Конспект ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование знаний о животных является одна из важнейших задач экологического воспитания дошкольников. Знания являются основой формирования мировоззрений человека, в том числе естественно – научного представления о живой и неживой природе, основой формирования культуры человека и мотивов поведения. Е.И. Золотовой отмечается, что экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природы и природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества. Поэтому уже в дошкольном учреждении необходимо начинать работу по правильной ориентации маленького человека на познание животного мира.
Исследования С.Л. Логиновой, Э.И. Залкинда, И.А. Хойдуровой указывают на значение ознакомления с природой для формирования материалистического миропонимания, на значение знаний о природе для формирования бережного отношения к ней. Знания являются основой формирования мировоззрения ребенка в том числе естественно - научного представления о живой и неживой природе.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования знаний. При ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование знаний о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. С.Н. Николаева подчеркивает, что передача экологических знаний является начальным этапом в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру.
Знания, как показано в исследованиях И.Я. Лернера, являются результатом процесса познания действительности, отражающиеся в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей.
А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддъяковым, Д.Б. Элькониным и др. отмечаются, что знания детей дошкольного возраста часто отличаются фрагментарностью, бессистемностью; дошкольникам крайне сложно выделить неявные, скрытые связи между явлениями.
Как показано в исследованиях А. М. Федотовой, Е. Ф. Терентьевой, Е. И. Золотовой, одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.
С.Н. Николаева утверждает, что в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это поднимает вопрос о средствах улучшения качества имеющихся знаний и формирования осознанных, глубоких и обобщенных знаний о животных у детей дошкольного возраста.
Е.И. Золотовой, С.Н. Николаевой, А. М. Гавриловой, А. Ф. Говорковой и др. исследователями предлагаются различные пути формирования знаний о животных. К их числу относят наблюдение, организация трудовых поручений в уголке природы, чтение художественной литературы и др.
В исследованиях А.П. Усовой отмечается, что ведущим среди них является организация занятий (организованной образовательной деятельности), потому что они объединяют преимущества использования самых разных средств. Так, организованная образовательная деятельность может включать в себя наблюдение, чтение художественной литературы, дидактические игры, демонстрацию картин, пособий, видеофильмов, продуктивную деятельность – то есть комплекс мероприятий, позволяющих сформировать глубокие обобщенные знания о животных.
Знания о животных у детей дошкольного возраста – это присвоенная ими объективная информация о животных, включающая выделение их внешних особенностей и внутренних связей (между внешним видом, повадками, способом питания и средой обитания), и готовности применить ее в жизненных ситуациях (уход за животными уголка природы).
По исследованиям А. М. Федотовой, Е. Ф. Терентьевой, Е. И.Золотовой, дети среднего дошкольного возраста называют от 10 до 30 животных. При этом лучше они знают птиц и млекопитающих, хуже — рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Показательным является тот факт, что дети больше осведомлены об экзотических животных, чем о фауне родного края. Их знания даже о знакомых с детства животных оказываются неточными и неглубокими.
В дошкольном возрасте появляются знания общего характера о группах животных, относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных, — птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны. Дети не только используют эти слова-термины, но и узнают и группируют представителей некоторых классов по картинкам.
Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.А.М. Гаврилова, А.Ф. Говоркова, С.Н. Николаева, А.М. Федотова и др. подчеркивают, что классификация животных осуществляется детьми на основе выявления структурных и функциональных признаков (для чего это нужно, что с ними можно делать, из каких частей они состоят).
Стремление дошкольников группировать по структурным и функциональным признакам объясняется тем, что дети воспринимают животных как живых существ, обладающих поведением. Многообразие форм поведения оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Поэтому функциональный признак довольно часто является доминирующим в объединении животных. А.М. Гавриловой, А.М. Федотовой, Л.И. Цеханской отмечается, что, проводя группировку и объединение животных на основе их морфологического сходства, дети опираются и на существенные признаки зоологических понятий. Однако дети не отделяют их от несущественных признаков и не придают им особого значения. Это дает основание утверждать, что представления дошкольников находятся на допонятийном уровне. Тем не менее, к 5 годам у детей обнаруживается тенденция понимания связей между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах дошкольники данного возраста пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания.
