и молодежи к занятиям спортом, так и в сфере профессионального спорта с целью получения максимальной прибыли. Создание имиджа невозможно без учета его психологических основ, в первую очередь закономерностей формирования представлений. Имидж, который удалось создать с учетом отмеченных факторов, позволит расширить сферу распространения спорта среди населения, а также будет способствовать развитию коммерческой деятельности спортсменов.
Факторы имиджа спортсмена.
Всем понятно стремление людей к славе, власти, всеобщему признанию, но эти амбиции должны подкрепляться соответствующей "амуницией". Под ней следует понимать общую культуру, нравственную мотивацию поступков, научно-профессиональную компетентность. Обладатели такой "амуниции" - интеллектуальные, незаурядные личности, которым все это позволяет достигать больших успехов в своей профессиональной деятельности.
Обретение профессионального имиджа - не самоцель для делового человека, бизнесмена, лидера, спортсмена, однако наличие такового составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл. Забота о своем имидже - это стремление запечатлеть его в сознании людей, лучшая самопрезентация.
Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но в отличие от последнего, включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, имидж говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе.
Имидж, в конечном счете, – это впечатление, которое производит личность, организация на одну или несколько групп общественности. Умение дать оценку того, как будут восприняты и интерпретированы какие-либо факты, сведения, действия относительно личности, организации той или иной группой людей, является важнейшей психологической основой управления имиджем в спортивной системе.
Из огромного количества имиджей в спорте в гносеологическом и психологическом плане можно выделить следующие основные группы: имидж Олимпийского спорта, имидж спорта в Древнем мире, имидж спорта в период нового времени (ХVІІ-ХVІІІ вв.), имидж спорта в период между двумя мировыми войнами, имидж спорта в бывшем СССР, странах СНГ, имидж спортсмена, имидж тренера, имидж спортивной команды и др.Определенный интерес представляет изучение социально-психологических особенностей формирования имиджа спорта в условиях действия таких факторов, как демократизация, коммерциализация, профессионализация, эмансипация и гигантизм. Необходимо также отметить, что с появлением профессионального спорта как одного из направлений современного спортивного движения, где спортивные соревнования организовываются как шоу с целью получения максимальной финансовой прибыли, взгляды на имидж спортсмена и спорта в целом существенно изменились. Частые драки на спортивной арене (хоккей, американский футбол), некорректные заявления в адрес своих соперников (бокс), признаки «звездной болезни» (теннис, формула 1) и другие отрицательные факторы умышленно используются спортсменами и их имиджмейкерами с целью привлечения к себе внимания широкой аудитории и получения больших доходов.
В новых социально-экономических условиях деятельность, направленная на формирование имиджа в спорте, приобретает особую значимость как в сфере привлечения детей и молодежи к занятиям спортом, так и в сфере профессионального спорта с целью получения максимальной прибыли. Создание имиджа невозможно без учета его психологических основ, в первую очередь закономерностей формирования представлений. Имидж, который удалось создать с учетом отмеченных факторов, позволит расширить сферу распространения спорта среди населения, а также будет способствовать развитию коммерческой деятельности спортсменов.
Заключение.
Имидж в спорте – это образ спортсмена, тренера, команды и т.д., который целенаправленно или стихийно формируется и оказывает психологическое воздействие на различные социальные группы, связанные со спортом.
Целенаправленно формируемый имидж в спорте используется в целях популяризации (или дискредитации) спортсмена, тренера, команды и т.д.
Проблема имиджа в спорте является комплексной, многогранной и содержательной. Ее можно анализировать по таким уровням: имидж спорта; имидж спортивной команды; имидж тренера; имидж спортсмена.
Этот имидж может проявляться через информацию в СМИ, общественное мнение, представления спортсменов, болельщиков, поклонников, любителей, тренеров и т.д.
Формирование имиджа спорта, имиджа спортивной команды, имиджа тренера, имиджа спортсмена может происходить посредством действия целого комплекса разнообразных факторов. Это могут быть государственные программы, государственное финансирование, система образования, воспитания и аккредитации, повышение квалификации, система тренировок, деятельность СМИ, крупных спортивных клубов, тренеров, спортсменов, болельщиков, поклонников.Проблемами, которые придется решать в ходе формирования требуемого имиджа, будут финансовые, социальные, политические, расовые, национальные, психологические.

Список литературы
1. Зуев В.Н. Менеджмент и менеджеры отечественной сферы физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. Учеб.-метод. объединением по образованию в области физической культуры и спорта. – М.: Физическая культура, 2006. – 387 с. http://www.biblion.ru/product/1053957/
2.Гуськов С.И. Спонсор и спорт. С.И Гуськов. – Москва, 1995- 68с.
3.Гуськов С.И. Спортивный маркетинг. С.И Гуськов. – К., 1996-48с.
4.Платонов В.Н. Олимпийский спорт. В.Н Платонов. – К., 1996- 23с.
5.Почепцов Г.Г. Профессия – имиджмейкер. Г.Г Почепцов – К., 1998-56с.
6.Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: Учеб. Пособие // А.В. Починкин. – Малаховка: МГАФК, 2010. – 210 с. http://rucont.ru/efd/280564