Разработка на тему Рабочая программа по математике 1 класс УМК Планета Знаний
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9
с углубленным изучением китайского языка
г. Владивостока»
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель Руководитель
_____/_______________/ руководителя по УВР МБОУ «Школа№ 9»
Протокол №______ от МОУ «Школа№9» _______/___________________
«___»____________ 20__ г. _____/_____________/ Приказ №______ от
«____»_________ 20___г. «__»________ 20___г.
Рабочая программа
по математике
для 1 класса
Автор: ФильковаТатьяна Яковлевна.
Учитель начальных классов.
г. Владивосток
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по математике для 1 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением китайского языка г.Владивостока» разработана на основе следующих документов:
1.Закона об образовании 1993г.
2.Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 6 октября 2009г. №373).
3.Федерального базисного учебного плана. Приказ Минобрнауки от
09.03.01. №1312 ( с изменениями).
4.Приморского Регионального учебного плана: приказ № 746-а ДОНПК
от14.06.11г.
5.Муниципального базисного учебного плана 2011г.
6.Школьного базисного учебного плана 2011г.
7. Примерной программы по математике (составители СеничеваЮ.А., Казак Е.Г., М., Просвещение , 2010. (Стандарты нового поколения)
8.Программы по математике М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдовой («Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы». Москва, АСТ «Астрель», 2009).
В соответствии с образовательной программой школы используется УМК «Планета знаний» под общей редакцией И.А. Петровой, включающей учебник и рабочую тетрадь
для учащихся
М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Математика. 1 класс. 1 часть». М., АСТ «Астрель», 2010 г.
М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Математика. 1 класс. 2 часть», М., АСТ«Астрель», 2010 г.
М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Математика. Рабочая тетрадь №1». М., АСТ«Астрель», 2010 г.
М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Математика. Рабочая тетрадь №2» М., АСТ
«Астрель», 2010 г.
для учителя:
Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ «Астрель», 2009г.
М. И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Обучение в 1 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. - М., АСТ « Астрель», 2009 Г.
Обоснование выбора системы обучения и УМК для реализации
рабочей программы.
Все учебники комплекта «Планета знаний» прошли государственную экспертизу и включены Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной школе.
Учебно-методический комплект «Планета знаний» был разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования I поколения и доработан с учетом Стандартов II поколения.
Учебные программы и пособия УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий ( общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребенка компетентностью «уметь учиться».
Единые подходы (культурологический , познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный) и принципы (развития, вариативности, концентричности) способствуют формированию прочных знаний, умений и навыков в каждой предметной области и универсальных умений; развитию способностей, сотрудничеству, саморазвитию; решению важных воспитательных задач.
Учебники и рабочие тетради обеспечивают освоение учащимися предметного содержания, формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий. Система заданий предоставляет ученику возможность выбора деятельности, партнёра и учебных средств. Учителю дается возможность конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика.
Общая структура всех учебников комплекта способствует формированию универсальных учебных действий. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками, формулируют учебные цели, отслеживают продвижение по теме, оценивают знания. Выделение цветом инвариативного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивает возможность создания индивидуальных образовательных траекторий.
Характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. Работа над проектами предполагает активное сотрудничество с учителем и родителями. В результате этого сотрудничества учащимися осваиваются способы деятельности, успешнее идёт личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие
детей.
Учебно-методический комплект нацеливает педагога на использование в своей практике педагогических технологий, методов и организационных форм, эффективно работающих на достижение учебных и воспитательных целей,
предусмотренных новым стандартом (исследовательские, творческие; методы проектной деятельности; парные, групповые и индивидуальные формы организации деятельности).
Цели и задачи программы в области формирования системы знаний и умений.
Программа направлена на реализацию целей обучения математике учащихся начального звена, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов программы сформулированы три группы задач, решаемых в рамках даного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные задачи:
- формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакоство с десятичной системой исчисления;
- формирование на доступном уровне представлений о четырёх арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий,понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
- формирование на доступном уровне навыков устного счёта, письменных вычислений,использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие задачи:
- развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процесссов6внимания,памяти, воображения, мышления;
- развитие логического мышления – основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
- формирование на доступном уровне обобщённых представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные задачи:
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение,сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
- формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, симвалическая запись, модель, таблица, диаграмма);
- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Логические связи математики с остальными предметами учебного плана.
Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Это место определяется богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурного наследия, непрерывно расширяющщегося спектром приложений математики к самым различным стронам жизни и деятельности человека,несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, её воспитательным потенциалом.
Слова Галилея о том, что «природа написана на языке математики», сказанные четыреста лет назад и подтверждаемые каждым новым поколением, являются достаточным основанием для того, чтобы отвести математике подобающее место в системе общего образования
Ценностные ориентиры обучения математике могут быть выражены в трёх направлениях:
1.Познавательное значение математических знаний, являющхся частью человеческой культуры культуры; знакомство с ведущими математическими идеями и результатами, историей их появления и развития, влиянием на жизнь современного общества.
2.Воспитательное значение математики, вносящей неоценимый и существенный вклад в индивидуальное развитие личности в следующих направлениях : - точность и ясность мысли;
-интеллектуальная честность;
-воля и целеустремленность в поисках решений;
-интуиция и сообразительность;
-развитость пространственных представлений;
-развитие мышления и творчества;
-умение и желание постоянно учиться;
-уважение к значимости научных знаний;
-способность воспринимать красоту и гармонию мира. 3.Практическое значение математики, связанное с овладением ЗУНами для продолжения образования, применением знаний и умений в жизни.
Все три составляющие математического образования – его вклад в индивидуальное развитие личности, его воспитательный потенциал и практическое значение – являются равноправными составляющими. Успешное продвижение в каждом из этих направлений должно наблюдаться на каждом этапе школьной жизни, включая начальную школу.
Цели курса обучения математики:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; полноценное соединение знаний и практических навыков;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни; объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс, обеспечивающее реальную социализацию учащихся.
Программма направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования.
Обоснование отбора содержания програмы.
Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обуславливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.
Учебный материал каждог года обучения выстроен по тематическому принципу. Он поделен на несколько крупных тем, которые подразделяются на несколько подтем.
Содержание курса соответствует стандарту начального общего образования и традициям изучения математики в начальной школе. Учитывается необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.
При отборе содержания программы учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал органично и доступно для учащихся включается в систему более общих представлений по изучаемой теме.
Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Тема «Величины. Измерение величин» в начале 2 класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» при изучении темы «Приборы и инструменты». Знакомство с «лентой времени» в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью её использования при изучени исторического материала курса «Окружающий мир».
Важное место в отводится пропедевтике основного изучаемого материала и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.
Использование опережающего обучения при изучении отдельных разделов позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему всех общих представлений.Это способствует освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы иследовательской деятельности в процесс обучения.
На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование выводов(сначала с помощью учителя) и проверка выводов на других объектах.
На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объёма и др.) Этот материал не подлежит обязательному усвоению и оцениванию. Он используется для отработки вычислительных навыков и с развивающими целями, позволяющими сделать процесс формирования обязательных навыков разнообразным и вывести его на уровень применения изученного в новой ситуации, на новых объектах.
Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе - принцип вариативности - предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления.Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Математика» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников.
Проекты ориентируют детей на расширение знаний,выходящих за рамки содержания учебника.Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). В учебниках по данному курсу: блоки заданий, дифферинцированных по уровню сложности и объёму; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и пространственных представлений; задания на формирование информационной грамотности. Вариативная часть создаёт условия для развтития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности учащихся.
В вариативной части значительное место отводится развитию пространственных представлений учащихся .
Раннее развитие пространственных представлений помогает успешнее адаптироваться в социальной и учебной среде и способствует усвоению базисных алгоритмов , которые облегчают его взаимодействие с потоком информации, который обрушиваеся на ребенка в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребёнка до достижения им 9-летнего возраста.