Еще одна важная особенность, которую обнаружили исследователи, заключается в том, что даже те понятия, которыми дети оперируют достаточно часто, они наполняют совершенно разным содержанием. Дети слишком широко или слишком узко используют обобщенные слова, неправильно определяют отдельные виды животных, ориентируясь на конкретные примеры.
Обобщающие понятия, обозначенные словами-терминами, ребенок часто слышит от взрослых. Доказано, что использование в обыденной речи биологически неверных или искаженных житейских понятий формирует у дошкольников неправильные обобщения. Так, наиболее типичными ошибками являются такие, как сужение понятия «животное», которое идентифицируется с понятиями «млекопитающие», «звери». У детей есть неотчетливые знания о животных, которые затрудняют классификацию. Часто дошкольники путаются в понятиях «хищники», «звери», «дикие животные». Это происходит из-за перекрещивания в их ядре сходных признаков. Например, большинство хищников — дикие животные, среди которых есть звери. В свою очередь в число диких животных также входят хищники, которые частично состоят из млекопитающих (зверей). Звери же бывают хищными и дикими. Есть животные, которые включают все эти три понятия. Например, волк, лиса, тигр, лев и др. — дикие, хищные, млекопитающие. Если один из показателей в ядре отсутствует, то у ребенка создается круг неясных знаний, что приводит к ошибкам в классификации. Так, крокодила многие дошкольники считают зверем, а белку и зайца — нет; они не соглашаются признавать кошку и собаку хищниками и т.д.
Стойкое смешение понятий наблюдается и у родителей, и у воспитателей, что отражается на представлениях дошкольников, складывающихся в стихийном опыте.
В среднем дошкольном возрасте дети достаточно легко находят общие признаки, позволяющие объединить предметы в группу, т.е. классифицировать. Группируя животных по различным основаниям, дошкольники опираются на наглядный образ или на знание обобщающего термина. Часто объединение идет по сходству внешнего строения (наличие усов, ног, хвоста и т.д.) или среды обитания (лес, водоем и т.д.). Это приводит к тому, что в одну группу попадают животные, имеющие сходные, но далеко не существенные признаки.
Обобщая результаты исследований многих авторов, С.Н. Николаева делает следующие выводы: в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения; у дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о животных. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах животных; общие представления образуются также в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать предметы на основе их сходства; формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.
А.В. Запорожец подчеркивал важность наглядно-образного мышления и тех его особенностей, которые позволяют ребенку правильно обобщать наблюдаемые явления. При этом он обращал внимание на то, что такие обобщения не являются научными понятиями, не имеют словесного определения, не зафиксированы в логических или математических формулах. Общее в этих случаях еще не отделено от чувственного, наглядного.
В монографии С. Н. Николаевой анализируются различные подходы к формированию обобщенных знаний о многообразии природных явлений и предметов у детей дошкольного возраста. Автор критически рассматривает устоявшийся в дошкольной педагогике по аналогии со школой подход к обобщению знаний о животном мире на основе зоологической классификации. У детей формируют понятия о рыбах, птицах, насекомых, млекопитающих и т. д.
С. Н. Николаева показывает различные способы обобщения конкретных знаний о животных с опорой на наглядные характерные признаки и выделяет такие основания, которые доступны пониманию детей. При этом она отходит от общепринятой зоологической систематики, как это практикуется в школе. В основу формирования у детей обобщенных представлений могут быть положены: степень взаимосвязи различных животных и человека (домашние и дикие животные); способ питания: хищные, растительноядные, всеядные; местообитание: наземные, наземно-воздушные, водные, наземно-водные; способ передвижения: летающие, плавающие, лазающие, прыгающие, бегающие и т.д.Указанные автором способы группировки животных дают возможность упорядочить конкретные знания детей о многообразии животного мира. Изменение оснований для классификации позволяет ребенку включать один и тот же природный объект в различные группировки, требует от дошкольника более тонкого анализа предметов, выделения его многообразных свойств.