Организация недели физики. Программа и содержание недели.
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕДЕЛИ ФИЗИКИ
Программа и содержание неделиПОНЕДЕЛЬНИКОткрытие недели на утренней торжественной линейке:
Поздравление учащихся с началом недели (директор школы);
Короткий рассказ о значении науки физики (учащийся XI класса, призер олимпиад);
Сообщение о плане проведения недели (учитель физики);
Призыв к активному участию в мероприятии.
Конкурс кроссвордов и ребусов.
Театрализованное представление «Без знания физики удачи не видать!»
Биофизическая викторина.
ВТОРНИКПроверь себя! Тема «Физика и компьютер». ,7-8кл
Конкурс моделирования физических процессов на ЭВМ, и презентаций, созданных в программе Power Point (IX- XI кл), 9-11кл
СРЕДА
Конкурс на лучший рисунок «Физика вокруг нас» ,5-6кл
«Час занимательных опытов»4-6кл,9кл
«Физический бой» , 9-10кл
ЧЕТВЕРГ
Конкурс школьных физических стенных газет, 7-9кл
Научно практическая конференция: защита проектов и исследовательских работ, 7-11кл
Многоэтапная эстафета «Старт в физику!»,7кл
ПЯТНИЦА
Творческая олимпиада учащихся VII—XI классов.7-11кл
СУББОТА
Физический вечер. В программе: КВН, открытие монумента «Физика», конкурсы, загадки., 9-11кл
График открытых уроков и внеклассных мероприятий
№ Содержание работы Классы Сроки проведения Ответственные
1 «Парад физических явлений», нестандартный урок 7г 3.12.15 Медведникова Н.А.
2 «Путешествие в страну Кинематика», урок-путешествие 8в 4.12.15 Нурмухаметова Х.Р.
3 «Физика и медицина», пресс-конференция
11а 6.12.15 Высоцкая О.Ф.
4 Биофизическая викторина
7-11кл 3.12.15 Нурмухаметова Х.Р.
5 Театрализованное представление «Без знания физики удачи не видать!» 9кл 3.12.15 Медведникова Н.А.
6 Проверь себя! Тема «Физика и компьютер». 7-8кл 4.12.15 Нурмухаметова Х.Р.
7 Конкурс моделирования физических процессов на ЭВМ, и презентаций, созданных в программе Power Point 9-11кл 4.12.15 Медведникова Н.А.
8 Конкурс на лучший рисунок «Физика вокруг нас» 5-6кл 5.12.15 Медведникова Н.А.
9 «Час занимательных опытов». 4-6кл,9кл
5.12.15 Высоцкая О.Ф.
10 «Физический бой» 9-10кл 5.12.15
Нурмухаметова Х.Р.
11 Научно практическая конференция: защита проектов и исследовательских работ. 7-11кл 6.12.15 Высоцкая О.Ф.
12 Многоэтапная эстафета «Старт в физику!», 7кл 6.12.12 Медведникова Н.А.
13 Творческая олимпиада учащихся 7-11кл 7.12.15 Высоцкая О.Ф.
14 Физический вечер. 9-11кл 8.12.15
Высоцкая О.Ф.
Анализ
Проведения декады по физике.
Декада физики проходила с 21 по 31 ноября 2015г.
Цель:
Развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности, расширение кругозора, повторение пройденного материала, дать возможность учащимся «прожить» изученный материал во внеклассных мероприятиях, дать возможность учениками проявить свои способности; выявить эрудитов, конструкторов, теоретиков.
Формировать:
умение совместной деятельности: согласование и координация своей деятельности с другими учениками;
умение использования знаний в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности своей жизни;
положительных мотивов и потребности к заботе о своем здоровье, готовности вести здоровый образ жизни;
умения оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных правовых норм, эстетических ценностей;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информаций. Владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение;
определение собственной позиции к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Появление интереса к изучаемому – мощнейшей мотивационный фактор успешной учебы. Один из эффективных способов его становления – систематическое проведение предметных декад. Учителями физики применялись разнообразные формы и методы проведения:
- Выпуск газет «Физика – народному хозяйству»
- Конкурсы физических газет, рефератов, самодельных приборов «Своими руками»,
- Открытые уроки
- Внеклассные мероприятия.