Особое значение задача развития пространственных представлений получает в связи с проблемами обучения правополушарных детей, к которым относятся и левши, и дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.
Развитие пространственных представлений реализуется также через систему графических упражнений , использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, работу с пространственными моделями геометрических фигур.
В целом материал инвариативной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и коммуникативных, регулятивных, познавательных.
Разделы программы курса «Математика» 1-4 классы.
Общие свойства предметов и групп предметов.
1 класс-10ч.
Числа и величины- 105ч
1 класс-30ч;
2 класс-15ч;
3 класс-15ч;
4 класс-15ч.
Арифметические действия -200ч
1 класс-45 ч;
2 класс-60 ч;
3 класс-50 ч;
4 класс-45 ч.
Текстовые задачи- 136 ч
1 класс-15ч;
2 класс-30ч;
3 класс-46ч;
4 класс-45ч.
Геометрические фигуры и величины -75 ч
1 класс-20ч;
2 класс-15ч;
3 класс-15ч;
4 класс-25ч.
Работа с данными- 44ч
1 класс-12ч;
2 класс-16ч;
3 класс-10ч;
4 класс- 6 ч.
Развитие основных содержательных линий в курсе математики
Сквоз
ные ли
нии
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
НУМЕ
РАЦИЯ
Числа до 100
Чтение, запись, последов-ть, десятичный состав.
Сравнение чисел.
Сотни,т ысяча (запись)
Разряды.
Сравнение
чисел
Числа до 10000.
Чтение, запись, последов-ть,
разрядный состав
Сравнение чисел.
Числа до 1000000
Чтение, запись, последов-ть,
разрядный состав
классы и разряды.
Сравнение чисел.
ВЕЛИЧИНЫ
Единицы длины.
Сантиметр.
Названия:
миллиметр,
метр,
километр.
Соотношения:
1см=10мм
1м=100см
1км=1000м
Перевод единиц
Названия:
дециметр.
Соотношения:
1дм=10см
1м=10дм
Перевод единиц.
Перевод единиц:
Км-м, м-дм,дм-мм
Единицы
площади
___________
Названиея:
кв.метр, кв.см,
кв.км
Использование
ед. площади
в задачах.
Названия: кв.дм,
ар, гектар
Соотношения:
1кв.см=100кв.мм
1кв.дм=100кв.см
1кв.м=100кв.дм
Единицы вместимости.
Название: литр.
Использование
названий ед. вме
стимости в задачах
Использование
ед. вместимости
в задачах.
Использование
названий единиц
вместимости в
задачах
Единицы
времени
____________
Названия:час, ми
нута.
Соотношения:
1ч=60мин
Названия:
Секунда, сутки,
Неделя,месяц,год.
Соотношения.
Перевод единиц.
Названия:
век, тысячелетие
Соотношения:
1 век=100лет
Единицы
скорости
_________
_______________
Названия:
км/ч, км/мин,
км/с, м/мин,м/c/
Использование
названий единиц
скорости в
задачах
Единицы массы
Килограмм
Использование
названий ед. массы
в задачах.
Названия: тонна,
грамм, килограмм
Соотношения:
1кг=1000г,
1т=1000кг
Перевод единиц
(кг-г)
Названия:
Центнер.
Соотношения:
1ц=100кг
1т=10ц
Перевод единиц
кг-ц, кг-т, ц-т
ОСВОЕНИЕ
ВЫЧИСЛИ
ТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание в преде
лах10.
Сложение и вычитание в преде
лах100 без перехода
через десяток.
Сложение и вычитание в преде
лах 20 с переходом через десяток.
Сложение и
вычитание в преде
лах100 с переходом через десяток.
Письменные вычи
сления : сложение
и вычитание двуз
начных чисел в
пределах100
Сложение с переходом через
разряд в пределах
10000.
Вычитание с переходом через
разряд в пределах
1000.
Устные
вычисления (круг
лые числа в преде
лах 1000)
Письменные вычи
сления:
сложение и вычитание трех
значных чисел.
Сложение и вычитание в преде
лах 1 000000.
Устные
вычисления:
сложение и вычитание круглых чисел.
Письменные вычи
сления:
сложение и вычитание в пределах 1 000000
Умножение и деление
Таблица умноже
ния, соответствую
щие случаи
деления.
Умножение на однозначное число
в пределах 10000.
Деление с остатком
Простые случаи деления на однозн. число в пределах
1000.
Устные вычисления
внетабличное
умн. и деление
двуззначных чисел
на однозначные;
умножение и деле
ние на 10 и 100;
умножение
десятков.
Письменные
вычисления:
умножение и
деление на однозн.
число.
Умножение и деле
ние на однознач
ные, двузначные,
трехзначные числа
в пределах
1000000.
Устные
вычисления:
умножение и деление круглых чисел.
Письменные
вычисления:
умножение и
деление на двузначные трехзначные числа
ЗНАЧЕНИЕ
ВЫРА
ЖЕ
НИЙ
Сумма ,разность
Выражение,
значение выражения.
Произведение,
частное
Названия компо
нентов арифмети
ческих действий.
Переместительный
закон умножения.
Сочетательные
законы сложения и
умножения.
Порядок действий.
Нахождение
значения вражения
со скобками.
Распределительный
закон.
Знакомство с
буквенными выражениями
(без термина)
Нахождение
значения вражения
с переменной (без
термина).
Рациональные приемы вычислений
Группировка
слагаемых
Группировка
множителей
Вычитание числа из
суммы и суммы из
числа
Умножение и
деление суммы на число
Признаки
Делимости на 2, 3,
4, 5, 6, 9.
Разложение на
удобные слагаемые
при сложении и
вычитании
Самоконтроль результатов вычислений
Проверка
результатов вы
читания
сложением,
деления умноже
нием
Определение последней цифры результата вычис
лений.
Определение числа
сотен в ответе.
Оценка результатаов вычислений.
Определение числа
цифр в ответе.
РЕШЕ
НИЕ
ТЕКС
ТОВЫХ
ЗАДАЧ
Простые задачи
Нахождение
суммы, остатка;
увеличение
(уменьшение) на
несколько единиц
Нахождение
слагаемого.
Нахождение уменьшаемого,
Вычитаемого.
Разностное сравне
ние.
Нахождение
Произведения.
Деление на равные
части и по содержа
нию.
Увеличение
(уменьшение) в
несколько раз.
Кратное сравнение.
Увеличение
(уменьшение) в
инверсионной
форме (косвенная
формулировка)
Определение длины пути, времени,
скорости движения.
Определение цены
и стоимости.
Определение нача
ла, конца, длитель
ности события.
Задача на доли.
Определение
производительно
сти, времени
работы, объёма
работы.
Составные задачи
Нахождение
суммы и
остатка.
Задачи в два
действия на все
арифметические
действия
Задачи на движение
на стоимость.
Задачи, содержащие
единицы массы и
времени.
Задачи на пропорци
ональную зависи
мость.
Задачи на встречное
движение и движе
ние в противополож
ных направлениях.
Задачи на
совместную работу.
Задачи , содержа
щие ед. длины,
массы, времени.
площади.
РЕШЕ
НИЕ
УРАВНЕНИЙ
Нахождение
неизвестного
компонента арифме
тических действий
Решение уравнений
ГЕОМЕ
ТРИЧЕ
СКИЙ
МАТЕ
РИАЛ
Отрезок, ломаная
Многоугольники:
квадрат, прямоу
гольник, треуголь
ник.
Круг.
Нахождение
длины ломаной.
Нахождение пе
риметра
многоугольника
Угол. Виды углов.
Прямоугольный
тругольник.
Равносторонний
треугольник.
Ромб.
Свойства сторон
геом. фигур.
Нахождение площа
ди прямоуг-ка.
Круг и окружность.
Радиус, диаметр.
Объём прямоуголь
ного параллелепипе
да (на уровне нагля
дных
представлений)
Пространственные
геом. фигуры.
Куб.
Изображение геом.
фигур на клетчатой
бумаге.
