Методическая разработка по музыке на тему Изучение нотной грамоты на уроках музыки, как средство активизации познавательной деятельности
«Изучение нотной грамоты на уроках музыки, как средство активизации познавательной деятельности»
Преподаватель ГБОУ СОШ №47
Хмелькова Г.Ю.
«Изучение нотной грамоты на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности»
Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.
Важнейший предмет художественного цикла в школе — «Музыка». Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета:
«Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества». Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки».
Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.
Деятельностные подходы в развитии музыкальной культуры общества заложены в концепциях многих музыкантов-педагогов. Не достаточно лишь эмоционального восприятия искусства, необходимы умения и знания – как средство, как язык понимания и познания искусства, а способности необходимые для занятий искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности. Собственное воспроизведение музыки ребенком стимулирует его творческую активность. Слышать и видеть так, чтобы ценить искусство, это уже напряжённое внимание и умственный труд. Услышать и увидеть – это уже понять. Музыкальная грамота на уроке в общеобразовательной школе является одним из средств активизации познавательной деятельности детей.
Для детей младшего школьного возраста наиболее адекватны приемы освоения нотного письма, основанные на речевом и музыкальном интонировании. Музыкальной грамоте на уроке можно отводить любое время. Она может быть представлена двумя моментами:
1) теоретические сведения по музыкальной грамоте;
2) практическое усвоение теоретического материала.
Закрепление знаний по музыкальной грамоте можно осуществлять в разных вариантах:
а) сольфеджирование;
б) слуховой анализ;
в) музыкальный диктант;
г) ритмические упражнения;
д) музыкально-дидактическая игра;
е) импровизация;
ж) игра на музыкальных инструментах;
з) движение под музыку.
Учитель по собственному усмотрению выбирает любую форму практической деятельности и предлагает ее детям на каждом уроке.
Музыкальным слухом могут быть восприняты такие качества звука, как высота, длительность, громкость, тембр. Поэтому слух развивают как слух звуковысотный, ритмический, динамический и тембровый. Полноценное восприятие и воспроизведение музыки возможно лишь при определенном уровне развития всех видов слуха.
Развитие музыкального слуха учащихся следует начинать с формирования у них ступеневых представлений мажорного лада. Для этого можно рекомендовать пение детей с показом руки высоты звуков (двигательный анализатор), пение ступеней лада вразбивку по нотному стану с опорой на устойчивые звуки («путешествие по звукоряду»), импровизацию на заданную мелодию. Сначала дети поют с поддержкой инструмента или голоса учителя, затем без сопровождения, и, наконец, поют «про себя». Чем лучше развиты у учащихся ступеневые представления, тем более точно воспроизводятся ими интервальные соотношения и тем легче развиваются интервальные слуховые представления.
Важнейшим условием музыкально-ритмического развития человека является восприятие и воспроизведение равномерной пульсации долей музыкального произведения. Метрические соотношения в музыке многообразны, и усваиваются они учащимися постепенно, в течение длительного времени. Изучение нотной грамоты по усмотрению учителя можно начать приучать детей к тому, чтобы звучание той или иной исполняемой мелодии ассоциировалось в их сознании с внешним рисунком записи ее на доске – на нотном стане.
Например:
Где живут ноты
Вот пятиэтажный дом, проживают знаки в нём.
1
1
0
0
2
1
0
0
0
"Нотоносец" дом зовут, знаки-ноты в нем живут
А по- другому этот дом называется "Нотный стан" и живет в нем много жителей, живут они одной большой дружной семьей, которая называется - НОТЫ
Учитель предлагает детям послушать продолжение сказки, в которой объясняется длительность нот– РИТМ –(долгие и короткие звуки).
Например:
Ноты - живут весело и дружно. У этих нот даже хвостики веселые есть. У всех нот своя работа в доме. Кто-то выполняет свою работу быстро, а кто-то очень медленно, вдумчиво. От этого и выглядят ноты по-разному.
Запомни
Так выглядят ноты, у которых короткий звук
А так, долго звучащие звуки
Сосчитай, сколько на картинке долгих и сколько коротких звуков?
Озвучь загадку. Внимательно смотри, где короткий звук должен быть, а где долгий.
Попробуй сам составить такую нотную загадку и не забудь её разгадать:
По-кру-жу над цвет-комУ-го-щу ре-бят мед-комПроверь, так ли у тебя получилосьПотом предлагается грустная песня с другим ритмом. Учитель после ответов детей предлагает исполнить музыку дождика.
