Статья на тему:«Комплексный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с ОНР 2 уровня».
«Комплексный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с ОНР 2 уровня».
Деринг О.В. учитель –дефектолог,
Хохлова Е.М.- учитель –логопед
школы -интернат №4
В настоящее время социальные,экономические,экологические условия жизни привели к увеличению числа учащихся с отклонении в физическом, психическом развитии. Учащиеся данной категории требуют особого подхода при коррекции речевых нарушений ведущих за собой проблемы в коммуникативной сфере. Особенности коммуникативной деятельности приемы и методы коррекционной работы определяются не только характером речевого нарушения, но и особенностями общего фона нервно-психического развития ребенка. Проблема речевого развития учащихся младшего школьного возраста с ОНР различного генеза является предметом специального изучения. Под ОНР у учащихся с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают комплексную форму речевой патологии, при которой наблюдаются нарушения формирование всех компонентов речевой системы. В своей работе мы столкнулись с учащимися, имеющими речевой диагноз ОНР (2 уровень) с ЗПР сложного генеза. У этих учащихся отмечаются нарушение формирование как смысловой, так и произносительной стороны речи наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности. Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость, недоразвитие языковых средств у учащихся снижает уровень общения, способствует возникновению особенностей (замкнутости, робости, нерешительности). Порождает специфические черты общего речевого поведения (ограниченна контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, не умение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь) приводит к снижению психической активности. Перед нами стоит задача оказать помощь ученикам с ОВР в форме организации комплексного, интегрированного, дифференцированного обучение. Имеющийся методический и диагностический материал И.О.Азовой, Р.И.Лалаева, Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко. Власова Т.А., Певзнер М.С, Белопольская Н.Г. адаптировали к данной категории детей.
На начало года, у учащихся данной категории имелся маленький словарный запас слов, используемые детьми слова характеризуются не точностью значения и звукового оформления, учащиеся пытаются заменить слова или показать жестами, так например, вместо слова «писать» ребенок использует слово « учка» - (ручка), и показывает движением, вместо слова «спать» - (пать), в структуре предложения дети используют существительные в именительном падеже, а глаголы в начальной форме или форме 3 лиц единственного или множественного числа. При этом существительные и глаголы не согласованы. Существительные в косвенных падежах заменяется начальной формой « я лю мама» - что обозначает я люблю маму. Глаголы прошедшего време
·ни заменяют глаголами настоящего времени «папа шел», -папа идет. Прилагательные употребляются учениками редко и несогласуются в роде и числе, «новой кофа» - новая кофта. На этом этапе ученики употребляют предлоги, но чаще всего опускают или употребляют не правильно «я сю ами» - я к маме.
Сравнительный анализ психических познавательных процессов динамики за сентябрь, октябрь.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
В процессе работы за первое полугодие мы выяснили, что в речи учеников произошли изменения, увеличился словарный запас, копируют слова учителя, воспитателя, при общении со сверстниками больше пользуются словами, а не жестами.
Сравнительный анализ психических познавательных процессов динамики за ноябрь, декабрь, январь.
Логопедические и коррекционные занятия проводятся, используя методы здоровьесберегающих технологий.
Комплексный подход в коррекционно-логопедической работе
с учащимися ОНР 2 уровня
Развитие мышления
Развитие памяти и внимания
Физическое развитие
Развитие речевых навыков
Развивающие упражнения на визуализацию
Систематизация
Классификация
Развивать умение анализировать
Сравнение
Анаграмма
Игры и упражнения, задания:
Запретное слово
Запрещенное движение
Наблюдатель
Волшебное слово
Лабиринты
Головоломки
Ребусы
Логические задачи
Загадки
Подвижные игры, логоритмика
Физминутки, прогулки.
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Исправление произношения во всех словах
Правильное произношение во всех словах.
Игры на мелкую моторику рук
Введение в учебный процесс и закрепление в процессе выполнения домашних заданий регулярных коррекционно - развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно улучшает коррекционное обучение. Создаются условия для развития у детей познавательных интересов, ребенок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса коррекционного обучения на всех последующих этапах образования.
Используемая литература:
О.А.Азова «Дигностика и коррекция письменной речи у младших школьников»
Н.С.Жукова Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи»
Е.Е.Коржаева «Логопедическая работа с младшими школьниками»
Е.И.Шаблыко «Коррекция нарушений произношения сонорных звуков»
Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»Л.Н.Ефименкова Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»
Е.И.Шаблыко «Коррекция нарушений произнесение свистящих звуков»
Н.В.Микляева Н.В., Микляев Ю.В. «Развитие языковой способности у детей с ОНР»
Н.Г. Алтухова «Научитесь слышать звуки»
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Пальчиковая гимнастика 3 раза в день
Артикуляционная гимнастика 3 раза в день
Выполнять задания специалистов постоянно
Упражнения на развитие мелкой моторики 3 раза в день
Дома
Исправлять звукопроизношение звуков во всех словах постоянно
Правильное произнесение звуков регулярно
Объект 1Root Entry