Формирование основ здорового образа жизни у учащихся и их ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья через организацию урочной деятельности
Формирование основ здорового образа жизни у учащихся и их ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья через организацию урочной деятельности (слайд 1)
« Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто ».
Сократ (слайд 2)
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Школа создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Как известно, образование в нашей стране, будучи вовлеченными в современные социально-экономические преобразования, претерпевают серьёзные изменения. Вместе с тем существует один аспект в системе образования, которого современные изменения коснулись несущественно. Как ни странно, это ведущая организационная форма учебной деятельности – урок.
Урок всегда должен быть в центре внимания. А значит, он должен быть интересным, т.е. современным.
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель использует возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний для формирования его нравственных основ.
Различными исследованиями доказано, что сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности могут являться источником отрицательного воздействия на здоровье детей. Поэтому учебный процесс должен строиться не только с учётом возраста, пола специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и с использованием всей информации по сохранению и укреплению здоровья детей в своей педагогической деятельности.
Основными критериями здоровья являются: (слайд 3)
Для физического состояния – я могу;
Для психического – я хочу;
Для нравственного – я должен
Считается, что здоровье ученика в норме, если: (слайд 4)
в физическом плане – ученик умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности: наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – честен, самокритичен;
в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор; сам
умеет шутить;
в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
На любом и на каждом уроке в школе первостепенная задача – сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни (слайд 5)
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока
(слайд 6) Рекомендации по формирование основ здорового образа жизни у учащихся и их ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья при построении урока:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач).
3. Контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы (одна контрольная работа в день) на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников.
(слайд 7) 4. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. 5. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут. 6. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыраженя самих учащихся.
7. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
(слайд 8) 8. Обязательное присутствие оздоровительных моментов: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 9. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
10. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. 11. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Хорошо спланированный любой урок в школе – будь то математика, русский язык, литература или физкультура, в ходе которого учитель включает различные виды работ, заданий, игровых моментов, призывает детей к творческой работе, применяет различные физкультминутки, развивает двигательные и личностные качества каждого ребёнка, прививает любовь к систематическим занятиям физическими упражнениями - несомненно, такой урок будет способствовать интересу обучения, эмоциональному комфорту, а также даст положительный заряд энергии и бодрости.
Рекомендации по формирование основ здорового образа жизни у учащихся и их ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья при построении урока:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач).
3. Контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы (одна контрольная работа в день) на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников.
4. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
5. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
6. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. 7. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
8. Обязательное присутствие оздоровительных моментов: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
9. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни
10. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
11. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.