— Простучим пальчиками. Капельки разные. (Записать ритм на доске):
Нотная запись является обобщением звуковысотных и ритмических представлений. Важнейшей задачей учителя является развитие у детей связи певческого движения, музыкального слуха и зрительного восприятия. Начало пения по нотам означает пение попевки на одном звуке с различными ритмическими соотношениями. Дети поют по графической записи, знакомятся с понятиями о коротких и долгих звуках.
Примеры: «Дождик, дождик пуще», «Сорока-сорока», «Гори, гори ясно» и т.д.
Это предваряет знакомство детей с обозначением четвертной и половинной нот. Постепенно вводятся упражнения, расширяющие представление детей о музыкальной высотности и закрепляющие понятия о различных высотных соотношениях звуков.
Например, проследить по графическому рисунку и послушать начало фортепианной пьесы Чайковского «Сладкая греза».
При расширении диапазона нот детей знакомят с названиями музыкальных звуков и со скрипичным ключом.
На этом этапе желательно использовать игровую форму. Это могут быть сказки. Например «Как мальчик познакомился с нотками», «»Как нотки научились петь», «Радужная песенка» (адрес электронного сайта www.muz-urok.ru) .
Например:
Ну, где живут ноты мы разобрались. У них есть прекрасный дом, который называется - НОТНЫЙ СТАН
А вот как же попасть в этот дом и куда исчезли все жители? Ася решила, что именно фея Сольмина знает куда все исчезли. Не успела она так подумать, как сама фея появилась рядом с девочкой.
- «Знаю, о чём ты задумалась, Ася. Ноты действительно исчезли, но вот куда ты сама сейчас догадаешься. А подскажет тебе сказка о мудрой сове.
Сказка о мудрой сове.
Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот...
Как-то прилетела к ней птичка -Серенькая невеличка,Плакать, вздыхать началаИ речь такую повела:
- Добрая сова, помоги,От беды меня убереги.Все знают, что я поюКаждое утро песенку свою.
Я с ней солнышко встречаю А сундуки те на замок закрыли
- Не горюй, я выручу тебя из беды, - успокоила сова птичку.Взяла она ветку, начертила на земле НОТОНОСЕЦ и начала на нем что-то рисовать, приговаривая
_ Я сначала нарисую Закорючку вот такую,
Дальше линию продлю,На верхушке закруглю,Ой, какой-то вышел
Нет! Я сделаю вот так:
Чтобы был не гусь, а знак,Быстро линию прямуюЖирной точкой завершу я.
Вот и вышел ключ отличный,А зовется он СКРИПИЧНЫЙи ВТОРОЕ ИМЯ ЕСТЬНапишу его я здесь: КЛЮЧ СОЛЬ
запомни
КЛЮЧ СОЛЬ называется так потому,Что начало завиточкаНа второй рисуют строчке
На той самой второй строчке, на которой живет нота соль
После знакомства детям предлагается выполнить задания и ответить на вопросы. Например, нарисовать Фею Музыки с дочками нотками, нарисовать Скрипичный Ключ в образе забавного человечка, какие нотки каким зверям больше всего подходят? Какая нотка больше всего подходит вам по характеру? Жили нотки дружным нотным станом, выступали всей своей Октавой, а сколько всего было нот ? и т.д.
Дети поют попеременно по нотам и начинают сольфеджировать легкие песни. Песни разучиваются с голоса учителя с опорой на нотную запись (прослеживание по нотам). Поэтому чтение нот лучше всего давать на песенных мелодиях. В области музыкальной грамоты необходимо дать детям первоначальные сведения о строении мелодии, научить детей различать высокие и низкие звуки, движение мелодии (вверх, вниз, на одной высоте), знать название звуков в пределах первой октавы и закреплять эти знания во время игры на детских музыкальных инструментах.
