Игра-путешествие по технологии и окружающему миру Все это называется природа

Игра - путешествие
«Все это называется природа»
·для учащихся начальных классов.
Станция 1. «На дубе том...»
На доске листья разных растений. Найти дубовые. Перевернуть. Составить слово (кверкус).
Открыть плакат с изображением дуба и его обитателей.
- Познакомьтесь - это кот Маклай. Больше всего на свете он любит путешествовать. Ему очень хотелось найти в лесу настоящий дуб. ( Помните, « Златая цепь на дубе том...». В одной умной книжке Маклай прочитал, что у дуба есть еще одно необычное имя- «кверкус». Вы об этом слышали? Он шел долго, и наконец уткнулся носом в дуб. Но никакой цепи на нем не было... Не успел Маклай огорчиться, как земля под его лапами вдруг зашевелилась. «Землетрясение!» - в ужасе подумал Маклай и отскочил в сторону. Но земля вдруг перестала шевелиться, и рядом с котом показалась узкая черная мордочка. (Как вы думаете, кто это был?). Маклай хотел возмутиться, но вспомнил, что кроты ничего не видят, и стал разглядывать его. А крот рассказал ему, что живет в подвале у этого дуба и роет там ходы. Маклай был удивлен : «Разве бывают подвалы без домов?». «Почему без домов?»- в свою очередь удивился крот, -У нас тут самый что ни на есть настоящий дом. Дубом зовется. И подвал у него есть, и этажи , и крыша. Все как у людей, И жильцы на разных этажах разные, по своим квартирам сидят, листья-желуди едят. Случается, что и друг дружку могут слопать _ тут уж ничего не поделаешь. Так что дуб для нас и дом, и столовая».
А теперь давайте рассмотрим подвал и все этажи этого необычного дома. Кто в нем живет?
Дуб является домом для многих жильцов. И мы с вами сейчас попробуем сделать некоторых из них. Сейчас вы наклеите их на лист картона, а потом, в классе, заселите дуб разными жильцами и поучаствуете в конкурсе. Интересно, у какого класса дуб будет самым красивым.