Геом. задачи
(нахождение пери
метра по площади
и площади по извест
ному периметру)
Содержание программы
1 класс
128 ч
Общие свойства предметов и групп предметов (7ч).
Свойства предметов ( форма, цвет, размер). Сравнительные характеристики предметов: больше-меньше , длиннее-короче, шире-уже. Сравнительные характеристики расположения предметов в пространстве. Сравнительные характеристики последовательности событий: раньше – позже. Сравнительные количественные характеристики: столько же, больше, меньше, больше на , меньше на
Практическая деятельность.
Объединение предметов в группы по заданному признаку; определение признака, по которому предметы объединены в гру
ппы. Упорядочивание.Сравнение количества предметов в группе. Описание взаимного пространственного расположения предметов. Различение плоских и объёмных предметов.
Числа и величины (25ч).
Знак , цифра, число. Число 0. Числа от 0 до 100. Порядокследования чисел при счете. Принцип построения натурального ряда чисел.Следующее и предыдущее число. Числовой луч. Четные и нечетные числа. Состав однозначных чисел. Десятки и единицы. Десятичный состав чисел в 100.
Число как результат измерения. длина отрезка. Единицы измерения длины (см).
Пропедевтический уровень.
Площадь, объём, масса. Единицы измерения длины, площади, объёма , массы (наглядные представления).
Практическая деятельность.
Счет предметов. Чтение и запись чисел первой сотни. Определение следующего и предыдущего числа. Различение четных и нечетных чисел. Различение десятков и единиц в записи двузначных чисел. Измерение и вычерчивание отрезков заданной длины.
Операции над числами (57 ч).
Сравнение чисел. Равенство и неравенство. Выражение (сумма, разность).
Значение выражения. Сложение и вычитание в 100 без перехода через десяток. Правило перестановки слагаемых . Сложение и вычитание с числом 0.
Пропедевтический уровень.
Правила сравнения чисел. Взаимосвязь действий сложения и вычитания.
Названия компонентов действия сложения( слагаемые, значение суммы) и вычитания ( уменьшаемое, вычитаемое, значение разности). Рациональные способы вычислений (группировка слагаемых или вычитаемых, дополнение до ближайшего круглого числа).
Практическая деятельность.
Чтение и запись равенств и неравенств. Сравнение чисел. Чтение и запись выражений. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с опорой на таблицу сложения , с опорой на знание состава однозначных чисел, на знание десятичного состава двузначных чисел, с опорой на знание приемов сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через десяток.
Моделирование ситуаций текстовых задач с помощью подручных средств ( кружки, монеты, карандаши и др.), графических моделей (геометрических фигур, схем, отрезка числового луча).
Анализ текста задачи, дополнение неполной краткой записи ус ловия задачи. Соотнесение моделей с описанной ситуацией, модели и числового выражения, самостоятельное построение м одели
к текстовой задаче.
Пропедевтический уровень.
Вычисление значения числового выражения в 2-3 действия рациональным способом ( с помощью группировки слагаемых, вычитаемых, дополнения до ближайшего круглого числа). Сравнение значений числовых выражений. Постановка вопроса к задаче.
Наглядная геометрия (12 ч)
Геометрические фигуры(треугольник, круг, шар, квадрат, куб, точка, линия). Отрезок, луч. Ломаная, длина ломаной. Многоугольник. Периметр многоугольника.
Пропедевтический уровень
Прямые и кривые, замкнутые и незамкнутые линии. Прямой угол, прямоугольник. равенство фигур; равенство сторон в квадрате (на уровне наблюдений). Площадь и объём ( на уровне наглядных представлений).
Практическая деятельность.
Рисование линий по образцу на клетчатой бумаге. Рисование симметричных изображений (без терминологии.) вычерчивание квадрата и прямоугольника на клетчатой бумаге.определение длины ломаной и периметра прямоугольника ( с помощью измерений и суммирования).сравнение размеров фигур : а) на глаз; б) с помощью наложения; в) с помощью ориентирования на клетчатой бумаге. «Разрезание и достраивание» фигур.
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Распознавание конструктивных элементов в фигурах.
Пропедевтический уровень.
Рисование прямогоугла с помощью угольника.определение прямых углов в многоугольниках с помощью угольника.
Повторение (27 ч)
Авторская программа курса «Математика» в 1 классе рассчитана на 132 учебных часа (4 ч в неделю).
Рабочая программа рассчитана на 128 учебных часов (4часа в неделю) по причине включения прохождения курса «Введение в школьную жизнь»(4ч) в начале учебного года. Содержание рабочей программы урезано за счет объединения уроков по темам:
Общие свойства предметов – 9ч,( «Знакомство с учебником», «Как мы будем сравнивать» -1ч);
Числа и величины – 24ч ( «Увеличиваем на 1», «Уменьшаем на 1»- 1ч;
Операции над числами – 59ч («Плюс 10», «Минус 10» - 1ч) ;
Повторение – 26ч.
Содержание программы 1класса.
Основная часть программы обязательна для изучения её всеми учащимися.
Количество часов в 1 п/г в неделю/всего: 4 /
Количество часов во 2 п/г в неделю/всего: 4/
Контрольных работ в 1 п/г / во 2 п/г _1_____/___2______
Учебно-тематический план.
№
Раздел
Количество часов
1
Давайте знакомиться.
3
2
Сравниваем предметы.
4
3
Считаем предметы.
6
4
Сравниваем числа.
7
5
Рисуем и измеряем.
12
6
Учимся складывать и вычитать.
14
7
Увеличиваем и уменьшаем.
10
8
Рисуем и вырезаем.
5
9
Десятки.
3
10
Как устроены числа.
11
11
Вычисляем в пределах 20.
14
12
Простая арифметика.
12
13
А что же дальше?
15
14
Повторяем, знакомимся, тренируемся.
12
Итого:
128
Общая характеристика учебного процесса.
Содержание программы представлено в разделах «Общие свойства предметов и групп предметов», «Числа и величины», «Операции над числами», «Наглядная геометрия». Основные содержательные линии курса в разделах «Числа и величины», «Операции над числами».
Раздел «Числа и величины» включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета предметови измерения величин. Число рассматривается как основное математическое понятие.
Психологами установлено, что формирование навыков счета осовывается на пространственных представлениях. Поэтому большое значение отводится работе с моделями чисел и числового ряда. Один из самых ярких зрительных образов числового ряда основывается на расположении четных и нечетных чисел в числовом ряду. Знание порядка расположения этих чисел в числовом ряду
способствует формированию навыков устных вычислений.
Изучению величин отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Измерения в реальном пространстве, моделирование единиц измерения,развитие глазомера , измерение и вычисление площади и объёма, определение скорости пешехода и т.д. имеют важную развивающую функцию.
Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин.Навыки округления способствуют эффективному освоению навыков устных вычислений и выработке критической оценуе полученных результатов. Это позволяет учащимся ориентироваться в окружающем мире, создает базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Традиционно материал раздела «Операци над числами» составляет ядро математического образования младших школьников.
В настоящей программе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффек тивное усвоение письменных алгоритмов вычислений.
Навыки сравнения чисел на начальной стадии обучения базируются на модели числового ряда. А затем – на знании последовательности чисел при счете, на знании десятичного состава числа и на знании правил сравнения многозначных чисел.
В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел, умножение и деление однозначных чисел, сложение и вычитание разрядных единиц, умножение разрядных единиц на однозначное число, умножение и деление на 10, 100, 1000.
Обучение письменным алгоритмам вычислений не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений и происходит параллельно с ними.
Особое внимание уделяется прогнозированию результата. и оценки полученного результата. При этом используются приемы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и последней цифры результата.
Освоение приемов рациональных вычислений относится к вариативной части и не входит в число навыков, отрабатываемых в обязательном порядке.
При отработке навыков письменных вычислений с многозначными числами программа предусматривает знакомство с техникой вычисления на лятра.калькуляторе. При этом предполагается критическая оценка результата, получе нная при помощи калькулятора.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не поддается алгоритму. При их решении главную роль приобритает понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, умения моделировать условие задачи с помощью подручных средств, рисунка, схемы.