Цель проведения декады, развитие познавательного интереса школьников, их активности, расширение кругозора, повторение пройденного материала, развитие творческих и исследовательских способностей; дать возможность школьникам проявить свои способности.
Была спланирована работа декады. ( Анализ работы декады прилагается.)
Были спланированы открытые уроки и творческие задания ученикам.
При планировании открытых уроков учителя уделяли особое внимание совершенствованию форм и методов организации урока: уроки - путешествия, научно-практические конференции, парады. При проведении уроков главным является не получение ответов на предложенные вопросы и задачи, а развитие умения учеников мыслить, т.е. осуществлять процесс поиска ответов, используя имеющиеся теоретические знания.
Удивительным для учеников 8кл. был нестандартный урок «Парад физических явлений», - учитель Лазарев С.П.
За десять дней до урока каждый учащийся подает учителю заявку на участие в параде. Демонстрируемый опыт должен быть новым, не описанным в учебнике и не показанным на уроке. Это великая проблема для ребят. Ученикам нужно думать, искать, самим «изобретать» опыт. В помощь им в кабинете физики сделана выставка методической литературы (журналы «Физика в школе», Юный техник», «Наука и жизнь», газета «Физика» за многие годы, книги для учителя). Следующий этап - подобрать оборудование и найти правильное, научное, «законное» объяснение опыта, на кодоплёнке подготовить нужные записи и схемы, подобрать соответствующую музыку (какой же парад без музыки?). Например, опыт по переменному электрическому току идёт под «Леткуеньку», по силе, работе - под «Эй, ухнем», по движению молекул - под «Полёт шмеля» Н.А.Римского-Корсакова.Каждый ученик начинает своё выступление словами: «На параде физических явлений я буду демонстрировать...» Опыт показывается быстро, отлично, чётко. Заранее подготовленные помощники (из товарищей) помогают. Оправдания типа «у меня дома (или «до урока») всё получалось» не принимаются. После демонстрации ученик научно обосновывает опыт и рассказывает, где показанное явление применяется на практике или наблюдается в природе, отвечает на вопросы. До парада ученики консультируются с учителем и с его помощью готовятся к ответам на возможные вопросы (на параде ведь «спотыкаться» не принято).
Урок - конференция «Вселенная - взгляд с Земли» в 116 классе (учитель О.Ф.Высоцкая) позволяет обобщить знания по важнейшим разделам астрономии, ознакомить учащихся с различными способами познания окружающего мира (созерцательным, исследовательским, философским), формирует мировоззрение учащихся.
Урок состоит из шести этапов. На каждом этапе урока выступает со своим рефератом один ученик (или группа учеников). Рефераты распределены по следующим темам: «Взгляд поэта», «Взгляд музыканта», «Взгляд художника», «Взгляд инженера», «Взгляд ученого», «Взгляд философа». В ходе урока ученики должны увидеть, что путь накопления знаний, их обобщения долог и непрост. Ответить на вопрос о том, как устроен мир, значит определить и свое место в этом мире. В конце урока - семинара «Вселенная - взгляд с Земли» ученикам предложено написать домашнее сочинение на тему «Человечество во Вселенной».
Урок окрашивает сам процесс обучения, воспитывает у учеников сознательное отношение к окружающему миру и к среде обитания человечества.
На уроке пресс-конференции в 11 г классе «Физика и медицина» (учитель Высоцкая О.Ф.) акцентируется внимание на все более широком использовании физики в медицине.
Для проведения урока сформирована инициативная группа учащихся, в обязательность которой входят подготовка и проведение мероприятия. В ее составе ведущий, «физик» (знающий возможности использования физических методов в медицине), «медик» и «врач» (знающие конкретную методику диагностики и лечения различных заболеваний), участники пресс-конференции (задающие «из зала» вопросы). В процессе подготовки все знакомятся с литературой, идут на экскурсию в физиокабинеты лечебного учреждения (организовывают родители).
Участники составляют вопросы, специалисты - «физик» и «медик» - готовят ответы на них.
На уроке выяснен большой круг вопросов, касающихся применений физических методов в медицине, прояснивших физические основы диагностики и лечения многих заболеваний.
