Воспитательное мероприятие Казачьи посиделки
Казачьи посиделки
Сценарий воспитательного мероприятия в 6 «Б» классе МБОУ СОШ»№14 в рамках конкурса «Литературный венок»
Учитель русского языка и литературы - Богачкова Анара Дурдымурадовна.
Цели и задачи.
1. Познакомить учащихся с одной из форм общения в русских поселениях в прошлом – посиделками. Показать самобытность казачков, проявляющуюся в устном народном творчестве.
2. Развивать творческую активность, формировать чувство патриотизма и любви к родному краю
3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию. Способствовать сплочению коллектива.
Ход мероприятия:
Есть в природе нашего народа Вечные, особые черты - Не берут ни годы, ни невзгоды, Ни капризы ветреные моды, От души они, от доброты. Гость, войди! Традиций не нарушим. С ним чайку всегда попьём. Всем известно русское радушье: Хлебосольство и открытый дом!
Мир вам, люди дорогие, вы явились в добрый час. Встречу тёплую такую мы готовили для вас. Хлебосольством и радушьем знаменит КАЗАЧИЙ край.
Здесь для вас и песни русские, и медовый каравай. И места всегда почётные за обеденным столом, Ведь сегодня радость светлая входит в наш прекрасный дом!
Вместе. Здравствуйте, гости званные и желанные! По обычаям российским всем гостям поклон наш низкий! (Кланяются).
На завалинках в светелкахИль на бревнышках каких,Собирали посиделкиМолодых и пожилых.При лучине ли сидели,Иль под светлый небосводГоворили, песни пели
И водили хоровод. А играли как в горелки! Ах, горелки хороши! Словом, эти посиделки Были праздником от души!
Учитель: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу казаки, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать.
И мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки, чтобы поговорить о самобытной культуре нашего казачьего края!
Мы с вами живем на благословенной донской земле, прославленной делами наших предков – вольных казаков. Наша с вами малая родина –донской край и славный город Белая Калитва, о которой слагают песни и замечательные поэтические строчки!
(Приложение 1 - презентация о Белой Калитве)
Белым городом, белою вишней любовались мы с катерка
Караул гора с телевышкой словно пикою казака!
Здесь Донец, изгибаясь плавно, с Калитвой свои воды струит
Город белый, город славный на слиянии трех рек стоит!
Здравствуй, моя Калитва! Моя дорогая станица!
Здравствуй, мой милый Донец! Дай мне воды напиться!
Ширь степная, я ранен тобою! Навсегда! Наяву и во сне!
Потому, что привязан любовью к этой древней и малой земле!
Тихие улочки дороги мне, клены меняют наряд!
Как же город красив в тишине, город, цветущий как сад!
От Ростова на север, потом на восток, на трех реках в степи стоит городок.
Я приехал сюда, поработал,пожил. Этот город и край навсегда полюбил!
Мне не нужен Париж, ни к чему мне Литва, если Белая есть на земле Калитва!
Учитель : прозвучали строки из стихотворения нашего поэта – земляка О.Зеленина! Да, ребята, о нашей калитвинской земле даже упомянуто в самом древнем произведении неизвестного автора «Слово о полку Игореве» По мнению историка, собирателя древних произведений Афанасьева, именно здесь на Караул –горе в 1185г, собирал свою дружину князь Игорь, когда шел на половцев! Сейчас на Караул –горе, по инициативе шолоховской поисковой исследовательской группы «Боян», воздвигнут памятник –камень, на котором выведены слова « Воинам Игоревой рати казакам русичам 1185г»
У каждого человека есть своя Родина, где он родился и вырос. Для нас с вами малая родина -это поселок Синегорский, у которого не менее интересная история.
Ученица:
А вы знаете, что наш поселок возник давным –давно? Еще в 18 веке! Первыми поселенцами были кочевники, которые селились на правом берегу реки Северский Донец, а в дальнейшем эти поселения кочевников получили название Кочевань. Так что первое название нашего поселка –Кочевань. В начале XIX века Кочевань превратилась в хутор Синегорский, т.к. в отблесках заходящего солнца правобережный холм («гора») окрашивается в синие тона (Синегорский синяя гора). Затем вокруг хутора открылось несколько шахт по добыче каменного угля и возникли разрозненные поселения шахтеров. Во время В.О.В наш поселок находился под немецкой оккупацией. Видите, какая славная история у нашего поселка!
