Рабочая программа по внеурочной деятельности Познавательная экология


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании методическогона заседании методического
объединения учителей предметовсовета школы
естественно- математического цикла
«___» _______________ 2015 г. «___» __________ 2015г. «____» _____________ 2015 г.
Протокол №___ Протокол№_____ Приказ № ___
Руководитель ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
________Распопова С.В. ________ Иноземцева Н.И. __________ Мясищева О.Н.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
в 5 классе
«Занимательная экология»
Направление научно-познавательное
на 2015-2016 учебный год.
Учитель Пожарская Татьяна Георгиевна
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 56 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.
Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы,11-12 лет. Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов –1учебный час в неделю. За год (35недель) -35 занятий.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:
- диагностические карты;
- табель развития;
- папка достижений ("Портфолио").
Учебно-тематический план
№/ месяц Темы Количество занятий
Общее В том числе теоретических В том числе практических
1/IX Природа под микроскопом. 6 3 3
2/X Осенние явления в природе. 8 3 5
3/XI Зеленый мир. 8 3 5
4/XII Мир животных. 8 4 4
5/I Организм человека 5 2 3
  Всего 15 20
В соответствии с данной программой разработан тематический план (Приложение 1). В тематическом плане каждому месяцу учебного года соответствует своя тема. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. Планирование составлено таким образом, что его можно вывешивать на стенд для обозрения школьникам. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации Развивают свои творческие способности при оформлении выставок и выступлениях на праздниках и в агитбригадах.
Список необходимой литературы.
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
45. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
Тема 1. Природа под микроскопом.
№ Темы занятий Кол-во часов Форма занятий
1 Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. 1 Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.
2 Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. 1 Рассказ учителя. Беседа.
Практическая раб.
3 Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. 1 Рассказ, организация работы по мини-проектам
4 Бактерии в жизни человека. 1 Беседа,
Проектная деятельность
5 Простейшие организмы. 1 Рассказ, исследовательская работа с микроскопом
6 Клетки растений и животных. 1 Рассказ, исследовательская работа с микроскопом
Тема 2. Осенние явления в природе.
№ Темы занятий Кол-во часов Форма занятий
7 Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. 1 Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.
8 Осень в жизни растений и животных. 1 Рассказ учителя. Беседа.
Практическая раб.
9 Осенние пейзажи. 1 Экскурсия, фотосессия
10 Что мы знаем о грибах. 1 Проектная деятельность
11 «Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. 1 Беседа, экскурсия с фотоаппаратом
12 Изготовление поделок из природных материалов 1 Практическая работа
13 О чем нам осень рассказала. 1 Выставка, презентация
Тема 3. Зеленый мир.
№ Темы занятий Кол-во часов Форма занятий
14 Мир растений. Особенности и многообразие растений. 1 Вводная лекция с элементами беседы , экскурсия.
15 Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. 1 Рассказ учителя. Беседа.
Практическая раб.
16 Кто такие? Где живут? Определение растений. 1 Практическая работа с гербарием
17 Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». 1 Практическая работа.
18 Роль растений в природе и жизни человека. 1 Беседа. Проектная деятельность
19 Съедобные и ядовитые растения. 1 Рассказ. Проектная деятельность.
20 Лекарственные растения. 1 Рассказ. Проектная деятельность.
21 Растения Красной книги Курской области и меры по их охране. 1 Рассказ, проектная деятельность.
Тема 4. Мир животных.
№ Темы занятий Кол-во часов Форма занятий
22 Мир животных. Особенности и многообразие животных. 1 Вводная лекция с элементами беседы .23 Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. 1 Рассказ учителя. Беседа.
Практическая раб.
24 Мир беспозвоночных животных. 1 Исследовательская работа с рисунками и справочниками
25 Определение членистоногих по рисункам и коллекции. 1 Практическая работа.
26 В мире позвоночных животных.
Холоднокровные животные. 1 Беседа. Проектная деятельность
27 В мире позвоночных животных.
Теплокровные животные. 1 Рассказ. Проектная деятельность.
28 Животные в жизни человека.
КТД создание настольной игры «Зоолэнд» 1 Рассказ. Проектная деятельность.
29 Животные Красной книги РБ и меры по их охране. 1 Рассказ, проектная деятельность.
Тема 5. Организм человека.
№ Темы занятий Кол-во часов Форма занятий
30 Человек -особенный. 1 Вводная лекция с элементами беседы .31 Как появился человек.
Выявление доказательств эволюции человека. 1 Рассказ учителя. Беседа.
Практическая раб.
32 Особенности устройства и работы систем органов человека. 1 Исследовательская работа с рисунками и справочниками
33 Функциональные пробы и исследования работы организма человека. 1 Практическая работа.
34 Особенности ВНД человека.
1 Беседа. Проектная деятельность
35 Влияние вредных привычек на здоровье. 1 Рассказ. Проектная деятельность.