Урок способствует формированию положительных мотивов и потребности к заботе о своём здоровье, готовности вести здоровый образ жизни; умению использования знаний в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности своей жизни.
Урок «Путешествие в страну Кинематика» в 9в классе (учитель Нурмухаметова Х.Р.) явился своего рода путешествием в мир знаний - он дает возможность всем проявить себя, даже ребятам с низким уровнем знаний. Успех урока зависел от умения быстро и содержательно отвечать на поставленные вопросы, сопоставлять различные факты. Урок связан с взаимодействием учеников и итог его зависит не только от знаний, но и от умения слаженно работать, правильно распределять роли, выслушивать других, щрганизовывать свои действия.
Научно – практическая конференция «Рентгеновские лучи» в 11а классе (учитель Бутузова Л.Г.) в интересной форме закрепляют знания, полученные по этой теме. На уроке ученики имели возможность объяснить причины наблюдаемых явлений, принципы действия технических устройств, давать устную оценку последствий природных или технологических процессов, предлагать собственные способы решения бытовых , производственных, экологических вопросов. Возможность и умение применять собственные знания для решения проблем, максимально приближенных к тем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, убеждает учеников в личной значимости обучения, а формирование этих умений становится одной из главных и осознанных целей обучения.
Внеурочная работа - это обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Среди ее разнообразных форм физические вечера занимают видное место. Цель вечера «Стакан чая и физика» в 8е кл. (учитель Лазарев С.П.) - в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчеству проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях.Исследовательская деятельность школьников - перспективная образовательная технология, позволяющая комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развития личности. Для учителя - это решение образовательных задач при минимуме часов урочного времени; осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению; возможность творческого самовыражения. Для учащихся - формирование мировоззрения, основанного на научных принципах (объективность, бескорыстность, нейтральность, независимость); формирование через это устойчивости человеческой психики в современном, быстро меняющемся мире; восиитание критического отношения к новой информации, терпимости к чужому мнению, столь необходимой сейчас, в ходе активного процесса смешения разных культур, социальных слоев и систем ценностей. Наша школа - школа полного дня, поэтому работа во внеурочное время приобретает особое значение. Одной из форм такой деятельности является проект. Проектной работой с удовольствием занимаются учащиеся разных возрастных групп, начиная с начальных классов. Возможности для самовыражения здесь практически безграничны: работа индивидуальная и в группах; исследования - предметные, межпредметные и выходящие за рамки школьных курсов; защита проектов - в виде компьютерной презентации, школьной конференции, театрализованного представления и т.д.Ребятам были предложены темы творческих внеклассных работ. Созданы проектные группы. Многие ученики осуществляли поисковую работу. Наиболее удачные проекты выполнены по темам «Экология и человек», Юкл, 11кл., «Зрение», «Обувь» - 8кл. Руководитель этих ученических проектов Высоцкая О.Ф.
Выбор тем не случаен. Все проекты выбрали в связи с тем, что наша школа получила Грант на осуществление здоровьесберегающих технологий в процессе обучения школьников. Проект «Экология и человек» показывает, что здоровье каждого человека во многом зависит от состояния окружающей среды, т.к. человек как биологическое существо взаимодействует с окружающим миром, тем самым испытывает на себе влияние среды. Чтобы разобраться во влиянии окружающей среды на организм, мы провели исследования экологической обстановки в районе и проанализировали заболеваемость у школьников СОШ №35 и жителей г.Н.Челны (по данным экологического центра г.Набережные Челны). Были отобраны темы: 1)Список школьных болезней (по данным школьного врача); 2) Состояние и охрана атмосферного воздуха в г.Н.Челны и районов Прикамского региона; 3) Состояние, охрана и использование водных ресурсов; 4) Водоснабжение Прикамского региона; 5)Состояние, охрана и использование земельных ресурсов; 6) Радиационно- гигиеническая обстановка за 2004г.; 7) Meдико-демографические показатели и общая заболеваемость населения в г.Н.Челны.