Решение текстовых задач тесно связано с развитием пространственных представлений учащихся. Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике и продолжается до конца обучения в начальной школе.
Раздел программы «Общие свойства предметов и групп предметов» направлен на развитие логического мышления и формирование важнейших общеучебных навыков. Таковыми базовыми навыками являются умения сравнивать свойства и признаки предметов и групп предметов, а также чисел и геометрических фигур, выделять общие и отличительные признаки, различать существенные и второстепенные свойства, выявлять закономерности, делать выводы.
При освоении математических знаний в других разделах программы эти навыки активно используются для исследования свойств геометрических фигур, выявления числовых закономерностей, формирования навыков рациональных вычислений.
Раздел программы «Наглядная геометрия» на этапе начального обучения направлен на развитие пространственных представлений учащихся.
Весь геометрический материал, представленный в курсе, осваивается на уровне наглядных представлений.
Цели изучения этого материала на этапе начального обучения:
- знакомство с основными геометричесскими фигурами ( прямоугольник, треугольник , окружность) и отдельными их свойствами;
- развитие пространственных представлений учащихся ( равенство фигур, повороты и симметрия, ориентация на плоскости и в пространстве);
- формирование элементарных навыков конструирования ( разбиение на детали, сборка объекта из деталей);
- развитие познавательной деятельности учащихся, формирование элементарных навыков исследовательской деятельности.
Программный материал каждого раздела представлен с двух точек зрения: перечень понятий и тем, предлагаемых для изучения и практическая деятельность, направленная на освоение этих понятий и тем. Это обусловлено тем, что освоение программного материала курса осуществляется только через практическую деятельность учащихся. А описание пракической деятельности раскрывает и конкретизирует уровень усвоения програмного материала. В содержании программы особо выделяются темы, которые изучаются на пропедевтическом уровне.
Основная часть программы обязательна для изучения всеми учащимися. Требования к уровню усвоения сформулированы в конце программы (рубрика «Учащиеся должны знать» и «должны уметь»)
Темы, которые изучаются на пропедевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащися. Отработка навыков по этим темам не предполагается ( рубрика «учащиеся могут знать» и «могут уметь»).
Последовательность изучния тем , представленных в каждом разделе программы, указана в примерном тематическом планировании.
Учебно – тематический план
курса «Математика. 1 класс»
на 2011-2012 учебный год.
№ п/п
Тема, раздел
Кол-во
часов
Основной метод
Объект контроля
Межпредм.
связи
1.
Введение в школьную жизнь
4
ОИ
Умение следовать инструкциям, работать в паре, в группе, сравнивать, обобщать, взаимодействовать со взрослыми.
2.
Давайте знакомиться
3
ОИ
Умение различать геом. фигуры, понятия «число», «цифра».
Окр. мир
3.
Сравниваем предметы
3
ОИ
Умение сравнивать предметы по цвету и форме. Развитие пространственных представлений.
Окр. мир
ИЗО
4.
Считаем предметы.
6
ОИ
Сформированность первоначальных представлений о порядковом счете, о предыдущем исследующем числе.
Умение соотносить числа с цифрами.
Окр. мир
5.
Сравниваем числа.
7
ОИ
Сформированность умения сравнивать числа с помощью числового ряда.
Усвоение понятий «равенство, неравенство».умение составлять равенство и неравенство.
Окр. мир
Литер. чтение
6.
Рисуем и измеряем
12
ОИ
Усвоение понятий «точка, отрезок, овал, прямоугольник, прямая линия, кривая, пересекающиеся, не пересекающиеся линии». Умение чертить по линейке отрезки и ломаные. Измерять длину с помощью линейки
Окр. мир
Труд. обучение ИЗО
7.
Учимся складывать и вычитать.
14
ОИ
Усвоение понятий «сумма, разность, сложение, вычитание», знаков + и -.
Умение выполнять сложение и вычитание на основе знания состава чисел первого десятка. Умение находить чётные и нечетные числа в числовом ряду.
Окр. мир
Труд. обучение
ИЗО
8.
Увеличиваем и уменьшаем.
10
ОИ
Умение выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом задания и иллюстрировать условие текстовой задачи схемой.
Умение складывать и вычитать числа с опорой на числовой луч.
Окр. мир
Труд. обучение
ИЗО
9.
Рисуем и вырезаем
5
ОИ
Умение следовать инструкциям, работать в группе, сравнивать, обобщать.
Труд. обучение
10.
Десятки
3
Понимание десятичного построения системы чисел. Знание последовательнос-
ти расположения десятков в числовом ряду. Умение считать десятки на числовом луче.
Окр. мир
11.
Как устроены числа.
11
ОИ
Знание названия, чтения, записи последовательности чисел второго десятка. Знание образования чисел второго десятка, умение сравнивать, увеличивать, уменьшать числа с опорой на их десятичный состав.
Окр. мир
Литер. чтение
12.
Вычисляем в пределах 20
14
ОИ
Умение складывать и вычитать в пределах 20. Умение находить длину ломаной и периметр.
Окр. мир
Труд. обучение
13.
Простая арифметика
12
ОИ
Усвоение понятий «выражение, значение выражения». Умение решать примеры рациональными способами: перестановка чисел в сумме и дополнение до десятка.
Знание величин и единиц измерения.
Окр. мир
14
А что же дальше?
15
ОИ
Знание названий компонентов сложения и вычитания. Умение решать простые задачи, примеры в пределах сотни без перехода через десяток, измерять и записывать длину отрезков.
Труд. обучение
Окр. мир
15.
Повторяем, знакомимся, тренируемся
11
ОИ
Навык решения простых задач, сложения и вычитания в пределах сотни без перехода через десяток, измерять и записывать длину отрезков.
Окр. Мир
Труд. обучение
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные,
-групповые,
- индивидуально-групповые,
- фронтальные,
-классные и внеклассные.
Комбинированный урок,
урок – игра,
урок – беседа,
урок – путешествие,
урок - практические занятия,
урок с демонстрацией объектов или изображений,
самостоятельная работа,
урок - математический тренажёр.
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- технология опорных конспектов;
- информационные технологии.
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, диспут, опыт, урок-практикум, урок-отчёт или презентация проекта и т.д.
Поурочное планирование курса «Математика. 1 класс» на 2011-2012 учебный год
№
Тема урока
Тип урока
Форма работы
Объект контроля
Дата
Введение в школьную жизнь -4 ч, математика – 32ч, всего 36 ч.
1 четверть – 36 ч.
Введение в школьную жизнь 4ч
Тема «Давайте знакомиться» 3ч
5
Знакомство с учебником. Как мы будем сравнивать
Урок новых знаний
Наглядная , групповая
Знакомство со структурой и содержанием учебника
Знание признаков, по которым сравнивают предметы: форма, цвет, размер.
6
Как мы будем считать
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Фронтальная .
.
Сформированность навыка пересчитывания предметов. Знание понятий «больше, меньше, столько же».
7
Что мы будем рисовать
Комплексный урок.
Групповая , практическая.
Умения различать геом. фигуры, понятия «число, цифра».
Тема « Сравниваем предметы» 4ч
8
Сравниваем фигуры
Комплексный урок.
Фронтальная .
Умение сравнивать фигуры..
9
Сравниваем форму и цвет
Комплексный урок.
Фронтальная .
Наглядная.
Умение сравнивать фигуры по форме и цвету.
10
Больше, меньше. Выше, ниже
Комплексный урок.
Практическая.
Развитие пространственных представлений
11
Длиннее, корче. Шире, уже
Комплексный урок.
Практическая.
Развитие пространственных представлений.
Тема «Считаем предметы» 6ч
12
Числа 1,2,3
Урок новых знаний
Фронтальная .
Умение соотносить числа с цифрами. Письмо цифры 1.
13
Числа 4,5
Комплексный урок.
Фронтальная .