Сольфеджировать на уроках можно начинать с детьми второго класса. Это попевки «Уж как шла лиса по травке», «Мы шагаем» и т.д. Брать простые фрагменты из песен, например, «Перепелочка», «Во поле береза стояла» и т.д. В дальнейшем таких музыкальных фрагментов становится значительно больше. Это разучиваемые песни, а также произведения для слушания. Например, «Болтунья» С.С. Прокофьева, «Утро» Э. Грига, «Симфония №5» Л. Бетховена, «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рахманинова, «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского, «Симфония № 40» В. Моцарта, «Органная фуга» И.С. Баха, «Вокализ» С. В. Рахманинова и т. д.Для развития чувства ритма используются различные приемы:
- следить при пении за ритмическим рисунком сначала по схеме, затем по нотам;
- произносить слова песни, отдельные слоги, название нот или ступеней в соответствующем ритме;
- пропевать слова или слоги на одном звуке;
- исполнять ритмический рисунок движением, пением, прохлопыванием и т. д.
Рекомендуется проводить разнообразные ритмические игры и упражнения, каноны, танцевальные движения под музыку.
Знакомство с ладом может быть представлено детям тоже в виде сказки.
Например:
ДВА БРАТА
В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия, правил король Дин – Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать, да скучать.
Бывало, сядет он на свой трон и скучает.От скуки ногами болтает,От скуки прикажет печенье подать,А солдатам — песню запевать.
А солдаты у него необычные —Все, как один, певцы отличные.И за это, кстати сказать,Стал Дин-Дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую. Король захрапит, и Звуки тоже на боковую. Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!» Король проснется,
С боку на бок повернется, И все заново начнется: Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились, Что петь, как следует, совсем разучились. Король был ужасно огорчен. Даже скучать перестал он. Заставляет их петь и так и сяк,А они не хотят никак.
И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Ладии два брата - Лада.
Два брата, но какие они были разные. Один был веселый плясун-хохотун, другой -грустный, задумчивый.
Веселого звали Мажор, А грустного - Минор.
Угадай, где Мажор, а где Минор?
Необходимо использовать в работе с младшими школьниками игровую методику. Музыкально-дидактическая игра поражает воображение ребенка своей эмоциональностью, увлекательной формой занятия. Игры должны развивать все виды слуха, чувство ритма, память, они способствуют развитию детского творчества. А также музыкальное лото, ребусы, занимательные путешествия в мир музыки планируются в соответствии с целями и задачами урока. Уроки с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы в развитии личности ребенка.
В изучении нотной грамоты можно использовать электронные методические пособия, которые повышают интерес учащихся к уроку музыки, а также ускоряют процесс запоминания нот и длительностей. Например, методическое пособие к уроку музыки «Нотная азбука», которое демонстрирует следующие разделы ОМС модуля на интерактивной доске: нотоносец, ключи, октава.
Язык музыки, на примере различных произведений, повторение определения средств музыкальной выразительности — темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр; анализ различных произведений – осуществляется на протяжении всех лет в сфере регулятивных учебных действий. Например: в 5 классе «Музыка + Математика» - презентация
Формы применения всех вышеперечисленных элементов занимательности на уроках музыки различны и каждому педагогу следует избегать большой перегрузки ими учебно-воспитательного процесса. Урок не должен быть превращен в сплошную игру и развлечение, занимательные средства должны быть направлены на повышение разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала. Они, способствуя лучшему пониманию и усвоению различных разделов музыкальной грамоты, должны, поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка.
Тестовые вопросы:
1.Какие единые задачи выдвигаются в предмете «Музыкальное искусство»?
а) эстетические
б) материальные
2.В каких вариантах можно осуществлять закрепление знаний по музыкальной грамоте?
а) слушание музыки
б) сольфеджирование3. Представлением какого лада следует развивать музыкальных слух?
а) мажорным
б) минорным
4.Что является обобщением звуковысотных и ритмических представлений?
а) импровизация
б) нотная запись
5.Чем отличаются уроки с играми?
а) оригинальностью
б) систематичностью
Вопросы для обучающихся?
1. Как называются музыкальные знаки? (ноты)
2. Где записываются ноты? (на нотном стане)
3. Как по другому называется скрипичный ключ? (ключ соль)
4. Что такое ритм? (длительность нот)
5. Назови два лада в музыке. (мажор и минор)
Использованная литература:
В.Е. Пешкова. Теория и методика музыкального образования в начальных классах.
В.И. Никешин. Воспроизведение нотного письма певческим голосом на музыкальных занятиях с детьми младшего школьного возраста.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста И.В.Кошмина, Ю.В.Ильина, М.П.Сергеева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 56 с.: ноты. – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).
Материалы электронного сайта www.muz-urok.ru.
WWW.vivaharmony.ru Aplik.ru