Выбор второй темы «Зрение» был задуман как дополнение и расширение курса физики 8 класса по теме «Геометрическая оптика». Особый личностный интерес
учеников к проблеме зрения был подогрет тем, что проведенное обследование 2020 уч-ся школы выявило отклонение в зрении у 690 школьников! Для работы над этим проектом были выделены темы: «Строение глава», «Свойства глаза» (или «Как мы видим»), «Дефекты зрения», «Оптические обманы» и «Зрение животных». Анализ причин возникновения некоторых дефектов зрения позволил участникам научно обосновать применение ряда профилактических мер, например, ношение специальных очков (тренировка глазных мышц, снижение давления на глазное дно, фиксация колбочек), а также использование зрительного тренажера (снятие усталости, укрепление мышц г лаза).
Третий проект - «Обувь» - 8кл. для профилактики заболеваний опорно- двигательного аппарата». В связи с этим были отобраны темы: «История возникновения и развития национальной обуви», «Опорно-двигательный аппарат человека», «Медицинские требования к обуви», «Школьная статистика медицинских исследований развития стопы у младших школьников», «Театрализованный показ модной обуви», «Оформление компьютерной презентации проекта».
Нельзя забывать, что здоровому организму легче бороться с действием вредных веществ, чем слабому. Поэтому надо правильно питаться, употреблять в пищу овощи, фрукты, богатые витаминами, стараться соблюдать режим, заниматься спортом или хотя бы делать гимнастику по утрам.
Проблема повышения качества знаний школьников и их интереса к учению была и остается одной из важнейших. Ее решение связано с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. И хотя этому всегда уделялось большое внимание, все же существенных изменений в качестве знаний учащихся и в отношении их к учению пока не произошло. (Правда, дифференциация обучения повлияла на отношение учащихся к изучению профильных учебных предметов, что приводит к повышению качества их знаний по этим избранным для специализации основам наук.) В поисках решения данной проблемы мы провели анкетирование учеников о помехах в учении и их суждения о мерах, которые нужно предпринять для того, чтобы учение было более успешным и интересным. Выяснялось отношение учеников общеобразовательных, гуманитарных, физико- математических и химико-биологических классов к изучению физики.
Анализ ответов учеников на вопросы анкеты показал, что большинство из них верно избрали специализацию в соответствии со своими способностями и интересами. Так, от 70 до 80% учащихся физико-математических классов называют любимыми предметами физику и математику. На вопрос: "Почему ты считаешь эти предметы интересными?" — многие учащиеся отвечают, что "интересен сам предмет", более 60% — что "интересно излагает материал учитель", 86% — что "узнают на уроках по этому предмету много нового и интересного". В гуманитарных классах большая часть учащихся относят к наиболее интересным предметам литературу (более 70%) и историю (36%). Интерес к математике в этих классах проявляют не более 16%, но высок интерес здесь к изучению иностранного языка. В общеобразовательных классах интересы учащихся очень размыты. 37,5% опрошенных назвали в качестве своих любимых предметов физику, химию и труд; 25% отнесли к ним литературу и русский язык. На интерес к другим предметам указывают от 5 до 11% учеников в различных классах.
Таким образом, результаты опроса подтверждают правильность курса на дифференциацию обучения. Анализ ответов учащихся показывает, что их отношение к физике, как и к другим предметам, определяется прежде всего двумя факторами:
1) уровнем профессионально-методической подготовки учителя ("учитель интересно излагает материал", "учитель внимателен и доброжелателен" и т.п.);
2) способностями и склонностями учащихся ("этот предмет мне интересен", "мне он легко дается", "на уроках по этому предмету я получаю много полезного для жизни" и т.п.).
1 Бол ее 20% обучающихся в физико-математических классах отвечают, что любят физику потому, что "на уроках ставится много опытов"; более 30% отмечают, что "любят самостоятельно выполнять опыты"; от 30 до 40% любят "решать интересные задачи".
Далее изучалось мнение школьников о помехах в учении. Им был предложен вопрос "Что мешает тебе учиться лучше?" и названы предметы (физика, химия, биология, география, математика), по которым нужно было указать основные помехи в учении. Мы получили более 20 вариантов суждений.
