Обучение звуковому анализу детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на основе полисенсорного подхода
Обучение звуковому анализу детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на основе полисенсорного подходаЗвуковой анализ – важнейшая часть в обучении детей чтению и письму. От того, каким образом будет усваиваться учащимися звуковой анализ, зависит образование в дальнейшем устойчивых представлений слого-орфографической структуры слов, а также анализ их лексико-морфологического состава в связи с орфографией. Звуковой и морфемный анализы являются базой успешного овладения орфографией, которая и является ориентиром общего интеллектуального развития учащихся.
1. Дети под руководством учителя интонационно подчеркивают каждый звук в слове;
2. Дети выделяют и повторяют первый и последний звук в произносимых словах;
3. Дети учатся находить в словах называемые звуки;
4. Дети учатся различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
5. Дети переходят к схематическому изображению полного звукового состава слов;
6. Дети начинают изучать буквы как знаки разных звуков.
Для детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня характерным является недифференцированное произнесение звуков, их замена или отсутствие сложных звуков в речи. Это отражается на качестве овладения навыками чтения и письма в школе. Дети не могут дифференцировать фонемы по звучанию, наблюдаются пропуски, замены букв при чтении и письме. Таким образом, дети не могут полноценно усвоить систему звукового анализа и это негативно отражается на качестве их обучения в школе.
Полисенсорный подход условно можно рассматривать как развитие различных органов анализаторов – кинестетического, зрительного, слухового в процессе обучения детей. Данный метод учит воспринимать информацию с помощью всех типов анализаторов, и таким образом, информация усваивается гораздо лучше, чем при упоре на один вид сенсорного восприятия.
С помощью данного метода можно научить детей младшего школьного возраста навыкам звукового анализа, а также прочнее закрепить полученные знания и развить систему анализаторов.
Условно по способу восприятия можно выделить 3 группы:
Визуалы – лучше воспринимают информацию с помощью схем, карточек, рисунков, различных изображений;
Аудиалы – ведущий способ восприятия – слух;
Кинестетики – лучше воспринимать информацию им помогает концентрация на телесных ощущениях и движениях;
Если пользоваться данной классификацией, то, по данным Ванюхиной Г.А среди детей младшего школьного возраста по статистике среди детей с ОНР больше всего
визуалистов (30%),
кинетиков (17%),
и аудиалистов (10%)
(остальная часть – осязатели и эмотивисты).
Использование полисенсорной основы в обучении звуковому анализу детей позволяет реализовать компенсаторный подход к обучению, а также усиливает коррекционное воздействие на развитие устной речи детей.
Л.Ллойд утверждает, что школьник «научается гораздо большему, когда он вовлечен полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически», и называет это – «обучение целого ребенка».
В процессе коррекционного обучения каждому ребенку крайне необходимо организовать познание своих потребностей, умение выбирать раздражители, вырабатывать привязанности, воздействовать на восприятие
С учетом ведущего канала восприятия информации были разработаны дидактические пособия.
Дидактический материал – образный, представленный в образах, воспринимаемый органами чувств; также, знаковый, вербальный, закодированные знания в знаковой форме; овеществлённый, который можно осязать, ощущать. Этот дидактический материал используется при формировании умения вслушиваться в звучание слов, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки; способствует не только формированию фонематического восприятия, но и развитию слухового внимания, зрительного восприятия.
1. Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности.
2. Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки.
3. Рисование кругов, овала и других фигур.
4. Выполнение гимнастических упражнений.
5. Использование подвижных игр.
6. Выполнение упражнений на прием мяча на коротком расстоянии.
7. Выполнение гимнастики пальцев рук.
8. Нанизывание бусинок на длинную нитку.
9. Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.
. Сначала ученик, сосредоточиваясь на своих ощущениях, вербализует их, затем на чувственном познании речевых звуков учится рассуждать и делать выводы.
При фонемном анализе каждый звук можно не только услышать, но и ощутить при помощи мышц – артикуляторов, какой звук произносится: гласный или согласный; звонкий или глухой; мягкий или твердый.
Это дает дополнительные компенсаторные возможности для детей, имеющих какие-либо нарушения речи.
ВизуальныйСоставить графики, таблицы, схемы; выполнить иллюстрации на основе усвоенного. Выделение цветом.
КинестетическийСамообъяснение материала, использование различных дидактических пособий из разнообразного материала, объяснение себе перед зеркалом
Аудиальный. Многократно повторять материал вслух, используя различные вариации слуха.
Зная, что дети с ОНР III уровня воспринимают информацию эффективнее с помощью разных анализаторов, можно применять различные методики на развитие ведущих анализаторов.
Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся не только получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, но и развивает другие сенсорные каналы, что открывает новые возможности для усвоения материала. Основной задачей учителя-логопеда должно являться развитие всех видов сенсорного восприятия у детей с ОНР III уровня для успешного овладения навыками звукового анализа в школе.