1-2 классы.
Сначала мы сделаем сороконожку. Берем 9 маленьких кругов и сгибаем их пополам. Затем начинаем приклеивать на картон. Первый круг - это головка сороконожки. Следующие круги приклеиваем, вставляя их один в другой. Клеем смазываем только нижнюю часть детали. Рисуем фломастером ножки, усики и хвостик. Сороконожка готова.
Теперь сделаем жучка. Для работы потребуется 2 средних круга и один маленький. Все круги сгибаем пополам. Приклеиваем средние круги, соединив их сгибами. Это крылышки. А как надо приклеить маленький круг - головку? Правильно, сгибом к средним. Теперь нарисуем лапки (сколько у жучка лапок?) и усики. Жучок готов.
3-4 классы.
Мышка. Возьмите 1 большой круг, 1 средний и 4 маленьких. Большой и маленькие круги согните пополам. Средний круг тоже сверните пополам, затем раскройте и загните к центру края круга так, чтобы получилась остренькая мордочка. 2 маленьких круга приклейте к большому со стороны сгиба . Получившуюся деталь наклейте на лист картона , смазывая клеем только ту часть детали, к которой приклеены лапки. Это туловище мышки. Наклейте мордочку. Приклейте ушки. Нарисуйте носик, глазки и хвостик фломастером.
Ежик. Возьмите 3 маленьких круга и один большой. Все круги сгибаем пополам. 2 маленьких круга приклеиваем к большому, наклеиваем на картон. Один маленький круг вклеиваем в большой со стороны мордочки, чтобы получился носик. Рисуем носик и глазки.
Если останется время, можно еще и жучка сделать.
Станция 2. «Цветочная поляна».
Цветы украшают землю, привносят в жизнь прекрасный аромат. Недаром на день рождения нам дарят цветы - пусть жизнь станет ярче и никогда не потускнеют ее краски! У многих народов существуют праздники цветов. Во Флоренции на празднике роз на самую красивую девушку надевают венок из этих цветов. В Венеции на такой же праздик цветами украшают прически девушек. В Древней Греции праздновали красоту гиацинтов и лилий, в Англии - незабудок, анютиных глазок и первоцветов. Народы Древнего Востока придумали тайный язык цветов. Букетик из цветов определенного вида имел свой смысл, свое значение.
О каких цветах идет речь в этих загадках?
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок-
Остался стебелек. (одуванчик).
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик).
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко- синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василек)
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (мак).
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (ромашка)
А зачем цветку красота? У цветка, конечно, нет глаз и оценить свою прелесть он не может. Тогда почему цветы такие красивые?
Растения прихорашиваются не для себя, а для насекомых. Яркий наряд - это сигнал для бабочки, пчелы или другого насекомого - посмотрите, какой я большой и красивый! Во мне много сладкого нектара. Лакомясь им насекомые пачкаются в пыльце, а потом переносят ее на другой цветок. И тогда из цветка получается плод - ягода, орех, семечко или яблоко.
Сейчас мы научимся делать некоторые цветы, а потом в классе вы украсите ими свою цветочную поляну.
1-2 классы.
Анютины глазки. Берем 2 круга одного цвета и 3 круга другого цвета. Все круги складываем пополам. Делаем в месте сгиба небольшую складочку и одну половинку отгибаем.Лепестки готовы. Наклеиваем их так, чтобы 3 лепестка смотрели в одну сторону, 2 - в другую.
Нарцисс. Берем 6 кругов желтого или белого цвета. Делаем лепестки. Наклеиваем их равномерно по кругу. В середину вклеиваем желтый круг.
Листочки. Берем 3 круга зеленого цвета. Сгибаем пополам, делаем складку. С того края, где складка начинается, края загибаем внутрь. Чтобы получился угол. Приклеиваем листочки .
3-4 классы.
Хризантема. Берем 9 кругов одного цвета. Складываем круги пополам. Раскрываем круг и края загибаем к средней линии так, чтобы получился угол. Переворачиваем круг. Края полученного угла загибаем к середине. Получилась форма, которая называется «рыбка». Делаем то же с остальными кругами. Из полученных деталей формируем цветок.
Листочки - то же, что и у 1-2 класса.
Станция 3. «Речка голубая».
Рек на Земле великое множество. Реки бывают разные - маленькие и большие, тихие и бурные, горные и равнинные. Речки несут свои воды в более крупные реки, а те уносят их в океан. Каждая речка - это дом, в котором много жителей.
Кого можно встретить в речке или на ее берегу?
Игра на внимание «Рыбка плавала, играла».
1-2 классы.
Сейчас мы сделаем несколько рыбок и «запустим» их в речку. Возьмите 3 круга разного цвета. Складываем круги пополам.
Раскрываем круг и края загибаем к средней линии так, чтобы получился угол. Переворачиваем круг. Края полученного угла загибаем к середине. Получилась форма, которая называется «рыбка». Делаем то же с остальными кругами. Приклеиваем рыбок на картон.
3-4 классы.
Лебедь. Возьмите 1 квадрат и 9 кругов белого цвета. Квадрат складываем по диагонали, расправляем, и загибаем 2 стороны к получившейся линии сгиба так, чтобы получился угол. Снова сгибаем квадрат по диагонали так, чтобы отогнутые края оказались внутри. Полученный треугольник сгибаем так, чтобы получилась шея и голова лебедя.
Один большой круг сгибаем пополам - это туловище лебедя. Приклеиваем его под шею.
Из оставшихся больших кругов делаем детали в форме рыбки.
Складываем круги пополам.
Раскрываем круг и края загибаем к средней линии так, чтобы получился угол. Переворачиваем круг. Края полученного угла загибаем к середине. Получилась форма, которая называется «рыбка». Делаем то же с остальными кругами. Приклеиваем хвост к туловищу , вкладывая одну широкую часть рыбки в другую. Маленький круг складываем пополам. Это крыло.
Станция 4. «Берегите Землю, берегите!»
Все, что нас окружает, что мы используем в своей жизни - это либо сама природа, либо сделано из материалов, взятых у природы.
То, из чего мы делаем различные, необходимые для жизни предметы - одежду, мебель, дома, самолеты, корабли и т.д. - называется сырьем. Сырье для изготовления необходимых нам предметов или продуктов питания мы берем у природы. Сырьем могут быть растения, животные или полезные ископаемые ( будем называть их минералами).
Сейчас проведем такую игру. У каждого из вас есть набор карточек с названием различных предметов. Вам нужно распределить их на 3 группы, в зависимости от того, из чего сделан тот или иной предмет.
Растения Животные Минералы
(На карточках : стакан, футболка, ковер, тетрадь, свитер, обувь, стол, шуба, вилка, веревка, варенье, носки ).
Вот как нужна нам природа. Но однажды люди представили себя царями природы и стали без меры уничтожать все вокруг. Совсем как в этой истории.
«Преступление юного волшебника».
Как-то один совсем юный волшебник ожег руку о крапиву. «Ах, негодная трава!- возмутился он. -Вот я сейчас тебя уничтожу! А заодно и остальные растения. А то вдруг о сучок оцарапаюсь или еловой иголкой уколюсь». Он взмахнул палочкой - и все растения в мире исчезли. «Какой я великий и могучий!»- гордо воскликнул волшебник.
Но недолго он радовался. Во дворе стало неуютно. Ни деревца, ни цветочка. Прямо под волшебником растаяла скамейка. И он шлепнулся на землю. Исчезли качели. Пропала недоеденная шоколадка в руке у волшебника. Ведь шоколад делают из какао-бобов. «Пойду-ка я в дом», - решил волшебник. Но и в доме плохо. Нет деревянного стола и стульев. Нет дубового шкафа. Стекла выпали - ведь рамы окон были деревянные. На кухне ни банок с вареньем, ни вчерашнего пирога с капустой, ни чая, ни кофе. Стены облезли - ведь обои делают из древесины. Исчезли книги, испарились хлопчатобумажные и льняные одежды. Из аптечки пропали лекарства. Растаял янтарный наконечник волшебной палочки.
«Как душно», - подумал юный волшебник. Задыхаясь, он выскочил из дома во двор, но и там воздуха не хватало. Ведь растения перестали делать кислород. Волшебник все понял. Он быстро вернул все растения на место. Потом выкопал тот куст крапивы, о который ожегся, пересадил в цветочный горшок и украсил гирляндами и игрушками. Прямо как новогоднюю елку.
Потому что человеческая жизнь невозможна без растений. И жизнь всей нашей планеты тоже.
(С.Лаврова «Занимательная ботаника для малышей»)
А между тем растений на Земле все меньше и меньше. Человек вырубает леса, вырывает травы. Это еще полбеды. Ведь человек понимает, что леса не бесконечны. И старается придумать для себя новые вещества. Например, резину делают из нефти, все больше мебели делают не из дерева, а из пластика.
Но главная беда в том, что человек загрязняет землю, воду и воздух. И многие растения уже не могут жить в этом грязном мире. Они гибнут. А с ними и животные. Исчезают даже такие привычные нам птицы - воробьи. А дальше чья очередь?.. Правильно, наша...
Что же должен делать каждый из нас для того, чтобы поддержать природу, не дать ей погибнуть?
Я предлагаю вам подписать договор с природой.
1-2 классы - коллективный
3-4 классы - каждый ребенок
ДОГОВОР С ПРИРОДОЙ
Я___________________________________________________
Обещаю_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись_________________________________________________