Довольно большое число учащихся (20%) в качестве основных помех в учении называют неинтересное преподавание предмета; более 60% семиклассников указывают на недостаточную подготовку по математике, которая затрудняет понимание физических формул и решение задач, а в X — XI классах от 27 до 60% учеников основной помехой в изучении физики считают свое неумение решать задачи. Значительно число учащихся, указывающих на неумение работать с учебником или, как они пишут, не понимающих материал учебника; особенно относится сказанное к IX и X классам (более 30% обучающихся в них отметило это). От 25 до 35% опрошенных ссылаются на пробелы в знаниях за предыдущие годы, 26% семиклассников и более 30% одиннадцатиклассников указывают на недостаточность времени, "чтобы во всем хорошо разобраться и все понять".
Наряду с названными факторами, обусловленными методикой преподавания физики и качеством учебников, фигурируют в ответах учеников и факторы субъективного, личностного характера: "невнимателен на уроках", "не могу сосредоточиться при объяснении материала" (более 20%); "нет условий для выполнения домашних заданий", "нет дома своего рабочего места" (13%); "не умею себя организовать' (около 10%); "много времени занимают занятия спортом, музыкой" (от 5 до 11%). Учащиеся довольно откровенны в своих ответах, и многие указывают на такие помехи, как лень, неорганизованность, отсутствие воли. (Надо иметь в виду, однако, что некоторые ребята не могут учиться лучше по состоянию здоровья.)
Следующий наш шаг — просьба ответить на вопрос: "Что, по-твоему, нужно сделать, чтобы улучшить успехи в учении и сделать изучение предмета более интересным?" Учащиеся дали более 30 вариантов предложений в адрес учителя;
отметим основные:
1)ликвидировать пробелы в знаниях за предыдущие годы;
2)научить решать задачи;
3)научить самостоятельно работать с учебником;
4)интереснее излагать материал;
5)быть более внимательным и доброжелательным к ученикам;
6)ярче показывать значение знаний по физике для жизни, техники;
7)больше ставить опытов на уроках;
8)чаще предоставлять ученикам возможность выполнять опыты самостоятельно;
9)быть более требовательным к знаниям учащихся;
10)давать школьникам возможность высказывать свои суждения;
11)разнообразить формы учебных занятий (проводить семинары, конференции диспуты и др.);
12)разнообразить формы контроля за знаниями и умениями;
13)учить проводить наблюдения, выполнять измерения разными способами;
14)обучать самоконтролю знаний, приведению их в систему, самостоятельнс делать обобщения;
15)больше давать упражнений с целью закрепления нового материала;
16)больше решать качественных и экспериментальных задач;
17)так организовать учебный процесс, чтобы выполнение домашних заданий ш требовало много времени (чтобы оставалось время на прогулки и игры на воздухе, ш занятия спортом и пр.);
18)проводить консультации.
При организации учебного процесса учителю физики, конечно же, полезно учесп эти суждения учащихся — это скорректирует содержание и методы преподавания повысит педагогическое мастерство. Надо иметь в виду и другие ответы школьников относящиеся, например, к организации самостоятельной работы дома:
сделать так, чтобы домашние задания можно было выполнять в школе после уроков (в библиотеке или в кабинете); иметь в своем распоряжении учебники по Bceiv предметам; иметь дома рабочее место, где можно без помех выполнять домашние задания, а также к решению других организационных вопросов:
сократить число уроков в день до 5;
отменить домашние задания или меньше задавать на дом; перейти на 5-дневнук учебную неделю; сделать бесплатные обеды в школе.
Среди предложений учащихся есть и такие, которые свидетельствуют об и> критичном отношении к себе, например: "надо серьезнее относиться к учебе v добросовестнее готовить домашние задания", "надо лучше относиться к учителям и не валять дурака на уроках".
Проанализировав все ответы учащихся, мы пришли к следующим выводам.
•Дифференциация обучения, предоставление ученикам права выбора специализации в старших классах вполне оправданны, это предоставляет им возможность углубленно изучить предметы, соответствующие их склонностям способностям и познавательным интересам. Однако выбор "любимого предмета" во многом обусловлен личностью учителя, его профессионально-методическок подготовкой, умением вызвать интерес к своему предмету, доброжелательным отношением к учащимся, сочетаемым с высокой требовательностью к ним.
