«Формирование и развитие фонематического слуха, анализа и синтеза дошкольников с ОНР» (из опыта работы)


«Формирование и развитие фонематического слуха, анализа и синтеза дошкольников с ОНР» (из опыта работы)
Автор: Легкова Юлия Петровна – учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
Мне бы хотелось более подробно остановиться на дидактических играх, направленных на развитие фонематического слуха, анализа и синтеза. Работая на логопункте ДОУ, я уделяю приоритетное внимание развитию и формированию таких компонентов речи как правильное звукопроизношение, фонематический слух, анализ и синтез.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.  У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.
Фонематический анализ – это сложная психическая деятельность, направленная на разложение слова на составляющие его фонемы. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение звука на фоне слова. Элементарный фонематический анализ появляется у детей спонтанно. Сложный фонематический анализ – это вычленение первого и последнего звука из слова, определение места звука в слове: начало, середина, конец слова. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, количества звуков в слове и места по отношению к другим звукам. Таким видом фонематического анализа дети овладевают в процессе специального обучения.
Фонематический синтез - это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. Это также слияние отдельных звуков в слоги, а слогов в слова.
У дошкольников с ОНР эти процессы особенно страдают. Это тормозит развитие произносительной стороны речи, а также негативно сказывается на овладении чтением и письмом.
Список использованных информационных источников:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/24/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-razvitie-rechi-detey-doshkolnogohttp://www.scienceforum.ru/2013/171/6070https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=7895http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=9http://festival.1september.ru/articles/609517/http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/06/fonematicheskiy-slukh-kak-osnova-rechi-rebyonkahttp://pedlib.ru/Books/3/0257/3_0257-1.shtmlСписок использованной литературы:
Логопедия. Под редакцией Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. – Москва: Владос, 2002.
Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. – Москва: Гном и Д, 2010.
Дурова Н. В. Фонематика. – Москава: Мозаика–Синтез, 2002.
Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. – Санкт–Петербург: Детство – пресс, 2015.
Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – Москва: Айрис дидактика, 2004.
Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. – Москва: Гном и Д, 2005.
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – Санкт – Петербург: Детство-Пресс, 2015.