На другом небольшом листке бумаги – небольшая листовка – плакат в защиту природы.

Станция 5. « Бабочки – украшение Земли».
В нежно-голубом небе своими лучиками играет солнышко, на веселой зеленой плянке в его тепле греются разноцветные цветы. Бабочки- красные, синие, желтые, голубые, оранжевые , с яркими узорами на крылышках , беззаботно порхают над полянкой и радуются солнышку.
В любой момент может подняться сильный ветер, спрячется солнышко, небо станет черным, и все вокруг потемнеет. Бабочек нежных и беззащитных, этот сильный ветер унесет в другие края, на другие полянки, в другие леса и луга. Но красота бабочек останется в нашей памяти и на наших работах.
Давайте рассмотрим бабочек – все бабочки симметричны, т.е. правые и левые крылышки у них одинаковые по форме, цвету и рисунку.
1-2 класс
У вас на столах фигуры разной формы : круг, овал, квадрат, ромб. Из этих фигур мы сделаем бабочек. Возьмите круг и овал. Складываем их гармошкой. Находим середину у каждой гармошки, склеиваем эти серединки. Теперь берем полоску бумаги, обматываем ею серединку бабочки, склеиваем так, чтобы получились усики.
А теперь берем квадрат и ромб, сгибаем их гармошкой по диагонали и формируем бабочку.
Эти фигуры можно соединять по – разному: по 2 одинаковых, или 2 разных любой формы.
3 – 4 классы.
Возьмите 14 кругов разного цвета: 2 + 4 + 4 + 6.
Из кругов делаем детали в форме рыбки.
Складываем круги пополам.
Раскрываем круг и края загибаем к средней линии так, чтобы получился угол. Переворачиваем круг. Края полученного угла загибаем к середине. Получилась форма, которая называется «рыбка». Делаем то же с остальными кругами. Соединяем 2 детали – это тельце бабочки. Затем берем 4 детали одного цвета и формируем верхние крылья бабочки – приклеиваем их в верхней части тельца по 2 с каждой стороны. Теперь берем 6 деталей одного цвета и присоединяем по 3 к уже приклеенным. Верхние крылышки готовы. Чтобы сделать нижние крылышки, приклеиваем оставшиеся 4 детали по 2 с каждой стороны к нижней части туловища. Нарисуем головку и усики черным фломастером.
Станция 6. Наши домашние любимцы.
У кого дома есть животные? Можно ли сказать, что у животных , так же как и у людей, бывает разное настроение? Какое настроение может быть у собаки, например? Как они выражают свое настроение? Какое настроение у каждой из этих собачек?
Чтобы сделать любую из этих собачек, нужно взять один большой круг и 4 средних. Давайте сделаем сначала радостную собачку. Начнем с туловища. Возьмите большой круг и согните его пополам. Теперь подтяните края круга к середине так, чтобы не образовалось угла. Точно так же делаем ухо. Чтобы сделать мордочку и лапы, круги просто сгибаем пополам. Приклеиваем глазки и хвост.
Теперь сами сделайте свою собачку. Подумайте, какое у нее будет настроение?





















13PAGE \* MERGEFORMAT14915