Роль школьной библиотеки в воспитании интереса к литературе
Роль школьной библиотеки в воспитании
интереса к литературе.
Главная проблема школьного литературного образования в современной
России потеря интереса к чтению высокохудожественных произведений. Всё
труднее складывается общение юных читателей с русской классикой, язык
которой становится всё более архаичным и непонятным ученику и нуждается в
многочисленных разъяснениях и комментариях. Поэтому необходимо искать пути совершенствования школьного литературного образования, эффективные способы воздействия качественной литературы на личность школьника.
Тема сегодняшнего семинара нашла отражение и в работе школьной
библиотеки. В инновационных преобразованиях современной школы ей отводится особая роль. В соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ЮНЕСКО, школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы.
Считается, что одной из ведущих функций библиотек на современном этапе
является информационная, а через неё образовательная, коммуникативная и
культурно-просветительная.
Невозможно представить организацию внеклассной работы по литературе без участия и сотрудничества учителя литературы и школьного библиотекаря . В этом плане в нашей школе налажена отработанная система совместной деятельности. К постоянно организуемым внеклассным мероприятиям следует отнести такие формы, как День чтения, презентация новинок литературы, Книжкина неделя, читательские конференции, бенефис читателя, ежегодная церемония вручения учащимся школ медалей «Лучик» (лучший читатель книгу презентацию новинок, как правило, готовит библиотекарь школы , представляя обзор произведений из журналов, которые выписывает библиотека «Детское чтение для сердца и разума» для 5-6 классов, «Детская роман-газета» для 6-8 классов, «Роман-газета» для 9-11классов.
Основной формой учебного процесса является урок. Но кроме обычных уроков у нас вводится в практику так называемый библиотечный урок. Цель
библиотечных уроков - дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Учитывая возрастные особенности школьников следует выделять несколько основных задач библиотечного урока в классе:
- дать представление учащимся о современных информационных технологиях;
- научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.) как внутри школьной библиотеки, так и вне ее;
- приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и
энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельном работы с ней;
- укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
Во время библиотечного урока используются различные методические
приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы. Отдельные темы библиотечных уроков повторяются из года в год, но в более сложной форме. При проведении библиотечных уроков нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направлять детей по пути самостоятельного исследования. По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельных работ, которые должны быть согласованы с личными интересами учащихся, с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности.
Главное - научить учащихся работать с книгой, приобщить их к
систематическому пользованию библиотекой, уметь пользоваться всей имеющемся в библиотеке информацией. Знания, полученные в результате обучения, расширяют кругозор учащихся.
Совместная подготовка и проведение массовых мероприятий учителя и
библиотекаря это тоже часть информационной поддержки учителя. Чаще всего это мероприятия с учителями литературы и классными руководителями. Потом уже на уроках учащиеся практически закрепляют те знания, которые получили на библиотечных занятиях. Получили признание учителей-словесников уроки «Информационный поиск литературы для реферата» (8-й класс), «Как сделать
список литературы» (6-й класс), и «Критическое мышление и критическая
литература» (9-й класс).
Как уже отмечалось отдельные темы библиотечных уроков повторяются из
года в год. Так уроки «Критическое мышление и критическая
литература», начинаясь в 9 классе знакомством со статьёй И.Гончарова «Мильон терзаний», продолжаются до 11 класса. На уроках обозначенных этой
темой, ученики получают понятие и об эссе, жанре который претендует на
субъективность авторского мнения .А происходит это на при знакомстве с книгами Н. Долининой «Прочитаем «Онегина» вместе», «Печорин и наше время», «По страницам «Войны и мира» Это книги, которые побуждают детей
мыслить, высказывать свою точку зрения выражая согласие или несогласие с
автором: «Почему я должна интересоваться тем, что сказала(да ещё и по-
французски!) какая-то известная(кому она известна?) Анна Павловна Шерер.
Нисколько мне не нужны и только зевоту вызывают все эти виконты и
аббаты, собравшиеся у фрейлины Шерер(кто такая фрейлина я не знаю и знать не хочу). Так или примерно так рассуждают почти все молодые люди, начинающие читать «Войну и мир». И на таких уроках получаем, с одной стороны, литературный анализ(Долинина использует всё лучшее что написано критиками прошлого и нашего времени), с другой- появляется своё отношение и к героям и к произведению, и к творчеству писателя. Была предложена идея проводить такие уроки прямо в библиотеке. Обычный рок, но в ходе его используется информационная среда школьной библиотеки. Роль библиотекаря сводится к созданию условий проведения урока: хороший справочно-поисковый аппарат (каталоги, картотеки), подготовка выставки по теме урока, подбор электронных ресурсов учебного назначения.
Некоторые специалисты в области детского чтения считают, что ориентирование детей на получение информации ведёт к прагматичности детей, к нежеланию читать. Однако практика работы показывает, что учащиеся, которые мотивированы на поиск информации, приобретают познавательный интерес. Например, учащиеся 5-го класса, неохотно посещающие библиотеку и имеющие слабую технику чтения приняли активное участие в игре «Жили-были по-андерсеновски». Они перечитали все сказки, находящиеся в библиотеке,
обсуждали их, искали ответы на вопросы, рисовали, придумывали свои сказки.
Познавательный интерес у этих учащихся настолько вырос, что они вышли на
создание собственного проекта «Великий сказочник». Работали несколько групп: биографы, путешественники, художники, математики, библиотекарь. И каждый из ребят не только увлечённо читал и находил информацию, но при этом проявлял свои творческие способности.
В рамках юбилейной даты детского поэта СЯ. Маршака учащиеся 6-го класса совместно с библиотекарем смоделировали новую форму внеурочного
мероприятия литературный забор. Она возникла из увлечения любимого героя Тома Сойера, который организовал покраску забора. Идея создания литературного забора пришлась по душе и увлекла ребят. Технологическая цепочка подготовки и проведения данного мероприятия:
- Оформительская группа учащихся приготовила "дощечки" забора из ватмана.
- Проектно-творческая группа подобрала и сгруппировала необходимый
материал.
Учащиеся распределились на добровольной основе на группы. Каждая группа
отвечает за “создание дощечки" литературного забора.
При его проведении учитываются интересы учащихся; подобраны в основном игровые виды деятельности; включены элементы театрализации, творческого воображения. Дети могут заняться и своим любимым занятием рисованием по собственному желанию.
Вместе с классными руководителями учителя словесники и библиотекарь
готовили обсуждение книги В .Пикуля «Мальчики с бантиками», читательскую
конференцию по книге А.Лиханова «Благие намерения», тематические подборки по творчеству писателей, классные часы «Чудо, имя которому книга сейчас готовится материал к проведению обзорной лекции «Книги-юбиляры 2О15»,для учеников 10-11 классов - читательская конференция по рассказам А.Ивакина о Великой Отечественной войне.
15