Учитель: Давайте посмотрим небольшой видеосюжет с известными местами нашего поселка! ( Приложение 2 – видеоролик «Поселок Синегорский»)
Учитель: А селились наши предки в казачьих домах –куренях!
Ученица: Название «курень» -монгольское. Слово это означает «круглый», гармоничный. Куря-круг, расположение комнат в ней шло по кругу. Монголы называли куренем и отряд, оборонявший укрепленные лагеря. У запорожцев и кубанцев куренем назывался еще и полк. Донские историки, занимавшиеся этимологией этого слова,пришли к выводу,что курень –новгородского происхождения, обычная окраска его в желтый цвет установилась скорее всего от новгородцев. Курени можно встретить и сейчас, преимущественно в старой Синегорке и по берегам реки Северский Донец.
Учитель: Ребята, а кто знает еще какие –нибудь предания или легенды?
Ученица: Я вам расскажу о происхождении названия Темерника. Все вы были в Ростове и конечно же, каждый из вас был на рынке Темерник. А знаете от какого слова пошло название Темерник? ( у детей, затем обращается к родителям и учителям)
Давным-давно татарский хан Тимур разбил свой стан на Дону, а он был страстным охотником и часто охотился в долине нынешнего Темерника. Местность была сплошь поросшая камышом, и одну из балок так и назвали Камышеваха. Тимур не препятствовал торговле русских с генуэзцами, что обосновались в нынешнем Азове, лишь обложил торгующих данью в свою пользу. Как-то русские купцы потеряли ярлык об уплате дани и были остановлены татарским дозором. В результате столкновения русские одолели татар, но оставшиеся в живых сообщили все Тимуру, а он догнал купеческий отряд и учинил расправу. Вот это место и стали называть долиной Тимура. Отсюда и название –Тимурник, Темерник.
Учитель: Не правда ли, интересная история? Спасибо ребята, это прозвучали у нас легенды, а сейчас ребята покажут нам казачьи гоготушки! (сценки)
Сценка «Пакет»
Урядник, добравшись до атамана из вышестоящего штаба, щелкнул каблуком:
- Тебе пакет!
-Не тебе, а вам –поправил атаман.
-А зачем он нам нужон? –удивился урядник –Ежели тебе его отослали?
-И кто тебя, дурака, ко мне прислал?
-Умных, вишь, к умным, а меня – к тебе!!!
Сценка « О чистоте русского языка»
Сидит станичный дурачок на берегу и вилами по воде нехорошие слова пишет. Выныривает черт и говорит:
- Ты че? Совсем сдурел? Там у меня чертенята малые, а ты выражаешься ,как депутат на трибуне!!!!
Сценка «Можем, но не хочем
Как –то спросили у казаков:
- А правда ли, про вас, про казаков, гуторят, что вы на всякое ремесло дюже горазды?
-Так точно! Какие могут быть сумления? Нам хучь печку сложить, хучь часы починить –все едино! Только в часах шашкой не равернесси!!!Мы и курень можем, и лодку тоже! И ложку деревянную, и лестницу! Можем, но не хочем!!! Долбежки много!!! Можно и пику поломать!!!
Учитель: Спасибо, ребята! Посмотрите на наших ребят! Какие они взрослые и серьезные, настоящие будущие защитники Отечества! Покажитесь - ка, всем гостям!!!
