«Дети войны» (По повести А. Лиханова «Последние холода»)

Тема: «Дети войны» (По повести А. Лиханова «Последние холода»
Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством детского писателя А. Лиханова.
2. Донести до учащихся идейное содержание произведения.
3. Учить учащихся умению сострадать, сопереживать обездоленным людям.
4. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к старшим, своим сверстникам, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: портрет А. Лиханова, выставка его книг, словарь литературоведческих терминов, толковый словарь, иллюстрации к повести «Последние холода», эпиграф.


Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете!
А. Твардовский


Предварительные задания:
Прочитать повесть А. Лиханова «Последние холода» и ответить на вопросы:
- От чьего имени ведется рассказ?
- Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой?
- К чему Коля привык, живя в своем доме?
- Когда Коля начинает видеть вокруг себя трудовую жизнь? Ощущать по-настоящему беду?
- Что помогло Вадику и Маше выстоять, выжить?
- Какие качества характера спасли их?
- Как помог им Коля?
- Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?
- Почему повесть называется «Последние холода»
Подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя.
Подготовить к уроку портрет А. Лиханова, выставку его книг, собственные иллюстрации к повести.
Ход урока.
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.

Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинам военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, - ведь взрослые всего лишь бывшие дети.
- Много горя принесла война. А сколько детской печали! Но война не разделила людей, а объединила детей и взрослых. Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогли выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды. Обо всем этом повесть «Последние холода».
Это произведение посвящено детям минувшей войны, их лишениям и страданиям. Эти дети не столкнулись с войной лицом к лицу, но и в глубоком тылу, далеко от линии фронта, она обрушила на них недетские заботы, переживания, горе, она опалила их души. Сегодня разговор пойдет не просто о военном детстве, о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, что ребятам иногда нелегко вести себя самоотверженно и достойно, когда единственный судья – сам человек.
Слово о писателе.
«Боже, как я благодарен судьбе за то трудное, счастливое детство, -говорил Альберт Лиханов. Он вспоминал, как ждали отцов с фронта, как жили ожиданиями победы, делили со взрослыми все тяготы, трудности, как рождались добрые чувства, сострадание, вера в справедливость. Книги Альберта Лиханова решают важную задачу: как человек остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное.

Сообщение учащихся о жизни и творчестве А. Лиханова.

- Родился А. Лиханов в городе Кирове 13 сентября 1935 года. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. «Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдания», вспоминал писатель.
Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла его бабушка Мария Васильевна: «Да именно бабушка указала мне путь к книгам».
У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очереди за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых.

Аналитическая беседа с учащимися.

- Какое впечатление на Вас произвела повесть Альберта Лиханова «Последние холода»?
- По жанру «Последние холода» - это повесть. Дайте определение этому жанру. Что же такое повесть? Чем повесть отличается от рассказа?
(Повесть – чаще всего это история одной жизни, связанная с судьбами других людей, рассказанная от имени героя или самого автора. По характеру действия сложнее рассказа.
(Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).
- От чьего имени ведется рассказ?
(Рассказ ведется от имени Коли – взрослого человека, который вспоминает свое военное детство. Прошло так много лет, а он отчетливо помнит те страшные годы войны, потому что это невозможно забыть.)
- Сколько ему лет?
( 10 лет )
- Где он живет и с кем?
(С мамой и бабушкой)
- Ощущал ли он на себе все тяготы войны?
(Бабушка с мамой делали сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода)
- Найдите это слово в подтверждение сказанного?
(Надсаживались)
- Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой? К чему привык Коля, живя в своем доме?
(Доброжелательные отношения. Он был послушный сын. Он привык, что о нем заботились, боялись за него, думали о нем).
- Когда Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать настоящую беду?
(Когда получил талоны на дополнительное питание в столовую. Вот когда он начинает ощущать, что такое война. Мальчик увидел воочию, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе. Шум, крики. Длинные очереди за похлебкой Коля видит здесь разных ребят: детей с обидной кличкой «шакалы», хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку такую бледную, как бумага, это невозможно забыть)
- Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность! Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в жизни Коли.
- Что мы узнаем о Вадике и Маше?
(Вадик и Маша - эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице – в тифозном бараке. Живут вдвоем. А тут еще одна беда: Маша потеряла карточки, и они голодают, они об этом никому не говорят, так как считают, что сами виноваты.)
- Какие качества характера спасли детей, находившихся в безвыходном положении? Что помогло им выстоять выжить?
(Светящаяся доброта, любовь забота о маме – письмо, которое пишут Вадик и Маша. Забота друг о друге. Вадик чувствует ответственность за Машу, защищал, кормил ее, даже в баню водил.)
- Конечно, во многом детям помогли люди, которые их окружали. Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля! Что он сделал для них?
(Кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел, куртку решил отдать, идет с Вадиком не промысел. Он не побоялся идти в тифозный барак, что он сумел преодолеть страх. «У тифозных бараков я опять растерялся. На меня напал страх. Мама и бабушка всегда говорили, что именно к этой больнице даже приближаться опасно»)
- Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной. «Но что стоят добрые пожелания без поступков?»- говорит он себе. Мы видим, как мужает Коля, как становится сильным. Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?
(Он задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. Нелегко доставалась еда Вадьке. Главное, какой ценой. Коля называет Вадика благороднейшим человеком. Ему стыдно перед другом, так как только теперь он понял, какую тяжесть взвалил на себя этот мальчик, которому нужно было думать не только о Маше, но и о маме. Голодные, несчастные дети сумели в Коле пробудить добрые чувства! В нем проявляется бескорыстие – готовность помочь, идти на любые жертвы).
- Такая готовность появляется не вдруг, ее нужно воспитывать в себе, преодолевать и боязнь и страх. Вместе с Колей задумаемся над глубиной смысла слов.
Постигаем нравственные истины. Найдите в тексте рассуждения Коли.
(«Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой – то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное Во множестве сложных вещей он узнает самые главные, понимая их если не умом, то сердцем»)
- Многое Коля стал видеть и понимать по – другому. Теперь перед ним были непросто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства!
Прикоснувшись к их судьбе, Коля научился разделять радости и печали, он, привыкший к тому, чтобы заботились о нем, боялись за него, теперь понимает, как это прекрасно уметь бояться за кого-то, думать и заботиться о ком-то: «А вот Вадька боялся боялся за свою маму бы никогда не сказал так и никогда не подумал. Я знаю, что боятся за меня мама и бабушка.
- Почему же Вадик и Маша не стали друзьями?
(Горе сделало Вадика и Марусю взрослыми. Горе, война, беда сделали их маленькими старичками. Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя.)
- А как Коля считает почему они не подружились?
(Не вышла у меня дружба с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может была другая причина, что мы не стали друзьями, - время»)
- Почему повесть называется «Последние холода»?
(У природы - конец зимы, в книге – конец войны, а значит, кончится голод, не будет шакалов, в душе начнется «потепление», поэтому «Последние холода».)
- Да, весна! Заканчивается война, холод войны. Та весна была необыкновенной. Приближался особенный день. Первый день Мира. Его приближали все, как могли.
Словарная работа.
Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутренне сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Обществом.
Стыд – Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка. Позор, бесчестие. Унижение, самоосуждение, раскаяние, внутренняя исповедь перед совестью, срам, позор, поругание посрамление, унижение в глазах людей, унизительное, скорбное чувство.
Благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью.
Благородный – высоконравственный человек, самоотверженно честный и открытый.
Бескорыстие – готовность помочь, идти на любые жертвы.
Взрослость – достижение зрелого возраста.