•В процессе обучения следует больше уделять внимания формированию у учеников рациональных приемов учебно-познавательной деятельности: умения самостоятельно работать с книгой, проводить наблюдения, ставить опыты систематизировать и обобщать свои знания и др. В помощь учителю необходима содержательная, доступная ему методическая литература по этим вопросам.
•Необходимо наряду с фронтальными лабораторными работами проводить фронтальные опыты, чтобы учащиеся имели возможность чаще работать с приборами, больше размышляли над методикой выполнения наблюдений и эксперимента, Конечно, организовать постановку фронтальных опытов на уроках в современных условиях чрезвычайно трудно из-за отсутствия учебного лабораторного оборудования вследствие практически прекратившегося финансирования школ государством. Но опыт творчески работающих учителей показывает, что по таким разделам курса физики, как механика, молекулярная физика и термодинамика, оптика, можно многое сделать с самодельными приборами. Значительно сложнее обстоит дело с оборудованием для лабораторных работ и демонстрационных опытов по электродинамике; положение близко здесь к катастрофическому: в некоторых школах нет ни лабораторных, ни демонстрационных амперметров, вольтметров, авометров, Еще хуже с оборудованием по физике атома и атомного ядра: в школьных кабинетах. как правило, нет ни камер Вильсона, ни счетчиков заряженных частиц. А ведь все это было в кабинетах физики в 60 - 80-х гг.!
•Видимо, надо усилить межпредметные связи физики и математики и уточнить с этой точки зрения проекты стандартов физического и математического образования, согласовать программы по физике и математике так, чтобы учащиеся успевали овладевать математическим аппаратом к началу изучения соответствующего материала по физике*. Необходимо улучшить и подготовку учителей по методике обучения решению физических задач — далеко не все владеют этой методикой в должной мере.•Учитывая, что многие ребята жалуются на недостаток времени "для того, чтобы во всем хорошо разобраться", и рассматривают дефицит времени как одну из основных причин, мешающих им добиться успехов в учении, надо принять меры для разгрузки учебных программ и скорректировать "Временный стандарт физического образования", чтобы при переносе из курса физики X — XI классов довольно большого по объему учебного материала в основную школу (прежде всего в VIII и IX классы) не создать еще большую нагрузку на учащихся основной школы, тем более что этот перенос предлагается осуществить при уменьшенном числе часов на изучение физики (см. "Базисный учебный план") в IX классе с 3 до 2 часов. Следствием этого будет поверхностное, формальное рассмотрение материала, недостаточность упражнений по закреплению теории и формированию умения оперировать новыми знаниями в решении различного рода задач, снижение роли развивающей функции обучения. Не случайно ведь более 80% опрошенных нами школьников считают, что для повышения успехов в учении необходимо "больше выполнять упражнений", "больше решать качественных и экспериментальных задач".
•Проблему снижения учебной нагрузки надо решать и для того, чтобы у ребят оставалось время "для прогулок и игр на воздухе", "для занятий спортом", иначе мы совсем загубим их здоровье. По данным НИИ педиатрии АМН и НИИ физиологии детей и подростков РАО, за период обучения в школе у многих из них самочувствие резко ухудшается, около 50% учащихся заболевают неврастенией. Перегрузка имеет к этому прямое отношение:
ученики переживают свои неудачи в учебе.
Еще одна негативная сторона перегрузки — потеря многими ребятами желания работать самостоятельно, так как они теряют веру в успех и оправдывают свое бездействие тем, что "все равно не успеваю подготовить домашние задания по всем предметам".
Видимо, следует изменить и систему учебных занятий. Сейчас старшеклассники находятся в школе до 8 — 9ч: уроки, факультативные занятия, спецкурсы... А после этого многие, желающие поступить в вуз, занимаются с репетиторами. Все это не может не отразиться на состоянии здоровья ребят, их психике.
Во время декады физики были проведены конкурсы стенных газет. Наиболее активное участие приняли ученики 8г, 86, 8д классов - учитель Высоцкая О.Ф. В конкурсе рефератов наиболее активное участие приняли ученики 116, 11 в, 11 г, lie, 11к классов - учитель Зотова P.M.
j