Роль школьной библиотеки в развитии традиций семейного чтения.


Корлан Калиева,
г. ПавлодарСредняя общеобразовательная школа инновационного типа с гимназическими классами №39
Роль школьной библиотеки в развитии традиций семейного чтения.
В ежегодных Посланиях Президента РК не раз подчеркивалось, что развитие страны напрямую связано с ростом интеллектуального потенциала нации, подготовкой высокопрофессиональных кадров, что заставляет говорить о возрастающей роли информации, ее качества, в том числе и о повышении уровня грамотности, книжной культуры населения. Чтение формирует сознание современного человека, закладывает основы мировозрения, образования и получения профессиональных навыков.
На сегодняшний день приоритетным направлением в работе является организация совместной деятельности семьи и библиотеки при формировании гармонично развитой личности.  Большой потенциал решения этой задачи находится в семье. Родители и педагоги всех времен стремились к тому, чтобы обученные грамоте дети были как можно более начитанными.В нашей школе семья рассматривается как социальная ценность, основное предназначение  которой - передавать от поколения к поколению лучшие традиции, в том числе и семейного чтения. Традиция формировалась на протяжении нескольких лет из  запросов родителей и их детей.  По результатам анкетирования учащихся 1-4 классов выявлен низкий уровень интереса родителей к совместному чтению. Это объясняется в первую очередь социальным статусом семей: большинство родителей не имеют профессионального образования, главной заботой считают создание материальной базы семьи.  Обсуждение проблемы первоначально прошло на  заседании общешкольного родительского комитета (2010 г.).
Ежегодно 15 мая отмечается День семьи. В  рамках акции в мае 2010 года было проведено заседание с родителями. Это было собрание из нескольких семейных пар с детьми, которые отдавали предпочтение книге как средству организации досуга. На сегодняшний день это многочисленная группа единомышленников, состоящая из родителей и их детей, школьного библиотекаря, представителей школьной  администрации, педагогического коллектива, психологической службы. Мы смогли заинтересовать юных читателей, которые стали активными помощниками во всех начинаниях взрослых.На заседаниях  проходят оживленные дискуссии о месте и роли книги в современной семье.
Достижение  цели   осуществляется через следующие задачи:
сформировать в сознании родителей представление о творческих, интеллектуальных  возможностях детей как читателей;
содействовать совместному творчеству родителей и детей;
защитить душу и ум ребенка от телевизионного и компьютерного негатива;Школьной библиотекой разработана тематика родительских собраний в начальной школе по пропаганде книги и привлечения семей к чтению. Но достичь желаемого результата библиотекарю в одиночку было трудно. Школьная библиотека ввела в традицию встречи с родителями 1 – 4 классов с целью дать представление о путях и методах приобщения детей младшего школьного возраста к книге и чтению по следующей тематике:
«Давайте познакомимся!».  Знакомство со школьной библиотекой.
«Наша домашняя библиотека».  О формировании домашней библиотеки.
«Читаем вместе». Об организации громкого чтения в семье.
«Влияние разностороннего детского чтения на воспитание культуры семейных отношений». Пропаганда литературы для чтения в помощь воспитанию в семье.
«Как организовать семейное чтение?»  Обмен опытом.
«Книга и душевное здоровье ребенка» Что и как читает ребенок.
Под рукодством классного руководителя 1в класса Л. Болехивской, совместно с родителями была разработана программа « Читаем сами». По воспитанию у младших школьников интереса к чтению. Содержание программы «Читаем сами» включает самые разные формы пробщения детей к чтению. После проведенной работы учащиеся и родители заплнили анкеты.
Первую встречу с родителями провели совместно с психологом школы в виде анкетирования Встречу на тему «Книжка из моего детства» взрослые подготовили втайне от детей. Сколько нового и интересного ребята узнали не только о любимых книгах родителей, но и о них самих. На таких встречах дети видят, какими замечательными рассказчиками становятся их мамы и папы, если перед ними раскрыта книга. В этом направлении используются и традиционные  методы приобщения к книге: беседы, рассказывание, чтение вслух, отгадывание загадок, домашние театрализованные представления и др. В ходе записи нового читателя в библиотеку определяется не только уровень его кругозора и подготовленности к работе с книгой, но и степень читательской активности в семье. Создается настрой на положительную мотивацию к чтению, развитие познавательных интересов, на прочтение произведения  с родителями, старшими или младшими  детьми в семье. При возврате книги беседа позволяет определить уровень восприятия, эмоциональное и воспитательное воздействие содержания на читателя и членов его семьи. Обязательно уточняется,  с кем именно в семье была прочитана книга, какие наиболее интересные вопросы обсуждались, рекомендовал бы читатель прочесть эту книгу в другой семье. При составлении индивидуального списка для досугового чтения учитываются  пожелания родителей. Связь с родителями поддерживается через детей, учителей, собрания, посещения библиотеки родителями, мероприятия. Взаимоотношения складываются  по схеме «ученик – родитель – библиотекарь».