Работа с иллюстрациями.
- Что такое кульминация? (Момент наивысшего напряжения в произведении).
- Ребята, какой момент, какой эпизод можно считать кульминацией повести?
- Обратите внимание на рисунки, помещенные на доске. На каком из них изображен момент, где больше всего мы переживаем за судьбу героев?
(Эпизод «Смерть мамы» я считаю, что это самый тревожный и волнительный эпизод повести. Гибель отца на войне, болезнь мамы еще больше сдружили детей – Вадика и Машу. Они теперь заботились друг о друге, но все заботы у них, конечно, не были о маме. Мама – самый дорогой и близкий человек для всех. Поэтому известие о смерти мамы – это самый напряженный момент в повести).
Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано сегодняшнее счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым. Разговор состоялся. Возмужал, вырос на наших глазах мальчик Коля. Чужое горе, беда перевернули его жизнь. И не только Коля, но и мы понимаем, что с самого детства надо воспитывать себя так, чтобы отзываться на чужую боль, спешить на помощь человеку.
Война вторглась в жизнь героя рассказа Владимира Богомолова «Иван».
- Почему Ваня так ненавидел фашистов? Можно ли назвать его патриотом?
- Что такое патриотизм?
(Любовь к Родине, готовность человека, даже если это потребуется, отдать за нее жизнь)
- Почему режиссер Андрей Тарковский назвал свой фильм «Иваново детство»? А не «Иван»
(Война лишила многих детства. Теперь Ваня – разведчик, который серьезно относится к своим поручениям, а, в сущности, он остается ребенком)
- Во время войны бок о бок, плечом к плечу сражались на фронте мужчины, женщины и дети.
- Послушайте стихотворение Юлии Друниной «Зинка»
- А теперь стихотворение нашего земляка Дмитрия Баранова «Страницы детства».

Сообщение о музее

- Скоро наступит май. Будет утопать в зелени наш школьный двор. Расцветут у Обелиска славы красные тюльпаны, напоминая нам о пролитой крови, о гибели миллионов людей, отдавших свои жизни во имя мира и свободы. В их числе 40 выпускников нашей школы, ушедших на фронт прямо с ученической скамьи. 8 мая в скорбной минуте молчания застыла школа. Идет героическая поверка. И так каждый год, 8 мая, у Обелиска славы, возведенного на центральной аллее нашей школы, проводится торжественная линейка «Минута молчания». Как на могилы своих близких, приходят дети, внуки, правнуки к школьному обелиску. О своих героических предках они могут узнать из материалов школьного музея, созданного руками наших педагогов и учеников в 1968 году. Среди экспонатов музея есть и вот такие треугольники-письма, которые нельзя без волнения читать. Их писали те, кто радовался жизни, цветению садов, улыбался солнцу и мечтал о будущем.

История георгиевской ленты.

- Для нашей родины всегда будет святым день 9 мая, и всегда люди будут мысленной возвращаться к маю 1945 года. И наш человеческий долг: поздравляя друг друга с праздником, всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне. В преддверии этого великого праздника, в рамках акции «Ко Дню Победы» раздают ленту, которую именуют «Георгиевской». Эта лента черно-оранжевого цвета стала в России символом военной доблести и славы.

Заключительное слово.

Зачитать эпиграф.

Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!
А. Лиханов