Презентация «ЧИТАЕМ АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
____________________________________________________________________________
357353, Ставропольский край, Предгорный район, с. Этока, ул. Горького б/н
Тел./факс (879616-04-45 мс E-mail: itokash13@mail.ru)
Библиотека МКОУ СОШ №13
Год Литературы в Российской Федерации
Всероссийский читательский конкурс –
«ЧИТАЕМ АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА»
Книга об истинах честности и победах
80 лет со дня рождения писателя
Библиотекарь МКОУ СОШ № 13 Вартанян Р.Г.


Размышления о прочитанных страницах книги "Мой генерал" (читательская конференция по роману А.А. Лиханова "Мой генерал")
Цели урока:
воспитательные:
создать условия для воспитания чувства гуманизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья.
развивающие:
способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

Оборудование:
портрет писателя А.А. Лиханова;
выставка книг с произведениями А.А. Лиханова;
рисунки учащихся к роману;
письменные работы о войне, о военных реликвиях, хранящихся в семьях, о родных – участниках Великой Отечественной войны.
Ход урока
1.Слово учителя:
Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас. Наша встреча посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману «Мой генерал». Сегодня мы поразмышляем над самыми серьёзными страницами произведения. А эпиграфом нашего общения пусть станут слова писателя: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».
2.Послушайте короткую справку о писателе.
Альберт Анатольевич Лиханов родился в городе Киров 13 сентября 1935 года. После окончания отделения журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького в Свердловске он возвращается в родной город. Работал литературным сотрудником областной газеты «Кировская правда», главным редактором молодёжной газеты «Комсомольское племя».


А. Лиханов удостоен Государственной премии России, Международных премий имени Януша Корчака и Максима Горького, французско-японской культурной премии имени Виктора Гюго, литературной премии имени А. Грина и других.
В 1962 году в журнале «Юность» был опубликован первый рассказ Альберта Лиханова. Затем появились «Музыка», «Чистые камушки», «Магазин ненаглядных пособий», «Мой генерал» и другие произведения.
Основная тема его творчества – становление подрастающего поколения. Романы в повестях «Русские мальчики» и «Мужская школа» составляют дилогию, посвящённую военному и послевоенному детству. Многие эпизоды в этих книгах имеют автобиографическую основу.
Романы и повести «Тёплый дождь», «Солнечное затмение», «Мой генерал», «Невинные тайны», «Вам письмо» и многие другие посвящены проблемам нравственного воспитания подростка, вступающего в сложные взаимоотношения с окружающим миром, и ответственности взрослых за детей.
Недавние работы писателя – повесть «Никто», рассказ «Свечушка», эссе «Философия детства» - посвящены теме обездоленного детства в современном обществе. А. Лиханов является также автором сборника педагогической публицистики «Драматическая педагогика».
Многие (если не все) произведения Лиханова имеют двух адресатов – читателя-ребёнка (подростка) и читателя-взрослого. Эти книги могут стать предметом разговора, цель которого – возвращение к традиции семейного чтения, обсуждение прочитанного в семье.
Роман «Мой генерал» издавался неоднократно и вошёл в число произведений, за которые А. Лиханов был удостоен Государственной премии имени Н.К. Крупской.
Книга затрагивает многие темы. Она и о взаимоотношениях близких людей, и о душевных переживаниях ребёнка-школьника, и о дружбе. Но самое ценное и важное в ней – показ нравственного влияния, которое оказывает дед-генерал на мальчика.
У А. Лиханова много благодарных читателей, слушателей, зрителей. Ведь значительная часть его произведений получила как бы вторую жизнь на сцене театра, в кино, на радио, телевидении. Его книги изданы на языках народов бывшего СССР, в Болгарии, ГДР, Чехословакии, Польше, Монголии, Венгрии, Вьетнаме, Италии, США, Японии, Китае и других странах.
3.Итак, поразмышляем о прочитанном.