Школьная библиотека формирует представление родителей об их ведущей роли в организации семейных чтений. Расстановка фонда с учетом возрастных особенностей пользователей, открытый доступ, создание условий для обеспечения индивидуальных, групповых занятий учащихся,  совместной деятельности родителей и детей,  - все это способствует привлечению читателей в библиотеку и развитию детского чтения. Замечательным стимулом к семейному чтению служат награждение самых активных читателей грамотой, дипломами, в конце учебного года.. Через школьный сайт, на страничке библиотеки рекламируем книги для семейного чтения, информируем родителей о начале подписки на периодические издания, дает рекомендации, проводит семейные викторины и конкурсы.  Новой формой работы стало распространение рекламных листовок «Прочтите детям книгу из нового поступления», «Подпишитесь на детский журнал», «Подписка началась»;  На первом библиотечном уроке маленькие читатели получают подарок -  поделку из бумаги - «щелкающий клюв», который дома они с родителями могут превратить в мышку, лягушку и другие фигуры. Это первое объединяющее семью дело, в ходе которого родители получают возможность вместе с детьми проявить творчество, фантазию.  В библиотеке  постоянно действуют тематические выставки семейных рисунков: «Герои любимых сказок», «Наш край родной», «Космос вчера, сегодня, завтра», «Иллюстрируем веселые стихи» и др. Большое воспитательное значение имеет эмоциональная настроенность читателя на восприятие красоты природы. Сочетание личных наблюдений с выразительным чтением стихов казахских поэтов оставляют неизгладимое впечатление в душе ребенка. Интегрированный урок   по познанию мира «Туған жер табиғаты» вызвал у школьников много положительных эмоций. Экскурсии в зимний лес, (показ слайдов и видеофильма) читатели называют «Путешествием в сказку». После таких уроков и экскурсий рождается много стихов и сказочных историй, созданных детьми вместе с родителями, которые затем оформляются библиотекарем в тематические подборки. Школьная библиотека часто становится местом разных встреч. Так библиотекарем была организована мероприятие «Моя любимая игрушка», с родителями и учащимися 3 класса. Мама девочки познакомила , ребят со старинными игрушками своего детства. Окунувшись в старину, они почувствовали красоту  и мастерство, а благодаря Интернет – ресурсам презентаций дети узнали об историческом развитии игрушек с давних времен современности.
Так, обучающиеся  6 классов стали участниками встречи с ветераном –афганцем «Афган в памяти моей». Встреча проходило в непринужденной обстановке, распологающей к откровенному разговору. Вместе с родителями они придумывали оформление библиотеки.
В рамках мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения библиотекой широко освещалось празднование 68 годовщины Победы: тематические выставки, конкурс стихов .Конкурс стихов «Мен және Отаным» с учениками 1е класса была подготвлена при активном участии родителей
Формирование духовно – нравственных отношений читателя зависит от того, будут ли его отношения с окружающими строиться на основе доброжелательности, умения сопереживать другим людям. После просмотра мультфильма «Цветик - семицветик» по сказке В. Катаева и его обсуждения каждому читателю был выдан «семицветик» и предложено дома с родителями написать семь желаний. При подведении итогов первые места заняли такие ценности как  здоровье,  мир и добро
И все же в деятельности библиотеки на сегодняшний день существуют проблемы, которые препятствуют более эффективной организации работы библиотеки:
малые поступления литературы для досугового чтения;
необходимость расширения помещения библиотеки для создания отдельного читального зала
отсутствие  современной аудио- и видеоаппаратуры.
Для частичного решения проблем библиотека совместно с родителями приступила к сбору литературы для создания фонда прочитанных читателями дома книг «Читатель –  читателю», проводит акцию «Подари библиотеке книгу».  Накопленный опыт работы по возрождению семейного чтения  библиотекарь в системе представляет коллегам и педагогам на местном уровне, родительской и городской общественности.
Результаты свидетельствуют о том, что повседневным, кропотливым трудом  коллективу образовательного учреждения, библиотекарю, социуму удалось добиться ощутимых результатов: высокого уровня (98%) посещаемости учащимися школьной библиотеки, увеличения количества родителей – пользователей, привлечения их к совместной деятельности со своими детьми, к исследовательской работе, к организации полноценного семейного досуга. Родители стали активными помощниками библиотекаря: проводят рейды по проверке сохранности учебников, организуют приемку  книг по окончании  учебного года, являются инициаторами и участниками многих массовых мероприятий.
Список использованной литературы:
1.Из посланий Президента РК
2.Степаненко О.И. Роль школьной библиотеки в развитии традиций семейного чтения // Школьная библиотека- 2012,- №3,-с.34-35.
3.Зайцева. Н.Н. Общение втроем: ребенок: ребенок, ролители, книга //Новая библиотека.- 2008,- №3,- с.31-33.
4. Михальченко Е.П.Школьная библиотека как компонент педагогической системы // Шольная библиотека – 2012,-№8,-с.10-12.
5.НевежинаТ.В. Бинарные уроки как способ успешного освоения предметной среды // Школьная библиотека -2008 ,- №1,- с. 51-59.
6.Столярова Ю.Н Библиотекарь но же учитель // Шольная библиотека – 2008.-№1,- с.40-43.
7.Ташкалова Е.Ю. Взаимодествие родителей, учителей, классных руководителей и школьной библиотеки в форморований личности ребенка // Шольная библиотека – 2008,- №5.- с.61-63.
8.Шрайберг Я. Что такое хорошая библиотека // Библиотека в школе – 2008,- №9,- с.2-7.
9. Шаяхметова Г. Роль школьных библиотек в организации чтения школьников в современных условиях //Оқушы тәрбиесі – 2013.- №9,-с. 12-15.
10.Володина Т.А. Важный тандем в привлечении детей к чтению // Библиотека в школе- 2010,- №3 .- с.7-9.