План урока в 7 классе
Тема урока : Правописание НЕ с причастиями.
Цель: создать условия для совершенствования умений и навыков правописания не с причастием; развивать умения учащихся видеть орфограмму в словах; формировать навыки самоконтроля.
Тип урока: УПЗУ.
Оборудование: презентация по теме, алгоритм, перфокарты, анимационный тест по теме, печатный тест по теме.
Ход урока.
Оргмомент.
Работа с предложением:
ЧЕЛОВЕК,(НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ,ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ..
- Объясните смысл этого предложения?
- В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?
- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?
- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие?
- Определите цель нашего сегодняшнего урока.
2. Запись в тетрадях числа, темы урока.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Восстановление в памяти правила написания НЕ с причастиями в игровой форме по картинке – помощнице. Учащиеся рецензируют ответы своих одноклассников, дополняют, приводят свои примеры.
(слайд №2)
Проверка знания теории. Теоретический диктант. После выполнения работа проверяется учащимися ( слайд № 3) и оценивается учащимися.
Задание: согласиться или не согласиться с предложенным учителем утверждением.
НЕ пишется слитно, если причастие не употребляется без НЕ.
НЕ пишется с полными причастиями слитно, если есть противопоставление.
НЕ с полными причастиями пишется раздельно,если есть противопоставление.
НЕ с полными причастиями пишется раздельно,если при причастии есть пояснительные слова.
НЕ с краткими причастиями пишется так же, как и с полными.
Алгоритм – помощник (слайд №4).
Вопрос: А правописание каких частей речи подчиняются этим правилам?
III. Совершенствование умений и навыков учащихся.
1. Запись по цепочке словосочетаний на доске, объяснение орфограмм и их графическое обозначение.
Ненастный день;непрочитанная книга; незамеченная ошибка; незамеченная учеником ошибка; не внимательный, а рассеянный ученик; письмо не дописано; не прочитанная, а просмотренная книга; почта не отправлена; не видимые глазом микробы; несмелый поступок.
2. Коллективное выполнение анимационного теста. Оценка. (приведен один слайд)
Примеры:
1) (не)прочитанная книга, (не) прочитанная мною книга;
2)картина (не) завершена, (не) завершенная картина;
3) (не) написанная, а напечатанная статья; (не) отремонтированная квартира;
4) (не) большая, но интересная книга; (не) написанная, а напечатанная статья;
5) давно (не) работающий телевизор, (не) проснувшийся ребенок;
6) (не) выполненное задание, задание (не) выполнено;
7) ещё (не) распустившийся цветок, (не) решенная задача;
8) в комнате (не) прибрано, (не)доумевающий взгляд.
3. Работа с перфокартами. Дифференцированное задание. Проверка, оценка.
А Б
В каких случаях НЕ пишется слитно?
2,3,8
1. Помещение (не) проветрено
2. (Не) крашеный дом
3. (Не) виданные размеры
4. (Не) написанная, а напечатанная статья
5. Класс (не) расформирован
6. Ещё (не) написанное сочинение
7. (Не) знающий ничего
8. (Не) годующий взгляд
В каких случаях НЕ пишется слитно?
1. Помещение (не) проветрено
2. (Не) украшенная ёлка
3. (Не) годующий взгляд
4. Пыль (не) вытерта
5. (Не) собранные, а рассыпанные грибы
Проверка: А – проверяют самостоятельно, находят ошибки, делают работу над ошибками.
Б- проверяют самостоятельно, находят ошибки, делают работу над ошибками коллективно.
4. «Лингвистическая зарядка»
Тетради не собраны
Пол не вымыт
Несчастный случай
Ещё не распустившийся цветок
Неряшливый человек
Невыдуманная история
Не подписанные учеником тетрадиНесделанная работа
Ненавидящий врага
Не хватает терпения
Рассказ не выдуман
5. Работа с предложениями. Задание: Объяснить орфограммы, встречающиеся в данных предложениях. Выписать два – три понравившихся предложения, проверить по образцу, оценить.
Вопрос: Чем интересны эти «детские примеры»? Чем они интересны для вас? (В юмористической форме автор – правила поведения, нормы жизни).
Г.Остер «Детские приметы и суеверия»
1. Съевшего не?мытые овощи постигнет тяжкая участь.
2. Не?стриже(н,нн)ые ногти пр(и,е)водят к царапинам на друзьях.
3. Не?завяза(н,нн)ые, а болтающиеся шнурки – предвестники разбитого носа.
4. Не?выуче(н,нн)ые уроки - к огорчению.
5. НЕ?сказа(н,нн)ая тобой глупость (не) уронит тебя в глазах товарищей.
IV. Релаксация учебной деятельности.
Цель: оценить результаты собственной деятельности; повторить способ нового знания;сконцентрироваться на затруднениях и уметь увидеть удачи.
Итак, подведем итоги урока. Давайте обобщим материал сегодняшнего урока и сделаем вывод о написании не с причастиями.
Вопросы: Можем ли мы без ошибки написать то предложение, которое прозвучало в начале урока? Чему научились на уроке? Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть?
Оглашаются результаты оценивания.
Д/з параграф ..........упр............. (по заданию)
V. Контроль знаний. Тестирование.Индивидуальное интерактивное задание двум учащимся.
Тест.
1. В каком примере НЕ пишется раздельно?
А) (не)лепый поступок Б) (не)опасное существо
В) (не) зависеть от родителей Г) (не)выполненное задание
2. В каком примере НЕ пишется раздельно?
А) (не)замерзающий пруд Б) (не)изученный материал
В) (не)годующий взгляд Г) ещё (не)изученный материал
3. В каком примере НЕ пишется слитно?
А) стены были (не)окрашены Б) (не)объяснимое явление
В) ещё (не) просохшая земля Г) план до конца (не) продуман
4. В каком примере НЕ пишется слитно?
А) (не)удачный день Б) (не) успевающий по математике
В) давно (не)чищенные ботинки Г) птица (не) поймана
5. В каком примере НЕ пишется раздельно?
А) (не)убранные игрушки Б ) (не) написанное письмо
В) (не)написанное, а напечатанное письмо Г) (не)утихающий дождь