Удалые казаки1. Средь донских степных полей и донских ковылей,Где Кубань и Дон текут казаки давно живут.2. Гордый и лихой народ заслужил себе почет:Храбрость, мужество, отвагу на своих плечах несет.3. Честью с детства дорожат, любят холить жеребят,Из лозы корзины вьют, песни звонкие поют.4. Память предков охраняют, веру в Бога почитают,И обычаи свои сохраняют на Руси.5. Всех обычаев не счесть: казаку превыше честь,Сабля – гордость казака, не прожить им без коня,6. Без ухи и без добычи, уж такой у них обычай.И готов любой казак за Россию постаять.7. Нет на свете плясок краше, если вдруг казак запляшет,Если хором запоет – Удивит любой народ.8. Есаул, односельчане, атаман и хуторяне – Все равны перед законом и разумным Божьим словом.9. Православный, удалой, наш казак всегда герой.А казачка – вот краса: стройный стан и плюс коса.10. Сколько сказов и присказок, вам любой казак расскажет.
11. Независимый, свободный род казачий очень гордый.И не даром на Руси всем знакомы казаки.12. Мы донские казачата, очень дружные ребята.Век готовы мирно жить, Дону - батюшке служить! (вместе)
Учитель: А кто знает казачьи пословицы и поговорки?
Не хвались, в поход собираючись, хвались с похода едучи.
Всяк свистнет, да не по-казацки.
И шашка остра, а дух – сильнее.
Где казак, там и слава!
С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
Нет уз святее товарищества!
Казак без коня – сирота
Слава предков не ржавеет.
Терпи казак-атаманом будешь!
Учитель: На Дону, ребята, песни не только пели, но и играли! Сейчас наши ребята сыграют нам казачью песню «Бояре!»
( Приложение3)
Спасибо, ребята, а что скажут наши красавицы-казачки?
Мы с веселой песней дружимПо казачьи говорим,Хорошо живем не тужим,Со сметаной хлеб едим.
Эх! Донское государство!Возле Дона куреня!До чего же ты красиваДорогая сторона!!!
Гордый, смелый народ, непокорный.Плоть от плоти – российский народ. В глубь столетий ушли наши корни. Родословное древо живет!
Учитель: А ну-ка, казачки, развеселите –ка народ, исполните нам развеселые частушки!
Частушки ( исп. Девочки)
1.Много знаем мы частушек громких, звонких, боевых.
Может быть, сейчас посмотрим: кто же знает больше их.
2.Хороша наша деревня и стоит на бугорке.
Все ребята там красивы, но чудак на дураке.
3.У меня милой Иван - кудреватый, что баран.
Посмотрите-ка девчата, не понравится ли вам?
4.Мой милёнок задаётся, что умнее всех людей,
Привели его в конюшню - напугали лошадей.
5.Меня сватал конопатый, а рябой - наперебой.
Конопатый был горбатый, а рябой - с одной ногой.
6.Полюбила я его, такого детинушку.
Я ему всё про любовь, а он - про скотинушку.
7.Эй, бей, не жалей новые ботинки.
Погуляем от души мы на вечеринке.
8.заиграй-ка, балалайка, балалайка три струны!
Подпевайте, не зевайте, выходите, плясуны.
9.По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал курица обидела!
11.Мы всегда везде такие утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки развеселые поем.
12.На столе стоит стакан, А в стакане тесто;
До свиданья, папа с мамой, Я уже невеста.
13.Не судите, люди добры что мы ходим по ночам.
Наше времечко такое, что не спится ночи нам!
Вместе:
У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем молодец!
Учитель: Спасибо, девочки-красавицы!!!
А ну-ка,казаки, давайте посмотрим казачью легенду известного донского автора
И.Н.Лесного «Баллада о донском казаке» (с элементами инсценировки)
По-над Доном, у дубравы, летним вечерком
Ехал в хутор всадник бравый на коне верхом.
Вдруг над гладью вод багряных разразился смех.
Иноходец, конь буланый, свой ускорил бег...
Глаз метнул казак направо – Из волны донской
Шла русалка величаво по траве босой.
Черноброва, белолица, искрометный взгляд,
Грудь алмазами искрится и коса до пят.
- Будь мне мужем, - молвит фея, встав перед конем,-
Я тебя, в волнах лелея, сделаю царем.
Станешь ты по-царски править вцарстве под водой
И на ложе царском славить жизнь в любви со мной.
Отпусти гулять во поле борзого коня
И по доброй царской воле осчастливь меня.
Всадник тут сверкнул очами
И промолвил так:
- Дружбу ль мне водить с царями? Я ли не казак?
