Статья по логопедии на тему: «Комплексный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с ОНР 2 уровня».
«Комплексный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с ОНР 2 уровня».
Деринг О.В. учитель –дефектолог,
Хохлова Е.М.- учитель –логопед
школы -интернат №4
В настоящее время социальные,экономические,экологические условия жизни привели к увеличению числа учащихся с отклонении в физическом, психическом развитии. Учащиеся данной категории требуют особого подхода при коррекции речевых нарушений ведущих за собой проблемы в коммуникативной сфере. Особенности коммуникативной деятельности приемы и методы коррекционной работы определяются не только характером речевого нарушения, но и особенностями общего фона нервно-психического развития ребенка. Проблема речевого развития учащихся младшего школьного возраста с ОНР различного генеза является предметом специального изучения. Под ОНР у учащихся с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают комплексную форму речевой патологии, при которой наблюдаются нарушения формирование всех компонентов речевой системы. В своей работе мы столкнулись с учащимися, имеющими речевой диагноз ОНР (2 уровень) с ЗПР сложного генеза. У этих учащихся отмечаются нарушение формирование как смысловой, так и произносительной стороны речи наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности. Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость, недоразвитие языковых средств у учащихся снижает уровень общения, способствует возникновению особенностей (замкнутости, робости, нерешительности). Порождает специфические черты общего речевого поведения (ограниченна контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, не умение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь) приводит к снижению психической активности. Перед нами стоит задача оказать помощь ученикам с ОВР в форме организации комплексного, интегрированного, дифференцированного обучение. Имеющийся методический и диагностический материал И.О.Азовой, Р.И.Лалаева, Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко. Власова Т.А., Певзнер М.С, Белопольская Н.Г. адаптировали к данной категории детей.
На начало года, у учащихся данной категории имелся маленький словарный запас слов, используемые детьми слова характеризуются не точностью значения и звукового оформления, учащиеся пытаются заменить слова или показать жестами, так например, вместо слова «писать» ребенок использует слово « учка» - (ручка), и показывает движением, вместо слова «спать» - (пать), в структуре предложения дети используют существительные в именительном падеже, а глаголы в начальной форме или форме 3 лиц единственного или множественного числа. При этом существительные и глаголы не согласованы. Существительные в косвенных падежах заменяется начальной формой « я лю мама» - что обозначает я люблю маму. Глаголы прошедшего времени заменяют глаголами настоящего времени «папа шел», -папа идет. Прилагательные употребляются учениками редко и несогласуются в роде и числе, «новой кофа» - новая кофта. На этом этапе ученики употребляют предлоги, но чаще всего опускают или употребляют не правильно «я сю ами» - я к маме.
Сравнительный анализ психических познавательных процессов динамики за сентябрь, октябрь.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
В процессе работы за первое полугодие мы выяснили, что в речи учеников произошли изменения, увеличился словарный запас, копируют слова учителя, воспитателя, при общении со сверстниками больше пользуются словами, а не жестами.
Сравнительный анализ психических познавательных процессов динамики за ноябрь, декабрь, январь.
Логопедические и коррекционные занятия проводятся, используя методы здоровьесберегающих технологий.
Комплексный подход в коррекционно-логопедической работе
с учащимися ОНР 2 уровня
Развитие мышления
Развитие памяти и внимания
Физическое развитие
Развитие речевых навыков
Развивающие упражнения на визуализацию
Систематизация
Классификация
Развивать умение анализировать
Сравнение
Анаграмма
Игры и упражнения, задания:
Запретное слово
Запрещенное движение
Наблюдатель
Волшебное слово
Лабиринты
Головоломки
Ребусы
Логические задачи
Загадки
Подвижные игры, логоритмика
Физминутки, прогулки.
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Исправление произношения во всех словах
Правильное произношение во всех словах.
Игры на мелкую моторику рук
Введение в учебный процесс и закрепление в процессе выполнения домашних заданий регулярных коррекционно - развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно улучшает коррекционное обучение. Создаются условия для развития у детей познавательных интересов, ребенок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса коррекционного обучения на всех последующих этапах образования.