Навык письма цифры 4.
14
Расставляем по порядку
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Словесная
Сформированность первоначальных представлений о порядковом счете. Письмо цифры 2.
15
Числа 6,7
Комплексный урок.
Фронтальная .
Умение соотносить цифры 6.7 с количеством предметов. Формирование письма цифры 7.
16
Числа 8,9
Комплексный урок
Фронтальная .
Формирование навыков письма. Цифры 6и9.
17
Числа от 1 до 9
Комплексный урок.
Фронтальная .
Сформированность представлений о предыдущем и следующем числе.
Тема «Сравниваем числа» 7ч
18
Больше. Меньше. Столько же
Урок новых знаний
Наглядная , групповая
Знакомство с принципом сравнения количества предметов. Формирование навыка письма цифры 3.
19
Сравниваем числа
Урок новых знаний
Наглядная , групповая
Формирование навыка письма цифры 8.
20
Равенство и неравенство
Урок новых знаний
Фронтальная.
Усвоение понятий «равенство, неравенство».умение составлять равенства и неравенства.
21
Увеличиваем на 1
Уменьшаем на 1
Урок новых знаний
Наглядная , групповая
Умение увеличивать и уменьшать на 1.
22
Стартовая работа
Диагностика
Индивидуальная
Выявление стартовых возможностей..
23
Сравниваем числа с помощью числового ряда
Закрепление знаний
Фронтальная.
Сформированность понятий «больше, меньше, столько же»
24
Больше наменьше на
Урок новых знаний
Наглядная , групповая
Актуализация понятий «Больше наМеньше на» Сформированность умения сравнивать числа с помощью числового ряда.
Тема «Рисуем и измеряем» 12ч
25
Продолжаем знакомство
Урок новых знаний
Наглядная , групповая.
Усвоение понятий «точка, отрезок, овал, прямоугольник».
26
Проводим линии
Урок новых знаний
Наглядная , групповая.
Усвоение понятий «прямая линия, кривая линия», пересекающиеся, непересекающиеся».
27
Отрезок и ломаная.
Урок изучения нового и закрепления.
Наглядная
Умение чертить по линейке отрезки и ломаные.
28
Многоугольники
Комбинированный.
Наглядная .
Представления о многоугольниках.
29
Рисуем на клетчатой бумаге
Комбинированный.
Наглядная , практическая.
Развитие пространственных представлений.
30
Ноль и десять
Урок изучения нового материала.
Наглядная , групповая.
Умение соотносить 0 и10 (числа и цифры) с количеством предметов. Письмо 0.
31
Измеряем длину
Урок изучения нового материала.
Наглядная , практическая.
Умение измерять длину с помощью линейки.
32
Измеряем отрезки
Урок изучения нового материала.
Наглядная , практическая.
Умение измерять длину с помощью линейки.
33
Числовой луч
Урок изучения нового материала.
Наглядная , групповая.
Сформированность графического образа числового луча.
34
Вспоминаем, повторяем
Закрепление знаний.
Фронтальная, групповая, практическая.
Умения считать предметы и числа. Сравнивать предметы и числа, рисовать линии.
35-36
Повторение. Проверочная работа.
Закрепление знаний.
Практическая.
Умения считать предметы и числа. Сравнивать предметы и числа, рисовать линии.
2 четверть
Тема «Учимся складывать и вычитать». 14 часов
37
Складываем числа
Урок изучения нового материала.
Коллективная.
Усвоение понятий «сумма, знак +, действие сложения».
38
и вычитаем
Урок изучения нового материала.
Коллективная.
Усвоение понятий «разность, знак -, действие вычитание».
39
Считаем до трёх
Урок изучения нового материала и закрепления.
Фронтальная.
Знание состава чисел 2 и 3.
40
Два да два четыре
Урок изучения нового материала и закрепления.
Фронтальная.
Знание состава числа 4.
41
Отличное число
Урок изучения нового материала и закрепления.
Фронтальная.
Выполнение действий вычитания и сложения на основе состава числа 5.
42
«Секрет» сложения
Урок изучения нового материала и закрепления пройденного.
Фронтальная.
Умение складывать числа. Применяя переместительное свойство сложения.
43
Самое красивое число
Урок изучения нового материала.
Коллективная.
Знание состава числа 6. Умение выполнять сложение и вычитание на основе знаний состава числа 6.
44
Семь дней недели
Урок изучения нового материала.
Коллективная.
Знание состава числа 7.
45
Складываем... и вычитаем
Закрепление знаний.
Фронтальная.
Понимание взаимосвязи действий сложения и вычитания.
46
Сколько ног у осьминога
Урок изучения нового материала.
Коллективная.
Знание состава числа 8.
47
Загадочное число
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Знание состава числа 9.умение вычитать и складывать на основе знаний состава чисел.
48
Чет или нечет
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение находить чётные и нечетные числа в числовом ряду.
49
Десять братьев
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение выполнять сложение и вычитание на основе знаний состава числа 10.
50
Вспоминаем, повторяем.
Проверочная работа.
Закрепление.
Индивидуальная.
Усвоение темы «Учимся складывать и вычитать».
Тема «Увеличиваем и уменьшаем» 10 часов
51
Увеличилось или уменьшилось?
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом задания.
52
Ура! Путешествие
Урок изучения нового материала и закрепления пройденного..
Фронтальная.
Умение складывать и вычитать числа с опорой на числовой луч.
53
Считаем парами
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение считать двойками.
54
Плюс 2. Минус 2
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение складывать и вычитать числа с числом 2.
55
Чудо–числа
Урок изучения нового материала и закрепления пройденного.
Фронтальная.
Сформированность умения считать двойками.
56
Увеличиваем числа
Урок изучения нового материала. и закрепления пройденного.
Фронтальная.
Умение складывать числа с числами 3,4.
57
Уменьшаем числа.
Рисуем и вычисляем.
Урок изучения нового материала и закрепления пройденного.
Фронтальная.
Умение вычитать числа 3,4, иллюстрировать условие текстовой задачи схемой.
58
Проверочная работа.
Контроль знаний.
Индивидуальная.
Усвоение материала по теме «Увеличиваем и уменьшаем».
59
Больше или меньше? На сколько?
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение понимать, на сколько увеличилось или уменьшилось число в результате арифметических действий.
60
Вспоминаем, повторяем
Закрепление.
Фронтальная.
Усвоение материала по теме «Увеличиваем и уменьшаем».
Тема «Рисуем и вырезаем» 5 часов
61
Вырезаем и сравниваем
Урок изучения нового материала.
Фронтальная. Практическая,
групповая.
Умение следовать инструкциям, работать в группе, сравнивать, обобщать.
62
Рисуем и сравниваем
Урок изучения нового материала.
Фронтальная, групповая. Практическая.
Умение следовать инструкциям, работать в группе, сравнивать, обобщать.
63, 64,
Повторение
Закрепление.
Фронтальная.
Усвоение материала по теме
«Рисуем и вырезаем»
65
Проект «Любимое число»
Урок комплексного использования знаний.
Индивидуальная, групповая.
Усвоение знаний, выходящих за рамки содержания учебника.
3 четверть
Тема «Десятки» 3 часа.
66
Что такое десяток
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Понимание десятичного построения системы чисел.
67
Считаем десятками
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Знание последовательности расположения десятков в числовом ряду.
68
Считаем шаги
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение считать десятки на числовом луче.
Тема «Как устроены числа» 11 часов.
69
Знакомьтесь: числа от 11 до 20
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Знание названия и записи чисел второго десятка.
70
Следующее и предыдущее число
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Знание порядка следования чисел второго десятка в ряду чисел..
71
Прибавляем по одному и вычитаем
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение увеличивать и уменьшать числа второго десятка на 1.
72
Вспоминаем чет или нечет
Урок изучения нового материала и закрепления пройденного.
Фронтальная.
Умение увеличивать и уменьшать числа второго десятка на 2 с опорой на числовой луч.
73
Перебираем числа
Урок изучения нового материала и закрепления пройденного.