Кажется, что этот роман не для детей. Такой вывод можно сделать, прочитав эпиграф:
«Посвящаю всем генералам.
Всем полковникам.
Всем подполковникам.
Всем майорам.
Всем капитанам.
Всем лейтенантам.
Всем старшинам.
Всем сержантам.
Всем рядовым.
Посвящаю всем солдатам
минувшей войны, которым
их дети, их внуки,
их правнуки
и будущие праправнуки
обязаны вечно –
зеленой травой,
голубой речкой,
синим небом,
серебряным воздухом –
всем, что называется
ЖИЗНЬ».
Согласны ли вы со мной?
4.Что вы можете рассказать о маме и папе Антона Рыбакова? ( Часть первая «Самое начало», Главы «Про папу», «Про маму», «Как мы живём»).
5.Вспомните эпизод, где Антон, встречая деда в аэропорту, пробегает мимо него. Как произошла первая встреча? Почему дед не оправдал ожиданий мальчика? Какие мысли о внешнем облике деда-генерала возникают у Антона в этот момент? (Часть вторая «Дедушка», глава «мама за рулём»)
6.Вспомните главу «Злой демон» одноимённой части. В этой главе рассказывается о том, как Антон сообщает классу, что к нему приехал дед-генерал. Одноклассники не верят мальчику. Тогда Антон надевает генеральский мундир и выходит на балкон. Все поверили, что дед у Антона действительно генерал. Отношение к мальчику меняется.
Почему резко меняется отношение учителей и ребят к Антону?
7.Какие привилегии были у мальчика после избрания его председателем совета отряда? (Часть четвёртая «Злой демон», главы «Привилегии», «Генерал»)
8.Опишите состояние Антона после избрания его председателем совета отряда. (Глава «Выборы»)
9.Почему Алька и Кешка не стали относиться к Антону как все остальные – с заискивающим уважением? Настоящие ли они друзья Антона?
Как вы думаете, что такое настоящая дружба?
10.Что произошло на воскреснике? (Глава «Воскресник») Как вы относитесь к такому поведению Антона Рыбакова?
11.Как относится Антон к труду в начале и в конце романа? Как относился к труду генерал Рыбаков? Используйте для ответа главы части третьей «Отставка»: «Дедушкина отставка», «Дедушкино шефство», части четвёртой «Злой демон»: «Кладовщик».
Отвечая на эти вопросы, можно вспомнить мысли Антона: «Мне стало стыдно за дедушку. Как ему не совестно только, - подумал я. – Генерал, а катает коляски!» Сперва дед катал чужие коляски, а потом стал кладовщиком. Я даже заплакал, когда узнал об этом. Это генерал-то! Позор какой…». Дедушка и полы вымыл, и пирогов напёк (когда впервые остался один в Антошкином доме). Никакие мысли о непрестижности, простоте этого труда не приходили в голову дедушке. Генерал Рыбаков говорит своим близким: «Да что вы за чистоплюи. Нет стыдной работы, разве не знаете?»

12.Меняется ли отношение Антона к дедушке на протяжении романа?
Как вы думаете, какой момент в поведении и взаимоотношениях внука и деда стал переломным?
Снегопад, откапывание дедушкиного склада. (Главы «Снеговал», «Дедушкины стихи», «КП»)
13.В какой момент дедушка надел генеральскую форму и почему? (Глава «КП», дедушка руководит штабом по борьбе со снеговалом)
14.За что просил прощения Газовый Баллон (Кирилл Пухов) у дедушки? (Нельзя быть равнодушным – история с белкой)
15.Вспомните сцену встречи генеральских внуков в Москве. Чем остался недоволен Антошка? Какие чувства вызвали у вас слова, поступки этих детей?
Эти дети ещё ничем не отличились, но уже считают себя особенными, достойными особого уважения. Эти ребята уверены, что они лучше других только потому, что их деды – генералы. (Часть пятая «Дорогой человек», глава «Встреча на высшем уровне»)
16.В чём заключалась «военная тайна» генерала Рыбакова? Почему он её открыл? Прав ли он был? Почему? Как отнёсся Антон к этой тайне?
Почему Антон Петрович сказал о раскрытии «военной тайны» так: «Это долг моей совести»?
17.Родинка. Какие события связаны с этим понятием? (Глава «Родинка»)
18.Как вы относитесь к следующим словам генерала Рыбакова: «Есть вещи поважнее службы, работы, долга… У каждого человека должно быть продолжение. Это высшее счастье». Прав ли Антон Петрович?
19.Подумайте, почему Лиханов развивает в своем романе и тему войны?
20.В каких главах повествуется о войне. («Могила Неизвестного солдата»). Вспомните цитату:
Жил человек. Имя у него было.Мать, может, жена была, дети.А потом погиб. Так погиб,Что никто об этом не узнал.Но он не пропал. Он сталНеизвестным солдатом. Его,Может, ждут до сих пор.Думают о нём. Вспоминают.Зовут про себя по имени.А он без имени. Потому чтоИмя ему не нужно. Он – Для всех Неизвестный солдат».
Седой человек, старуха, ждущая сына, генерал Иванов, история трубача, телеграммщик: О нём Антошка сказал: «Брось ты! Не досадуй! Подумаешь, какой-то пьяница!» А дедушка так отнёсся к словам Антошки: « Не смей, я тебе просто приказываю: никогда не смей! Не смей о людях думать равнодушно! Люби, спорь, наконец, ненавидь! Но не будь равнодушным! У каждого несчастья есть причина. И её надо отыскивать. Надо помогать людям, чем можешь. Но никогда не закрывай глаза, не маши рукой, не считай, что есть зряшные люди. А самое главное – не будь равнодушным. Запомни это! И помни всю жизнь!»
21.Вспомните историю генерала Иванова. Почему глава, в которой рассказывается его история, называется «Настоящий человек»?
Слово учителя: На протяжении всего романа звучит тема войны. Вспомним историю трубача. Война поломала всю жизнь этого человека (Глава «Ещё одна история. Про трубача), лишила его семьи. Война повлияла на жизнь семьи Рыбаковых. На войне лишился рук генерал Иванов. Война перевернула жизнь многих людей. С тех далёких сороковых прошло много лет, многое забылось, большинство участников войны ушли из жизни, но всё же люди хранят военные награды, письма с фронта и рассказывают о родственниках – участниках войны уже их правнукам, праправнукам.  Как вы считаете, нужно ли это делать?
22.Помог ли вам этот роман узнать что-то новое о взаимоотношениях в вашей семье?
23.В конце романа Антон говорит: «Мой генерал всегда рядом… Он так жил, что не может умереть. Никогда!» Как вы понимаете эти слова?
В романе неоднократно звучит мысль, что, если человек жил достойно, он будет жить и после смерти – в памяти потомков.
24.Вспомним слова генерала Рыбакова: «Когда человек не доволен собой, это прекрасно. Хуже нет, если он собой доволен. Пиши, пропало. Нет человека. Хоть он есть, а его нет… Человек должен быть недоволен собой. Когда он досадует, он ошибку понимает. Досада – это урок.»
Согласны ли вы с ним? Почему?
25.Как вы думаете, какой человек вырастет из Антошки?
Для Антона дедушка стал особым человеком, на которого хочется быть похожим. Дед оказал огромное влияние на то, каким человеком вырастет мальчик. И очень важно, что влияние это хорошее.
26.Какие нравственные проблемы может помочь решить книга «Мой генерал»?
27.Заключительный этап обсуждения (Рефлексия)
Составление синквейна
Пример:«Мой генерал»
Интересный, грустный
Учит, развивает, воспитывает
Меняет взгляд на отношение с родными
Перерождение.
Сочинение-отзыв по книге А.А. Лиханова «Мой генерал»
В начале сентября, в день рождения Альберта Анатольевича Лиханова, библиотекарь и ребята пришли в наш класс и интересно рассказали о книгах этого писателя. Я в этот же день сходил в библиотеку и взял книгу «Мой генерал». Она произвела на меня большое впечатление, особенно дедушка главного героя книги Антона Рыбакова. Дедушку тоже звали Антон.
Он был генерал в отставке. Когда у него умерла жена, и кончились все важные дела, он прилетел в Сибирь к семье сына, по которой очень скучал.