Используемая литература:
О.А.Азова «Дигностика и коррекция письменной речи у младших школьников»
Н.С.Жукова Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи»
Е.Е.Коржаева «Логопедическая работа с младшими школьниками»
Е.И.Шаблыко «Коррекция нарушений произношения сонорных звуков»
Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»Л.Н.Ефименкова Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»
Е.И.Шаблыко «Коррекция нарушений произнесение свистящих звуков»
Н.В.Микляева Н.В., Микляев Ю.В. «Развитие языковой способности у детей с ОНР»
Н.Г. Алтухова «Научитесь слышать звуки»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Выполнение домашних
заданий следуя памятке
упражнения для развития артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук и общеречевой моторики, пальчиковая гимнастика, упражнения для развития чувства равновесия «поза ласточки и упражнения с подушкой и закрытыми глазами», обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка, задания по развитию владения письменными принадлежностями, упражнение на развитие координации движений руки и глаз (завязывание шнурков, нанизывание бусин), работа в технике рваной аппликации, сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос, упражнения для развития тактильно-двигательного восприятия: определение на ощупь величины предмета (большой маленький самый маленький), дидактические игры «Чудесный мешочек», «Ладошки», определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, упражнения в раскатывании пластилина, лепка « Буквы и цифры », игры с крупной мозаикой, конструктором, упражнения на формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные), дидактическая игра «К данной фигуре подбери предметы похожие по форме», выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. Развитие зрительного восприятия, восприятия пространства, восприятие времени. Для развития устной и письменной речи мы используем игры : "Улитка", "Змейка", "Путешествие по предложениям", "Загадки времен года", "Паутинка», «Графический диктант», отнесенный в силу своей специфики к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует развитию внимания, памяти, самоконтроля, функции мелкой моторики руки, игра «Угадай слово» при своей выраженной логической направленности требует от учащихся концентрации внимания и стимулирует развитие памяти, упражнение «Зрительные диктанты», «Муха», «Лабиринты», «Дорисуй девятое», «Исключи лишнее», «Угадай слово».Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на обучении, развитии и поведении ребенка. Работая в общеобразовательной школе – интернате, мы столкнулась с проблемой несерьезного отношения наших родителей, и их законных представителей к обучению своих детей. Они принимают сторону наблюдателя, а активную роль предоставляют учителям и воспитателям. За частую родители не компетентны в вопросах коррекционно-развитивающего обучения, поэтому мы решили составить памятку для родителей по выполнению домашних занятий со своими детьми. Коррекция звукопроизношения - это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период нео
развивающие
упражнения на
визуализацию
классификация
систематизация
развитие умения анализировать
сравнение
анаграмма
Запретное слово
Запретное движение
Наблюдатель
Волшебное слово
Арт.гимн.
Головоломки
Лабиринты
Ребусы
Кроссворды
Логические задачи и загадки.
Подвижные игры
Физ.минутки
Прогулки
Ритмика
1.Артикуляционная гимнастика – перед зеркалом!!! (3 раза в день)
«Лопатка», «Часики", «Маляр", «Качели", "Вкусное варенье", «Чашечка" - "Лошадка»2.Дыхательная гимнастика (3 раза в день)
3. Пальчиковая гимнастика (3 раза в день)4. Правильное произношение звуков (регулярно)5. Исправление звуков во всех словах (постоянно)7. Выполнение заданий логопеда (постоянно)Эти правила действуют каждый день, до полного исправления звукопроизношения.
Введение в учебный процесс и закрепление в процессе выполнения домашних заданий регулярных коррекционно - развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно улучшает коррекционное обучение. Создаются условия для развития у детей познавательных интересов, ребенок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса коррекционного обучения на всех последующих этапах образования.
Используемая литература:
О.А.Азова «Дигностика и коррекция письменной речи у младших школьников»
Н.С.Жукова Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи»
Е.Е.Коржаева «Логопедическая работа с младшими школьниками»
Е.И.Шаблыко «Коррекция нарушений произношения сонорных звуков»
Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»
Л.Н.Ефименкова Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»
Е.И.Шаблыко «Коррекция нарушений произнесение свистящих звуков»
Н.В.Микляева Н.В., Микляев Ю.В. «Развитие языковой способности у детей с ОНР»
Н.Г. Алтухова «Научитесь слышать звуки»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Комплексный подход в работе с детьми с ОНР 2(уровня)
Развитие
мышления
мы
мышления
Арт.гимн.
Упр.
Развитие речи
Развитие памяти и внимания
Физическое развитие
игры
Упражнения на развитие мелкой моторики
Исправление звукопроизношения во всех словах.
ритмика
Дыхательная гимнастика
физ.минут.
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Развивающие упражнения на визуализацию
Классификация
Систематизация
Развитие умения анализировать, сравнивать
анаграмма
Игры, упражнения, задания.
«Запретное слово»
«Запретное движение»
«Волшебное слово»
Головоломки
Лабиринты
Кроссворды
Логические задачи, загадки
Подвижные игры
Развитие речевых навыков
Развитие памяти
Развитие мышления
Комплексный подход в работе с учащимися ОНР 2 уровня
Физическое развитие
Дома
Выполнение заданий специалистов постоянно
постоянноо
Исправление звукопроизношения во всех словах постоянно
Пальчиковая гимнастика 3 раза в день
Артикуляционная гимнастика 3 раза в день
Следить за правильным произнесением постоянно
Пальчиковая гимнастика 3 раза в день
Артикуляционная гимнастика 3 раза в день
Дома
Выполнять задания специалистов постоянно
Правильное произнесение звуков регулярно
Исправлять звукопроизношение звуков во всех словах постоянно
Упражнения на развитие мелкой моторики 3 раза в день
Root Entry#,##0\ "р.";[Red]\-#,##0\ "р."ОC
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00Ѓµ µ развитие памятиразвитие мышленияречевых навыковфизическое развитие\ "р.";[Red]\-#,##0.00\ "р."Оw*9
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ _р_._-;\-* #,##0\ _р_._-;_-* "-"\ _р_._-;_-@_-О‡,A
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ _р_._-;\-* #,##0.00\ _р_._-;_-* "-"??\ _р_._-;_-@_-1
·
·развитие мышления