Фронтальная.
Знание порядка следования чисел второго десятка.
74
Решаем задачи
Урок изучения нового материала и закрепления пройденного.
Фронтальная.
Умение решать задачи в одно действие.
75
Ведем счет дальше
Урок изучения нового материала и закрепления пройденного.
Фронтальная.
Знание порядка следования , названия, чтения , записи чисел второго десятка.
76
Сколько десятков? Сколько единиц?
Закрепление знаний.
Фронтальная.
Знание десятичного состава двузначных чисел.
77
Как можно сравнивать числа?
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение сравнивать двузначные числа с опорой на их десятичный состав.
78
Записываем по порядку
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Знание порядка следования чисел второго десятка в числовом ряду.
79
Вспоминаем, повторяем
Закрепление пройденного.
Коллективная
Знание образования чисел второго десятка, умения сравнивать, увеличивать, уменьшать числа второго десятка с опорой на их десятичный состав.
Тема «Вычисляем в пределах 20» 14 часов.
80
Плюс 10
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение складывать число 10 с однозначными числами.
81
Минус 10
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение решать примеры типа 15-10, 15-5.
82
Изменилось ли число?
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение решать примеры типа 15+2
83
Как прибавить число?
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение решать примеры типа 15+2 , складывать и вычитать числа с нулем.
84
Составляем суммы
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение складывать однозначные числа с двузначными в пределах 20.
85
Как вычесть число?
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение решать примеры типа 15-2.
86
Вычисляем по цепочке
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение складывать и вычитать числа в пределах 20, выполнение двух и более действий.
87
Решаем задачи
Закрепление пройденного.
Индивидуальная.
Умение складывать и вычитать числа в пределах 20.
88
Длина ломаной.
Урок изучения нового материала.
Практическая.
Усвоение понятий «длина ломаной» и способа нахождения длины.
89
Периметр
Урок изучения нового материала.
Практическая.
Усвоение понятия «периметр» и способа его нахождения.
90
Площадь
Урок изучения нового материала.
Практическая.
Умение следовать инструкциям, работать в группе, сравнивать, обобщать.
91
Вспоминаем, повторяем
Закрепление пройденного.
Фронтальная, групповая.
Умение складывать и вычитать числа в пределах 20.
92
Повторение .
Закрепление и обобщение.
Практическая,
групповая
Умение складывать и вычитать числа в пределах 20.
93
Проверочная работа.
Контроль знаний.
Индивидуальная.
Усвоение материала по теме «Вычисляем в пределах 20».
Тема «Простая арифметика» 12 часов.
94
Условие задачи
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Усвоение понятий « условие, вопрос, решение задачи»
95
Как записать задачу короче?
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение кратко записывать задачу.
96
Покупаем и считаем
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение решать примеры типа 20+30, 50-30.
97
Легкие вычисления
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение решать примеры типа 20+6, 6 +20, 26-6, 26 -20.
98
Решаем задачи по действиям
Урок изучения нового материала.
Фронтальная..
Умение решать задачи в два действия.
99
Больше на Меньше на
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение различать задачи на увеличение и на уменьшение.
100
Находим значения выражений
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Усвоение понятий «выражение, значение выражения». Умение решать примеры рациональным способом: перестановка чисел, дополнение до десятка.
101
Рассаживаем и считаем
Закрепление пройденного
Фронтальная.
Умение решать примеры изученных видов.
102
Сравниваем двузначные числа
Закрепление пройденного
Наглядная , групповая.
Умение сравнивать числа.
103
Измеряем и сравниваем
Величины
Закрепление пройденного
Наглядная , групповая.
Умение округлять результаты измерений . Знание величин и единиц измерения.
104
Проверочная работа .
Контроль знаний.
Индивидуальная.
Усвоение материала по теме «Простая арифметика».
105
Вспоминаем, повторяем
Закрепление пройденного.
Коллективная.
Работа над ошибками. Усвоение материала по теме «Простая арифметика».
4 четверть
Тема «А что же дальше?» 15 часов
106
Слагаемые и сумма
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Усвоение понятий «слагаемые, сумма»
107
Сколько всего? Сколько из них?
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение решать текстовые задачи.
108
Прибавляем десятки
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение решать примеры типа 25+30.
109
Вычитаем десятки
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение решать примеры типа 35-20.
110
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Усвоение понятий «уменьшаемое, вычитаемое, разность».
111
Сколько прибавили? Сколько вычли?
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение рациональным способом:
Группировка слагаемых, группировка вычитаемых.
112
Дополняем до круглого числа
Урок изучения нового материала.
Коллективная.
Усвоение приёма «дополнение двузначного числа до ближайшего круглого».
113
Вычисляем удобным способом
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Умение вычислять рациональным способом.
114
Десятки с десятками, единицы с единицами
Урок изучения нового материала.
Коллективная.
Умение складывать и вычитать двузначные числа без перехода через десяток.
115
Решаем задачи
Урок изучения нового материала.
Коллективная.
Умение решать текстовые задачи на нахождение суммы и остатка.
116
Вспоминаем, повторяем
Урок изучения нового материала.
Фронтальная.
Усвоение умений и навыков по теме «А что же дальше?»
117
Плоские и объемные предметы
Урок изучения нового материала.
Наглядная , групповая
Умение различать плоские и объёмные фигуры.
118
Развиваем смекалку
Повторение
Закрепление пройденного
Коллективная.
Умение решать задачи «на смекалку».
119
Повторение
проект «Симметрия»
Закрепление пройденного
Фронтальная.
Индивидуальная.
Умение решать простые задачи, примеры в пределах сотни без перехода через десяток, измерять и записывать длину отрезков.
120
Итоговая контрольная работа.
Итоговый контроль.
Индивидуальная.
Умение решать простые задачи, примеры в пределах сотни без перехода через десяток, измерять и записывать длину отрезков.
Тема «Повторяем, знакомимся, тренируемся» 12 часов.
121
Работа над ошибками. Повторение пройденного.
Закрепление пройденного
Фронтальная.
Индивидуальная.
Групповая.
Умение решать простые задачи, примеры в пределах сотни без перехода через десяток, измерять и записывать длину отрезков.
122-123
Десятки
Закрепление пройденного
Фронтальная.
Умение проводить операции счёта, сложения и вычитания.
124-125
Числа от 1 до 100
Закрепление пройденного
Коллективная.
Умение производить операции сложения и вычитания с числами от 1 до100 без перехода через разряд.
126
127
Сложение и вычитание
Закрепление пройденного.
Фронтальная.
Умение производить операции сложения и вычитания с числами от 1 до100 без перехода через разряд.
128
Комплексная проверочная работа.
Контроль знаний.
Индивидуальная.
Усвоение общеучебных навыков.
129-132
Вспоминаем, повторяем.
Закрепление пройденного
Фронтальная.
Навык выполнения сложения и вычитания с числами от 1 до100 без перехода через разряд.
Требования к уровню подготовки
Тема, необходимое количество часов
Содержание учебной темы
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
1 Давайте знакомиться. Сравниваем предметы.
21 ч.
Знакомство со структурой и содержанием учебника.
Признаки, по которым можно сравнивать предметы (форма, цвет, размер). Понятия «больше, меньше, столько же, число, цифра». Простые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник).
Структуру и условные обозначения учебника, иллюстративный материал.
Порядок счета от одного до 10 .
Понятия «больше, меньше, столько же», названия простых геометрических фигур.
Понятия «длиннее», «короче», «шире», «уже», «больше», «меньше», «выше», «ниже».
Термины «следующее число», «один», «несколько».
Знаки сравнения «< > =» и понятия «равенство, неравенство».
Правила сравнения чисел с помощью числового ряда, правила разностного сравнения.
Пользоваться содержанием учебника.
Сравниваь предметы по форме, цвету, размеру, количеству.
Устанавливать закономерности.
Ориентироваться на листе бумаги.
Считать до 10 и обратно.