Здесь, в Сибири, дедушка не захотел «в стороне сидеть», а всегда искал случай быть полезным и нужным людям. Он «взял шефство» над семьей сына. Генерал, а не стеснялся мыть полы и печь пирожки, помогал Анне Робертовне нянчиться с детьми в то время, когда их родители были на работе.
Когда бывший сержант Иннокентий Евлампиевич попал в больницу, он вместо него стал работать кладовщиком, «потому что молодежь не идет, не интересно». Старый генерал относился ко всем с пониманием, не был равнодушным, не дал шабашникам «за счет государства руки погреть», пробудил совесть в пьянице-почтальоне, бывшем боевом офицере.

Дедушка никогда не забывал о своей малой родине, Вятской земле, побывал с внуком в деревне, где родился.
А еще он не забывал о своих боевых товарищах. О своих подвигах и заслуженных наградах он не говорит ничего, хотя он воевал в Испании и за храбрость получил свой первый боевой орден, прошел с боями всю войну, и свою генеральскую шинель надел в Сибири один раз, чтобы успокоить людей на стройке, когда на поселок обрушился небывалый снежный заряд, чтобы думали: раз генерал, значит, армия на выручку пришла, все в порядке. Зато мы узнаем потрясающую историю про генерала Иванова, который потерял на фронте обе руки, но вернулся в полк и снова стал воевать. В Германии, под Дрезденом, генерал Иванов заслужил вторую Звезду Героя, всю войну прошел до конца. Антон Петрович хотел, чтобы внук увидел этого замечательного человека. Вот о таких людях надо знать всем и брать с них пример.
Дедушка очень любил свою семью и воспитал своего сына (который не был ему родным, а был сиротой: родители погибли в войну) хорошим человеком, хотел, чтобы из внука вырос настоящий человек. Он рассказывал Антону о своей жизни, о бабушке, о своих товарищах, которых искренне считал необыкновенными людьми.
А я считаю, что дедушка Антона был тоже необыкновенным человеком, и мне жаль, что в конце книги умирает такой благородный, честный, веселый человек.
Мне хочется, чтобы все читали замечательные книги А.А. Лиханова и брали пример с героев его произведений, потому что именно сейчас нашей стране нужны такие люди, как Антон Петрович Рыбаков.

Список литературы
1. Лиханов А. Мой генерал, М.: Детская литература, 1990.2. Читаем, играем, учимся, 2005, № 8, с.90 – 92, «Мой генерал»: семейное прочтение.