Статья на тему:Место и роль классного руководителя в воспитании культуры здорового образа жизни подрастающего поколения


Шаехов Гулюс Мухаметназиповичучитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МБОУ «Сармановская гимназия»
с. Сарманово, Республика Татарстан
МЕСТО И РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы взаимодействия классного руководителя и детей. Роль классного руководителя сводится не только к помощи детям в процессе обучения и организации культурных мероприятий, но подразумевает и заботу о здоровье учащихся. Поэтому автор статьи делится опытом проведения проекта по оценке здоровья детей.
Ключевые слова: классный руководитель, программа профилактики, здоровый образ жизни детей.
Роль классного руководителя в создании здоровьесберегающей среды класса очень важна. Ведь классный руководитель, не только следит за выполнением учебного процесса, но и выполняет главную воспитывающую роль. Ведь недаром его часто называют «классная мама».
Здоровьесберегаюшая программа предполагает применение различных форм и методов, которые способствуют укреплению здоровья как физического, так и духовного. Для этого в нашей «Сармановской гимназии» разработана программа профилактики «Будем здоровы».
Программа с большей вероятностью повлияет на отношение и поведение учащихся
она не поучающая и созвучна существующему общественному мнению и отношению;
требует больше активного, чем пассивного участия;
подходит учащимся, обладающим различными способностями или представителям различных культур;
имеет соответствующие цели и задачи н значительную продолжительность и интенсивность;
она сопровождается длительным закреплением в течение всего обучения;
обеспечивает соответствующее обучение н поддержку задействованым учителем или классным руководителем;
тщательно выполняется;
интересует родителей или вовлекает их в работу.
К полезным методам реализации программы относятся:
дискуссии в классе или небольших группах (с отзывами групп для всего класса);
опросы и другая исследовательская работа;
письменные упражнения, включая домашнюю работу с родителями, а также реклама, четверостишия, рассказы, пьесы и газетные статьи;
исследовательская работа в библиотеке;
рисование, графический дизайн и видеофильмы;
«мозговые атаки»;
сигнальные карточки (в начальных классах);
подсчет потребления, связанного с этим вреда;
приготовление и проба безалкогольных напитков.
приглашение специалистов, таких как юрист, доктор, нарколог с последующей дискуссией;
представление оригинальных творческих работ другим классам и школам. Классный руководитель должен направлять воспитывающий процесс в нужное русло. И как форму применять не только нашу любимую беседу, которая не всегда действенна, но и другие активные формы и методы. Современная методика предлагает целый веер педагогических технологий: традиционные (классные часы, устные журналы, этические беседы, диспуты, дискуссии, рефераты): национально-образовательные технологии (Сабантуй. Навруз, праздник татарского полотенца, салон «Алсу», «Узоры тюбетейки»): телевизионные технологии (ток-шоу «Умники и умницы». «Что? Где? Когда?». «Слабое звено». КВН и другие). ДТК и ключевые дела (фестиваль наук, классно-адвокатская контора, фирма «Помощь» в классе), нестандартные технологии (деловые и ролевые игры, решение ситуативных и педагогических задач, социальное проектирование), технологии импровизации.Что может сделать классный руководитель? Совместно с психологом школы провести диспуты на различные темы, например, «Алкоголь и наркомания». Словосочетание ««алкоголь и наркомания» настолько распространено, что может привести к мысли, что алкоголь наркотиком не является. На самом деле алкоголь приносит подросткам больше вреда, чем все наркотики, вместе взятые. Большинство подростков видят употребление алкоголя в семье и все чаше по телевидению, где отрицательные стороны почти не видны.
Злоупотребление наркотиками характерно для подростков, не достигших зрелости, в каком-то отношении замкнутых, пассивных, только начавших поиск своей жизненной цели. Однако и нормальные подростки обладают качествами, способствующими развитию интереса к наркотикам.
И тут важно не просто убедить подростка, что ощущение легкости, раскрепощенности, храбрости - это новая цепь, которая опутает его.
Просмотр различных видеофильмов совместно с учащимися по определенной проблеме с дальнейшим обсуждением. Прежде чем разговаривать с детьми о наркотиках, учителям следует изучить вопрос, есть необходимо, привлечь специалистов. Психологические эксперименты последних лет показали, что даже у взрослых людей начинает проявляться жестокость, когда они смотрят по телевидению передачи, изобилующие грубостью и насилием. Что же может случиться с ранимой детской психикой? Необходимо чаще проводить беседы с родителями об ограничении просмотра телепередач и фильмов, ПК показывают жестокость.
Для того чтобы жизнь была более стабильной и цивилизованной, мы должны научить нынешнее поколение уважать закон, а также права и чувства других людей, больше, чем это делали предыдущие поколения. Нужно, чтобы дети знали свою государственную символику. Классные руководители должны приглашать в классы юристов, государственных чиновников.
В этом году проводится конкурс «Самый здоровый класс года» - это комплексный целевой проект, который способствует взаимодействию учителя и ученика. Дети конкурсом заинтересованы и принимают в нем активное участие. Их интересует не только физическое оздоровление, но и духовное здоровье.
Классные руководители 1-х классов совместно с медиками и психологом школы начали новый проект «Портфель здоровья». Цель которого отслеживать физические и физиологические данные каждого ребенка и доводить их до сведения родителей. Разработаны тематические беседы с учетом возрастных особенностей. В школьной газете есть специальный раздел «Наше здоровье», где печатаются различные заметки о здоровом образе жизни, высказывания мудрецов. Школьный радиоузел систематически проводит радиопередачи на темы гигиены, профилактики вредных привычек, оздоровления организма. В школе проводятся многочисленные конкурсы плакатов: «Мы против наркотиков». «Я в этом мире», школьники участвуют в создании единого полотна жизни.
Происходит тесное взаимодействие родителей и школы. Родители помогают не только в проведении классных мероприятий, но и в организации общешкольных мероприятий, например, дней здоровья, соревнований, веселых стартов и т.д. Без совместной работы органов общественности и школы немыслимо и психолого-педагогическое просвещение родителей. На родительских собраниях н конференциях проводятся беседы с медиками-психологами, инспекторами ОППН.
Воспитательная работа заключается в педагогической целесообразности организации жизни детей. Вот почему от классного руководителя, прежде всего, требуется план воспитательной работы с классным коллективом, составленный в соответствии с конкретным классом, конкретными личностями учеников, конкретными задачами, которые ставит перед собой классный руководитель. Ведь сохранение и укрепление здоровья требует постоянной и систематической заботы самого человека и зависит от действий и решений, связанных с ним людей, условий жизни и деятельности.