Различать понятие «число» и «цифра.
Писать цифры 1, 4, 2, 7, 5, соотносить количество предметов с числами.
Сравнивать числа, используя знаки.
Читать и записывать числовые равенства и неравенства.
2. Рисуем и измеряем.
12 ч.
Распознавание иизображение геометрических фигур (точка, прямая, отрезок, угол, многоугольник).
Измерение отрезка. Построение отрезка.
Счет предметов . Название, последовательность и запись чисел. Сложение и вычитание однозначных чисел.
Число и цифра 0. Число 10.
Понятие «линия» , «отрезок», «ломаная», «звено ломаной», «вершина ломаной», «замкнутая , незамкнутая ломаная».
Правила измерения отрезков, построения числового луча.
Классифицировать геометрические фигуры.
Выполнять чертеж по образцу, строить отрезки и измерять их длину.
Строить замкнутые и незамкнутые ломаные.
Находить ломаные, кривые линии на чертеже, выполнять графический диктант.
Увеличивать и уменьшать число на 1.
Отмечать числа на числовом луче, сравнивать числа с помощью числового луча.
Писать цифру 0, соотносить числа 0 и 10 с цифрами и количеством предметов.
Выполнять математические ребусы, решать головоломки.
3.Учимся складывать и вычитать.
17ч.
Сложение и вычитание чисел с использованием соответствующих терминов.
Состав числа 3, 4, 5,6, 7,8,9,10.
Переместительное свойство сложения.
Первичные временные представления.
Понятие «сумма»,знак +.
Понятие «разность», знак -.
Состав чисел 3,4,5,6,7,8,9,10.
Дни недели.
Правило перестановки слагаемых.
Понятития «четные»и «нечетные» числа.
Записывать и читать примеры на сложение и вычитание.
Выполнять сложение и вычитание на основе знания состава чисел.
Выполнять сложение, применяя перестановку чисел в сумме.
Сравнивать примеры на сложение.
Составлять по рисунку суммы и разности.
Называть четные и нечетные числа.
Составлять равенства по ри сунку.
Соотносить рисунок и схему.
4. Увеличиваем и уменьшаем.
13 ч.
Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.
Сложение и вычитание с числами 3,4.
Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на схему.
Отношения «больше на», «меньше на».
Единицы измерения длины (километр).
Единицу измерения длины километр.
Дополнять равенства по рисунку, составлять рассказ по рисунку и равенству;соотносить схему и рисунок.
Выполнять сложение и вычитание с числом 2.
Выполнять адание в таблице.
Составлять суммы из двоек.
Применять счет двойками при вычислении.
Складывать и вычитать числа с опорой на числовой луч.
Выполнять сложение и вычитание с числами 3 и 4.
Изображать условие задачи с помощью схемы.
Отвечать на вопросы на сколько больше? на сколько меньше? Сравнивать числа с помощью числового луча.
Распознавать геометрические фигуры.
5.Рисуем и вырезаем 7ч.
Распознавание и изображение точки, прямой, отрезка, угла, могоугольника.
Сложение и вычитание чисел с использованием соответствующих терминов.
Таблица сложения однозначных чисел.
Иметь представление о симметричных фигурах.
Понятие «прямой угол».
Таблицу сложения однозначных чисел.
Вырезать симметричные фигуры.
Сравнивать фигуры с помощью наложения
Решать задачи с помощью схемы.
Выполнять сложение и вычитание однозначных чисел.
6.Десятки 4 ч.
Счет предметов.
Нумерация чисел.
Счет десятками.
Название, последовательность, запись десятков.
Понятия «десяток», «круглые числа».
Последовательность расположения десятков в числовом ряду.
Считать десятками.
Работать с календарём.
Читать, записывать,сравнивать круглые числа.
Решать текстовые задчи.
Восстанавливать равенства по рисунку.
7.Как устроены числа.
Вычисляем в пределах 20.
Название, последовательность и запись чисел от 11 до 20.
Следующее и предыдущее число.
Устные приемы вычисления с натуральными числами.
Десятичный состав двузначных чисел.
Сравнение двузначных чисел.
Сложение и вычитание с числом 0.
Сложение двузначного числа с однозначным без перехода через десяток в пределах 20
Вычитание однозначного числа из двузначногов пределах 20 без перехода через десяток.
Измерение длины отрезка.
Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры.
Название , порядок следования чисел второго десятка.
Двузначные числа больше 20, десятичный состав, запись.
Понятия «однозначное», «двузначное» число.
Порядок следования двузначных чисел в числовом ряду.
Понятие «длина ломаной», способизмерения длины ломаной.
Понятие «периметр прямоугольника» и способ нахождения периметра.
Понятие «площадь».
Читать, записывать, определять количество единиц и десятков в числах от 11 до 20.
Выполнять сложение и вычитание.
Сравнивать числа второго десятка, восстанавливать числовой ряд.
Увеличивать и уменьшать числа второго десятка на 1 и на 2.
Записывать и читать числа от1 до 10, больше 20.
Составлять равенства по рисунку, решать текстовые задачи.
Сравнивать двузначные числа с опорой на десятичный состав.
Выполнять сложение и вычитание числа 10 с однозначными числами.
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе знания десятичного состава без перехода через десяток.
Сложение и вычитание с числом 0.
Восстанавливать равенства и неравенства.
Записывать равенства к рисунку, дополнять.
Решать текстовые задачи; составлять таблицы по данному условию.
Измерять длину ломаной.
Находить периметр многоугольника.
Сравнивать площади; выбирать единицы измерения.
Складывать величины.
8.Простая арифметика
15 ч.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Краткая запись условия задачи.
Сложение и вычитание десятков.
Сложение и вычитание на основе десятичного состава двузначных чисел.
Сложение чисел рациональным способом (перестановка чисел и дополнение до десятка).
Сравнение двузначных чисел.
Понятия «задача»,
«известные числа»,
«неизвестные числа», «выражение», «значение выражения».
Величины измерения длины, времени, массы, площади, объема.
Отличать арифметические задачи от рассказов, решать иекстовые задачи, выписывать условие задачи и вопрос.
Выполнять краткую запись условия задачи, запись в таблице.
Решать задачи в два действия.
Решать текстовые задачи на увеличение и уменьшение количества предметов.
Решать задачи с помощью схемы.
Составлять выражения по рисунку, задачи по рисунку и выражению.
Выполнять сложение и вычитание десятков.
Записывать двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Выполнять сложение однозначного и двузначного чисел и вычитать однозначное число из двузначного без перехода через десяток.
Уметь сравнивать двузначные числа.
Соотносить величины и единицы измерения.
9.А что же дальше?
19 ч.
Сложение и вычитание чисел, исползование соответствующих терминов.Решение текстовых задач арифметическим способом.
Сложение и вычитание двузначных чисел (25 +30), (35-20).
Группировка слагаемых в сумме.
Дополнение двузначного числа до круглого.
Вычисление значения выражения рациональным способом.
Правило сожения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.
Распознавание и изображение геометрических фигур.
Построение простейших логических выражений.
Понятие «слагаемые», «уменьшаемое», «вычитаемое», «значение разности».
Правило сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.
Понятия «объемные предметы», «плоские предметы».
Читать равенства, используя математические термины.
Выполнять сложение и вычитание однозначного и двузначного чисел.
Решать текстовые задачи с помощью схемы, таблицы.
Решать задачи с недостающими и лишними данными, задачи на нахождениесуммы и остатка; дополнять краткую запись;применять схему для решения задачи.
Вычислять значение выражения с помощью группировки слагаемых и вычитаемых.
Дополнять двузначное число до ближайшего круглого числа.
Сравнивать величины. Различать, приводить примеры, сравнивать плоские и объёмные фигуры.
Решать головоломки, логические задания, комбинаторные задачи.
10.Повторяем, знакомимся, тренируемся.
17ч.
Сложение и вычитание чисел, исползование соответствующих терминов. Распознавание и изображение геометрических фигур.
Круглые десятки.
