Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании
«Библиотека – центр духовно-нравственного воспитания»
Выступление на педсовете педагога-библиотекаря Волковой Л. А. МБОУ Игримской СОШ имени Героя Советского Союза Собянина Г. Е.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.
Какова же роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании? Мы стараемся организовать работу таким образом, чтобы в нашей библиотеке каждый читатель, будь то первоклассник или выпускник, нашёл свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. Только знания, возникающие из чувств и переживаний, по-настоящему развивают умение видеть и понимать.
Библиотека способствует духовно-нравственному воспитанию школьников через:
– продуманный отбор тематики массовых мероприятий (выставок, бесед и т.д.);
– включения в традиционные и инновационные формы работы духовно-нравственных аспектов.
Духовно-нравственное воспитание начинается с самого простого, с самого малого: дети учатся бережному отношению к учебным и художественным книгам. Уже начиная с 1 класса, при самом первом посещении библиотеки дети знакомятся с тем, как правильно обращаться с книгой. В школе постоянно проводятся беседы о правильном хранении и использовании книг, рейды по проверке учебников. Дети всех возрастов участвуют в ремонте книг.
Библиотека - это культурная жизнь школы, здесь мы стараемся создать условия для воспитания человека культуры - свободного, нравственного, интеллигентного, творческого.
Переступив порог библиотеки, читатель понимает, что его ждут и всё здесь для него. С этой целью в библиотеке оформлен "Уголок юного книголюба", в котором имеются разделы: «Правила поведения в библиотеке», «Заповеди читателя», «Правила обращения с книгой».
Свою любовь к книгам мы передаем детям, стараясь пробудить в них интерес к чтению, воспитать через книгу лучшие качества: доброту, отзывчивость, уважение друг к другу и самому себе. Стараемся также обеспечить творческое взаимодействие библиотеки с педагогами нашей школы.
Огромную роль в работе библиотеки играет наглядность, самой распространенной формой реализации которой являются книжные выставки и тематические полки. Они художественно оформлены. Так в течение прошлого года вниманию читателей были представлены книжные выставки:
- «Святые земли Русской»,
- « Великий подвиг народов России»,
- «Природа вокруг нас»,
- «Мы шагаем по планете»,
- «Мы за здоровый образ жизни»,
- «Береги здоровье смолоду»,
- «В мире прекрасного»,
-«Поля русской славы»,
- Поэты и писатели нашего края»,
- «Это громкое слово Победа!»,
а также выставки, посвященные творчеству писателей – юбиляров. Оформляются выставки и проводятся различные мероприятия во время проведения предметных декад.
Ежегодно проводятся конкурсы на самого внимательного, самого вдумчивого читателя, по итогам, которых вручается грамота «Самый читающий класс». Через произведения детской литературы, включенные в программы внеурочной деятельности, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. На внеурочных занятиях мы знакомимся с глубоко нравственными произведениями: «Совесть» Л. Пантелеев, «Бабка» Осеева, «Красные яблоки» Иосиф Дик, «Разноцветная бабочка» А. Платонов, «Полынья» Надежды Васильевой, «Ножичек с костяной ручкой» В. Солоухина и другими. Эти произведения заставляют учащихся думать, отличать нравственные поступки от безнравственных, помогают ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения, выражать свое отношение к героям произведения, их поступкам. Традиционным стало в работе нашей библиотеки проведение уроков нравственности. Это и «Закладка на всю жизнь», по произведению Кузнецова «След звезды», «Колыбельная матери» и другие.
Одной из главных задач библиотеки в воспитании духовно-нравственной личности, является помощь детям ощутить себя частичкой «малой Родины», воспитание гордости и чувства сопричастности к ее истории. В музее школы проводятся в течение учебного года различные мероприятия: экскурсии, беседы, оформляются выставки – экспозиции, в которых рассказывается о людях, внесших вклад в развитие нашего поселка, района.
Это и есть маленькие родники культурно-нравственных и духовных ценностей в дальнейшей после школы жизни. Главное - вселить в детей веру в человечность, воспитать нетерпимость к несправедливости, готовность вступить в борьбу с подлостью и обманом. Ведь как важно достучаться до сердца подростка, поднять его до определённого нравственного уровня. Хочется верить, что мероприятия, проводимые библиотекой, учат думать, сопереживать, откликаться сердцем, разумом на чужую боль или радость.