Шашка мне – подруга жизни, конь мне – верный друг.
Службу я служу отчизне- мне ль царев досуг?
Мне ли вольности казачьи поменять на трон,
Коль в крови моей горячей плещет тихий Дон?
Вдруг над Доном прокатился колокольный звон.
Тут казак перекрестился и услышал стон:
- Сердце милого пригрею целомудро я ...
Кинул взгляд казак на фею, гнев в душе тая.
- С глаз долой и вон из сердца! –
Вскрикнул верховой.-
Не бывать мне иноверцем на Руси святой.
Он коня толкнул ногою, в руки взял кисет.
И дорогой полевою потянулся след.
И русалка умывалась горькою слезой...
И на травушку распалась спелою росой.
Учитель:
Интересная баллада? И вправду, ребята, казака трудно представить без коня!!! Конь и свобода для казака –превыше всего!
Ну, а как на посиделках без песни?
Давайте исполним казачью песню «Как за Доном, за рекой!»
(Приложение4 –исп. весь класс)
К нам на посиделки пришли в гости участники казачьего хора
«Синегорцы-молодцы». Вот уже много лет они вместе со своей руководительницей Надеждой Григорьевной изучают донской фольклор и дарят нам казачьи песни! Давайте послушаем их!
«А у нас на Дону», «В саду яблоня цветет», «Казачий перепляс»,
«Синяя гора» (исполняют все)Учитель: Нам есть чем гордиться. История нашего края, быт, культура донских казаков – это то, о чем необходимо знать каждому человеку, живущему на Дону, потому что это – наша малая родина. Отсюда все мы родом.
Вот и подошли к концу наши посиделки! Спасибо всем, что пришли к нам в гости и просим отведать всех казачьи угощения!
1-й
Всем людям добрым Желаем добра, золота, серебра!
2-й.
Пышных пирогов, Мягоньких блинов!
3-й
Доброго здоровья! Маслица коровья!
Все.
Кому песни поем, тому сбудется, кому сбудется, не минуется.
( угощения из казачьих болюд)
Песня «Бояре» М: Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли.
Д: Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли.
М: Бояре, мы невест выбирать,
Молодые, мы невест выбирать.
Д: Бояре, вам какая НУЖНА?,
Молодые, вам какая нужна?
М: Бояре, нам вот эта НУЖНА,
Молодые, нам вот эта НУЖНА
Д: Бояре, она Курочка ! Молодые, она курочка!
М: Бояре, ее выучим! Молодые ее выучим!
Д: Бояре, вы учите, учите.
Молодые, если надо, то порите, порите!
м: Бояре, а мы плёточкой, МОЛОДЫЕ, А МЫ ПЛЕТОЧКОЙ!
Д: Бояре, она плеточки боится, молодые, она плеточки боится!
М: Бояре, а мы пряничком! Молодые, а мы пряничком!
Д: Бояре, у ней зубки болят, Молодые, у ней зубки болят
М: Бояре, а мы к доктору сведем Молодые, ее к доктору сведем
Д: Бояре, она доктора боится, молодые, она доктора боится!
М: Бояре, так давайте ее! Молодые, так давайте ее! (1,2,3! Девочка выбегает и остается у мальчиков)
Д: А, давайте, казаки и казачки, в ручеек сыграем!!!!
Использованная литература:
Составители: А.Н.Пастухов, М.С. Иванов, О.В.Романченко « Донские казачьи народные сказки, сказания и легенды» Издательство ООО «КСС» г.Ростов-на –Дону 2013г.
Т.И.Павлова, М.В.Киселева «Текстовая деятельность учащихся на уроках русского языка ( на материале донского краеведения). Практика внедрения ФГОС Ростов-на Дону. Изд.ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО. 2013ГЮ
МОУ ДОД Дом детского творчества г. Белая Калитва «Сценарии, игры, легенды этнокультурного содержания» г.Белая Калитва 2005г
В.Б.Небратенко, В.Д.Яцык «Край родной. Хрестоматия для чтения (5-6 кл) Ростов-на Дону. «Изд. БАРО-ПРЕСС»2000г
15