Сложение и вычитание круглых чисел, чисел на основе десятичного состава.
Нумерация чисел от 1 до 100.
Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток.
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе знания десятичного состава без перехода через разряд.
Решать текстовые задачи с помощью схемы, таблицы.
Выполнять работу над ошибками.
Сравнивать суммы разности.
Решать головоломки, логические задания, комбинаторные задачи.
Записывать двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Виды и формы контроля:
Текущий, тематический, итоговый (самостоятельная работа)
Формы контроля.
Проверочные задания
Самостоятельные работы
Упражнения для контроля сформиованности общеучебных умений.
Опрос.
Игра.
Возможные формулировки вопросов контроля.
-вычисли;
-определи;
-назови;
-запиши равенства;
-запиши решения;
-выбери;
-в чем различие;
-как можно определить;
Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы и средства.
Проверка результатов обучения.
-проверочные задания, самостоятельные работы;
-упражнения для контроля сформированости общеучебных умений (лист диагностики);
-портфолио учащегося как интегральная оценка;
-итоговая комплексная проверочная работа.
Оценивание результатов обучения.
В связи с отсутствием в 1 классе балльной системы оценивания согласно нормативным документам, рабочая программа курса предусматривает :
1.Самооценку и взаимооценку, включающие понятия «положительное и отрицательное», «согласен, не согласен», обозначение символами «+» и « -»;
2.Знаковое оценивание «туча , солнце»;
3.Система «портфолио» по принципу накопления знаний «Я строю Дом Знаний» : средний уровень - коричневый «кирпич»,
выше среднего – красный «кирпич»,
высокий уровень, творческий – золотой «кирпич».
4. Шкала оценивания (критерии оценивания : правильность, трудность, интерес, красота, аккуратность).
Для оценивания результатов работы по формированию универсальных учебных действий в конце обучения используется итоговая комплексная работа.
Целью этой работы является проверка умений учащихся синтезировать и использовать полученные знания и навыки применительно к различным учебным задачам.
Итоговая комплексная работа позволяет оценить как уровень сформированности предметных аспектов обучения, так и межпредметные компетенции.
Итоговая комплексная работа направлена на оценивание
сформированности следующих компетенций:
Овладение основополагающими понятиями и способами действий по изученным разделам курса, в том числе сформированностью вычислительных навыков, навыков решения и оформления математических задач.
Умение видеть математическую проблему в обсуждаемой ситуации, вычленять и анализировать, соотносить различные форматы предоставления информации ( текст, таблица, диаграмма).
Умение рассуждать и обосновывать свои действия.
Стартова я работа по математике (1четверть) преследует следующие
цели:
Поступившие в первый класс учащиеся имеют математический опыт, который нельзя игнорировать при организации обучения. У разных учащихся он различается. Поэтому в начале систематического изучения математики необходимо выявить стартовые возможности каждого учащегося.
Учащиеся уже в начале изучения курса математики должны получить самые общие представления о том, чем они будут заниматься на уроках математики в первом классе.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец года.
Учащиеся должны знать:
названия и последовательность чисел от 0 до 100;
чётные и нечётные числа в пределах 100, порядок их расположения в ряду чисел;составстав однозначных чисел;
десятичный состав чисел первой сотни;
названия числовых выражений (сумма, разность);
правило перестановки слагаемых в сумме;
названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник ,
прямоугольник);
названия единиц измерения длины (сантиметр);
должны уметь:
считать до 20 в прямом и обратном порядке;
называть, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;
выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание чисел в пределах 10, сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);
выполнять сложение и вычитание с числом 0;
решать простейшие текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание;
распознавать изученные геометрические (отрезок, ломаная; многоугольник,треугольник,квадрат,прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;
измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
находить длину ломаной и периметр многоугольника;
могут знать:
названия компонентов сложения (слагаемые) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое);
правила сравнения чисел;
названия единиц измерения длины (метр, километр), массы (килограмм), объемы (литр);
могут уметь:
решать задачи в два действия по сформулированным вопросам;
вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами ( с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);
сравнивать значения числовых выражений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:
1.Личностные:
-освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации )к учению;
-ценить и принимать базовые ценности : «Родина, «родной язык»;
-положительная мотивация к изучению курса русского языка.
2. Регулятивные:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности;
- определять план выполнения задания.
3.Познавательные:
-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения раздела;
-отвечать на простые вопросы учителя;
-находить нужную информацию в учебнике;
-сравнивать: находить общее и различие;
-группировать на основе существенных признаков;
-пересказывать прочитанное и прослушанное.
4.Коммуникативные:
-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
-отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
- участвовать в работе пары;
- слышать, слушать и понимать речь других.
Компоненты учебно-методического комплекта,
обеспечивающего реализацию рабочей прграммы.
В соответствии с образовательной программой школы используется УМК «Планета знаний» под общей редакцией И.А. Петровой, включающей базовый учебник и рабочую тетрадь.
для учащихся
М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Математика. 1 класс. 1 часть». М., АСТ «Астрель», 2010 г.
М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Математика. 1 класс. 2 часть», М., АСТ«Астрель», 2010 г.
М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Математика. Рабочая тетрадь №1». М., АСТ«Астрель», 2010 г.
М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Математика. Рабочая тетрадь №2» М., АСТ
«Астрель», 2010 г.
для учителя:
Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ «Астрель», 2009г.
М. И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Обучение в 1 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. - М., АСТ « Астрель», 2009 Г.
Дополнительная литература
Для учащихся:
1.М.И.Кузнецова . Математика. Зачетные работы. 1 класс. - М.: Издательство
«Экзамен», 2011.
Данное пособие соответствует требованиям учебной программы и нового образовательного стандарта. Содержит задания по математике для 1 класса, способствующие освоению предметного содержания, формированию общих учебных умений, навыков, способов познавательной деятельности.
2.Т.Н. Ситникова. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 1 класс.-М.: ВАКО, 2010.
Сборник содержит задания для проведения текущего и итогового контроля
знаний учащихся1 класса по математике. Вопросы тестовых заданий разделены на три уровня сложности. Задания части А-базового уровня, части В-повышенного , С- высокого уровня сложности. Систематическая работа с материалами позволит обучить школьников работе с тестами, что поможет в дальнейшем успешно выполнить задания государственной аттестации.
Для учителя:
1. В.В.Волина. «Праздник числа» (занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994.
В книге даны задачи в стихах, дидактические и интеллектуальные игры и задания, считалки, пословицы, физминутки, подобранные на каждую цифру.
2.С.Н Гончарова. «Развитие мышления на уроках в начальных классах». – М.:
ООО «Издательство АСТ» : ОАО «ВЗОИ», 2004.
В книге представлен опыт нетрадиционного подхода к решению проблемы соединения обучения с развитием учащихся. Дает возможность выявить индивидуальные особенности учащихся, определить перспективы их развития. Занятия строятся на основе знаний, полученных на уроках, и способствуют их закреплению и обобщению.
3. И.Г Сухин. « Занимательные материалы: Начальная школа». – М.: ВАКО, 2005.
Пособие содержит оригинальные материалы, направленные на формирование интереса, развитие интеллектуальных способностей: латинские квадраты, математические дорожки, арифметические головоломки. Весь материал разбит по классам, что позволяет легко интегрировать наработки с уроками и внеклассными мероприятиями.
Интернет-ресурсы и электронные информационные источники.
1.http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сеть творческих учителей.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Архив учебных программ
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Стандарт
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.http://www.develop-kinder.com/Математика для школьников и дошкольников «Сократ»
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] index.html Математика в начальной школе (статьи, задачник, конспекты, игры).
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Копилка опыта учителей начальных классов
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] занимательные и методические материалы из коллекции книг Игоря Сухина.
11.Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»
http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Mikrosoft Word
Mikrosoft Works
Mikrosoft Power Point
Adobe Illustrator CS3
13 PAGE \* MERGEFORMAT 145115
Заголовок 1бђЗаголовок 3Заголовок 5Заголовок 715